Лутбоксы, лут и фарминг в играх, что это такое?

Лутбоксы, лут и фарминг в играх, что это такое?
Лутбоксы, лут, фарминг, донат,- что это? Небольшой ликбез по современной монетизации игр для чайников.

Все игры, вне зависимости от жанра, по типу монетизации можно поделить на freemium (aka free 2 play) и premium и subscription.

В случае premium всё просто – вы покупаете копию и пользуетесь ей неограниченное количество времени. В случае subscription – вы приобретаете подписку на доступ к игре на несколько месяцев.

С freemium не всё так однозначно: вам предлагают абсолютно бесплатно играть в качественный продукт, не ограничивая доступ к нему – так на чём же зарабатывает тот, кто создал эту игру?

Ответ невероятно очевиден. Условно, вы появляетесь в какой-либо РПГ, проходите обучение и оказываетесь в центре самой крупной локации. Здесь множество игроков: все они носят красочные доспехи и хвастаются новым оружием. Воодушевлённый новичок полагает, что спустя несколько месяцев и он сможет получить все предметы, которые пожелает. Традиционно, присутствует два пути получить самый крутой меч: играть сутками и собирать монетки, кристаллы, листики (нужное подчеркнуть), или же заплатить кругленькую сумму и получить его прямо сейчас.

Сначала всё было невероятно гармонично: те, у кого было время, самостоятельно прокачивали персонажей, а те, кто сразу хотел перейти к «десерту» просто вводили данные своей кредитной карты. Причём у разработчиков довольно часто появлялись конкуренты в лицах опытных игроков, продающих лучшую броню или оружие за внутреннюю игровую валюту, которую после сбывали за деньги на различных форумах. Разумеется, это нарушало условия пользовательского соглашения.

О чем же такой шум сейчас с Battlefront? EA черезчур агрессивно монетизируют игру. Premium игра, за которую придется выложить кругленькую сумму, предполагает 40(!!!) часов игрового времени, чтобы получить доступ к заблокированным крутым персонажам вроде магистра Йоды и Люка Скайуокера. Ну или вы можете заплатить.

Что такое лут в играх?

Лут (loot) – в переводе с английского – добыча. Он встречается в большинстве современных игр, где вам нужно прокачивать своего персонажа на длинной дистанции. Например, вы убиваете несколько противников, из одного выпадает контейнер, содержащий определённые улучшения или же фрагменты, необходимые для дальнейшего прохождения.

Что значит фармить?

Это слово также имеет английский корень farm (обрабатывать землю или же, более подходящий перевод: добывать что-либо в больших количествах). Фармить – зарабатывать валюту, за которую вы можете приобретать внутриигровые предметы. Данная концепция реализована по-разному, в зависимости от жанра игры: в Dota 2 вы убиваете монстров и получаете золото, которое автоматически исчезнет после окончания партии, а вот в World of Warcraft вам придётся «зачищать» целые поля противников, чтобы собрать достаточное количество денег или ресурсов.
В многопользовательских шутерах современности эта концепция набирает всё больше популярности. За каждый бой вы будете получать определённое количество валюты. Оно зависит от вашей успешности и позволяет приобретать более совершенные виды вооружения, брони или техники, а также косметические предметы.

Что такое донат?

Донат (от английского «donate», то есть жертвовать» – возможность приобретать внутриигровые предметы за реальные деньги. Эта функция присутствует во всех free to play играх, позволяя разработчикам стабильно получать прибыль, часть из которой тратится на развитие проекта. Таким образом, компании монетизируют проекты и отбивают вложенные средства. Выделяют два вида доната: агрессивный, который вносит явный дизбаланс, и косметический, не влияющий на игровой процесс. Яркий примеры первого вида – World of Tanks (покупаем танк 8 уровня сразу после обучения) или же DC Universe Online (игра бесплатна, но, чтобы разблокировать новых героев, вам придётся купить множество дополнений). DotA и Counter-Strike демонстрируют, что можно получать огромную прибыль от внутриигровых покупок, не влияющих на геймлпей. Сегодня вы можете встретить на торговой площадке Steam предметы, стоящие более 1200 долларов, но при этом изменяющие лишь внешний вид персонажа, или же оружия, но ничего более. Существует и третий, гораздо менее распространённый сценарий доната, используемый в Heroes of the Storm. Если вы опытный игрок, то вам не составит труда собрать достаточно валюты и купить нужного героя. Тем, кто не хочет трать время предлагают приобрести персонажа.

Что такое лутбоксы?

Лутбокс (англ. lootbox – коробка с добычей) – набор внутриигровых предметов. Иногда их можно приобрести за валюту игры, иногда – исключительно за реальные деньги. Каждый подобный комплект может содержать лишь определённые предметы. Шанс выпадения конкретной вещи напрямую зависит от её игровой ценности. Например, шляпа, добавляющая одну единицу брони будет выпадать намного чаще, чем плащ, дающий 10 единиц интеллекта. Прелесть данного метода монетизации компьютерных игр заключается в том, что донат скрыт. Во-первых, часто валюту можно заработать в самой игре, совмещая приятное с полезным, поэтому те, кто знает, что такое фармить лут, могут тратить на добычу условных кредитов большую часть суток. Во-вторых, игрок лишён возможности выбрать то, какие именно предметы он получит, значит, прямой продажи улучшений за реальные деньги не происходит, что ещё сильнее обогащает разработчиков. К примеру, мне нужна одна из 12 деталей лазерного лука. Я открыл 12 лутбоксов, мне выпало несколько повторяющихся предметов, поэтому мне нужно купить ещё лутбоксов — и так можно продолжать практически бесконечно, пока игрок не получает нужную деталь. Разумеется, наборы с повышенным шансом выпадения или уникальными предметами стоят намного дороже. На форумах всё чаще появляются объявления, начинающиеся с фразы «Фармлю». Что это значит? Опытный игрок заходит на ваш аккаунт и набивает внутриигровую валюту. Разумеется, делает он это не бесплатно, но чаще всего выходит дешевле, чем покупать lootbox за реальные деньги, Услуга пользуется популярностью, так как после нескольких десятков часов однообразного геймплея рядового игрока уже начинает немного тошнить.

Лутбоксы EA

Принято считать, что именно Electronic Arts были первыми, кто внедрил лутбоксы в свои игры. Многопользовательских режим Mass Effect 3 поглотил огромное количество средств, поэтому в нём появилась возможность приобретения наборов улучшений за реальные деньги. Альтернативный способ их получения – внутриигровая валюта, которая добывалась во время боёв. Локальный успех побудил внедрить lootbox и в Dead Space 3, правда там они нужны были для прохождения однопользовательской кампании, что несколько смутило игроков, ведь приходилось платить за саму игру, за сюжетные дополнения, и за необходимые ресурсы. Апогеем жадности стал Star Wars Battlefront II, в котором реализована система звёздных карт. Эти карты вы обмениваете на улучшения брони, урона и геройских способностей, или же приобретение легендарных персонажей вселенной, вроде Дарта Вейдера. И снова два способа их получить – покупка за реальные деньги или игровую валюту. Говоря о том же Вейдере: он стоит 60 тысяч кредитов, или же 40 часов непрерывного геймплея. Разумеется, игроки были возмущены, особенно после появления видео, на котором стример открыл 85 lootbox, но не разблокировал и 50% всего контента. Напомним, что сама игра стоит 1999 рублей. Студия, ответственная за разработку пыталась оправдаться перед поклонниками франшизы, обещая улучшить ситуацию в ближайшее время, но их сообщение на Reddit стало самым «минусованным» в истории набрав более 200 тысяч дизлайков. Почти на всех платформах, посвящённых компьютерным играм рейтинг Star Wars Battlefront II, выставляемый пользователями не может подняться даже до целого числа. Например, на metacritic он составляет всего 0.8 из 100. Очень быстро проявился ещё один неприятный момент: лутбоксы в версиях для прессы стоили в 6 раз дешевле, чем в релизе. Последним гвоздём в крышку гроба стал ввод ограничения на количество валюты, которое обычный игрок может заработать за 24 часа – получается, что донатеры собирают улучшения намного быстрее, таким образом получая преимущество на поле сражения.

Лутбоксы в Overwatch

Те самые лутбоксы в Overwatch

Overwatch доказывает, что если вы сделали по-настоящему качественную игру, то она не имеет ограничений для монетизации. Геймплей настолько ураганный и захватывающий, что игроки согласны платить и по 60 долларов за один lootbox, сами того не замечая. В то же время, многим нравится фармить сундуки, всех их можно получить бесплатно, правда времени на этой уйдёт – уйма. Внутриигровые предметы носят исключительно косметический характер, на баланс они не влияют, но вы не можете сразу купить тот скин, который вам понравился – открывайте лутбоксы и надейтесь, что он будет в одном из них.

Текущие скандалы

Пока что официальные комментарии поступили лишь от президента Blizzard. Согласно его словам, открытие лутбоксов в Overwatch нельзя сравнивать с азартными играми, так как все полученные предметы нельзя продать за реальные деньги. Однако, реакции от властей Бельгии и Китая, стремящихся приравнять lootbox к игровым автоматам, пока что не поступало.

К примеру, в Call of Duty: WWII лутбоксы выпадают на поле боя, но их можно также приобрести и за реальные деньги. Вроде бы всё сбалансировано, к тому же сундуки содержат исключительно косметические предметы, но вот сам процесс их распаковки вызывает множество вопросов. Когда игрок открывает lootbox все, кто находится в той же локации, обязаны наблюдать за этим.
EA всё ещё не могут замять скандал, связанный с Star Wars Battlefront II, и даже повышение стоимости некоторых легендарных героев не смогло решить данную проблему. Разработчику не впервой сталкиваться с подобным сопротивлением со стороны геймерского сообщества, но вот отмыть репутацию после столь масштабного инцидента вряд ли получится.

Что дальше?

После того как игроки поставили рекордно низкий рейтинг на метакритик игре, я думаю что у EA не будет выбора, кроме как подприжать карманы и пойти на встречу игрокам. Тем более Disney очень недоволен таким положением вещей. И грозится отобрать франшизу. И Disney можно понять! Студия не хочет такой плохой рекламы для «Звездных Войн» накануне выхода фильма «Последние джедаи», поэтому боссы корпорации уже сейчас обсуждают вероятность расторжение всех договоренностей, дающих EA эксклюзивное право на игры по вселенной Star Wars.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор snezhok_13
Время от времени пишет статьи о разработке игр и проводит интервью с разработчиками. Сейчас работает engine-progremmer'ом в Larian Studios. Большой поклонник игр Naughty Dog.
  1. Дарья :

    Интересно

  2. Ich vill - Romchtain :

    Мартин Дутбокс (Лютер) : старо как индульгенции. Не греши, нет лучше – заплати и можешь спать спокойно! Короче “Муля не нервируй меня!” Вот из-за такого старушек-процентщиц “раскольниковы” топором…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *