Лучшие ЛитРПГ книги

<?the_title()?>

Невероятные приключения в сказочных мирах, войны кланов, космические битвы, техногенные катастрофы, перемежающиеся загадочными событиями в реальной жизни – все это является основой литературного жанра ЛитRPG. В данной статье мы рассмотрим особенности этого направления, а также перечислим самые интересные книги, которые стоит прочесть интересующимся новым жанром людям.

Знакомьтесь! ЛитRPG – новый жанр в литературе

Научно-техническая реальность радует нас не только новинками техники, но и появлением благодаря ей новых жанров. Своим рождением ЛитRPG обязан интернету, компьютерам и массовому увлечению огромного количества людей компьютерными играми. Общение на игровых форумах, рассказы о вариантах прокачки своего героя, желание похвастать достижениями и поделиться нюансами игровой жизни дали старт новому писательскому явлению. Яркая и сложная игровая жизнь героев литературных произведений, переполненная грандиозными событиями и эмоциями, переведенными в цифры навыков и уровней, нашла немало поклонников среди читательской аудитории. 

Пионерами этого жанра считаются японец Рэки Кавахара с циклом “Sword Art Online” и кореец Нам Хи Сон, создавший многотомную новеллу “Легендарный Лунный Скульптор”, которая сейчас насчитывает 51 том. Сюжеты произведений – это виртуальная игровая жизнь онлайн геймера, смесь реальности, фантастики, попаданцев, антураж игровых миров. 

Главный герой, в зависимости от глубины таланта и фантазии автора тем или иным способом попав в компьютерную игру, начинает с нуля свою новую вторую жизнь. Долгий путь от новичка до прославленного воина, именитого торговца, легендарного мага, великого правителя доставит вам много позитивных эмоций и увлекательных часов, проведенных за книгой. Эпические битвы с монстрами и войны кланов, огромные неизведанные миры, интриги и предательства, любовь и ненависть, невероятная магия, все присутствует в этом жанре, погружая читателя из будничной жизни в фантастическую виртуальную реальность, заставляя болеть и переживать за героя, сражаться и жить, радоваться и грустить вместе с ним.

Трудно спрогнозировать будущее этого жанра и его долговечность. Основной угрозой для новых авторов являются узкие рамки и некоторая шаблонность сюжета (присутствие и жизнь в игре, прокачка героя с минимума к высотам за счет сыплющихся как из рога изобилия бонусов и “плюшек”). Но, учитывая огромный рост популярности компьютерных игр, с уверенностью можно сказать, что в ближайшие годы падение литературных рейтингов ему не угрожает. Авторы отчасти пытаются предугадать эволюцию компьютерных игр, а читателям-геймерам конечно же интересно заглянуть в будущее любимого времяпровождения при помощи творчества и фантазии авторов. 

Лучшие ЛитРПГ, сгруппированные по авторам

В числе наиболее достойных представителей жанра можно назвать Андрея Васильева с серией “Мир Файролла” (14 книг закончено, пишется 15-я), серии Руслана (Дема) Михайлова о мире Вальдиры и Клане Неспящих, Дмитрия Руса “Играть, чтобы жить”, Василия Маханенко “Мир Барлионы”, Георгия Смородинского “Семнадцатое обновление”.

Андрей Васильев

Человек с педагогическим и юридическим образованием, спонтанно увлекшийся писательством в 2013 году. Не считает себя профессиональным писателем, но тем не менее, является востребованным автором жанра ЛитРПГ и в своей библиографии уже насчитывает с десяток книг, семь из которых даже были официально опубликованными в бумажном формате одним из российских издательств. Самыми известными произведениями Васильева являются:

  • Цикл Файролл, состоящий из нескольких книг. Заглавная история повествует о журналисте, получившем в своем издательстве задание на написание статьи по новомодной игре, и в конечном итоге оказавшемся в виртуальной вселенной со всеми вытекающими из этого последствиями. Только не стоит обманываться кажущейся миролюбивостью компьютерной реальности – проблем и опасностей здесь ничуть не меньше, чем в каком-нибудь средневековье на реальной Земле.
  • Чужая сила. Среднестатистический банковский клерк попытался помочь умирающему на улице старику, а тот перед смертью передал ему свои колдовские способности. Понятное дело, обычному московскому парню совсем не хотелось связываться с мистическими персонажами, но шанса отказаться ему никто не предоставил.
  • Ученики Ворона. Цикл книг об экстраординарном маге и его учениках, вынужденных совмещать сражения с познанием основ магического ремесла. Конечно, желающие увидеть второго Гарри Поттера будут разочарованы, но поклонники качественного фентези без всяких попаданцев несомненно порадуются. Книгу отличает неплохой юмор и реалистичность характеров персонажей (с поправкой на сеттинг, разумеется).

Руслан Михайлов

Автор пишет с 2011 года под псевдонимом Дем и прежде всего известен в кругах любителей фентези за свои книжные серии в жанре ЛитRPG. У Романа есть собственный блог и форум в интернете, где можно узнать немало интересного о придуманных им мирах, почитать об авторских наработках и посмотреть интересные иллюстрации. Книг довольно много, поэтому расскажем лишь о самых высоко оцененных читателями.

  • Господство кланов. Хотели бы вы оказаться в огромном мире, полном приключений и древних тайн? Мире, где каждый человек может выбрать, в кого он хочет превратиться – в удачливого торговца, мудрого отшельника, могучего воина или же боевого мага, управляющего силами четырех стихий. Вальдира – именно такой мир. Погружение в него звучит заманчиво, но нужно быть осторожным, ведь герою придется столкнуться с опасными врагами, среди которых есть как люди, так и опасные чудовища.
  • Судьба клана. Вторая история из книжного цикла “Миры Вальдиры”. Главный герой Рос продолжает свои похождения, начатые в “Господстве кланов”. Дорога к вершине терниста и опасна, но сдаваться, не пройдя и половины дороги – это явно не в принципах настоящего героя. Когда на кону ответственная миссия, некогда думать о собственной безопасности, так что Рос и в клановых разборках поучаствует, и друзей новых найдет. Читателей ждет безумный калейдоскоп событий, куча интриг и запоминающийся увлекательный сюжет.
  • Изгой: Крепость надежды. Помимо “Миров Вальдиры”, у Михайлова есть другая интересная книжная серия – Изгой. История разворачивается в мире, где процветающие земли отгородились высокой стеной от регионов, заполоненных чудовищами, живыми мертвецами и прочей нечистью. Только вот зло, как и в знаменитой Игре Престолов, сидеть сложа руки не собирается – так и норовит разрушить все то, что с таким трудом создавали миролюбивые люди, и перебраться на ту сторону. А помешать ему может только герой из другого мира. К счастью для читателей, это не история о типичном попаданце (персонаж слабо помнит свое прошлое), да и сам формат истории достаточно серьезный и недетский – будет много крови, кишок, мозгов и другой жестокости.

Дмитрий Рус

Как пишет о себе сам автор, он с самого раннего детства проявлял интерес к фантастическим мирам, запоем читал все содержимое полок школьных, районных и республиканских библиотек. Поэтому, отслужив в армии и поработав по специальности, полученной в математическом институте, он еще больше погрузился в свое увлечение книгами и в итоге написал свою собственную историю – “Играть, чтобы жить”, а затем и другие. Некоторые из своих произведений Дмитрий самостоятельно перевел на английский, выставив как электронные книги на Amazon.

  • “Играть, чтобы жить. Книга 1. Срыв”. Компьютерная игра Срыв – невероятный феномен. Увлеченный геймер может покинуть свою биологическую оболочку и перенести сознание в виртуальные миры, полные опасностей и приключений. И одно дело, когда ты катаешься по танковому полю, вынужденный по сотне раз на дню сгорать в подбитом танке, и совсем другое, когда на выбор предоставляется вполне себе уютная фентезийная вселенная. У Глеба – главного героя истории, так или иначе, выбора нет никакого. Из-за вынесенного врачами смертного приговора, жить ему осталось всего-то ничего, так что единственным шансом продолжить свое существование стало полное погружение в виртуальную реальность.
  • “Играть, чтобы жить. Книга 2. Клан”. Глебу удалось выиграть схватку с судьбой, избавившись от своего пораженного смертельной болезнью тела и получить новое воплощение в качестве аватара внутри игры. Вот только сочетание новых магических технологий, бескрайние просторные земли и другие преимущества фентезийной вселенной не остались без внимания злодеев, которые тут же захотели господствовать еще и в виртуальном пространстве, поработив всех и набивая карманы нескончаемыми потоками золота. Но герой был бы не герой, если б не захотел помешать превращению уютного мирка в очередную копию Земли со всеми ее недостатками.
  • “Играть, чтобы жить. Книга 3. Долг”. Приближение новой реальности уже не за горами. Миры рождаются, миры умирают. Игровая вселенная находится на грани катаклизма, с каждым днем имея все меньше общего с реальностью. В этот раз к Глебу обратилась за помощью простая русская девушка, побывавшая в китайском рабстве и повстречавшая наконец-то человека, говорящего на понятном ей языке. Эта встреча привела к событиям невиданных доселе эпических масштабов и сражению многотысячных армий, где боевые маги сжигают килотоннами магическую энергию, а воины ломают свою мифриловую броню.

На данный момент автор выпустил еще четыре книги в цикле “Играть, чтобы жить”, их уже нельзя назвать действительно увлекательными, как первая трилогия, но фанатам вселенной определенно понравится. Также рекомендуется ознакомиться с неплохими произведениями серии “Комэск-13” – тоже ЛитРПГ, но в менее заезженной атмосфере космических приключений.

Василий Маханенко

Несмотря на то, что молодой автор предпочел поступать в ВУЗ по технической специальности, ему всегда хотелось попробовать себя в каких-то творческих занятиях. Сначала это были университетские игры КВН, а после окончания учебы, через несколько лет, вышла первая фантастическая книга. Сейчас в послужном списке у писателя более десятка увлекательных историй в жанре ЛитRPG, где классическое фентези объединяется с виртуальными мирами компьютерных игр. Новичкам в жанре рекомендуем ознакомиться со следующими произведениями:

  • Барлиона. Первая книга цикла “Мир Барлионы”, повествующего о виртуальной вселенной, куда люди отправляются, чтобы оказаться подальше от скучной реальности. В компьютерном мире игроков ожидает множество приключений, битв, монстров и волшебства. Находиться в такой среде комфортно и безопасно, ведь геймеры не чувствуют боли и не могут умереть. Но есть и исключение из правил – сосланных в виртуальную реальность преступников наказывают самым сложным режимом, заставляя прочувствовать каждую царапину. Вот и приходится героям прокачиваться, изучать профессии и проходить квесты, чтобы обеспечить себе более-менее нормальную жизнь.
  • “Путь Шамана. Шаг 2: Гамбит Картоса”. Виртуальные развлечение Барлионы набирают всю большую популярность – даже виртуальные деньги уже приравняли к государственной валюте и позволяют без проблем выводить на реальные счета, благодаря чему в игру хлынуло бесчисленное множество любителей легкого заработка. Заключенные же, которых туда ссылают, вынуждены работать бесплатно в шахтах. И плевать, что действие происходит в виртуальном мире – ощущения от рабского труда малоприятные. Дмитрий один из таких шахтеров, просидевший 8 лет на рудниках и играющий за один из самых непопулярных классов. Но ему представился шанс все изменить и вырваться из заточения.
  • “Путь Шамана. Шаг 3: Тайна Темного леса”. Казалось бы, главному герою Дмитрию удалось справиться с жизненными невзгодами, подставами со стороны его недоброжелателей и вырваться на свободу. Но парню все равно на месте не сидится. Другой бы затаился где-то и коротал свой срок в относительной безопасности, но шаман предпочел возглавить собственный клан с десятками других геймеров и отправиться разгадывать тайны, которые скрывает в себе Темный лес. История несколько отошла от общей сюжетной канвы, поэтому многие читатели счтают, что Маханенко несколько заигрался и чересчур много импровизирует, но погружаться в мир Барлионы все еще увлекательно.  

Всего серия “Путь Шамана” состоит из семи книг и, судя по всему, заканчиваться не спешит. Есть у автора и другой интересный цикл – Темный паладин, тоже сосредоточенный на концепции попадания героев в виртуальную реальность RPG-жанра с закрученными сюжетами, постоянными интригами и множеством имен, которые большинству читателей поначалу будет трудно запоминать.

Георгий Смородинский

Один из первых российских авторов, взявшихся сочинять истории в жанре ЛитRPG. Писатель некоторое время всерьез увлекался видеоиграми, что и побудило его взяться за создание собственных историй. Также Смородинский пишет произведения приключенческого жанра, героическое фентези, где нередко проскакивает тематика “попаданчества”. С 2015 по 2019 год плодотворным писателем было выпущено целых десять романов, получивших положительные отзывы от множества читателей.

  • Семнадцатое обновление. В сверхпопулярной ММО RPG “Мир Аркона” вышел очередной (семнадцатый) крупный апдейт. В нем разработчики окончательно стерли грань между виртуальным миром и реальным. Забудьте о клавиатуре и мышке – они вам больше не нужны. Игроков помещают в специальные капсулы, а их сознание переносят на просторы фентезийной вселенной, позволяя прочувствовать все ощущения с полным эффектом присутствия. Для большинства это новый захватывающий опыт, но только не для Романа Кожевникова – парня волей случая занесло в демонические земли, да еще и вселило в самого настоящего демона. Теперь ему придется не только выживать, но и найти способ расквитаться с заточившими его в виртуального аватара недругами.
  • Чужой среди чужих. Завершив с серией “Семнадцатое обновление”, Георгий Смородинский все-таки решил не прощаться с Арконом, а начал еще один цикл в той же вселенной, но с другим главным героем и сменившимся местом действия. Книга не зря получила свое название – персонаж Крис Веном по характеру отличается от всех тех, с кем читатели уже успели познакомиться в Семнадцатом обновлении. Парень самый настоящий задрот, который предпочитает зарабатывать на играх и не гнушается убийствами других игроков. Его характер, мотивация и отыгрыш непредсказуемы. Но стоит предостеречь читателей – книга напоминает своего рода вступление, поэтому не ожидайте завершения всех сюжетных линий и ответа на все вопросы к ее концу. Ради них придется взяться за продолжение.

Данияр Сугралинов

Казахстанский автор, неожиданно получивший признание миллионов читателей рунета после публикации повести “Кирпичи”. В его послужном списке имеется несколько книжных циклов и отдельных произведений, посвященных компьютерным мирам, попаданчеству, нейросетям и другим высоким технологиям. Помимо написания книг, Данияр успешно занимается бизнесом, владеет собственной веб-студией, создает сайты и блог-платформы.

  • Цикл Level Up (5 книг). Великовозрастный геймер-задрот обзавелся способностью видеть свою жизнь так, как если бы он сам был компьютерным персонажем с прокачиваемыми навыками и умениями. И увиденное его явно не порадовало – мало ловкости, силы, выносливости, зато самым раскачанным скилом стала способность играть в WoW. Еще и над женой висит статус “Неприязнь”, что явно намекает о скором вынужденном расставании. Теперь герою истории предстоит научиться использовать обретенные способности и исправить ошибки своего прошлого.
  • «Мета-Игра. Пробуждение». С оказавшимся в больнице Матвеем Колесниковым начала происходить целая цепочка странных событий. Каждую ночь продолжались визиты странного доктора, задающего не менее загадочные вопросы, а закончился отпуск на врачебной койке вживлением фантастического гаджета, давшего Матвею возможность попасть в другую реальность, где причудливые существа и опасные монстры – вполне обыденное явление. На носителя необычных способностей тут же открыли охоту, поэтому приключение тут же приняло представляющий реальную опасность для жизни оборот.
  • Цикл Дисгардиум. История разворачивается в не столь далеком будущем, где люди не только предпочитают уходить в виртуальные миры для развлечения, но еще и используют новую реальность как возможность заработать. Вот только неграждане и лица, у которых низкая социальная значимость, претендовать на нормальный доход не могут. Их удел работа на руднике, чистка свинарников, обслуживание таверны и тому подобные бесперспективные занятия. Пятнадцатилетнему школьнику Алексу, мечтавшему когда-то стать космическим гидом, предстоит попытаться выбраться за пределы возможностей, которые предоставила ему игра.

Михаил Атаманов

Писатель-фантаст, выпустивший почти три десятка книг, часть из которых написаны в жанре ЛитРПГ. Карьеру свою начал относительно недавно, в молодости сменив приличное количество профессий – работал в химической лаборатории, грузчиком, рабочим на торжественных мероприятиях и даже помогал студентам со вступительными экзаменами. Постепенно работа с текстами переросла в полноценное писательство, и в 2014 году в сети появилась первая книга о магическом мире, где помимо людей живут еще эльфы, минотавры и другие сказочные существа.

  • Цикл “Защита Периметра”. Молодому игроку Роману, заточенному в виртуальной реальности сроком на полгода (на что он сам дал согласие, подписав контракт), предстоит полугодичное пребывание в должности руководителя космического флота. Казалось бы, увлекательное приключение, но не тут то было – одолеть сильных врагов, не обзаведясь репутацией и союзниками среди множества фракций, будет практически нереально. Плюс сама игра “Защита Периметра” не обходится без интриг, тайных заговоров и не всегда человекоподобных пришельцев.
  • Цикл “Темный травник”. Известная корпорация, авторы популярной игры с полным погружением в виртуальную реальность, предоставляет геймерам работу – играть за не слишком востребованные классы, тестировать геймплей и всячески способствовать развитию игровой вселенной. Любой задрот ММО РПГ посчитает эту вакансию, пусть даже и не слишком высокооплачиваемую, работой своей мечты. Но так ли это на самом деле? Сможет ли герой книги обжиться в виртуальном мире? На эти вопросы будут даны ответы в течение трех увлекательных историй.
  • Цикл “Искажающие реальность”. В этой фантастической вселенной человечество познакомилось с разумными инопланетянами, поделившимися с людьми технологиями виртуальной реальности невиданной доселе степени погружения и тут же предложившими посоревноваться за будущее Земли, выставив своих лучших бойцов. Роль одного из рекрутов досталась главному герою – студенту и по совместительству киберспортсмену с кучей наград за участие в онлайновых соревнованиях. Выбрав себе прозвище «Комар», он вступает в человеческую фракцию и начинает играть в свою игру, игнорируя советы и правила.

Внимания заслуживают и другие произведения Атаманова, такие как Карантинный мир, серия “Серый Ворон”, Задача выжить. Они не относятся к жанру ЛитРПГ, но прочтения заслуживают.

Зарубежные ЛитРПГ

Помимо русскоязычных авторов, в жанре ЛитРПГ работают и иностранные писатели, приобщиться к творчеству которых, к сожалению, для многих не представляется возможным. Чтиво уж очень узкоспециализированное, чтобы издательства тратились на локализацию, так что знание оригинала точно бы не помешало.

  • Хисон Нам – плодотворный писатель из Южной Кореи, можно даже сказать, один из первопроходцев в литературных RPG. Свою первую книгу под названием “Верхний город” выпустил еще в 2004 году, позже превратив ее в успешно законченную серию. Самый известный его цикл “Легендарный лунный скульптор”. Книг в ней на данный момент целых 53 штуки – Дарья Донцова со своими детективами явно бы обзавидовалась, если бы узнала про них. Официально истории о попаданцах в виртуальную реальность на русский не переводились, но в сети можно найти вполне неплохой фанатский перевод истории.
  • Брент Рот – зарубежный автор с увлекательным циклом  Гнев Дракона, назвавший главного героя серии собственными именем и фамилией. Завязка, надо признать, увлекательная – тяжелая травма, полученная в результате несчастного случая на работе, превратила жизнь мужчины в настоящий ад. Но он получил второй шанс благодаря новой виртуальной игре, позволяющей буквально перенестись в абсолютно новую для себя среду, где физические недостатки живой оболочки уже не имеют никакого значения. Бренту осталось только воспользоваться этой возможностью, чтобы получить лучшую для себя судьбу.
  • Скотти Фатч и его “Происхождение A.R.S.” – у солдата Скотта Джейкобса в жизни одна неудача идет за другой, доводя его до умственного и эмоционального истощения. Окончательно добила его новость, что его жена не только наставила парню рога, но и залетела при этом от своего любовника. Не найдя ничего лучше, Скотт ушел с головой в виртуальную реальность, которая оказалась намного более привлекательным местом для проживания. Именно там он получил возможность стать тем, кем пожелает, победить монстров и даже найти новый любовный интерес. Происхождение A.R.S. началось с небольшой повести, но успех у англоязычной аудитории превратил ее в целую книжную серию.

Среди других писателей стоит также отметить Трипа Эллингтона с его Живой Игрой, Чарльза Дина и его Халатного Рыцаря. Что самое интересное, написали они свои романы не как оригинальные идеи, а вдохновляясь произведениями русских и корейских авторов, переводящих свои тексты на английский и выставляющих на продажу через популярные англоязычные ресурсы. Так что, ЛитРПГ относятся к тому редкому случаю, когда новинки появляются в первую очередь на отечественных просторах.  

Подведем итоги

ЛитРПГ, как можно понять из всего сказанного выше, жанр довольно специфический. Но я вангую, что совсем скоро будет экранизация какой-то книги – выйдет полнометражный фильм, появится новая франшиза, которая затмит всю эту комиксовую вселенную. Может быть, будет сериал от Netflix. Но что-то — обязательно будет.

P.S.

Ребята! Не все книги, которые здесь указаны я читал, я спросил у людей, какие еще есть крутые авторы чтобы сделать классную подборку! Поэтому, пожалуйста, если какие-то неточности: просто в комментарии напишите, а я поправлю. А сам я начинаю читать «Играть, чтобы жить». Тем более, что пока ожидаю продолжения 4х серий книг: Последняя петля, Искажающие реальность, МЕТА Игра и Дисгардиум.

И еще: напишите обязательно в комментариях книги, которые Вам понравились, но я пропустил! Порекомендуйте ЛитРПГ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Пишет статьи о разработке игр. Не инди, — работает рендеринг-программистом в крупной ААА студии в Санкт-Петербурге. Большой поклонник игр Naughty Dog.

10 комментариев на «“Лучшие ЛитРПГ книги”»

  1. Sergeylar:

    Набирает обороты жанр, названный в читательской среде » реалРПГ». Прокачка выходит в реальную жизнь. Впервые мною была встречена книга «Баффер» Михаила Дулепы несколько лет назад. Не знаю, основатель он или нет, но это первое яркое произведение подобного рода. Теперь последователей уже множество.

  2. Vlad:

    Из всех выше перечисленных цикл Господство кланов самый захватывающий

  3. Сергей:

    Компьютерная игра Срыв?? Извините но она называется друмир буду признателен если исправите. Спасибо

  4. Иван:

    Автор статьи не читал эти книги. Шаман закончен в прошлом году, да и остальные книги ушли далеко вперед от описанного в статье. Нуб описал шлак…

  5. Toyvo:

    НАБИРАЮЩИЙ? НОВЫЙ? Автор, ты серьезно? Может посмотрим, когда были написаны все приведенные произведения? Жесть какая. Что ты пропустил, автор? Дмитрий Нелин, Сергей Вишневский, к примеру. Айтабаев с его «Вы призвали не того». Да и Джон Голд, который свою жестокую «Хризалиду» уже третий раз вылизывает, тоже куда то делся. Да очень много того, что ты пропустил, Автор. «Тактику малых групп», к примеру. Все, что ты привел, автор, это уже классика, и у всех этих произведений есть свои недостатки, поскольку они ВСЕ первые. Руса вообще обсуждать не буду. Камуфлированый медведь с надписью Россеюшка, блин. Первый Маханенко рялист и мартиСьюшен, впрочем, как и остальные из этого списка. Михайлов по началу просто НУДЕН. А вот вбоклевелы всего этого уже даже не хороши, отличны. И «Подземелья Альгоры», и барлионовский «Бард», и вальдировский Селютин. Впрочем, читать вбоклевелы без основных произведений не очень понятно. Так что жанр уже давно не нов и битком набит ништяками. Ништяки можно брать на author.today. Приятного чтения, типа.

    • Спасибо большое! За подробный комментарий) Я поправлю и добавлю авторов, конечно не всех я читал, как и Вы, наверняка. Но многие книги я читал, поэтому они в этом списке.

  6. BarryFinch:

    Сергей Зайцев (Вселенная ИКС)
    Павел Корнев (Дорога мертвеца)
    Жгулёв (Real-Rpg)
    Красников (Забытые земли)
    Осадчук (Зазеркалье)
    Аноним Райкар(Проект Альверон)
    Роман Прокофьев (Игра Кота)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *