Xbox Original. История, что нас не коснулась.

<?the_title()?>

Каждый из нас начинал свой путь по миру видеоигр по своему. Лично для меня это были “лицензионная” Dendy с «Mario 13» (кто знает, тот поймет), 16-битная Sega с игрой “Ristar” и третьи “Герои меча и магии” у дяди на его личном компьютере c пухлым мониторчиком в 14 дюймов.

У каждого из нас есть подобная история. 

Но сегодня не о ностальгических воспоминаниях пойдет речь. По крайней мере, не о нашей с вами ностальгии.

Я бы хотел начать небольшой цикл статей, который бы позволил читателю взглянуть на игры и игровые системы прошлых лет не как на набор характеристик и картинок, а как на творческие изыскания сотен людей.0 Сразу скажу, я не хочу и не вижу смысла рассказывать про что-то слишком известное и популярное. Вы же не захотите читать тысячную статью про Halo или Killzone?..

И давайте сразу с места в карьер.

Первый гость наших изысканий.

У американского игрока в начале века был весьма нелегкий выбор. Первая, верная своим идеалам и традициям домашнего игрового опыта Nintendo со своим GameCube. Вторая, успешная в прошлом поколении Sony и ее новенькая PlayStation 2, выступавшая одновременно игровой системой и доступным DVD-плеером. И третья, новичок на консольном рынке в лице Microsoft.

Microsoft Xbox, также известная как Xbox Original, получила свое название благодаря известному программному обеспечению DirectX. И своей форме, видимо — это огромная черная коробка с зеленым крестом, весом 4 (!!!) килограмма.

Будучи успешным производителем компьютерных систем, “Микромягкие” спроектировали систему, на момент релиза не уступающую дорогим компьютерам. Модернизированный Pentium III, 64 Мб оперативной памяти и видеокарта от Nvidia предоставляли широкие возможности для разработчиков. Ведь не было никаких проблем перенести уже готовую игру для ПК на архитектуру игровой приставки, максимально с ним схожую.

Мощности приставки позволяли запускать некоторые игры в 1080i. В частности, Enter the Matrix.

Что было особенного в этих габаритах, захвативших умы 24 миллионов человек? Попытаемся не просто дать ответ на этот вопрос, а привести примеры тех игр, которые могут хоть ненадолго привлечь непритязательного игрока и сейчас.

Все ниже перечисленные игры запускались не в браузере на известном видеохостинге, а проверены лично мной на личной зверь-машине. Почти все. Объясню ниже.

Пара слов о мультиплатформе

Перед тем, как заговорить об играх малоизвестных, стоит упомянуть, почему вообще кто-то покупал Xbox при наличии на рынке Playstation2? 

На самом деле, консоль хорошо продавалась лишь на коренном, американском рынке. Одной из причин послужило наличие из коробки сетевой карты для сетевой игры. Нередки были случаи, когда несколько геймеров собирались в подвале или в гараже дома, конструировали локальную сеть из восьми приставок и безостановочно играли в Halo. 

Ещё одной не менее важной причиной приобрести Xbox была мультиплатформа. На самом деле, если брать для сравнения какую-либо крупную игру, выходившую на всех консолях того времени, наверняка именно на Xbox качество картинки было лучшим.

Там, где на второй приставке от Sony приходилось выкручиваться за счет каких-то уловок, чтобы сделать картинку приятнее, на американской приставке игры работали по качеству максимально близкому к компьютерному релизу. Например, Max Payne на PS2 имеет очень много мест, где разработчикам пришлось прерывать геймплей ради подзагрузки локации. Xbox таких мест практически лишён.

Для интересующихся, в интернете очень много подобных сравнений. Впрочем, весьма ощутима разница на этой картинке из сети.

Кроме того, нередки были случаи, когда игра, выходившая исключительно на приставках, имела дополнительный контент именно на Xbox. Японская серия пугающих игр Fatal Frame на Xbox имеет дополнительные костюмы и исправления некоторых мелких огрехов.

Крупные “PC only” игры? Вам врали!

Что-то я за упокой заканчиваю. Давайте немного радости и абсурда.

TES 3 Morrowind был только на ПК? Пфф… Star Wars Knights of the old Republic — это эксклюзив для компьютеров? Ха! Stubbs the Zombie — веселая аркада только для любителей клавиатуры и мыши? Да вы же ничего не знаете, судари!

Это довольно забавный факт, но Xbox имеет весьма обширный список игр, которые, как мы полагали раньше, выходили только на папин четвертый “пень”. Да, их не было на распространенной PS2. Возможно, их было тяжело портировать на архитектуру иных приставок, а, может, это были какие-то особые договоренности с Microsoft. Но вот на “боксе”…

Таких игр довольно много, но на данный момент я опробовал те, что были перечислены выше. 

SW KOTOR ощущается точно также, как и на компьютере где-то в середине нулевых. Я помню, что несколько лет назад его портировали на Android. Если вы подключали к своему телефону беспроводной геймпад, то знайте, управление точь-в-точь.

TES 3: Morrowind сейчас доступна по обратной совместимости на Xbox One X.

От третьей части “Древних свитков” я ожидал большего. Картинка приятная, но ради экономии ресурсов, все движущиеся модели персонажей и монстров теряют в частоте кадров на расстоянии 10-15 метров. В итоге получается не величественная Бальмора, а кукольный мультик. Однако, управление с геймпада оказалось очень удобным. Жаль, на компьютер его не завезли.

Что касается Stubbs the Zombie — я перепрошел его со своей хорошей подругой в локальном кооперативе. В split-screen можно играть за двух Стаббсов одновременно. Благодаря этому все те сложные моменты, будь то истребление военных на открытом минном поле или защита электростанции становятся в несколько раз проще ввиду некоторых механик, реализованных именно для кооператива. Играется намного веселее компьютерной версии.

Управление оравой голодных тупых тварей — добротное развлечение.

Конечно, сейчас нет совершенно никакого смысла запускать эти игры на консоли. Особенно ввиду того, сколько фанатских патчей и исправлений было сделано за эти годы. Но сам факт такой возможности веселит. Тот же Morrowind на приставке я держу чисто для хохмы: “Смотрите, морра на геймпаде! НА ГЕЙМПАДЕ!”

Jet Set Radio Future и Crazy Taxi 3 — Xbox как DreamCast 2

Sega Dreamcast  не была распространена в наших краях так сильно, как чипованные PlayStation 2. Однако те, кому посчастливилось приобрести эту малютку в начале нулевых, смогли на “клаво-мыши” поиграть во многие популярные шутеры того времени без приобретения дорогостоящего компьютера, а также оценить разнообразие японских аркадных автоматов.

И к последнему как нельзя кстати относится серия Crazy Taxi. Эта веселая серия аркадных гонок, где игроку необходимо на максимальных скоростях развозить пассажиров, полностью игнорируя какие-либо правила, включая людей, автомобильный трафик и силу притяжения. Главное, никакой жестокости!

Игра также славилась набором безумных заданий, выполнить которые новичку было просто невозможно.

У Crazy Taxi 3 был в свое время порт для ПК, однако упомянуть ее здесь все же стоит хотя бы потому, что “а где еще вы об этом услышите”! Не особо отличаясь от предшественников, она не получила других портов, как, например, первые две части, что получают порты время от времени до сих пор. Тем не менее, если вам нравились первые две игры, то и третья будет по душе.

Гони на всех порах, чтобы в ушах свистело!

Главной причиной залипать в эту простенькую аркаду является музыка. Игра была бы и в половину не настолько замечательной, если бы не композиции именитых групп в ее плейлисте. В частности, «The offspring» and Bad «Religion», чьи гитарные запилы отлично вписываются в абсурд происходящего.

А вот Jet Set Radio Future как раз тот классический случай, когда Sega стала переносить свои незаконченные для Dreamcast проекты на консоль коллеги.

И здесь без Xbox не обойтись: полноценный эксклюзив, доступный лишь на этой консоли или по обратной совместимости на современных моделях.

Не одним Tony Hawk были едины.

Что такое JSRF? Всего лишь одна из самых ярких и известных игр про экстремальных роллеров. Первая часть до сих пор выпускается и перевыпускается где только можно (например, Steam), а вот про вторую забыли. И зря. Тот же быстрый и насыщенный геймплей в обновленной обертке. Высокие оценки пользователей и прессы.

Выполняя кульбиты на своих двоих, вам придется побороться с бандами в городе за свободу самовыражения, рисуя то здесь то там красочные граффити.

Буду надеяться, когда-нибудь сборник с обеими частями выпустят на современных консолях. А сейчас хоть с Amazon’а оригинал на полку заказывай. 

И таких игр на самом деле хватает. Для Sega плотное сотрудничество с Microsoft сделало “коробку” вторым Dreamcast, который мы никогда не увидели бы при других обстоятельствах.

Shemnue — это дедушка многими любимой серии игр Yakuza.

Множество игр японским разработчиком и издателем было перенесено или же переделано под новое железо. Например, порт Shemnue 2, который графически переплюнул Dreamcast версию по всем параметрам.

Otogi 1-2 — From Software до Souls-like

Demon’s Souls и последовавшая за ней Dark Souls давно стали своеобразной классикой, что даже шаолиньского монаха заставляет своей сложностью познать такое чувство, как праведный гнев.

From Software в принципе никогда не скупились на виртуальные пинки по слабым местам игроков. Ведь именно из их недр вышли мрачная RPG от первого лица King’s Field и серьезный симулятор боевых роботов Armored Core.

До недавнего времени «фромовский» Metal Wolf Chaos также был Xbox эксклюзивом.

Владельцы Xbox от популярных японских игроделов получили особенный подарок. Otogi — это сказочно красивая Hack and Slash игра. На мой взгляд, это симфония звона японского меча, рассекающая туши ужасающих ёкаев.

Будучи основанной на японской мифологии, игроку в роли Рейко Минамото придется посетить различные пещеры и храмы, сражаясь с отвратительными демонами под мрачный и довольно специфичный японский аккомпанемент.

Как и любому другому заправскому слешеру, выполнять сложные комбо приходится как на земле, так и в воздухе.

Главное, из-за чего выскакивают глаза из орбит во время игры, это разрушаемость окружения. Рейко тяжелыми ударами не только сбивает с ног (если такие имеются) вездесущих тварей, но также крушит интерьер, целые здания и проделывает глубокие борозды в земле. Все разрушенные объекты распадаются на мельчайшие детали, которые не растворяются в воздухе, а остаются лежать на земле горстями. Да, из-за этого пришлось пожертвовать величиной локаций, но, думаю, такая красота требует жертв.

Если бы не непослушная камера, перекочевавшая в дальнейшем в вышеупомянутую “душевную серию”… Эх…

Ninja Gaiden Black — до того, как это стало Sigma

Если вы скажете фанату Ninja Gaiden, что проходили первую часть перезапуска серии на Playstation 3 или PS Vita с припиской Sigma, он лишь презрительно фыркнет в вашу сторону. И поделом, пожалуй.

Нет, как отдельный проект Sigma неплох. И впервые я прошел игру именно на Playstation. Но поиграв на Xbox, я понял, что вылизанная обновленная версия отбросила слишком много нужного и привнесла слишком много ненужного.

Игра настолько динамичная, что привыкать к местным сражениям придется очень долго. Но оно того стоит.

NInja Gaiden — это бескомпромиссный экшен в духе Devil May Cry или God of War. В духе, на спидах. Скорость реакции, которую требует игра для своего успешного прохождения задирает планку сложности до какого-то невиданного уровня.

Противники в в этой игре, словно дикие звери, сражаются насмерть. Даже потеряв пару конечностей, они вполне способны лишить вас жизни. От игрока требуется невероятная отточенность всех движений и высокая концентрация в каждом сражении.

Противник не дурак. Кучкуется и атакует одновременно, не давая продохнуть.

Почему я советую именно Xbox версию игры? Попробую перечислить по пальцам. 

Первое, это подход к сложности. В оригинале на экране врагов меньше, но каждый из них гораздо опаснее, чем в обновленной версии. То есть, каждый мало-мальский противник — причина сломанных нервов. Они быстры, маневренны, способны уходить от атак, блокировать, заходить за спину, пробивать вашу блокирующую стойку, делать захваты. Противник на первых порах просто непредсказуем и свиреп. 

Второе, из Sigma вырезали несколько CGI роликов, убрали игровые автоматы с оригинальными играми с NES, переделали несколько уровней, для простоты добавили чек-поинты. В общем, попытка привлечь новых, более казуальных игроков, которая не пошла на пользу. 

В третьих, это Рейчел. Персонаж-фансервис. Дама на каблуках в кожаных ремнях с огромными… молотом. Также беспощадна к дьявольским отродьям, сколько бессмысленна для истории в целом. Фансервис фансервису рознь. Здесь стоило от подобного отказаться… Или хотя бы взять кого-то более известного из серии Dead or Alive. 

А мне здесь можно такое выкладывать? Меня не забанят?

Sigma версия игры сама по себе не так плоха. При всех невменяемых мелких изменениях, Ninja Gaiden для старших платформ не изменяет себе и остается одним из самых сложных “слешеров”, в которые мне приходилось играть. Но если у вас есть возможность поиграть в оригинал, смело берите именно его.

Panzer Dragoon Orta — “шмап” на все 360 градусов

Возвращаясь к играм, что вышли на Xbox вместо Dreamcast. 

Жанр “леталок-стрелялок”, кажется, вообще не пытается хоть сколечки развиваться. Камера сверху или сбоку. Вы управляете самолетом, космическим кораблем или полуголым мужиком (есть и такое, да) и стреляете во всё, что шевелится, стараясь избегать столкновений или попаданий по себе.

Nintendo в девяностых немного встряхнула этот жанр, предложив управлять пилотируемым устройством от третьего лица в полноценном 3D в игре Star Fox. Sega пошла дальше, позволив игроку стрелять не в одном направлении, а во всех.

Panzer Dragoon Orta смогла меня неслабо удивить. Происходящее на экране испускает волны эпичности. Ведь главная героиня на огромной драконьей тушей уничтожает орды летающих кораблей.

Mother of God, что ты вообще такое?!

В игре всё строится на смене форм дракона, каждая из которых нужна в определенный момент. Тяжелый и неповоротливый ящер с большим уроном. Ему в противовес маленький и юркий, но слабый. А также с усредненными параметрами.

Игра короткая, но сложная. Выбрав неверную стратегию, вы легко можете проиграть. Некоторые уровни приходится перепроходить, ибо не всегда удается сразу подобрать тактику против тех или иных врагов. Особенно это касается боссов. Первый боевой корабль мне раз пять дал подзатыльник.

Облетая разрушенные города, сквозь облака, через узкие норы и широкие овраги, невиданные огромные конструкции, невольно поражаешься детализации. Это не самая красивая игра того времени, но в окружение явно было вложено много сил и времени.

Благодаря тому, что мы плывем как бы «по рельсам», местами открываются эпичные сцены. Но красочности местным локациям все же не хватает. Веет мрачностью.

Мне сложно оценить эту игру по достоинству. Я к этому жанру не прикасался со времен Sega Mega Drive. Лишь иногда смотрел видеоролики про игры в поджанре bullet-hell, где необходимо избегать невероятно большое количество выстрелов.

Возможно, эта игра меня подтолкнет к тому, чтобы вернуться к этому жанру. По крайней мере на этом драконе я еще полетаю.

Steel Batallion — когда и трёх геймпадов недостаточно

Когда я выше упоминал некоторое «но», в которое я не поиграл, я имел ввиду этот проект. И не мудрено.

Для того, чтобы поиграть в симулятор боевых роботов, требуется иметь специально разработанный… контроллер? Нет, огромную станцию с тучей кнопок, переключателей и рычагов. И по другому никак. Игра будто представитель высшего сословия с бокалом вина в руках: на ваши плебейские стандартные геймпады она даже не взглянет.

Вы просто посмотрите на это. Полноценные три панели с кнопка, рычажками и тумблерами.

К счастью или к сожалению, именно поэтому про игру я не могу сказать больше того, что можно найти в интернете. И эта игра здесь упоминается лишь ради факта, что в нулевых нашлись такие фанаты боевых шагающих роботов, которые хотели максимального погружения.

Если вам достаточно интересно, могу предложить найти на YouTube ролик с геймплеем и описанием. Там же люди умоляют перевыпустить эту игру для современного VR. Интересно, прислушается ли кто-нибудь?

Breakdown — “битемап” от первого лица

Breakdown, пожалуй, одна из тех игр, треть которой приходится перетерпеть, стиснув зубы. Вначале долгое обучение азам, затем постоянная беготня от суперсолдат, которым по началу ничего сделать нельзя. Управление сводит с ума: начала подбираем батончик, потом смотрим на него, снимаем этикетку, затем только откусываем, чтобы пополнить здоровье.

Временами игра превращается в симулятор получения люлей от голых мужиков.

И встает вопрос: ради чего всё это?

Ради необычной и интересной боевой системы ближнего боя, конечно. Захваты, апперкоты, кувырки, перекаты. Ваш персонаж не просто проделывает все эти движения — вы проделываете их вместе с ним. Удар с размахом? Камера уходит на бок по инерции. Делаете кувырок? Камера выполнит “алле-оп”, позволив поцеловать пол. Благодаря этому использование сверх сил ощущается очень реалистично, а драки здесь действительно напряженными и захватывающими.

Спасибо, я всё понял!.. Игра слишком налегает на First Person Experience, что ей не всегда к лицу.

Скажу как и многие до меня: мне стыдно, но я с удовольствием поиграл в Breakdown.

Dino Crysis 3 как ужасающий игровой опыт

Бытует мнение, что существуют игры, которые плохи настолько, что даже хороши. К ним нет высоких ожиданий, ощущаются они пустышками, но чем-то цепляют, и ты их проходишь не без удовольствия. К сожалению, это не относится к третьей части популярного экшен-хоррора про динозавров от Синдзи Миками, создателя Resident Evil.

Начнем с самой идеи: динозавры в космосе… 

Автоматик делает «пиу-пиу». Огромному тероподу плевать.

Так, стоп. Я же точно что-то должен еще пояснить. Ладно. Динозавры в далеком космосе, скрещенные с приматами, выпускающие электрические заряды, иногда ползающие как личинки.

Звучит даже весело. Грустно, что всё остальное — плохо. Ужасная камера, из-за которой 80% всего времени приходится стрелять автонаведением в вечное никуда. Все локации — просто серые коробки без наполнения. Вечная до абсурда нехватка ресурсов, что заставляет игрока выколупывать местную валюту, будто шахтер с тупой киркой во время золотой лихорадки. Потерянные идиоты в ролях основных персонажей, что творят сущую ересь.

Тот случай, когда всем хоть немного заинтересовавшимся я предлагаю пройти на YouTube и посмотреть катсцены (коих на час набирается). Они сами по себе гораздо лучше этого.

Мне не хватило сил пройти этот кошмар. Я не могу сказать, что это худшее, во что мне приходилось играть. Однако, представьте себе ситуацию: 2004 год, выходит продолжение вашей любимой серии игр, о которой ничего не было слышно несколько лет. Разве что выходил рельсовый шутер, но это явно не то. И вот, вы идете в магазин, покупаете за полную стоимость диск (а это 60 долларов, как никак). В предвкушении возвращаетесь домой, включаете свою приставку и через пару часов собираете в таз крокодильи слезы от боли. Ибо “вот туть”, в душе, тошно.

Это я сейчас, такой хитрый и умный, рассказываю вам в 2020 году, что трава не зеленая. Тогда игрокам было не до смеха.

Итог

В следующем году будет двадцать лет, как Microsoft вступила на извилистый консольный путь. Как и у всех, у Xbox были как взлеты, так и полные провалы.

Нельзя сказать, что сейчас американцы на коне. Xbox One показал себя на старте не с лучшей стороны (все эти обязательные Kinect, заявления о необходимости постоянного онлайна и высказывания о привязке физических носителей к аккаунту оттолкнули очень многих), а последовавший за этим уход от эксклюзивности в сторону доступной мультиплатформы и комфортной обратной совместимости многими воспринимаются в штыки до сих пор. Видите ли, зачем нужна консоль без эксклюзивов.

Но все же Xbox Original положил начало этой великолепной платформе. Ее вклад в развитие индустрии развлечений не получается оценить также высоко, как PS2. Тем не менее, вклад значимый, и оригинальная коробка полна сюрпризов по сей день.

В этой статье я представил далеко не весь список хороших игр, которые можно найти только на этом ящике с крестом. Но дальнейшее изучение этих скрытых алмазов я лучше оставлю на тех, кого смог заинтересовать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор arenar
Автор рецензий на coremission.net. Ценитель больших пикселей и широких полигонов. Маленький король консольного гарема. Обожает откапывать старые и давно забытые игры и запускать их на древних приставках. И гораздо чаще уделяет время инди играм, нежели крупным проектам.

Добавить комментарий