Рейтинг лучших игр в жанре MOBA

Рейтинг лучших игр в жанре MOBA

MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) – один из жанров компьютерных игр, ставший в последние годы необычайно популярным. Большинство МОБА-проектов объединены общими чертами: это сессионные командные поединки на различных картах/аренах, в процессе которых игрок выбирает себе одного из множества персонажей, имеющих свои навыки и особенности, и выполняет с его помощью поставленные задачи. Победной целью может стать захват точек, разрушение базы противника, физическое уничтожение врагов и пр. Все зависит от задумки разработчиков.

В последнее время рынок MOBA заполнился под завязку. Огромное количество разработчиков, как начинающих и малоизвестных, так и довольно знаменитых, стремятся создать убийцу Dota или конкурента для LoL, вот только и близко не могут приблизиться к популярности вышеупомянутых хитов. Тем не менее, многие игры выглядят весьма достойно и заслуживают того, чтобы проходящий мимо игрок скоротал в них пару десятков (а то и сотен) часов. Ниже представлен рейтинг таких игр.

 

Лучшие представители жанра MOBA-игр

 

Пятнадцатое место – Heavy Metal Machines

  • Дата выхода: 31 января 2017
  • Платформа: Windows (Steam)
  • Разработчик: Hoplon Infotainment

Никаких магов, драконов и прочей сказочной ерунды в этой игре вы не увидите. Здесь их место занимают опытные гонщики и их разнообразные автомобили, отличающиеся между собой набором способностей и параметров. Во время смертельных заездов врагов можно замедлять, таранить, брать под контроль и обстреливать атакующими скилами. И все это ради того, чтобы суметь три раза довезти да базы противника заряд, который должен будет ее уничтожить. Формула очень проста, но позволяет генерировать массу неординарных геймплейных ситуаций.

Да, есть и обратная сторона медали – игроки периодически жалуются на застревание в текстурах, неэффективность внутренней системы репортов. Но это проекту можно простить, ведь Heavy Metal Machines все еще находится в раннем доступе Steam, следовательно, находится в процессе активной доработки и развития. А вот достаточно скромный онлайн, редко перешагивающий отметку в сотню пользователей, явно не мотивирует начинать.

 

Четырнадцатое место – Strife

  • Дата выхода: 22 мая 2015
  • Платформа: Windows, Linux, Mac OS
  • Разработчик: S2 Games

При первом знакомстве Strife производит впечатление довольно казуальной МОБА-игры, но первое же сражение развеет все сомнения. Разнообразящих геймплей возможностей здесь более чем достаточно. К примеру, героев перед сражениями можно настраивать, “затачивая” под собственную манеру игры, подбирать к ним в пару различных питомцев, обладающих собственными пассивными и активными способностями. Никаких шаблонов – всегда можно придумать что-нибудь новое, чтобы застать врасплох противников на поле боя.

Предметы можно создавать и разочаровывать, что также сказывается на игровом процессе. Хотите вырастить из героя идеального саппорта? Тогда постарайтесь получить максимально ценный предмет, повышающий объем доступной маны и ее регенерацию. А вот керри-нагибаторам лучше раскачивать силу и скорость атаки, ведь им придется вносить по врагу основной урон.

 

Тринадцатое место – Panzar

  • Дата выхода: 12 апреля 2013
  • Платформа: Windows
  • Разработчик: Panzar Studios

Панзар – это МОБА от отечественных разработчиков, ничуть не уступающая по качеству зарубежным аналогам. Ролевая составляющая тут выражена крайне слабо, никакой необходимости долгой прокачки и фарма валюты нет, зато куда больше адреналинового экшена и ожесточенных битв с реальными соперниками. Чтобы занять превосходство на карте, команда должна действовать сообща, грамотно комбинируя способности различных рас и классов. К примеру, гном может отправить союзника телепортом в стратегически важное место, а орк задавит врагов в ближнем бою грубой силой.

Приятно разнообразят игру мелкие нововведения. Например, в самый разгар схватки погодные условия на локации могут существенно измениться, а светлая и солнечная обстановка сменится пасмурной и туманной. Выглядит все это просто отлично, ведь основой для Panzar послужил третий Cry Engine (хоть это и не знаменитый Crysis, но картинка по меркам 2013 года была одной из самых лучших в сессионных проектах).

 

Двенадцатое место – Golden Rush

  • Дата выхода: 24 сентября 2015
  • Платформа: Windows, Mac OS, Linux
  • Разработчик: Forbes Consult Ltd

Необычный винегрет из разных жанров – MOBA, Hach’n’Slash и даже ММО. На игровой карте вступают в противостояние не две (как это обычно бывает в аналогичных проектах), а сразу четыре стороны. Несмотря на то, что проект браузерный, играется он ничуть не хуже серьезных клиентских игр. Разработчики очень постарались, разнообразив игру внушительным количеством нововведений:

 

  • Никаких протоптанных дорожек/коридоров. Вы можете направлять своих персонажей в любом направлении.
  • Необычная цель. Победу приносит не уничтожение базы противника, а накопление золота, получаемого за счет уничтожения разбросанных по карте башен.
  • Разнообразие мобов и способов взаимодействия с ними. Вовремя прирученный дракон способен кардинально переломить ход битвы.

https://www.youtube.com/watch?v=q8L5HAS5n54

Желающие отправиться в погоню за золотом формируют команды из трех человек, соответственно, степень ответственности за проигрыш/вклада в общую победу тут гораздо выше, чем в Доте или каком-нибудь ее клоне.

 

Одиннадцатое место – Heroes of Newerth

  • Дата выхода: 12 мая 2010
  • Платформа: Windows, Linux, Mac OS
  • Разработчик: S2 Games

Heroes of Newerth можно охарактеризовать как нечто среднее между классической Дотой и одним из ее мега популярных наследников – Лигой Легенд. Из-за фантастического успеха LoL, Герои, несмотря на все старания разработчиков, были незаслуженно забыты и сейчас выглядят малопривлекательно для ищущих новую MOBA новичков. И это очень грустно, ведь несколько оригинальных идей в Heroes of Newerth все-таки имеется.

С другой стороны, при первом же запуске бросается в глаза вторичность проекта. Многие персонажи являются чуть ли не копией своих вдохновителей из Дота, а порой даже кажется, что будь у создателей воля, они бы перерисовали уже знакомые всем модельки в более высоком разрешении и вставили бы в игру.

 

Десятое место – Paladins. Champions of the Realm

  • Дата выхода: 16 сентября 2016 (ранний доступ)
  • Платформа: Windows (Steam)
  • Разработчик: Hi-Rez Studios

Паладины представляют собой бесплатный шутер с низкими системными требованиями и простым, но крайне увлекательным геймплеем. Две команды, состоящие из разношерстных персонажей разной специализации, сражаются в двух игровых режимах. Первый режим – классический захват точек. Нужно всеми силами вытеснять врагов с определенного участка земли, стремясь простоять там как можно дольше, дожидаясь заполнения шкалы захвата. Второй режим – доставка груза. Команда толкает груз (он движется только тогда, когда кто-то из союзников стоит к нему вплотную), а обороняющиеся противники стремятся ее уничтожить и встать на пути вагончика, чтобы он не дошел к цели за установленное время.

https://www.youtube.com/watch?v=k_xGHs2j36w

Из жанра MOBA данный шутер позаимствовал разнообразие персонажей. Тут игроки берут на себя роль не просто однотипных бойцов, а обладающих разными способностями персонажей. Цель одних – заслонить более слабых товарищей своим телом или защитным скилом, задача других – отстреливать противника с дальнего расстояния, третьих – совершать вылазки и бить врагов в спину. Дополнительно помогают разнообразить арсенал способностей наборы карт, дающие персонажам различные бонусы.

 

Девятое место – Dota

  • Дата выхода: 2003 год
  • Платформа: Windows, Mac
  • Разработчик: IceFrog, Guinsoo, Eul

Нестареющая классика, родоначальник целого жанра – эта игра (если быть точным, мод для стратегии Warcraft III: The Frozen Throne) держится на плаву уже почти полтора десятка лет. На одном только iCCup ее одновременный онлайн не опускается ниже 15-16 тысяч человек. Продолжают проводиться различные турниры с денежным вознаграждением. И хоть создатели уже забросили проект, сконцентрировавшись на более перспективном автономном сиквеле, мод все еще привлекает любителей тряхнуть стариной.

Ветеранам жанра во многом нравится первая дота еще и потому, что в ней нет никаких упрощений в угоду новичкам. Каждый начинающий игрок должен выучивать и подбирать на собственном опыте оптимально подходящие под конкретную ситуацию предметы, помнить, какие из артефактов работают друг с другом и сочетаются с умениями определенного героя, а какие способны только ослабить.

 

Восьмое место – Guardians of Middle-Earth

  • Дата выхода: 4 декабря 2012
  • Платформа: Windows, PS3, XBOX 360
  • Разработчик: Monolith

Как можно понять из названия, данный проект имеет непосредственное отношение к книжной и кинематографической вселенной Властелина Колец. В игре можно поиграть за два десятка персонажей, среди которых есть как и любимые всеми Гендальф, Арагорн, Леголас и прочие участники Братства Кольца, так и антагонисты в лице Саурона, Голлума и прочих. При формировании команд игроков никак не ограничивают – можно набирать команды смешанные команды. Например, только в Стражах Средиземья можно увидеть лечащую Сарумана Эовин.

Что касается геймплея, то он довольно примитивен. Разработчики поставили себе цель адаптировать жанр под консоли, поэтому игровой процесс подвергся серьезному упрощению. Больше не нужно добывать золото, успешно добивая крипов, покупать предметы тоже. Никакой маны или ее аналогов и в помине нет – один лишь откат способностей по времени. Это идеальный расклад для несколько ограниченных по количеству кнопок и скорости реакции обладателей геймпадов, ведь большую часть времени задействуются только четыре кнопки со способностями и стики.

 

Седьмое место – Smite

  • Дата выхода: 25 марта 2014
  • Платформа: Windows, PS4, XBOX One, Mac OS
  • Разработчик: Hi-Rez Studios

Многопользовательский бесплатный проект, являющийся смесью популярной MOBA и экшена от третьего лица и позволяющий по-новому взглянуть на классическую схему противостояния двух команд. В игре есть все те же привычные линии, идущие от базы к базе войска под управлением искусственного интеллекта, да и без защитных вышек тут не обошлось. Только теперь, когда камера находится за спиной у персонажа, и когда вы можете видеть своих врагов в перекрестие прицела, ощущается все это совершенно по-другому. Сражения становятся более захватывающими и скиллозависимыми.

Отдельно стоит отметить сеттинг игры. В мире Smite сражаются не просто выдуманные фантазией авторов персонажи, а позаимствованные из различных мифологий божества. На данный момент, выбирать среди 84 героев. Если вы хотите выяснить, сможет ли скандинавский Тор одолеть древнегреческого Зевса, тогда добро пожаловать в Смайт.

 

Шестое место – Paragon

  • Дата выхода: 2016 год
  • Платформа: PS4, PC (Windows)
  • Разработчик: Epic Games

МОБА в научно-фантастическом сеттинге от Epic Games, создателей некогда популярного шутера Unreal и его множественных сиквелов. Игроков забрасывают на просторные арены с тремя коридорами и лагерями нейтральных крипов. Цель все та же – уничтожить главное сооружение противника, в данном случае, им является энергетическое ядро. Для выполнения миссии игроки должны воевать, уничтожая персонажей противника и находящихся под управлением искусственного интеллекта компьютерных болванчиков. И уже будучи достаточно прокачанными, можно сносить здания и пробиваться к финальной цели.

Оригинальная фишка Парагона заключается в системе карт, сбор комбинаций которых дает различные бонусы – это может быть апгрейд, предмет снаряжения, зелье, вард и тому подобное. Это предоставляет игрокам большое пространство для маневров. Второй момент, за который Paragon так полюбился аудитории – великолепная графика, обеспеченная четвертым Unreal Engine. Высокие настройки способны прогреть даже довольно мощное по сегодняшним меркам железо.

 

Пятое место – Battlerite

  • Дата выхода: 20 сентября 2016
  • Платформа: Windows
  • Разработчик: Stunlock Studios

Battlerite приглашает игроков поучаствовать в динамичных сражениях, происходящих в формате 2х2 или 3х3. Цель предельно проста – выиграть несколько раундов, уничтожив персонажей соперника. На выбор предоставляется более десятка различных персонажей, каждый из которых оборудован своим набором способностей. Кроме того, почти все способности имеют дополнительные эффекты, которые игроки могут настраивать перед началом игры, создавая собственные непобедимые комбинации, способные противостоять выбранным героям противника.

 

Игра позиционируется как отличный таймкиллер – среднестатистический матч отнимет у вас не более 5-7 минут (и это с учетом поиска и разминки перед боем). Чтобы некоторые игроки искусственно не затягивали раунды, бегая и прячась от противника, поле битвы в определенный момент начинает сужаться, отнимая здоровье у персонажей, которые не успели забежать внутрь круга.

Для желающих посоревноваться и серьезно залипнуть в игре разработчики предложили систему сезонных лиг. Каждый сезон игрок должен отыгрывать шесть калибровочных матчей, на основании которых ему присвоят определенный дивизион или лигу. Последующие победы или проигрыши определят, будет ли его положение в таблице подниматься вверх или же падать вниз. Противники с каждым званием заметно прибавляют в мастерстве, начинают использовать гайды и отработанные тактики, что дает мотивацию тренироваться.

 

Четвертое место – Heroes of the Storm

  • Дата выхода: 2 июня 2015
  • Платформа: PC (Windows, Mac OS)
  • Разработчик: Blizzard Entertainment

Ранее недооценившие потенциал MOBA жанра боссы Blizzard, профукавшие шанс заполучить себе в штат разработчиков Доты, спустя несколько лет все же опомнились и вывалили на суд общественности свой новый проект Heroes of the Storm. Это МОБА, в которой герои из других популярных игр компании сталкиваются в командных сражениях на полях вымышленного мира Нексуса. В отличие от творений конкурентов, игровой процесс Героев Шторма куда более понятный и простой. Теперь весь приобретаемый на карте опыт делится поровну между игроками, а о золоте вообще можно забыть – тут тратить его не на что.

Разумеется, упрощения еще не говорят о том, что игровой процесс становится примитивным и казуальным. Ничего подобного. Чем большего прогресса будет добиваться игрок в рейтинговой таблице, тем более тактическими и сложными будут матчи. Игры в платиновых и алмазных лигах потребуют от всей команды слаженной работы, начиная с момента выбора героев, и заканчивая выполнением на карте различных активностей.

 

Третье место – Overwatch

  • Дата выхода: 24 мая 2016
  • Платформа: PS4, XBOX One, Windows
  • Разработчик: Blizzard Entertainment

Еще один проект от компании Blizzard, идея которого была позаимствована у Valve с их нестареющей классикой Team Fortress 2. Игра представляет собой шутер от первого лица с MOBA-элементами, обладающий отточенным до блеска балансом и стильной визуальной составляющей. Две команды игроков соревнуются на различных картах, выполняя поставленные задачи – захват точек, сопровождение груза и пр. Победа зависит не только от личной меткости и умения правильно и вовремя использовать способности, но и от командной тактики.

Очень важно научиться понимать, какой персонаж в игре предназначен для выполнения тех или иных задач. Одни герои играют роль поддержки, другие – впитывают в себя весь урон, третьи же очень слабы, но зато крайне быстры и смертоносны. Пригодится также и знание особенностей карты. Иногда проще столкнуть врага в пропасть отталкивающим умением, чем долго и нудно занижать выстрелами полоску его HP. Все перечисленное создает массу увлекательных игровых моментов, ради которых однозначно стоит попробовать Overwatch.

 

Второе место – Dota 2

  • Дата выхода: 9 июля 2013
  • Платформа: PC (Steam)
  • Разработчик: Valve

Вторая часть популярной Доты, теперь ставшая полноценной игрой (а не фанатским модом, каким была первая), развила и вывела на новый уровень идеи оригинала. Как и прежде, команды из пяти человек в каждой воюют друг с другом на карте, стремясь разрушить главное здание противника, только теперь сражение идет в куда более дружелюбной для игроков среде. Интерфейс стал интуитивно понятным, в игру добавили встроенные гайды по прокачке персонажей и рейтинговую систему, позволяющую подбирать соперников по уровню своего мастерства.

Более чем хорошо проявила себя Dota 2 и на киберспортивном поприще. Грамотно подошедшие к развитию своего флагманского проекта Valve вывели ее в список наиболее популярных дисциплин. А по размерам призовых фондов на турнирах, так и вообще, вторая Дота занимает заслуженное первое место. Ни один другой турнир так и не сумел побить рекорд, установленный прошлым The International – почти 25 миллионов долларов, заработанных на продаже компендиумов (наборы сезонных заданий и виртуальных косметических предметов).

 

Первое место – League of Legends

  • Дата выхода: 27 октября 2009
  • Платформа: Windows, Mac
  • Разработчик: Riot Games

Будучи запущенной еще в далеком 2009 году, Лига уже более восьми лет удерживает пальму первенства по онлайну среди всех игр жанра MOBA. Это стало возможным благодаря двум основным факторам – четко сбалансированному, динамичному игровому процессу и эффектному визуальному стилю. Старая проверенная формула Доты с тремя коридорами и уничтожением баз была существенно переработана. Создатели LoL решили сделать игровой процесс более быстрым и захватывающим, сделав карту более компактной и наградив героев большим количеством направленных способностей.

Игра создателями активно поддерживается, регулярно проводятся всевозможные игровые ивенты, крупные чемпионаты в различных регионах. Значительно чаще, чем в других MOBA играх, добавляются новые герои. Все перечисленное  заставляет игроков возвращаться в любимый мир снова и снова. Если верить статистике, за последний месяц прошлого года клиент Лиги запустило более ста миллионов пользователей.

 

Представленный выше рейтинг является чисто субъективным, поэтому может не совпадать с личными мнениями фанатов какой-либо из рассмотренных игр.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор snezhok_13
Время от времени пишет статьи о разработке игр и проводит интервью с разработчиками. Сейчас работает engine-progremmer'ом в Larian Studios. Большой поклонник игр Naughty Dog.
  1. Из всего играл только в старичка Warcraft, в Dota когда она только появилась.
    Помню была игра с интересным решением. Часть игроков (большая) становилась защитниками базы, вид от 3-го лица и механика шутера. А часть (меньшая) становилась нападающими, вид сверху и механика стратегии. В зависимости от прокаченности игрока у него были карты для производства разных монстров, а в шутере открывалось доп. оружие.
    Кроме этого монстры имели не просто разные механики, но и разные паттерным поведения: огромные монстры-танки, которые игнорируют урон спереди, маленькие, но быстрые и так далее.
    Цель была удержать базу n времени. Кроме этого были доп. режимы игры. Судьба игры мне не известна, сначала она была бесплатной (может f2p, не помню), потом ушла в “модернизацию” :(

    • Интересный какой концепт, я о такой не слышал) Напиши если вдруг вспомнишь название!

    • Alex Koz :

      На первом месте лига легенд яснопонятно) учитывая что уже седьмой сезон они еще в бете м код местами нестабильный. Я крайне негодую с того факта что от аудитории скрыли шутерообразные мобы (а есть даже ммо на пс4). Это например Destiny – и пвп и пве. Отличная движуха все резво задорно. Но главное упустили игру Nosgoth от Square Enix- PvP only, есть кастомизация чара перед боем.

      И вот не надо мне мол я от сабжа ушел в сторону шутеров типа контры) она тоже моба, по определению)

  2. Фёдор Ворошилов :

    Я начал читать этот блог именно потому что он о разработке игр. Могу понять как статья помогает геймеру, но как разработчику помогает эта статья?

    • Привет, Федор! Расскажу почему тематика расширилась и из “разработка игр и мое портфолио” стала “про игры и разработку игр”. В целом ничего не изменилось со времен вот этой заметки про мотивы вести этот блог: http://coremission.net/blog/moi-motivy/

      Мне очень важно – чтобы блог был денежно окупаем, а этого проще достичь с более широкой тематикой.

      По разработке сейчас меньше статей, у меня совсем не получается писать, зато благодаря этому расширению тематики – появилась возможность делать перевод классных статей с английского.
      Все статьи по разработке легко фильтруются – в меню есть пункт “Разработка”. Я думаю проблема только в том, что на главной они идут вперемешку, да? Запишу в бэклог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *