Впечатления от Ghost of Tsushima. Один в поле не ронин
Текущее поколение консолей плавно подходит к завершению своего жизненного цикла: PS5 и Xbox Series X анонсированы, самые важные подробности об этих консолях уже известны, и многие, скорее всего, уже начали откладывать деньги на будущее приобретение. О PS4 и Xbox One говорят все меньше и меньше – конечно, мультиплатформенные проекты какое-то время будут появляться и на «старичках», но уже сейчас понятно, что ничего по-настоящему громкого на на этих консолях можно не ждать. Внимание игрового сообщества, в свою очередь, уже переключилось на техническую начинку будущих приставок.
И если Microsoft уже сместила мощь своего маркетинга на следующий Xbox, то Sony прощается с эпохой PS4 более неохотно: 19 июня на консоли вышла The Last of Us: Part II, породившая беспрецедентные по своей интенсивности споры у геймеров, а 19 июля в продаже появился последний эксклюзив для приставки – Ghost of Tsushima. Игру от Sucker Punch, вероятнее всего, обсуждать будут не так яростно, как проект от Naughty Dog – все же ожидания от самурайского экшена были на порядок ниже.
К сожалению, на этот раз оказались правы именно те люди, которые не ждали от «Призрака Цусимы» ничего особенного. Игру от Sucker Punch сложно назвать плохим, или даже средним проектом, но Ghost of Tsushima определенно стала одним из самых слабых эксклюзивов для PlayStation за последние несколько лет. О том, почему так вышло и кому может понравиться «Призрак Цусимы» – в наших впечатлениях от релизной версии проекта.
Если коротко описывать сюжет игры, то история Ghost of Tsushima будет звучать так: остров Цусима осаждает монгольская армия во главе с грозным Хотун-ханом. Хан долгое время изучал японский язык, а также знаком с принципами самураев, что не в последнюю очередь сказалось на успешности завоевания острова – в одной из главных битв за остров погибли почти все японские воины, кроме пленённого правителя острова Симуры (по совместительству – дяди главного героя) и самого протагониста по имени Дзин Сакай, которому просто повезло выжить.
В роли Дзина вам предстоит набрать себе команду и бросить вызов захватчикам, а заодно вызволить своего дядю из плена – в этом, в общем-то, заключаются главные цели «Призрака Цусимы».
В основе сюжета лежит простая и несколько надрывная история о самурайской чести, воинских принципах и жертвах, на которые героям приходится идти ради победы над врагами. Никаких сложных подтекстов в ней нет, все мысли тут подаются в лоб, а главной моральной дилеммой – можно ли жертвовать самурайскими принципами и честью ради победы – главный герой мучается примерно минуту экранного времени. Сама же история полностью линейна, однако повествование размазано по игре ровном слоем, поэтому каких-то мощных сюжетных моментов ждать не стоит.
Впрочем, поклонникам фильмов о самураев наподобие тех, что снимал Куросава, история «Призрака Цусимы» вполне может понравиться. Главное – не ждать от неё слишком многого, равно как и не стоит ждать от игры исторической достоверности: в самой Sucker Punch неоднократно предупреждали, что Ghost of Tsushima – произведение в первую очередь художественное.
Но главным разочарованием проекта стал не его простенький сюжет, а геймплей. К сожалению, Ghost of Tsushima по транслируемым ощущениям устарела минимум года на три. В игре есть пусть и небольшой, но всё-таки открытый мир, в котором решительно нечем заняться. Да, квестовые линейки некоторых второстепенных персонажей получились действительно интересными и проработанными, но их не так много в общей массе остального игрового контента. А в остальном нам предлагают заниматься освобождением заложников, убийством монгольских предводителей, а также возвращением награбленного – вот и весь нехитрый спектр активностей Ghost of Tsushima. Ах, да – ещё можно регулировать популяцию монгольских захватчиков, освобождая аванпосты. Сейчас, когда благодаря играм от Ubisoft упоминание аванпостов обычно происходит в контексте издёвок над плохим геймдизайном, попытка начинить свой проект такого рода контентом выглядит несколько обескураживающе. Причём совсем «забить» на аванпосты всё-таки не получится: именно там, как правило, находятся материалы, необходимые для прокачки катаны Дзина.
Спасти ситуацию могла бы необычная боевая система, но в Ghost of Tsushima все, к сожалению, более чем обыденно. Игровая боёвка представляет собой некий гибрид из боевых систем всех action-RPG последних лет. Бои, как правило, представляют из себя хоровод с пятью-семью противниками одновременно, которые вооружены как холодным оружием, так и луками. Каждый тип врагов уязвим к конкретным приёмам: для победы вам придётся на лету менять стиль ведения боя – так называемые стойки. Всего их четыре, каждая предназначена для сражения с конкретным видом врагов, так что их назначение вам придётся выучить.
К врагам тут вообще нужен особый подход – зачастую решать, в какой последовательности выносить неприятелей, приходится в пылу боя. После нескольких часов игры вы уже на автомате будете отмечать, кого можно убить парой ударов, кого проще расстрелять из лука на расстоянии, а кого лучше как можно быстрее довести до истощения, чтобы пробить защиту. Средств для войны с монголами игра предоставляет не так уж и мало: в распоряжении Дзина есть фамильные катана и клинок танто, лук, а также несколько видов полезных метательных девайсов – для победы на последнем уровне сложности придётся использовать все имеющиеся средства. Для восстановления здоровья в игре нужно использовать «решимость» – энергию, получаемую героем в процессе схваток. Абсолютно все, что есть в арсенале Дзина, включая стойки и приемы, подвергается довольно обстоятельной, но незамысловатой прокачке, так что сражения вряд ли успеют вам надоесть. Подавляющее большинство боев в Ghost of Tsushima получилось интересным и напряженным, пусть сама боевка и не может похвастаться ворохом уникальных и свежих идей.
Впрочем, одна фича в в боевой системе Ghost of Tsushima получилась действительно интересной и запоминающейся. Речь идёт о системе дуэлей, или так называемых «противостояний». Если Дзин увидит врага достаточно рано, то у вас появится опция вызова противника на честный поединок «один на один». Каждый такой бой начинается с того, что Дзин встаёт в боевую стойку напротив одного из бойцов противника, а вашей задачей, соответственно, становится нанесение удара первым. В случае успеха герой в красивом слоу-моу зарубит несчастного одним ударом и получит дополнительное очко «решимости». Впоследствии враги научатся блефовать, а сам Дзин сможет выучить навык, позволяющий расправиться разбираться сразу с несколькими монголами. В общем итоге эти «противостояния» получились весьма интересной находкой, позволяющей проверить скорость вашей реакции и прочность нервной системы. Ну, и дополнительный балл к общему антуражу прибавляют, не без этого.
Но сильнее всего на атмосферу Ghost of Tsushima работает, конечно, графика. Игра, может, и не демонстрирует чего-то экстраординарного в плане технологий, но над артом в Sucker Punch поработали на славу. Пейзажи Цусимы получились красивыми и по-японски пронзительными: маршрут героя в основном пролегает через заросли сакуры, залитые солнцем леса, водопады, горы, и прочие места, специально созданные для игры с местным фотомодом. К визуальной части Ghost of Tsushima очень сложно придраться, да и делать этого совсем не хочется. Даже если японский сеттинг не вызывает у вас никаких положительных эмоций, то даже в таком случае вы гарантированно получите визуальное наслаждение от всех этих пагод, лесов и водопадов.
А вот технически проект исполнен откровенно средне: первое, что бросится вам в глаза – это странная камера. Во время сражений виртуальный оператор выбирает очень странные ракурсы, и в результате вам приходиться не столько отбиваться от монголов, сколько воевать с виртуальной камерой. Возможно, разработчики оставили своенравную камеру для того, чтобы сражения ощущались более напряженными, но решение в любом случае странное и больше похоже на недоработку.
Помимо этого частенько встречаются визуальные баги: Дзин не отказывает себе в удовольствии провалиться как в некоторые объекты, так и в землю. Нельзя сказать, что это очень уж сильно портит впечатление от игры – данный момент бросается в глаза в основном потому, что в других эксклюзивах от Sony подобная неряшливость давно уже не встречается.
Если подводить итоги, то сказать, что Ghost of Tsushima – плохая игра, нельзя. От «Призрака Цусимы» можно получать удовольствие, если у вас нет каких-то специальных требований к сложности боевой системы и вас не воротит от картонных open world-проектов. В игре просто слишком много «но». Боевая система вроде как неплохая (пусть и безыдейная), но наслаждаться ей мешает неудобная камера. Открытый мир красивый, но откровенно скучный, а большая часть дополнительных активностей получилась слишком однообразной. За сюжетом вроде бы интересно следить, но картину портит слабая постановка большей части сцен и крайне неторопливый темп. Но так или иначе нетребовательному игроку проект от Sucker Punch понравится с большой долей вероятности. Если вас озвученные недостатки пугают, а попробовать «Призрака Цусимы» всё-таки хочется, то есть смысл дождаться первых скидок – предполагаю, что долго ждать не придётся.
Немного жаль, что линейка эксклюзивов для PS4 не закончилась на The Last of Us: Part II, споры о которой сотрясали Интернет без малого месяц, да и до сих пор так и не затихли окончательно. Неоднозначная игра Naughty Dog стала бы куда более звонким и эффектным финальным аккордом, нежели Ghost of Tsushima – неплохая, но куда менее вылизанная и амбициозная. Если проводить аналогии, то The Last of Us: Part II можно сравнить с бутылкой крепкого бурбона, к которому бармен услужливо предлагает хорошую сигару. Ghost of Tsushima же – это скромная стопка сакэ, после которой хозяева спешно просят вас покинуть заведение. Впрочем, и у сакэ, как известно, есть свои ценители.
****
Смотрел самурай
На плавно идущие титры
Ушло поколенье
Подробная информация об игре в базе