Обзор Kentucky Route Zero. Дорога, ведущая в никуда

Обзор Kentucky Route Zero. Дорога, ведущая в никуда

Признаюсь честно — мнение о Kentucky Route Zero у меня сложилось максимально превратное. По какой-то мне самому непонятной причине, я считал игру претенциозным квестом с мудреными головоломками и достаточно блеклой историей, главным светлым пятном в которой мне виделась смешная собака в соломенной шляпе.

Это когнитивное искажение не рассеялось даже после релиза: я пропустил мимо умеренный хайп вокруг проекта и продолжил считать Kentucky Route Zero не слишком достойной моего внимания вещицей. Лишь после того, как об игре мне рассказали друзья, я начал ей интересоваться: мне нравятся магический реализм и истории, написанные в логике сновидений.

Тем не менее, я не то чтобы часто вспоминал о Kentucky Route Zero, и название игры продолжало болтаться в бэклоге незакрытым гештальтом. Повод ознакомиться с проектом появился в конце этого лета: на PS5 вышло издание TV Edition, которое пусть и привносит каких-то изменений, но дает возможность с удобством пройти игру на большом экране.

Чем я в итоге и занялся. Все-таки мне нравится закрывать гештальты.

В центре сюжета игры – немолодой курьер Конуэй, работающий в антикварной лавке, находящейся на грани закрытия. Как обычно бывает в таких историях, у Конуэя появляется Последний Заказ: ему нужно отвезти кое-что ценное по адресу Догвуд-драйв, 5, к которому ведет загадочная Нулевая трасса. Проблемы с заказом у Конуэя начинаются сразу же. Во-первых, такого адреса, кажется, не существует и никогда не было вовсе. Во-вторых, каждый встреченный бедолагой попутчик не просто не знает, как туда добраться, но и, кажется, видит своей целью превратить и так непростой путь Конуэя в замысловатую петлю без цели и смысла.

Или…так только кажется?

Сюжет Kentucky Route Zero на первый взгляд является чередой слабо связанных между собой мизансцен и интермедий, зачастую даже не касающихся главного героя напрямую. События здесь переплетаются во времени и пространстве, смешиваются и расплетаются раз за разом, не давая понять до конца ни одну из сюжетных линий. Разработчики подчеркивают эту особенность отдельно: все пять эпизодов игры можно проходить в любом порядке, начать приключение можно с любого акта, даже с формально заключительного пятого. Осмыслению приключений героев прохождение в нехронологическом порядке помешает не сильно.

У истории нет какого-то «якоря нормальности», позволяющего выцеплять реальные события и держать их отдельно от творящихся странностей. Сюжет спускается в сумеречную зону сразу же, как только Конуэй попадает на заправку. Странные музыканты в кустах; загадочные люди, играющие в карты в подвале; музей невообразимых экспонатов, тайные туристические места Кентукки, в которые не ведет ни одна дорога и не о которых не знает ни один обычный справочник – все это моментально вываливается на Конуэя фантасмагорическим снежным комом, который даже не стоит пытаться разгадать. Вы просто потратите время пустую.
Единственный способ насладиться миром Kentucky Route Zero – это просто принять местную логику как данность, не тратя сил на декомпозицию истории. Наоборот, игра рассчитывает, что вы примите её правила и позволите сценарию нести вас по волнам приключений. Конечно, в KR0 можно пытаться играть и в «скучном» формате, сводя все беседы к нудному обсуждению той самой Нулевой трассы. Но так вы рискуете лишить себя большей части удовольствия от игры. Гораздо интереснее расспрашивать кассиров об одиночестве, съездить с музыкантами на их собственный концерт, или попытаться устроиться на работу в бар, скрытый в подвале разрушенной церкви.

Что представляет из себя сюжет игры, обьяснить трудно. Однако если вы смотрели что-то из Дэвида Линча, Ари Астера или Чарли Кауфмана; читали уже легендарный «Дом Листьев» Марка Данилевски, то примерно сможете представить, что ожидать от Kentucky Route Zero. Это ни в коем случае не хоррор и не триллер (хотя некоторые моменты могут вызвать у вас что-то, похожее на тревогу). В своей основе это история ошибок сломанного человека, разорванная на лоскуты и спрятанная по разным углам сюжетного полотна.

Следить за ней интересно, но несмотря на мою любовь к такому стилю в целом, некоторые сцены показались мне сильно различающимися по качеству. Например, потрясающей сцене в баре я бы противопоставил затянутый эпизод в порту, который откровенно заставил меня заскучать. Впрочем, ваше приключение вполне может сложиться иначе.

Под весом «логики сна» Kentucky Route Zero расслаивается не только реальность. В какой-то момент и повествование начинает распадаться на части, а в диалогах появляются длинные сноски-флэшбеки, будто написанные Дэвидом Фостером Уоллесом. В центре сюжета зачастую оказывается не сам Конуэй, а второстепенные (и порой совершенно анекдотические персонажи).

История и диалоги здесь – главная ценность, и написаны они по большей части действительно хорошо и живо. Впрочем, хвалить в игре что-то другое затруднительно, потому что этого «другого» тут попросту нет. Здесь весьма условная графика: задние планы практически не прорисованы, а у героев даже нет лиц и других деталей – лишь очертания, которые зачастую и вовсе обращаются окутанными тьмой силуэтами. Здесь почти нет озвучки: за всю игру вам встретятся несколько озвученных диалогов и музыкальных тем, а в основном вы будете наслаждаться мягким эмбиентом (впрочем, саунд-дизайн здесь действительно чудесный). Здесь нет инвентаря, роликов, даже геймплей тут ограничивается выбором диалоговых строчек и переходам по «точкам интереса».

Это, конечно, художественный замысел: Kentucky Route Zero всячески стимулирует ваше воображение, заставляя его работать в несколько раз сильнее на фоне информационного голода. Впрочем, впечатляющие сцены тут все равно есть: картинка в телевизоре тут может перетечь в пасторальный пейзаж с мирно пасущимися конями, а во время исполнения песни бар вокруг героев может плавно раствориться, обнажив ночное небо с яркими звёздами.

Мне кажется, другой геймплей Kentucky Route Zero просто не нужен. Более сложное взаимодействие со здешним миром тут только отвлекало бы и мешало наслаждаться историей. Пожалуй, самый комплексный и проработанный элемент игрового процесса проекта – езда на грузовике между точками интереса. Чтобы попадать в нужные места, вам придется не только читать путевой дневник, но но и следовать указаниям разной степени странности (вроде езды против часовой стрелки).

До статуса смелого эксперимента «для своих» игра всё же не дотягивает: то ли авторам не хватило на это денег, то ли смелости. Вероятно, виновато все же второе: статус «вычурной и заумной» несет в себе слишком большие риски. Сейчас же это просто хорошее артхаусное приключение с низким порогом входа. Если вы стойко переживаете отсутствие геймплея и любите читать, то как минимум попробовать Kentucky Route Zero определенно стоит.
Вся игра проходится часов за семь и при должном старании вы проглотите всю историю за два-три вечера, не успев устать от местного сюра.

И, наверное, все-таки стоит пройти мимо, если вас не привлекают магический реализм и непонятные истории, в смысл которых приходится вгрызаться. Kentucky Route Zero — это абсурдная театральная постановка, которая принесет удовольствие только при полном вовлечении. В противном случае, все увиденное просто покажется вам несмешным бредом и оставит после себя кучу вопросов, на которые вам на самом деле никто отвечать и не собирался. Ведь смысл в этой истории не в финале, а в самом участии в ней. В общем, если вы из таких, то игру лучше обойти стороной.

А остальные…остальные рано или поздно обнаружат себя на пыльной трассе в Кентукки за рулем полного пустых бутылок ржавого грузовика. Вы окажетесь на заправке, гостеприимный владелец которой совершенно не умеет писать стихи. Вы встретите девушку, умеющую чинить радиоприборы, младшая сестра которой со временем стала старше нее. Вы окажитесь в пещере перед поросшим плесенью компьютером, в памяти которого хранится Совершенный Алгоритм. Вы посетите цитадель бюрократии, где никто ни за что не отвечает и никто ничего не знает. Вы напьетесь в баре, где не принято платить по счетам, а бармен говорит ванлайнерами из боевиков (или это все была театральная репетиция?).

Вы сплавитесь на корабле, полетаете на орле, и выслушаете истории множества разбитых, но интересных людей.

Или ничего из этого не произойдет. Вы никого не выслушаете. Нигде не окажетесь. Никого не повстречаете. Возможно, вам повезет быстро оказаться на Нулевой трассе и вы отвезете заказ клиенту. Решать вам, приключение только ваше.

Главное, чтобы вам было, куда ехать.

P.S. Честно, я не знаю, что можно интересного сказать о PS5-версии. Тут нечему ломаться и нечего проверять. Игра выглядит так же, как и на других платформах, работает
стабильно и загружается быстро. Правда, мне хотелось бы видеть меньше «лесенок» – видимо, авторы решили не запариваться и не оптимизировать ассеты под 4К-разрешение. Простительно, но все же немного обидно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор aleksandr-koloskov
Шеф-редактор, автор обзоров и игровых новостей на сайте. Считает Nintendo Switch лучшей консолью в истории человечества. Владеет хитрыми кунг-фу техниками набора текста на смартфоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *