Обзор Disco Elysium: The Final Cut. Для тех, кто не разучился читать

Обзор Disco Elysium: The Final Cut. Для тех, кто не разучился читать

В октябре 2019 года все любители сюжетно ориентированных RPG получили неожиданный подарок. Эстонские инди-разработчики ZA/UM выпустили повествовательное приключение с большим количеством выборов, увлекательной историей и хорошо прописанными персонажами. Как итог, всего за год проект продался тиражом свыше миллиона копий, обрел множество поклонников, а вселенной даже заинтересовались киношники, вознамерившиеся перенести игровой мир в формат  телевизионного сериала.

Что касается самой игры, она не так давно тоже получила расширенное издание под названием The Final Cut, расширив список платформ и обзаведясь увесистой порцией нового контента. Если вы по какой-то причине пропустили одну из лучших игр позапрошлого года и хотите наверстать упущенное, начните с прочтения этого обзора. Он введет вас в курс дела и даст понять, почему этот уникальный опыт нельзя игнорировать.

Добро пожаловать в Ревашоль

Местом действия Disco Elysium стал красивый город с богатой историей и культурным наследием, который оказался превращен его жителями в настоящее поле боя. Каждый человек здесь просто обязан примкнуть к определенной социальной группе, отделившись от других по своим политическим убеждениям, статусу в обществе или материальному положению. Ревашоль в свое время умудрился побыть под правлением монарха, который практически его уничтожил, затем пережить коммунистическое восстание и в конечном итоге перейти к текущему своему положению – построению “процветающего” капитализма силами некоей Коалиции. В общем, события в игре нередко пересекаются с нашей с вами реальностью, где в последнее время все больше поднимаются проблемы классового неравенства и социальной справедливости.

На фоне глобальных событий в жизни города разворачивается локальная история нашего героя (хотя скорее антигероя) – полицейского детектива, чья жизнь уже давно складывается не совсем так, как принято у нормальных людей. Он активно балуется запрещенными веществами, заливается алкоголем и проживает в грязном замусоренном хостеле, расположенном в одном из самых злачных районов города. Беспробудное пьянство и депрессия в итоге повлекли за собой куда более серьезные психические проблемы. В очередной день запоя герой проснулся с частичной амнезией и полным непониманием того, что вообще происходит. Но так как никто даже и не подумал предоставлять ему выходной, пришлось отправляться на место очередного преступления в компании более трезвого и умного напарника Кима Кицураги.

Само собой, это лишь завязка для более проработанной и запутанной истории. Постепенно становится понятно, что без местных бандитских группировок, корпораций, промышленных магнатов и прочих серых личностей дело не обошлось. Нужно заниматься опросами свидетелей, исследованием трупов, вести многочасовые расследования. Рабочие дела и психические проблемы постоянно давят на героя, а местное население не очень дружелюбно относится к копам и нередко с ними конфликтует. Работать в таком стрессе будет непросто, так что наш подопечный вполне может повредиться рассудком или подать в отставку. К проигрышу в Disco Elysium могут привести самые разные события, так что за напряженность повествования и его вариативность можете даже не беспокоиться. Все сделано в лучших традициях классических ролевых игр.

Глоток свежего воздуха в жанре RPG

Disco Elysium стоит обособленно от всех тех игр, которые современные поклонники ролевых приключений привыкли считать настоящими RPG. Герои здесь не борятся за спасение всего мира, не зачищают множественные подземелья от монстров и не получают в руки артефакты невиданной силы. Вместо этого упор делается на чтение и ведение диалогов, что вполне очевидно, ведь нашим протагонистом является детектив. Варианты выбора преследуют нас не только при общении со множеством населяющих нуарный мир игры персонажей – если герою вдруг нужно будет ввязаться в драку, геймплей будет аналогичным (придется выбирать действия и смотреть, к каким результатам они приведут).

Многие наверняка подумают – игра с тоннами текста в 2021 году, это даже звучит как-то скучно, да и вообще, дайте мне колесо с вариантами ответов “да”, “нет”, “наверное” и арсенал из пары десятков смертоносных пушек. Но не спешите с выводами. У Disco Elysium есть достаточно козырей в рукаве, чтобы превратить смесь классических ролевых настолок и Point&Click квеста в захватывающее приключение. В ролевой системе хоть и нет множества спецспособностей и комбинаций атак, зато вместо них представлены четыре характеристики – моторика, интеллект, телосложение и психика. У каждого параметра есть свои конкретные навыки-подпункты, оказывающие существенное влияние на развитие сюжета, количество и разнообразие опций в диалогах. Это обеспечивает высокий уровень реиграбельности.

Например, упор на психику позволяет оказывать серьезное влияние на персонажей, убеждать их и склонять на свою сторону. Физиология и моторика отвечают за силу и ловкость, позволяя добиваться своих целей силовыми методами в тех или иных ситуациях. Так как наш герой не совсем психически здоров, он сможет развивать также и весьма оригинальные навыки. Чего стоит одна только “Внутренняя империя”. С ее помощью протагонист сможет одушевлять неодушевленные предметы – разговаривать со своей одеждой и другими вещами. Казалось бы, чем могут быть полезны приступы шизофрении? Но в мире игры даже такие необычные способности позволяют выудить массу ценных сведений и использовать их по мере продвижения по сюжету.

Хороший и плохой коп

Отдельно стоит отметить гибкость профессионального развития нашего детектива. Он может стать практически любым киношным образом, которые вы могли лицезреть в сотнях наштампованных голливудскими киноделами фильмов и сериалов. Только вам решать, хотите ли вы превратить его в плохого копа, ведущего себя с подозреваемыми грубо и бесцеремонно, или стать так называемым копом-суперзвездой, громко слушающим бумбокс и употребляющим “спиды”. Или же есть более экзотичный вариант – бомж-коп, который не брезгует собирать бутылки в желтую сумку и сдавать стеклотару, чтобы хватило на проживание и лекарства. А если столь необычные образы не соответствуют вашим понятиям о ролевом отыгрыше, всегда можно стать обычным, скучным и дотошным представителем органов правопорядка.

В зависимости от того, какую реплику, ответ или действие выбирает игрок, изменяется личностный портрет его персонажа. В копилку очков постоянно “приплюсовываются” параметры политических взглядов, подхода к работе и т.д. Вы можете быть ревностным строителем коммунизма, политкорректным либералом, моралистом или даже фашистом. Сюжет будет подкидывать вам большое количество выборов, и немалое влияние на них окажут сидящие в голове у протагониста мысли/идеи. Он вполне может заинтересоваться расовой теорией и превосходством одних людей над другими, поддаться феминистической идеологии – вариантов вагон и маленькая тележка. Мысли устанавливаются в специальные ячейки, гарантируя герою определенные бонусы. Поначалу их ограниченное количество, но со временем оно увеличивается.

Классическая боевая система, как уже упоминалось ранее, в Disco Elysium отсутствует. Вместо нее во главе угла стоит так называемая проверка навыков. Развитие тех или иных способностей/умений открывает дополнительные варианты выборов и реплик в диалогах, а также повышает вероятность успеха определенного действия. Каждый ваш шаг по сути является подбрасыванием невидимого кубика, где вероятность получить одно число будет зависеть от прокачки/развития. Если вы, например, хотите украсть пачку сигарет у NPC и выбираете соответствующее действие, но при этом отвечающий за успех навык слабо развит, с высокой вероятностью персонаж поймает вас за руку и атакует, отняв очки здоровья. И наоборот – вкачанные навыки приближают вероятность успеха к 100%.

Экипировка и инвентарь

Одной только болтовней и чтением в Disco Elysium дело не ограничивается – есть и вполне классические для жанра элементы, например, инвентарь с возможностью коллекционирования там разнообразного барахла. Это самое барахло можно поделить на несколько категорий. Активные предметы позволяется использовать в разнообразных целях, переложив их в руки к персонажу. Предметы одежды используются для получения бонуса к характеристикам – но имейте в виду, некоторые вещи повышают одни статы, при этом понижая другие. Идеальной экипировки, способной стать универсальной в каждом случае, просто не существует.

Остальное пространство отводится под интерактивные и пассивные предметы. Первые нужны для получения данных или во время диалогов, а вторые – это всякий мусор, пустые бутылки, фотографии и тому подобные вещи. Пускай за обычной уличной одеждой и предметами прослеживаются привычные для жанра броня, оружие, квестовые вещи, все они настолько органично вплетаются в общую стилистику, что не вызывают ощущения вторичности. Даже наоборот, воспринимаются как что-то свежее и оригинальное, хотя многим здешний инвентарь может показаться неудобным (особенно это становится заметно, когда количество предметов возрастет и начнут возникать трудности с поиском нужного).

Disco Elysium: The Final Cut – в чем отличия?

Как и многие другие разработчики видеоигр, создатели Disco Elysium просто не смогли удержаться от соблазна выпустить свой главный хит повторно, представив The Final Cut – расширенное издание с новым контентом. Кардинальных изменений игроки могут не ждать, здесь их не будет, но зато игра дополнилась массой приятных мелочей. Во-первых, теперь все персонажи получили полную английскую озвучку и даже официальные субтитры на русском языке. Это огромный плюс для аудитории из стран бывшего СССР, где с изучением английского традиционно все плохо. Текста в оригинале было более чем на миллион слов, так что для наших малограмотных соотечественников русификатор стал единственной возможность приобщиться к увлекательной истории.

Во-вторых, в игру добавился дополнительный сюжетный контент – четыре дополнительных задания на тему политических взглядов, новая область города для исследования, более 150 тысяч слов диалогов, доступные для общения и взаимодействия персонажи. Те люди, которые уже успели приобрести обычную версию игры, получат дополнение в качестве бесплатного обновления в Steam или других цифровых магазинах, где приобретали Disco Elysium. А владельцы двух актуальных поколений консолей и портативок Nintendo Switch наконец-то смогут пройти максимально полное издание с поддержкой управления на геймпаде, высокой частотой кадров и разрешением экрана.

Полная озвучка, кстати, стала достаточно спорным нововведением, которое разделило фанатов оригинала на два лагеря. Одни восприняли изменения позитивно, а другие, наоборот, начали строчить гневные комментарии с критикой. Все дело в том, что некоторым персонажам поменяли озвучку на другую, тем самым заставив воспринимать их несколько иначе. Плюс внутренний мир героя теперь заговорил голосом одного актера, и это не самое лучшее для многих решение – хотелось бы разную озвучку каждой из личностных характеристик, будь то интеллект или моторика. Большинство придирок, впрочем, являются следствием так называемого “синдрома утенка”, когда впервые увиденное автоматически принимается за неповторимый оригинал. У новых игроков поводов жаловаться на английскую речь и русские субтитры не будет.

Другие интересные моменты, на которые стоит обратить внимание

По мере прохождения просто нельзя не заметить, насколько разработчики из ZA/UM ответственно отнеслись к воссозданию атмосферы классического детектива в коррумпированном и погрязшем в преступности мегаполисе. Даже если не брать в расчет геймплей и ролевую составляющую в целом, в глаза бросается множество более мелких, но сильно влияющих на впечатление от игры моментов:

  • Живые персонажи. Одним из главных недостатков современных RPG по праву считаются “картонные” компьютерные болванчики, выполняющие роль статистов и предназначенные для одной только цели – выдать главному герою квест и принять его, выдав какую-нибудь награду. В Disco Elysium с этим дела обстоят гораздо лучше. Персонажей потрудились прописать, выдать им некий бекграунд,  дать мотивацию и мировоззрение. Практически каждый из них может запросто солгать вам, руководствуясь какими-то своими мотивами.
  • Взрослый контент. Сценаристы совершенно не стесняются запретных тем вроде употребления наркотиков, деструктивных идеологий, секса и т.д. Причем все перечисленное органично вплетается в повествование, а не является добавлением исключительно с целью огранизации фансервиса для молодежной аудитории. Нас постепенно посвящают в мироустройство, политический расклад в вымышленном городе Ревашоль, но при этом не перегружают ненужными историческими сведениями, как в какой-нибудь Pillars of Eternity.
  • Упразднение сражений. Это, наверное, лучшее решение, до которого додумались ZA/UM в своей игре. В жанре RPG важны вариативность и ролевой отыгрыш, а зрелищность боевой системы должна занимать явно не первое по значимости место, как и связанные со сражениями квесты. Пока в стереотипных фентезийных ролевухах нас заставляют собирать 5 шкурок волков и 10 драгоценных камней для крафта очередной брони, здесь все задания ведут к развитию истории, избавляя геймеров от необходимости гриндить/топтаться на месте.
  • Фирменный юмор. Несмотря на общую серьезность и драматичность, игра оставляет очень много места для веселья. Персонажи сыплют каламбурами и колкими фразами, заковыристо ругаются и подшучивают друг над другом, что просто не может не заставить улыбнуться. В игру напихали немало юмористических квестов, оригинальных вариантов развития событий. К примеру, обвинить чаек в совершении убийства или переночевать в мусорном баке, умереть от инсульта практически сразу после пробуждения в начале игры.

С другой стороны, в этой бочке меда есть несколько ложек дегтя. Локации зачастую заставляют вас заниматься блужданием туда-сюда и наматыванием кругов, что не несет никакой смысловой нагрузки и является лишь раздражающим фактором, как и наличие большого количества загрузочных экранов. И ладно бы загрузки были мгновенными, но нет – придется потерпеть несколько секунд. Второй недостаток уже более критичный, так как имеет отношение непосредственно к сюжету. Иногда сценаристы излишне симпатизируют той или иной идеологии, изображая ее излишне “идеалистичной”. Впрочем, в откровенную пропаганду игра тоже не скатывается.

Визуальный стиль и музыкальное сопровождение

Все мы прекрасно понимаем, что от инди-студии с ограниченным бюджетом нельзя требовать впечатляющей графики и технологичности, как в ААА проектах от крупных студий. Здесь действительно все бюджетно, а в основе игры лежит народный движок Unity. Но не технологиями примечательна Disco Elysium – куда больше здесь решает визуальный стиль, где картинка представляет собой что-то вроде ожившего акварельного холста. Окружение, интерфейс и особенно хорошо удавшиеся портреты персонажей будто бы нарисованы от руки на картине, как и мелкие объекты у персонажа в инвентаре. Все элементы органично друг с другом сочетаются и, если можно так выразиться, “работают на атмосферу”.

Мир основан на 70-80х годах предыдущего столетия со всеми вытекающими – это видно по архитектуре, одежде персонажей, общественной жизни в городе. Специально для игры был записан тематический саундтрек из трех десятков композиций в жанре инди-рок и пост-рок, за которые ответственна известная в узких кругах британская группа British Sea Power. Послушать его можно как в цифровом формате, так и на настоящих виниловых пластинках. Последнее порадует разве что состоятельных фанатов, ведь три пластинки продаются в комплекте с коллекционным изданием, где есть еще и фигурка, карта и артбук на полторы сотни страниц. Выйдет оно не раньше лета 2021 года.

Подведем итоги

Disco Elysium стала одной из немногих игр последнего времени, которую хочется порекомендовать к ознакомлению всем и каждому (кроме разве что людей, имеющих аллергию на тонны текста и предпочитающих максимально динамичные развлечение). Она предлагает детально проработанный мир и интересных персонажей, поднимает актуальные для современного общества политические и социальные темы, позволяет игрокам реально влиять на разворачивающийся сюжет. У небольшого коллектива эстонских разработчиков получилось создать интересную и вариативную историю, которая соответствует всем стандартам качества таких хитов как Planescape: Torment. А это определенно не худший пример для подражания.

9/10

Подробная информация об игре в базе

Disco Elysium

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор a-naumov
Автор подборок игр, прохождений, чит-кодов и игровых гайдов на сайте. Большой любитель инди игр, хардкорных и креативных платформеров. Отрицательно относится к пустым открытым мирам и платному дополнительному контенту. Играет на ПК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.