ЛитРПГ (LitRPG). Экскурсия по жанру

ЛитРПГ (LitRPG). Экскурсия по жанру

Сейчас все большую популярность набирает жанр фантастической литературы под названием ЛитРПГ (LitRPG). Если выражать его суть в одном предложении, то это истории, действие которых происходит в играх, виртуальной реальности или же геймифицированных мирах, живущих по законам ролевок. Заинтересовались? Тогда добро пожаловать на экскурсию по жанру.

Признаки и разновидности литературных RPG

Помимо самого факта попадания персонажей в другие миры, игры или виртуальную реальность, существует еще несколько знаковых черт такого рода произведений. Архитипичная ЛитРПГ практически всегда содержит описания пользовательского интерфейса (UI) и игровых механик, присущих жанру компьютерных ролевых игр. Например, главный герой может обзавестись параметрами HP и MP, измеряющейся в численном эквиваленте силой атаки, защитой, прокачивать свои навыки и “разблокировать” новые способности.

Как и в случае с играми, приключение главного персонажа может подразумевать квест, который ему нужно выполнить в виртуальном мире. Такое происходит, например, в серии книг “Забаненный” Михаила Атаманова, отличающейся детальным описанием игровых механик, ПВП боев (PVP – игрок против игрока), прокачки героя. Но это вовсе не обязательное условие. В книге “Первому игроку приготовиться” тоже присутствует попаданчество в игры, но при этом читателей не перегружают узкоспециализированной геймерской терминологией. Статы и скиллы там, конечно, упоминаются – но в единичных случаях.

Еще один популярный поджанр – апокалиптические ЛитРПГ. В них действие происходит не в параллельных реальностях или виртуальных вселенных, а в нашем с вами мире. Только этот мир под воздействием каких-то выдуманных автором факторов трансформировался и приобрел геймифицированные свойства. Цикл книг Сергея Грекова “Последняя арена”, к примеру, рассказывает о жизни на земле после знакомства людей с более развитыми цивилизациями, что повлияло на их восприятие реальности. Присутствует подключение к космической системе и пользование ее интерфейсами.

Обратите внимание! Жанр ЛитРПГ не обязательно связан с классическими Action/RPG или MMO RPG. В нем часто встречаются книги, где акцент делается на другие популярные жанры и игровые механики. Такие как крафт и строительство. Серия Ascend Online (Восхождение Онлайн) Люка Чмиленко хорошо раскрывает тематику создания предметов, сбора ресурсов и строительства различных сооружений. Причем строитель может быть как добряком-героем, так и коварным злодеем. Многие авторы LitRPG вдохновлялись Dungeon Keeper и аналогичными игровыми проектами, реализуя на базе этой идеи интересные сценарии.  

Популярные сеттинги и сюжетные направления

ЛитРПГ пересекается со многими жанрами фэнтези/фантастики, в частности, с исекаем – историями про попаданцев (о них вы можете прочитать в отдельной нашей публикации). Поэтому активные чтецы без проблем узнают те же самые сюжетные перипетии и правила построения миров.

  • Типичное фэнтези – с эльфами, орками, гномами и другими архетипами. Пользуется наибольшей популярностью у читателей, анимешников и любителей MMO RPG. Наверное, процентов эдак 70 от всех ЛитРПГ происходят в таких вселенных;
  • Sci-Fi – научная или псевдонаучная фантастика с высокими технологиями, внеземными цивилизациями, покорением далеких планет, космическими полетами. Не обязательно все сразу, но хотя бы один-два элемента из списка обязательно присутствуют;
  • Киберпанк – в таких мирах высокие технологии сочетаются с упадком уровня жизни людей, ограничением свобод, беспределом со стороны государства/корпораций и т.д. Этот сеттинг идеален для того, чтобы органично вплести элементы RPG в реальность персонажа;
  • Супергероика – герой по сюжету обретает суперспособности и начинает их применять на благо окружающих, в общем, типичная “марвеловщина”. Есть также немало книг, где повествование ведется от лица злодея или человека с серой моралью;
  • РеалРПГ – это RPG в нашей с вами реальности, предлагающее более приземленный сеттинг, но не отказывающееся от игровых элементов и их описаний. Хороший пример такой литературы – “Жатва душ. Остров мертвых” Данияра Сургалиева. В книге рассказывается про зомби-апокалипсис с RPG-условностями. Чтиво очень напоминает игры серии Dead Island.

Вне зависимости от сеттинга, персонаж может иметь разное происхождение/историю. Одни добровольно или принудительно подключаются к виртуальной реальности, другие погибают и перерождаются (Reincarnation), третьи вынуждены приспосабливаться к геймифицировавшемуся миру вокруг них. И самая распространенная условность в жанре ЛитРПГ – то, что гибель персонажа в игре или другом месте, куда он отправился, будет означать его конец и в реальной вселенной. Представьте себе, если бы каждое PVP в World of Warcraft или Lineage 2 могло бы закончиться вашей смертью. Интригует, не правда ли?

История ЛитРПГ и причины популярности жанра

Жанр ЛитРПГ появился на фоне роста популярности RPG и MMO RPG. А также благодаря тому факту, что кинематограф, видеоигровая ниша, книги, аниме и даже комиксы – все эти направления сферы развлечений постоянно заимствуют друг у друга интересные идеи. Режиссеры берут сценарии из книг, разработчики игр делают проекты по популярным фильмам, в Голливуде экранизируют мангу и комиксы. Однако прежде чем новеллизировать интерактивный опыт из компьютерных игр, авторы шли к этому десятилетиями.

Сама идея ЛитРПГ во многом произрастает из двух жанров – киберпанк и антиутопия. В них очень часто поднимаются темы виртуальной реальности и переноса сознания. Явным тому примером стал цикл Уильяма Гибсона “Муравейник” и книга Нила Стивенсона “Лавина”. В последней действие происходит в виртуальном и реальном мирах, подверженных воздействию одного и того же вируса. Можно даже приплести сюда братьев Стругацких, у которых в произведении “Хищные вещи века” фигурировало средство, меняющее сознание человека и по сути заставляющее его ощущать мир не так, как ощущают его окружающие. Все эти идеи позже использовались и в литературных РПГ, и непосредственно в самих компьютерных играх.

Само собой, все это пока еще не было оформившимся направлением и не имело прямой связи с играми. Но популярность настольных сюжетных ролевок (Dungeons & Dragons и пр.) и народное творчество сделали свое дело. В большом количестве стали появляться фанфики по играм, где люди придумывали новые истории с полюбившимися персонажами, меняли сюжетные повороты исходника или даже делали кроссоверы одних миров с другими. Только в текстах фанфиков можно было прочитать про героев Гарри Поттера, попавших в мир Меча и Магии, или узнать альтернативную историю Средиземья, где Фродо присвоил себе кольцо. Позже многие фанфики переросли уже в полноценную литературу.

По хронологии первые более-менее сформировавшиеся ЛитРПГ появились в конце 90-х/начале нулевых. В 1998 году вышел “Мир кристалла” Степана Вартанова, где есть сюжетные тропы про застревание в виртуальном мире и идентичная играм “механика” перерождения. Еще один автор – Александр Зорич, в 2000-м году выпустил “Сезон оружия”. Историю про мир, где виртуальная реальность заменила объективную действительность, люди насоздавали себе аватары и начали жить согласно игровым условностям. В последующие годы уже не обходилось без книг с аналогичными сценариями – активно начали освещать тему на Западе и в азиатских странах (особенно в этом преуспели корейцы и японцы).

И вот в 2012 году выходит роман Дема Михайлова “Господство клана Неспящих”, где применяется классическая система ЛитРПГ. Причем публикуется произведение не в печатном формате, а как книга в интернете – через популярную платформу самиздата. Успешную формулу моментально подхватывают новые авторы, и в этот период жанр получает такие бестселлеры, как “Играть, чтобы жить”, “Акула пера в мире Файролла”, “Барлиона. Путь шамана”. С этого момента уже ни у кого не осталось сомнения, что под жанр ЛитРПГ можно выделять отдельные полки в магазинах. Ведь вокруг него очень быстро сформировалось лояльное фанатское сообщество, развивающееся и в настоящее время.

ЛитРПГ и проблема детализированной статистики

Как уже упоминалось ранее, одной из фишек ЛитРПГ является описание характеристик персонажа, его статистики и других “игровых” параметров. Это одновременно является как уникальной особенностью жанра, добавляющей ему интересности, так и элементом, который может оттолкнуть некоторых читателей. Особенно когда речь идет о Hard LitRPG или произведениях начинающих авторов, злоупотребляющих подобными описаниями с целью растянуть свою книгу до желаемого объема. Некоторые писатели, так и вообще, плохо следят за тем, что они пишут, из-за чего в характеристиках персонажа нередко присутствуют логические противоречия.

В хороших ЛитРПГ статистика убедительна, не имеет логических противоречий и не разбирается чисто для галочки. Она является дополнением к повествованию, проработанному фантастическому миру. То есть, читателю самому должно стать интересно ознакомиться с этой информацией. По сути, в LitRPG действует все то же правило “показывай, а не рассказывай”, которое применимо и к кинематографу. Если персонаж, например, прокачивает какой-то навык, грамотный автор постарается описать реальный эффект от его получения.

Какие ЛитРПГ стоит почитать новичку. Отечественные и зарубежные авторы

Если в процессе прочтения этой статьи вы заинтересовались жанром ЛитРПГ и хотите почитать что-то стоящее, обязательно обратите внимание на что-то из списка ниже. Это одни из самых популярных и высокооцененных произведений.

  • Цикл “Стеллар”. Действие разворачивается в нашем мире, но измененном под воздействием неких осколков черной луны, изменивших саму суть бытия. Из нашей реальности получилось что-то на стыке киберпанка и технофэнтези;
  • Игрок, забравшийся на вершину. Это уже классическая ЛитРПГ, где человечество постепенно перебирается в необычайно реалистичное VR MMO. Именно в нем главному герою предстоит развиваться и прокачиваться, начиная с убийства обычных крыс;
  • Семнадцатое обновление. Эволюционировавший искусственный интеллект из игры “Мир дракона” вызвал смерть множества игроков в онлайне, оцифровав их личности и заточив внутри виртуальной вселенной. Одному из таких “попаданцев” придется найти путь на свободу.
  • Легенда нубятника (Эгида-1). В этой истории намешали и классический исекай, и LitRPG, и юмористическое фэнтези. Пока многие писатели стараются сделать свои истории серьезнее, автор нубятника обыгрывает игровые клише и веселит читателей. Учитывая, что серия завершилась на 17-й книге, людям она очень понравилась.

Больше интересных литературных серий вы сможете найти в других наших подборках. Переходите по ссылкам и читайте. Также у нас имеется отдельный материал по исекаю (попаданчеству), частью которого большинство ЛитРПГ как раз и являются.

Итоги. Стоит ли жанр внимания?

Надо признать, что LitRPG – это достаточно специфический, нишевый литературный жанр. Он в первую очередь ориентирован на людей, которые хорошо знакомы с компьютерными и/или настольными играми. В частности, с многопользовательскими и одиночными RPG. Ведь именно геймерам будет проще понять, по каким правилам живет выдуманный писателем мир, и разобраться с мудреными описаниями характеристик персонажа, его снаряжения и т.д., с которыми фантасты часто перебарщивают в своих произведениях.

Но значит ли это, что всем остальным любителям фэнтези и фантастики в эту нишу соваться не рекомендуется? Ничего подобного! Даже абсолютный новичок в гейминге может вкатиться в ЛитРПГ, начиная с поджанров Soft LitRPG (повествование без фокуса на ролевых элементах) и GameLit – фантастической литературы на тему игр, где вообще не идет речи о RPG-составляющей. Такие произведения подарят новый опыт и эмоции от чтения. А каким он будет – позитивным или негативным, зависит от автора.

P.S.

Если жанр вас заинтересовал, обязательно ознакомьтесь с нашей подборкой ЛитРПГ: Лучшие ЛитРПГ книги, и материалом про исекай: Что такое исекай? Попаданцы в кино, аниме и играх.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор a-naumov
Автор подборок игр, прохождений, чит-кодов и игровых гайдов на сайте. Большой любитель инди игр, хардкорных и креативных платформеров. Отрицательно относится к пустым открытым мирам и платному дополнительному контенту. Играет на ПК
  1. […] книги, которые стоит прочесть интересующимся новым жанром ЛитРПГ […]

  2. […] Hero – в Восхождении героя Щита мир живет по механикам ЛитРПГ, хоть действие и происходит не в игре, а в обычной […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *