Обзор House of Ashes. Замок из песка
Рецензия на House of Ashes – для меня дело практически личное. Я играл во все «кинохорроры» от Supermassive и воочию наблюдал за их деградацией. Проекты студии проделали путь от цепляющего хоррора про хижину в лесу в Until Dawn до невнятной притчи про тайны маленького городка в Little Hope. Складывается ощущение, что единожды выстрелив с Until Dawn, команда израсходовала единственный боевой патрон и теперь вхолостую стреляет своими «Байками из склепа».
И дело тут не только в качестве сценариев, падавшем от игры к игре. Даже историю про оживший кабачок, убегающий от голодного повара, можно сделать увлекательной, обеспечив игроку должный уровень вовлечения. Разработчики никак не пытались использовать доступный подобным проектам киноязык, и раз за разом насиловали игроков пресным винегретом из опостылевших QTE и нудных кат-сцен. Трудно поверить, что сами авторы совсем не понимали, в чем кроется проблема The Dark Pictures Anthology, поэтому у меня всё-таки была надежда на пусть и неидеальное, но всё же достойное возвращение с их третьей игрой.
Оправдались ли надежды? Получилось у House of Ashes прервать череду неудач для студии?
Давайте посмотрим, в конце концов, три – это счастливое число.
Начнём, как обычно, со сценария. Сюжет House of Ashes после короткого пролога забрасывает нас в 2003 год. Отряд бравых американских морпехов ищет в Ираке химическое оружие Саддама. В ходе разведывательной операции вояки оказываются погребены в расщелине, в которой химического оружия не оказывается. Зато в ней обнаруживается кое-что похуже: древний шумерский храм, который таит гораздо более жуткие и опасные тайны, нежели оружие опального ближневосточного диктатора.
Несмотря на пресноватую завязку, с сюжетом в House of Ashes всё не так плохо, как в предыдущей игре студии. В Little Hope была обескураживающе идиотская история с еще более глупой концовкой, но в House of Ashes сценарий и сюжетная линия выполнены на удивление неплохо. Не поймите неправильно, сюжет игры вряд ли сможет претендовать на что-то большее, чем развлечение на вечер, но он в House of Ashes худо-бедно работает и местами действительно способен заинтриговать.
Вся House of Ashes – это дань уважения низкобюджетным боевикам, в которых отряд спецназа противостоит кровожадным монстрам и неизбежно теряет одного бойца за другим. В середине нулевых подобные картины забивали сетки вещания почти всех российских каналов, поэтому я не сомневаюсь, что с подобными фильмами вы хотя бы минимально знакомы.
Кажется, что в этом оммаже и кроется секрет Supermassive: когда у студии есть конкретный источник вдохновения, итоговый результат получается вполне приличным. В House of Ashes полно сюжетных штампов вроде древнего храма, темных пещер и чудовищ, ориентирующихся на звук, да и в плане персонажей проект не пытается быть оригинальным (набор тут абсолютно классический: святоша, сквернослов, парень, который умрет первым, и т.д.), но это воспринимается скорее как часть обязательной программы, нежели бессилие сценаристов. Всей своей структурой, от постановки сцен до операторской работы, House of Ashes напоминает некогда популярные «мистические» боевики, и в итоге от неё получаешь ровно то, что ожидаешь.
А вот чего ждать от House of Ashes не стоит, так это хоть какой-то возможности испугаться. Дело в том, что для всей своей антологии разработчики из Supermassive эксплуатируют только внешние атрибуты хорроров. Но на самом деле ни Man of Medan, ни Little Hope, ни свежая House of Ashes – это, разумеется, никакие ни хорроры. Это даже не уровень историй, что рассказывают подростки у ночных костров. Сильнее всего эти игры напоминают страшилки про Чёрную руку и гроб на колесиках – если угодно, мета-сюжеты, знакомые всем и каждому чуть ли не с пелёнок. Вы с первых кадров знаете, чем все закончится, знаете, когда и что скажет любой персонаж. И несмотря на то, что в финале разработчики, как и в случае с Little Hope, постарались удивить «неожиданным» поворотом, велик шанс, что вы догадаетесь о происхождении здешних монстров гораздо раньше.
И, если честно, этого набора могло бы хватить, если бы у игры было чуть получше со способностью развлекать. При одиночном прохождении House of Ashes получилась попросту недостаточно фановой, и виноват в этом фирменный геймплей Supermassive Games. Отличий от двух предыдущих частей The Dark Pictures в House of Ashes нет никаких: весь игровой процесс представляет собой всё те же однообразные QTE, перемежаемые унылой ходьбой с подбором предметом. К третьей части «кино-механики» вроде нажатия кнопки в такт сердцебиению надоели настолько, что возможность отложить геймпад и просто посмотреть заставки воспринимаешь чуть ли не как высшее благо (и это в интерактивном-то произведении!).
Удивляет и то, как работает в House of Ashes выбор решений. Если глобальные развилки сюжета работают в целом так же, как и раньше, то менее важные диалоги, раскрывающие отношения героев, в игре получились странноватые. Зачастую ваш выбор вообще ни на что не влияет: например, если вы попытаетесь увести беседу в мирное русло, герой всё равно может вспылить и начать на вас кричать. Очевидно, что это обусловлено центральной сюжетной линией, но почему тогда просто не лишить игрока выбора в такие моменты? Так диалоги бы выглядели более логично и целостно.
Завершает общее впечатление техническая часть, с которой все тоже неоднозначно. В House of Ashes не то что бы много багов (оружие, периодически зависающее в воздухе без хозяина, вполне можно простить), но вся игра сделана как-то неаккуратно. Всё, что можно делать в хорроре от Supermassive – это жать кнопки в QTE и ходить, и вот ходьба сделана просто отвратительно. Камера поворачивается ужасно медленно, а персонажи двигаются так, будто они увязли в густом киселе. Лично мне пришлось «насладиться» этой ходьбой сполна: один из персонажей почему-то очень полюбил зажимать моего героя в узких проходах. В итоге негодяй смог добиться своего и заблокировать меня в тесной камере, лишив любой возможности к отступлению. Я уже было смирился с тем, что мне придётся перепроходить целый акт, но в последний момент каким-то чудом я умудрился просочиться сквозь прутья и оказаться на свободе. Не повторяйте моих ошибок и почаще смотрите за спину.
Графика в House of Ashes, конечно же, тоже с нюансами. Я играл в версию для PS5, Картинка в игре практически идентична таковой в Little Hope – по крайне мере, это актуально для PS5-версии, в которую играл я. В House of Ashes есть два привычных для консолей режима, производительности и качества. В первом можно спокойно наслаждаться стабильными 60 FPS, тогда как во втором включается трассировка лучей, которая сразу же прибивает кадровую частоту до 30 с ощутимыми просадками. И несмотря на то, что на локациях всегда присутствует игра света и тени, никаких особых преимуществ картинке рейтрейсинг не даёт и большую часть времени вообще не бросается в глаза. Это наглядно иллюстрирует весь подход Supermassive Games: прикрутить трассировку лучей они смогли, а вот поправить ужасный пиксельный эффект от огня им уже не с руки.
Зато реализация DualSense неплоха – тактильная отдача при выстрелах ощутимо оживляет напряженные моменты. Жаль, что в целом таких моментов на всю игру набирается не очень много.
В день выхода House of Ashes разработчики анонсировали новую часть своей хоррор-антологии: проект под названием The Devil in Me должен завершить первый сезон сборника, в который в итоге войдёт аж 8 игр. Какой вывод можно из этого сделать? Да очень простой – несмотря на всю критику в адрес проектов Supermassive, они на самом деле неплохо продаются и в целом устраивают массового игрока.
В случае с House of Ashes в это несложно поверить. По сравнению с первыми двумя играми из анталогии The Dark Pictures, в новинку можно играть, не испытывая перманентный дискомфорт от бредовой истории и её странной подачи. А если собраться с компанией друзей, то прохождение House of Ashes может стать действительно веселым, пусть и не страшным времяпрепровождением.
Так что проект, несмотря на все недостатки, можно посоветовать к приобретению. Но не сейчас, а аккурат к следующему Хэллоуину, когда House of Ashes будет продаваться по существенной скидке. Учитывая её недостатки и продолжительность примерно в пять часов, такой вариант кажется вполне честным. Денег на следующую игру Supermassive в любом случае набрали.
О локализации House of Ashes хочется говорить исключительно матом – хотя бы из-за того, что все персонажи в игре общаются сплошной нецензурщиной. Актеры матерятся так же смешно, как и в Little Hope, но здесь это не выглядит настолько отторгающе – все же хмурым воякам такой стиль речи подходит куда больше. В итоге получилось настолько плохо, что даже хорошо: русская озвучка хоть и ужасна, но выключать ее совсем не хочется – слишком уж забавной она получилась. Впрочем, особо впечатлительным игрокам все же стоит играть в оригинале, иначе чувству прекрасного может быть нанесен непоправимый урон.
Подробная информация об игре в базе