Собери себе психотравму: Loretta

Собери себе психотравму: Loretta

TL;DR: опять сильная история и довольно посредственный геймплей.Отлично прочувствованный сеттинг послевоенных Штатов и достойное количество психологического напряжения. Разветвляющаяся история и условная свобода воли героини, вложенная в руки игроку. Подойдёт не только любителям кондового point’n’click, но и почитателям любых медиумов жанра «в голове преступника». Геймерам с любовью к разнообразию механик, противникам глубоких сероморальных изысканий и нелюбителям много читать стоит остаться в этот раз в стороне.

Выхожу из зимнего анабиоза, короче.

Мне тут попалась на глаза (и в руки) такая вот штука под названием Loretta – пиксельный психо-триллер авторства инди-разработчика Якова Бутузова. И, поскольку я такие проекты готова есть огромной столовой ложкой, тебе я с этим тоже присяду на уши.

Спойлер: поверь, ты хочешь выделить на это выходные.

Трагедия

разворачивается в американской глуши в крайне депрессивные послевоенные времена. Лора – так героиню называют близкие – оказывается на старой ферме посреди нигде. Зерновая пастораль быстро замыливает глаз, а проблемы, от которых героиня бежала из большого города вместе с мужем-писателем, отказываются исчезать. Эмоциональная петля вокруг шеи Лоретты начинает затягиваться, без того неидеальная жизнь разваливается на куски, и женщина поступает единственно возможным в её понимании образом:

Убивает дражайшего супруга.

Но это, собственно, завязка, презентуемая тебе в первые пять минут проекта. Самый же сок дальше – в зависимости от твоих действий сюжет будет раскрываться под разными углами, меняя и обстоятельства, и состав преступления, и даже количество затронутых им людей. Ты сполна насладишься серой моралью в аккуратных и стильных нуарных рамках. Кто такая Лоретта? Тебе решать. Можешь сделать её несчастной жертвой обстоятельств. Загнанной в угол женщиной с полным чемоданом трагедии в анамнезе. А можешь превратить её в беспринципную хладнокровную убийцу. Знаешь, из тех, кто уже мысленно вымостил себе дорогу к идеальной жизни чужими трупами. История будет подстраиваться под твои решения и поворачиваться к тебе новой гранью каждый раз, когда ты что-то делаешь. Или не делаешь, это тоже важно.

И абсолютное ощущение эмоциональных американских горок, конечно. Говоря о Loretta с нашим главредом, я не раз и не два упомянула Капоте – очень уж сильны ассоциации. Совершенно непонятно, есть ли в истории хоть один морально чистый человек – как и во многом, здесь всё решает угол, под которым ты смотришь на ситуацию. Сложно вычленить, если честно, хоть что-то доброе-вечное среди товарищей, каждого из которых хочется огреть лопатой по голове. Но это так, взгляд со стороны. Твои ощущения, разумеется, будут кардинально отличаться от моих.

Геймплейно

Loretta направлена на тех, кто в первую очередь уважает point’n’click. Жанр для автора, как я понимаю, основополагающий. Ничего сложного – ходи вправо-влево по разным локациям, взаимодействуй с предметами и людьми, выбирай диалоговые опции. Взаимодействия, внезапно, могут иногда приводить к неожиданным результатам, после которых история развернётся в совсем другое русло. Что забавно – тут даже есть опция играть «вчистую», и у самой игры есть что сказать по этому поводу.

В перерывах между кликанием по предметам и стильно нарисованными заставками в игре также есть нарративные геймплейные вставки. Думай при мини-игры, но не везде с понятными целями. Кроме прямого назначения они существуют для создания настроения, большая часть из них выглядит как глубоко философское мероприятие с очень, очень тревожным подтекстом. Эдакое зеркало вглубь чужой без того нестабильной психики, привязанное к элементам истории. Довольно стильно и крайне погружает.

В силу жанровости много времени Loretta у тебя не отнимет. На полный сюжет уйдёт часа три-четыре ненапряжного, но вдумчивого прохождения, ещё столько же – на собирание всех концовок, которых в игре пять. Очень, опять же, разнообразных и друг на друга не похожих, так что настоятельно рекомендую добраться до каждой из них. Отдельно отмечу прекрасным то, что игра сама противится хэппи-эндам. Им здесь не место, да и тебе не было бы так интересно разбирать на болты историю, где всё хорошо, все счастливые. Белиссимо.

Визуальная составляющая Loretta

держится на пикселях. Не знаю, почему, но никогда, наверное, не перестану ассоциировать такую стилизацию с ранним японским инди-хоррором. Лиц у героев нет за исключением моментов, когда в заставках появляются более прорисованные арты, анимации представляют собой простенькие закольцованные движения спрайтов. Даже текст в игре стилизован угловатыми неровными буквами поздних 80-х или ранних 90-х годов – ты сразу поймёшь, о чём я, когда это увидишь.

И цветовая гамма к событиям подобрана соответствующая: игроку в прямом смысле предстоит увидеть, как вокруг и внутри героини гаснет, теряет краски целый мир. Ну, и дизайн, конечно. Есть что-то эдакое в эстетике поздних американских сороковых. Культовое, можно сказать, время.

Музыка же здесь

пишет собственную историю. Обожаю этот приём, один из тех, которым умеют пользоваться очень немногие – применение тишины. Музыка здесь довольно умеренна, вместо неё по большей части – беспокойные, нагоняющие саспенса звуки, рассыпанные по событиям аккуратными пригоршнями. Благодаря этому создаётся ощущение, что за событиями наблюдаешь изнутри, из пустующей гнетущей бездны в голове убийцы. Сами герои при этом не озвучены – им это попросту не нужно. Знаешь, бывает так, когда мысленно диалоги звучат лучше, чем если бы были сыграны актёрами взаправду? Вот здесь то же самое.

Отдельный бонус за почти полное отсутствие скримеров. Loretta – это всё же триллер в первую очередь, не хоррор. Игре и без того хватает мастерства держать тебя на краешке стула, не используя дешёвых ударов поддых.

В конце концов, в силу жанра и поднятых тем тут и так волосы на затылке шевелятся.

Единственной проблемой

в Loretta мне, пожалуй, показалась её полная нарративность. Местами до того, что кажется – из этого получился бы лучше фильм. Или даже книга. Сериал, может быть. Я с большим удовольствием играю в такие «визуально-новельные» проекты, где ты меньше времени проводишь непосредственно за процессом, чем за чтением. Но, опять же, тут можно долго вести полемику на тему, что конкретно стоит включать в понятие игры как таковой.

А если по делу – наверняка найдутся люди, которых заявленный жанр от проекта отвратит. Я не в первый раз сталкиваюсь с просто невообразимо хорошими историями, которые геймплейно довольно слабы.В таком случае они, к сожалению, не очень интересуют среднестатистического геймера. Я бы не сказала, что это минус – просто объективный факт. Достаточно посмотреть на South of the Circle, например.

Но есть и плюс –

в рамках собственной ниши Loretta выглядит как что-то абсолютно культовое. Лучшие традиции жанра, так сказать. Так что без поклонников проект совершенно точно не останется и, смею надеяться, заслужит любовь триллерных фанатов. В рамках именно нарратива она действительно имеет все шансы на успех.

Здесь есть кошмарная психология и повседневный ужас. Чудовищность вещей, к которым, казалось бы, мы уже привыкли. Секреты, неверность – так, обычное дело. Loretta возвращается, скажем, к основам этих вещей, выносит на первый план боль и страх, которые они провоцируют. Прекрасное попадание в человеческое желание сочувствовать тем, кто этого не заслуживает.

Или заслуживает?

Ты мне скажи. Ведь это тебе решать.

8/10

Подробная информация об игре в базе

Loretta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор minina-kseniya
(Уже не) блондинка в редакции. Диплом спеца по хоррорам и экшенам. Осваивает R6S. Сказала маме, что хочет замуж за Capcom.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *