Травма без «р». Демонические выкрутасы The Thaumaturge

Травма без «р». Демонические выкрутасы The Thaumaturge

TL;DR: чудно сделанная, но слегка сырая игра производства Fool’s Theory. Красивый визуал, славянская стилистика конца царских времён, восхитительный во многих местах дизайн. Слегка подкачивает в области RPG и больше похожа на Point’n’click. Мнимый диалоговый выбор, прикрытый недурственным сюжетом. Любителям нарратива и изометрии зайдёт идеально. Тем, кто не очень усидчив с относительно неразнообразным геймплеем, лучше пройти мимо в этот раз.

Кто из нас не любит славную мистическую драму с лёгким историческим флёром и приличным визуалом?

Вопрос вообще риторический, но пусть фокус-группа двигается поближе. Сегодня буду рассказывать про попавшую мне в руки Thaumaturge, новинку от поляков Fool’s Theory и паблишера 11 bit.

А, и да – своих салюторов, товарищи, сдаём на входе!

Кручу-верчу, запутать хочу

Добро пожаловать в мир тауматургов.

Это – люди особого сорта, эдакие маги-саммонеры с психологической добавкой и щепоткой экзорцистского диплома сбоку. Обладающие врождённым талантом, тауматурги – своего рода лекари человеческих душ; они видят людские изъяны и способны не только помогать болезным, но и использовать природные силы, чтобы крутить человеческую волю как им надо.

Твоя приключенческая роль на этот раз – как раз такой «отмеченный жизнью», Виктор Шульский. Поляк по происхождению и тауматург по призванию, Виктор возвращается в родные варшавские пенаты по печальной причине: скоропостижно умирает его отец. Но тихое семейное воссоединение оказывается не единственным, что ожидает Шульского по прибытии в город – и герой оказывается в стремительно закручивающемся водовороте политических событий, предательств, интриг и человеческих пороков…

Всё, дальше без спойлеров. Не вижу смысла тут перебирать многочисленные детали сюжета и как они связаны со вполне существующей историей. Скажу только, что, как исторический гик, я прилично похихикала и получила максимум удовольствия от происходящего. Сюжет – крепкий, не излишне драматичный, чем грешит внушительная часть современных громких проектов, и не чересчур затянутый, что тоже нынче популярно. Лично мне, как старожилу, чем-то напомнило ту же Dishonored в некоторых частях – история «героя против мира», вечная классика на политических дрожжах. Вкусно, просто и без излишеств. Как и должно быть в хорошо продуманной сюжетной игре.

Спортивная паранормальная ходьба

По механикам The Thaumaturge выполняет почти все заявленные функции нарративной RPG, которую обещали разработчики. Большую часть игрового времени ты будешь а). ходить и б). разговаривать. Первая опция – это, разумеется, не только перемещение между точками сюжета и в рамках локаций, но и гигантское поле для исследований. Как тауматург ты взаимодействуешь с миром и выстраиваешь собственное мнение о происходящих событиях по большей части за счёт находящихся в мире подсказок; анализируя каждую, герой составляет цепочку событий задолго до того, как узнаёт о произошедшем от свидетелей. Внимательность и минимальная логика открывают дополнительные опции диалогов – а без этого зачастую не поддастся какой-нибудь сторонний квест. С другой стороны, чтобы пропустить очередную подсказку, нужно либо некисло залажать (как, например, я, вложившая доступные очки развития не в ту ветку), либо забыть надеть глаза. Все нужные улики в игре подсвечиваются контрастным красным, и пропустить их вряд ли получится – только если ну очень хорошо постараться.

По поводу пункта б. Игра довольно лояльна к тому, что ты мелешь, и в большинстве ситуаций выболтать себя можно практически из любой передряги. Но иногда помахать кулаками всё же придётся – с некоторыми товарищами договориться просто не получится. На этот случай у Виктора предусмотрены не только правая и левая руки, но и те самые салюторы, упомянутые выше. Каждый прирученный барабашка обладает собственными перками в бою и будет помогать по-разному: кто-то грызёт противника сомнениями, кто-то без обиняков проделывает в нём дополнительную вентиляцию шашкой. Думай об этом как о тех же саммонах из Финалки или, прости господи, D&D. Принцип плюс-минус одинаковый. Ну, или можешь просто стрельнуть какому-нибудь особо ярому говнюку в колено. Тоже вариант. К концу игры эта прямолинейность, правда, надоедает, но опять же, боёвка продающих поинтом этого проекта особо и не была.

Зато развиваться здесь дают с запасом. В основном качать ты будешь навыки тауматурга – свой первостепенный инструмент общения с миром. Четыре характеристики Виктора – Сердце, Разум, Деяние и Слово – требуются в разном своём проявлении для анализа разных улик, чтобы из них можно было полноценную картинку и найти нужные рычаги давления на того или иного персонажа. Повышать их, в принципе, не сложно: опыт здесь даётся почти за каждый чих, вплоть до удачно прочитанной газеты. Главное – как я уже говорила выше, не воткнуть все наработанные очки куда-то не туда, предварительно не подумав.

А вот к чему систематически можно придраться – так это к тому, что игра, которая, повторюсь, спокойно терпит всё, что вылетает из твоего рта, примерно так же пофигистично относится к «сюжетным» развилкам. Для заявленных морально-серых выборов, которые были довольно приличной маркетинговой точкой для The Thaumaturge, тут этих выборов как-то особо и не густо. То есть совсем не. За исключением совсем уж критичных сюжетных моментов игра просто достаёт из панталонов гигантских размеров уд и кладёт его на всё, что ты там хочешь на самом деле ответить. Технически это развилки в диалоге, которые через два шага всё равно приходят в одну и ту же точку. Зачем было прикручивать такую механику к игре, но не давать игроку адекватно ею пользоваться? Ей-богу, было бы полезнее просто её не заявлять.

Дьявольски красиво

Скажу честно, с изометрией у меня отношения натянутые. Я тщательно задумалась над тем, стоит ли вообще браться за обзор игры, когда в первый раз её увидела.

Взялась, в общем-то, по странной причине – уж очень проект напомнил мне по атмосфере и вайбам бессмертную point’n’click-классику, Syberia. Если у тебя внушительный багаж игрового опыта, ты наверняка понимаешь о чём я. Если нет – не страшно, но вопрос настоятельно рекомендую как-нибудь на досуге изучить.

Но вернёмся к The Thaumaturge. Местный стиль, мне думается, во многом понравится фанатам более сдержанного в красках, но детального визуала. «Припылённая» стилистика ранних 1900-х добавляет лёгкое мистическое напыление происходящему, создавая свою собственную полноценную ракушку мира теней, духов и таинственных магов; она хорошо при этом смешивает вполне повседневные вещи и происходящее «из ряда вон». Отдельные комплименты дизайнерам, закопавшимся в исторические референсы. Поздняя царская эпоха будет говорить с тобой с экрана, если ты ценитель, и просто порадует глаз, если ты мимокрокодил. Детализация для изометрии сумасшедшая – никогда, наверное, не перестану удивляться таким случаям, я видела меньшее внимание к деталям и в более крупных проектах. Кроме того, есть у игры визуально вот этот незабвенный флёр польского геймдева, преимущественно сепийная и монохромная гамма, напоминающая что-то о начале нулевых, с местными цветными вкраплениями. Подумалось почему-то про The Medium, которую я проходила в своё время – там визуально дела обстояли примерно так же.

С графикой, правда, иногда возникает накладочка – кое-где любят проглядывать банальные «сырые» баги. Ну да это, вознадеюсь, легко починится парой быстрых обновлений.

Я слышу мертвецов

В рамках звука The Thaumaturge в очередной раз несказанно порадовала. Мягкое ненавязчивое музыкальное сопровождение аккуратно поддерживает уже созданную атмосферу, дополняет её и почти идеально вписывается в происходящее. Классика: прогулкам по местному сценарию – спокойное и медитативное, боёвкам – динамичное и резкое. И всё приятно уху. Низкий поклон от меня аудиодепартаменту.

А вот с актёрами озвучки хотелось бы в половине случаев поговорить за жизнь. То ли на них тоже повлияла атмосфера игры, то ли день в будке выдался тяжкий, но в некоторых моментах ощущается, как человек за микрофоном просто уже задолбался писать этот чёртов текст. И это при том, что добрая половина персонажей вообще разговаривает таинственным приглушённым полушёпотом, будто переговариваясь с кем-то за твоей спиной, а не передавая тебе великолепную актёрскую игру через наушники. И в некоторых местах это даже не вхарактерно! Мне, как человеку, со слухом не особо дружащему, было не особо прикольно делать звук погромче ради бормотания героев, чтобы буквально через пару секунд получить освежающий заряд бодрости прямо в барабанную перепонку. Хотя, может, на актёров я и зря грешу – просто звук надо было выравнивать чуть поточнее. Ну серьёзно, ребят, я так скоро совсем глухой стану!

И да, пару слов за здоровье локализации. Это какой-то максимально бодрящий прикол. То ли оригинальный текст дополняли уже после перевода, то ли с субтитрами поленились сверить две версии – но больше чем в половине перевода не хватает прям кусков текста. Читаешь ты на русском одно, а персонаж перед этим умудряется впихнуть ещё целое предложение или хотя бы его половину. В целом, для современного человека ничего криминального в этом нет, но если ты не особо разбираешь в иностранных языках – я тебя, в принципе, предупредила, субтитры тут действительно лажовые.

А, и да. Они не убираются. Опции отключить навязчивый текст в низу экрана в игре просто нет. 2024 год на дворе.

Недобитая надежда

И всё же The Thaumaturge не вызывает желания на неё ругаться. Она увлекает тебя своими хорошими сторонами достаточно, чтобы если не забыть о недостатках, но хотя бы прикрыть на них глаза. Хоть ненадолго. Проект очень старается быть нарративной RPG и взваливает именно на этот горб все тяготы, хотя и не везде вытягивает все данные обещания. По факту она только частично RPG, а если совсем честно – скорее вписывается в рамки старых-добрых point’n’click с прикрученной системой боёвки и развития. По крайней мере, именно так она ощущается на большей части своего процесса. Визуально приятная, нарративно интересная, The Thaumaturge страдает в некоторых частях теми самыми болезнями «слегка недополированного проекта», которые уже, страшно сказать, прям ждёшь от независимого проекта молодой студии: из неё торчат местами нитки недоделок, которые, смею надеяться, подрежутся ближайшими обновлениями. В неё искренне хочется верить. Её хочется сравнивать с шедевральными инди-штуками типа Black Book. На неё хочется надеяться как на просто хороший проект, который, когда отполируется совсем до конца, найдёт своего ценителя и станет той самой штукой, про которую захочется сказать друзьям и, затаив дыхание, ждать, когда они доберутся до твоего любимого сюжетного сегмента или босса.

В общем, хочется, да.

Но пока – 7.5

P.S.: полбалла накинула за бороду Распутина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор minina-kseniya
(Уже не) блондинка в редакции. Диплом спеца по хоррорам и экшенам. Осваивает R6S. Сказала маме, что хочет замуж за Capcom.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *