Естественное освещение в фотографии

Естественное освещение в фотографии

Естественное освещение может быть одной из самых непредсказуемых составляющих фотографии. Но также и самой красивой.

Преодоление изменчивости и сложности естественного света начинается и заканчивается пониманием солнца. Это руководство научит, что нужно знать при планировании съемки в 12 часов дня в солнечный день, или какую линзу использовать во время заката, или что нужно снимать, когда дневной свет почти исчезает. Вот как вы сможете делать свои лучшие фотографии, используя только свет от солнца.

Что такое естественное освещение?

Если вкратце, то естественное освещение — это солнечный свет. Когда вы фотографируете при естественном освещении, солнце выступает как главный источник света. Естественным светом можно манипулировать, например, отражая его рефлекторами, но его нельзя фундаментально изменить, как вы могли бы сделать это со светильниками в студии.

Естественное освещение бывает не только на улице. Вспомните как льются сквозь окно лучи утреннего света, или как мягкое оранжевое сияние окутывает комнату на закате. В этих случаях естественное освещение называется окружающим светом. Это все доступное в среде освещение. Вы можете включить дополнительное освещение или даже задернуть занавески, но естественный свет все равно сохранится.

окружающий свет
Изображение предоставлено Photographee.eu

Составляющие фотографии при естественном свете

В отличие от осветительных приборов для фотосъемки в помещении, естественное освещение ограничивает ваш контроль. Оно также определяет, когда и как планировать фотосессию.

Но если вы отказываетесь от контроля в некотором смысле, это не означает, что у вас нет его вообще. Есть несколько различных факторов и вещей, которые следует учитывать при естественном освещении. Очевидно, сначала надо бы принять во внимание погоду и что делают облака. Но основными компонентами естественного освещения являются цветовая температура, направление света и интенсивность света. Как только вы узнаете, чего ожидать от этих компонентов, вы сможете лучше понять свет.

1. Цветовая температура

Цветовая температура важна для понимания, как свет и цвет работают вместе, чтобы повлиять на фотографию. Бывает теплая или холодная. Она измеряется по так называемой шкале Кельвина, начинается от 1000 К (самый теплый свет) и достигает 10 000 К (самый холодный свет). Для естественного света меняется в зависимости от времени суток.

  • Холодный голубой свет появляется перед восходом солнца и после заката
  • Яркий белый свет виден в полдень
  • Теплый золотистый свет появляется после восхода солнца и перед закатом
цветовая температура
Картинка слева показывает 5500 К — белый яркий, полуденный свет. Среднее фото было сделано в золотистые закатные часы и показывает теплый свет 3500 К. Фото справа было сделано прямо после заката, при 10 000 К.

Чтобы полнее понять шкалу цветовой температуры, читайте руководство.

2. Интенсивность

Интенсивность естественного света означает, насколько сильный или яркий свет идет от солнца. Единица измерения силы света — люкс. Например, яркий дневной свет находится где-то между 111 000 – 120 000 люкс, а тень в середине дня имеет яркость около 20 000 люкс.

интенсивность света
Сделанный в полдень при естественном освещении снимок показывает, насколько сильно может различаться интенсивность света (в люксах) под прямыми солнечными лучами и в тени.

Чтобы подготовиться к съемке, важно знать, насколько интенсивным будет свет. Тогда вы сможете выбрать правильную скорость пленки (160, 400, 800) или использовать фильтры нейтральной плотности. Подробнее об этом позже.

3. Направление света

направление света
На левом фото показан золотистый закатный свет, когда солнце светит на объект горизонтально. Среднее фото показывает свет во время восхода, когда солнце светит под углом 45° и быстро поднимается по небу. Правое фото показывает полуденный свет, который обычно направлен вертикально вниз на объект, создавая высокий контраст с тенью.

Направление света — это угол, под которым светит солнце. Это важный компонент для понимания теней и расположения вашей модели или объекта. Солнце всегда движется в течение дня, поэтому нужно следить за тем, под каким углом оно стоит и как это влияет на сцену перед вами. В полдень солнце находится прямо над головой, создавая интенсивный свет. На закате солнце излучает свет горизонтально, создавая более мягкое освещение и длинные тени. При изменении направления может потребоваться изменить положение модели, найти другой угол здания или подождать определенного времени суток.

Определение положения теней, а также угла и цветовой температуры солнца можно поручить приложению Sunseeker App. Оно позволит вам посмотреть на траекторию солнца в любой день. Также предложит временные метки и наложение дополненной реальности, чтобы знать, где в какое время солнце будет находиться.

Полуденное освещение

  • Цветовая температура, когда небо чистое и солнце находится в наивысшей точке, обычно около 5600 K.
  • Интенсивность около 100 000 люкс. Абсолютный максимум около 111 000 люкс, а при облачности может быть лишь 1000 люкс. Не забудьте проверить облачность и интенсивность ультрафиолетового излучения, прежде чем отправиться на съемку.
  • Направление 30 – 90 градусов. Солнце находится на самом высоком уровне, поэтому ожидайте более резкие тени.

Это объективно самое трудное время суток для съемки. Неважно, что вы снимаете, пейзажи или портреты, солнечный свет будет резким, а тени — настоящим кошмаром. Старайтесь избегать съемки в это время суток. Но вам часто захочется не следовать такому совету. Поэтому для вас есть другие, изложенные ниже.

Найдите тень

Вы можете лишь в определенной степени контролировать производимую солнцем тень, и ту, которая отбрасывается на лицо модели, и ту, которая добавит контраст и глубину фону вашего изображения. Чтобы бороться с резкими тенями полуденного света, выберите место в затененной области. Будь то на стороне здания или на дереве, в середине дня затененные участки все еще достаточно яркие (около 20 000 люкс), чтобы осветить лицо вашего объекта.

Если вы снимаете портреты, не заставляйте свою модель смотреть на солнце для часовой съемки. Мало того, что им придется щуриться, глядя на гигантский пылающий шар в небе, так еще и лицо будет закрыто уродливой тенью от лба или носа. Ищите другую — тень в пространстве — любым возможным способом. Даже если объект полностью затенен, будет достаточно солнца, чтобы обеспечить мягко рассеянный свет для съемки. Откройте апертуру и принесите отражатель, чтобы обеспечить немного света с их стороны.

полуденный свет
Каждое из этих фото было сделано на улице в середине дня, в тени от здания.

Почитайте наши советы по съемке портретов в естественном освещении.

Другое очевидное решение для сурового полуденного света — фильтры нейтральной плотности или фильтры ND. По сути, это наложение солнцезащитных очков на ваши линзы. Фильтры позволят открыть апертуру для меньшей глубины резкости, не пропуская слишком много света.

Вы можете приобрести ND фильтры разного размера и силы. Просто убедитесь, что их сила и размер подходят вашему объективу. Каждому фотографу нужны 1-2 ND фильтра для съемки с естественным освещением. Про выбор и использование правильного можно прочитать вот в этом описании.

Идите внутрь

Теперь мой любимый способ съемки полуденных портретов — внутри! Освещение, проникающее через окна, при правильном расположении модели обеспечит яркий и мягкий ключевой свет. Вы можете даже подбросить немного рассеивания, например, затенив окно шторкой для душа, чтобы сделать свет еще мягче. Фотографии ниже были сделаны в помещении, рядом с рассеянным светом из окна.

полдень внутри
Эти две фотографии показывают, как резкий полуденный свет может стать мягким и рассеянным ключевым светом при съемке в помещении.

Освещение на закате

  • Цветовая температура 3500 K. Когда солнце садится, теплый свет как у лампы накаливания будет самой оранжевой и насыщенной температурой в течение дня.
  • Интенсивность около 400 люкс. Она настолько уменьшилась, что вы можете убрать все фильтры ND и подготовиться к открытию апертуры. Это время, когда вы максимизируете потенциал своего объектива.
  • Направление 30 – 0 градусов. Длинные тени от всего, чего касаются лучи.
естественное освещение на закате
Изображение предоставлено rosstomei

Этот период длится от тридцати минут до половины дня и считается лучшим временем для фотографирования любого рода. Он получается дважды в течение суток — сразу после восхода и непосредственно перед закатом. Продолжительность «золотого часа» зависит от вашей близости к экватору Земли: чем ближе, тем он короче. Цветовая температура для данного типа света составляет около 3500К. Получается теплый оттенок лампового света, который также является очень мягким и сильно рассеянным.

Поскольку свет теплый и рассеянный, фотография на закате не особенно сложна. Но есть несколько вещей, которые нужно иметь в виду, когда вы достаете свою камеру.

Длинные тени

Поскольку источник света приближается к горизонту, когда он садится или поднимается, ожидайте, что объекты фотографирования будут отбрасывать более длинные тени. Вам также нужно учитывать свою собственную тень, чтобы она не попала в кадр. Мне нравится использовать более широкий объектив, если я снимаю в направлении солнца, и более длинный объектив, если я снимаю вдали от солнца, чтобы избежать появления собственной тени в кадре.

длинные тени на закате
Солнце светит параллельно земле, создавая очень длинные тени.

Недодержка

Если ваш объект блокирует солнечный свет, вы можете обнаружить, что его лицо немного недоэкспонировано. Принесите какой-нибудь отражатель или плакатную доску, которая может отражать свет обратно на лицо.

использование отражателя
Подходящий отражатель для закатных часов.

Еще ожидайте, что все изображения будут иметь золотистую/оранжевую окраску. Планируйте гардероб модели и снимайте соответственно.

Вы узнаете больше о этом особом типе освещения в нашем руководстве по съемке на закате.

После заката

  • Цветовая температура 10 000 К. Солнце уже опустилось за горизонт, а оставшийся свет имеет холодный, голубоватый оттенок.
  • Интенсивность менее 1 люкс. Теперь, когда в небе нет жизнеспособного источника света, интенсивность практически сведена к нулю. Единственный оставшийся свет — это часть солнечных лучей, которые не распались в атмосфере.
  • Направление 0 градусов. Теней нет, потому что солнце ушло. Это когда вы вытаскиваете свой надежный штатив и готовитесь к более длинным выдержкам, не беспокоясь о резком контрасте или тенях.
фотография после заката

«Синий час» до восхода солнца и после заката длится около половины «золотого часа». Небольшое количество солнечного света рассеивается атмосферой, оставляя только синий оттенок. Он может быть даже более сказочным и визуально привлекательным, чем «золотой час». Однако прежде чем вы это узнаете, все будет уже кончено, поэтому подготовьтесь заранее.

Поддержка искусственным светом

Этот короткий промежуток времени является мостом между днем и ночью. Рекламные вывески и огни в окнах начинают включаться, когда солнце только зашло или вот-вот появится. Это прекрасная возможность запечатлеть интересные источники искусственного света.

искусственный свет
Уходящий свет солнца поддерживается огнями вывесок, окон и машин.

Возьмите штатив

Отсутствие света значительно, поэтому нужно взять штатив, чтобы открыть затвор немного дольше. Где-то между 1/60 секунды и медленнее. Всегда есть возможность поменять ISO, но это может привести к нежелательному шуму. Если вы снимаете портреты или снимаете с большой выдержкой, вам нужно как можно меньше шума.

дистанционный спуск

Хороший способ получить неподвижное, не размытое фото — это купить какой-нибудь дистанционный спуск. Они будут различаться в зависимости от марки и модели, поэтому убедитесь, что кабель и корпус камеры совместимы.

Отказ от таймера принес мне больше комфорта. Речь идет о том, чтобы нажать кнопку спуска затвора и получить выдержку в течение именно того времени, которое я хочу, в отличие от установленного времени на камере. Я говорю об интуиции фотографа (а также о том, чтобы ваша камера не сорвалась от внезапного порыва ветра).

Узнать больше можно в этом руководстве по фотографии после заката.

Ночная фотография

ночная фотография
Изображение предоставлено Martina Badini

Да, на самом деле это статья об использовании естественного солнечного освещения для пейзажной или портретной фотографии. Но темнота все равно имеет естественное освещение, и есть несколько мелочей, о которых стоит упомянуть в теме ночной съемки.

  1. Всегда берите штатив.
  2. Откройте затвор, чтобы камера собирала весь доступный свет.
  3. Используйте таймер или купите дистанционный спуск, чтобы минимизировать тряску камеры.

В большинстве случаев ночная съемка включает большую выдержку. Она очень проста и может привести к потрясающим результатам независимо от того, какую камеру вы используете. Вам не обязательно нужен искусственный свет от рекламы, окон или машин. Можете использовать ночное небо, если находитесь где-то далеко от города. Оставив затвор открытым, можно собрать достаточно света от звезд и луны.

Больше советов и открытий в нашем руководстве по ночной фотографии.

Чтобы снять фото, не нужно много светильников. Фактически, некоторые из самых красивых изображений, которые вы когда-либо делали, были сделаны благодаря солнцу. Продолжайте практиковать в разное время дня, и вы начнете интуитивно понимать, как фотографировать сцену в зависимости от интенсивности и направления света.

Источник: https://www.shutterstock.com/blog/natural-light-photography-guide

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор natalya
Переводит для Вас самые интересные статьи про разработку игр. По образованию физик-программист. Техническими переводами начала подрабатывать еще на старших курсах и постепенно это переросло в основное занятие. Интересуется гуманитарными технологиями, пробует себя в журналистике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *