Обзор X-COM Chimera Squad. Шанс на успех 99%

<?the_title()?>

Вот уж чего не ожидали. Издатель 2К и студия Firaxis Games сделали любителям пошаговых стратегий, засевшим в своих домах на карантине, неожиданный царский подгон – выпустили продолжение/спин-офф тактической серии X-COM. Проект получился не таким масштабным, как две прошлые “номерные” части, но вполне себе интересным. Здесь присутствуют напряженные тактические бои и менеджмент на глобальной карте, но со своими особенностями.

Давайте копнем поглубже и разберемся, почему геймерам стоит потратить сэкономленные со школьных завтраков деньги на это небольшое приключение.

Сюжетная завязка

Город-31

Добро пожаловать в Город-31 – место, где инопланетяне и люди могут жить в мире и процветании. Экономика, инфраструктура и все отрасли промышленности были за несколько лет после вторжения Старейшин переработаны настолько, чтобы соответствовать всем нуждам населения, которое теперь включает не только целый коктейль из человеческих рас, но еще и представителей некогда враждебных человечеству видов, воевавших на стороне Адвента. Все они остепенились и стали полноправными гражданами обновленной и толерантной Земли.

Вот только даже продвинутые технологии на мироустройство никак не повлияли. В городе будущего не искоренили организованную преступность – на улицах немало террористических группировок, объединенных разными идеями и готовых их отстаивать самыми радикальными способами, убивая, взрывая и захватывая заложников из числа мирного населения. Отряд “Химера”, которым нам придется управлять, это специальное подразделение (можно даже сказать, SWAT), чьи бойцы действуют в городской черте и занимаются главным образом штурмом зданий. В тех случаях, когда средствами полиции не обойтись.

Во время одного из заданий в городе случается теракт, в котором погибает мэр Города-31, и теперь нашей организации предстоит с удвоенной силой зачищать улицы и дома от неблагонадежных элементов. По сути, это и вся сюжетная подноготная. Остальная информация о ситуации в городе потребляется из новостных сводок и небольших роликов-заставок, в которые вникать совершенно не обязательно, ведь X-COM никогда не славился неожиданными сюжетными твистами – эта игра немного про другое. Про тактику и стратегическое планирование.

К сюжетной части у многих игроков образовались претензии, и с ними нельзя не согласиться: ладно бы события Химеры развернулись спустя лет пятьдесят или даже век после X-COM 2. Но нет же – прошла какая-то пятилетка, а большая часть населения Земли будто бы забыла о том, как инопланетные захватчики устроили им натуральный геноцид с концлагерями и ужасными экспериментами по переработке в зеленую жижу. Тот факт, что за вторжением стояли Старейшины, а сами межзвездные понаехи белые и пушистые, все равно не является достаточно убедительным оправданием.

Игровой процесс: полевая работа

Спин-офф Chimera Squad, как и две номерных части X-COM целиком и полностью строится вокруг оперативников. В ваше распоряжение поступает отряд спецназа, где каждый оперативник обладает своим количеством здоровья и защиты, вооружением и особыми способностями. Кто-то занимается контролем врагов, поднимая их над укрытиями и делая уязвимыми для атак союзников, кто-то превосходно лечит и может на дальнем расстоянии остановить кровотечение у получившего критическое ранение товарища. А есть бойцы ближнего боя, которые привыкли стремглав бежать в гущу событий, перескакивая все препятствия, и мутузить оппонентов кулаками.

И не думайте, что вам будет достаточно прожимать понравившиеся кнопки способностей и атаковать врагов в поле видимости. Нет! Даже на среднем уровне сложности спустя пару часов прохождения уже становится понятно – нужно планировать свои действия. Персонажи вне укрытий ужасно уязвимы и теряют очки здоровья только так, а если палить по засевшему за крепким бетонным заграждением противнику, он разве что посмеется над вашей самоуверенностью. Вот и приходится совершать маневры, заходить с флангов и выкуривать вражин специальными способностями, дабы нанести максимальный урон. Радует одно – часто цели миссий не подразумевают уничтожение всех противников, и можно после выполнения ретироваться на точку эвакуации, даже оставшись в меньшинстве.

Вероятность промаха 55%.

Сам уровень тоже представляет собой настоящее полотно для тактического творчества. Разные укрытия имеют свои уникальные свойства. Одни пробиваются, другие простреливаются лишь частично, третьи иногда представляют собой большую опасность, чем нахождение на открытой местности. Со мной во время одной из миссий приключилась подобная неприятность. Трое из четырех оперативников укрылись за одним грузовичком, а меткий выстрел инопланетного ублюдка прострелил бензобак и оставил единственного выжившего после взрыва солдата сиротой. Но опыт оказался неоценимым, и уже в следующем сражении взрывоопасные объекты обернулись уже против отряда противника.

Игровой процесс: механика штурма

Многие фанаты X-COM наверняка заметили, что все описанное ранее уже использовалось в Enemy Unknown. Но у Chimera Squad есть и свои инновации. Главная из них – механика штурма. Каждое из полевых заданий состоит из нескольких секвенций-подуровней, на которые наша бригада врывается с грохотом и гоготом, ничуть не хуже оперативников из Rainbow Six: Siege, только устроен штурм несколько иначе. Игроку предлагают расставить бойцов по нескольким точкам входа и выставить очередность проникновения. Грамотно ворвавшись, можно застать врасплох и устранить несколько врагов, чтобы в основной стадии боя дышалось посвободней.

Очередность расстановки солдат играет большое значение по нескольким причинам. Во-первых, у каждого персонажа есть особые умения для штурма. Здоровяк Аксиом, если стоит первым на выход пугает оппонентов оглушительным ревом и имеет шанс их дезориентировать, а у Терминала (женщина-медик с сопровождающим дроном) есть способность вылечить на 2 очка здоровья всех тех, кто будет врываться с ней с одного входа. Если учесть, что миссия состоит из 2-3 участков, между которыми здоровье не восстанавливается до полного объема, игрок всегда будет перед выбором – подлечиться или же нанести мощный урон неожиданной атакой.

Игровой процесс: менеджмент отряда и базы

X-COM Chimera Squad – это не какая-то там казуалка вроде Braveland, где все сводится к примитивным действиям. Одними боями победы над организованной инопланетной преступностью не достичь – нужна еще дипломатия с экономикой. У нас есть город, разделенный на несколько независимых районов, и в каждом из этих районов постоянно повышается уровень преступности. Это влияет на интенсивность схваток с противниками и заполнение шкалы анархии. Если государственное устройство покатится к чертям, услуги отряда “Химера” уже никому не потребуются. Вот и приходится выполнять задания на снижение анархии и расставлять постовые отряды с особыми способностями, которые также в автоматическом режиме приносят ресурсы.

Ресурсов в игре три вида. Элирий – материал, который позволяет открывать в исследовательском центре новые улучшения для оружия, брони и прочие технические навороты для ваших оперативников. Разведданные – за них покупаются и улучшаются аванпосты на глобальной карте, покупаются мощные обвесы для оружия и предметы на местном аналоге черного рынка. Третьим ресурсом являются кредиты – обычные деньги. Их можно потратить на покупку расходников, гранат и прочих полезных в бою вещей. Надо признать, разработчики хорошо постарались, сбалансировав все ресурсы. Геймерам придется постоянно находиться в поисках то одного, то другого, чтобы соответствовать по силе все более и более злостным противникам.

Прокачивать все сразу не получится – игрока постоянно вынуждают чем-то жертвовать. Ограниченное поначалу количество доступных оперативников не позволяет укомплектовать полный отряд и одновременно рассовать еще троих солдат по рабочим специальностям, отправив одного в исследовательский центр, другого на индивидуальную тренировку, а третьего выполнять в пассивном режиме задания по добыче недостающих ресурсов. И если на среднем уровне сложности дышится еще относительно свободно, даже если клацать все эти улучшения наугад, то на более высоких вполне реально запороть игру своими неумелыми действиями на глобальной карте, из-за чего пройти бой без потери бойцов будет просто нереально.

Вам все еще кажется, что отличий от предыдущих частей недостаточно? Тогда вот вам еще несколько фактов, о которых стоит узнать перед началом прохождения:

  • Размер уровней в игре заметно меньше, чем в номерных частях франшизы. Из-за этого задания проходятся быстрее, а схватки заканчиваются за несколько ходов, что способствует повышению динамики сражений.
  • Тематика спецназа полностью оправдывается в геймплее – акцент с пряток за укрытиями смещается в сторону быстрых атак, направленных на избавление противника от как можно большего количества очков здоровья, прежде чем он опомнится.
  • В спин-оффе упразднили свободное переключение между бойцами. Теперь оперативники будут ходить в очередности, которую выставили геймеры во время планирования штурма. Но на последовательность выхода можно влиять некоторыми способностями.
  • Никакой перемотки времени в игре не представлено. День сменяется после завершения хода или выполнения следующего задания на глобальной карте. И игра от подобного упрощения нисколько не пострадала.

Изменения заметные, но явно “на любителя”. Кто-то позитивно воспримет больший упор на самую суть – сражения, другие же будут скучать по глобальным зарубам на карте мира с 16-ю регионами и множеством опций во время тактического планирования. Одно можно сказать точно – спин-офф создан с упором на то, чтобы презентовать серию ранее незнакомым с ней людям, которые наверняка были бы в шоке от обилия возможностей. И это разработчикам, судя по всему, удалось. Пиковый онлайн в Steam на релизе достигал почти 36 тысяч игроков, и даже спустя неделю он не падает ниже 10 тысяч одновременно играющих пользователей.

Для сравнения, вышедший почти одновременно с Химерой спин-офф другой известной франшизы Gears of War поставил рекорд около 7 тысяч игроков в Стим. Даже если учесть, что некоторые купили игру в магазине Microsoft или получили ее по подписке, Firaxis Games все равно смогли удержать лидерство на полях пошаговых сражений в космическом сеттинге.

Графика, производительность и технические нюансы

Глупо было бы полагать, что Chimera Squad продвинется в плане графики по сравнению с предыдущей частью. Здесь использовано довольно много ассетов из War of the Chosen и тот же неизменный Unreal Engine, поэтому ранее игравшие во второй X-COM люди могут не переживать, все у них пойдет и даже полетит. Графическое исполнение осталось приятным, цвета мягкими – самое то, чтобы залипнуть на целый день и встать из-за компьютера без головной боли. А если железо не вывозит картинку с приемлемой производительностью, стоит покрутить опции видео. Представленный перечень настроек позволяет настроить абсолютно все: от сглаживания и разрешения, до теней, эффектов и глубины резкости.

Достаточно спорным решением стало внедрение вместо полноценных заставок катсцен в стиле комиксов и разительно отличающихся от окружающей обстановки портретов персонажей в диалогах, которые уж очень напоминают аналоги из мобильных игр и проектов на небезызвестном RPG Maker. Хотя частично такую визуальную подачу оправдывает тот факт, что сам по себе спин-офф является развлекательным и легким приключением, не пытающимся претендовать на пафос и глобальную масштабность предшественников. Это было ясно еще по трейлерам, выполненным в такой же пестрой манере.

А вот за что стоит сказать разработчикам большое спасибо, так это за субтитры. Конечно, идеальным вариантом была бы полная локализация, включающая родную русскую речь, но и переведенный текст оказался уместен (за исключением неточностей в описаниях способностей пары персонажей). Элементы интерфейса и шрифты текстов достаточно большие, чтобы в них не нужно было всматриваться – как в случае с большей частью современных представителей стратегического жанра. Главное только определиться заранее, на каком языке будете играть, ведь прогресс привязывается к языку, и на ходу сменить локализацию не получится – придется начинать кампанию сначала.

Подведем итоги

Сразу стоит сказать, что нового хита всех парадов вроде их основной линейки Civilization у Firaxis Games не получилось – это среднего уровня проект, ориентированный в первую очередь на преданную армию поклонников используемой франшизы. Положительные стороны игры, которые обязательно порадуют аудиторию – как начинающих тактиков, так и ветеранов X-COM:

  • Классическая формула пошаговой стратегии X-COM с незначительными изменениями;
  • Новая механика штурма, эффектное начало каждой операции;
  • Возможность включить в отряд пришельцев;
  • Хардкорные режимы для настоящих мастеров тактического планирования;
  • Хорошая оптимизация и стабильно высокий FPS даже на слабых системах.

Разумеется, без ложки дегтя в бочке меда тоже не обошлось. Некоторые спорные моменты и досадные косяки способны подпортить многим геймерам впечатления, а некоторых вообще заставить удалить игру с жесткого диска. К примеру, многие игроки на форуме Steam жалуются на баги с пропажей некоторого оружия и брони, зависания и критические ошибки в некоторых миссиях. Но надо признать – разработчики активно отвечают геймерам в комментариях и выражают искреннее желание помочь с устранением проблем. В будущих патчах все должны отшлифовать, исправив критические ошибки.

Беда. Ребята все стоят на точке, но ехать на лифте вверх почему-то отказываются.

И еще немного минусов:

  • Репетативность миссий и поставленных перед отрядом задач;
  • Иногда неудачные ракурсы автоматической камеры, которая так и норовит показать стену;
  • Неочевидность некоторых укрытий и промахи в упор, которые могут сбить с толку мало знакомого с X-COM игрока.

Итог: 7 баллов  из 10

Учитывая тот факт, что игра с неба звезд не хватает и разработчики изначально не позиционировали ее как масштабный сиквел, а честно заявили – перед нами камерный спин-офф, и оценивать ее нужно соответствующе. В России игра стоит смешные 500 рублей, а это является более чем выгодной платой за пару десятков часов тактического геймплея по выверенной формуле. Так что, с учетом всех претензий и общей вторичности, можно смело поставить X-COM Chimera Squad 7 баллов  из 10.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор a-naumov
Автор подборок игр, прохождений, чит-кодов и игровых гайдов на сайте. Большой любитель инди игр, хардкорных и креативных платформеров. Отрицательно относится к пустым открытым мирам и платному дополнительному контенту. Играет на ПК

Добавить комментарий