Мы ревели две недели: три проблемы TLOU Part II

Мы ревели две недели: три проблемы TLOU Part II

На прошлой неделе значительная часть The Last of Us Part II утекла в сеть. Разбираемся, почему это стало катастрофой для проекта, в чём на самом деле проблема истории и какое отношение к теме имеют воины социальной справедливости.

Внимание! Ниже не сами спойлеры к контенту TLOU 2, но их разбор! Призываю вас не совать голову туда, куда не хотите, и не жаловаться на ранение в мозг.

Окей, давай пообщаемся.

The Last of Us Part II. Сплошная трагедия, если послушать интернет. Злые языки уже похоронили игру под слоем грязи. Особо одарённые личности обильно плещут вёдрами помоев в непонятно какую сторону и проклинают неизвестных виноватых. Предзаказы массово отменяются, Sony приходится чемоданами возвращать деньги. TLOU 2 прочат коммерческий провал за два месяца до релиза.

Но так ли всё страшно? Как думаешь?

Я вижу здесь три основные проблемы, которые сейчас здесь и разберу, а ты подумай хорошенько, с чем согласишься, что пересмотришь, а что совершенно не примешь. Ок? Погнали.

Итак, проблема первая: потребитель нихрена не понимает саму проблему

Да, я читала утечки. И читала реакции на эти утечки. 90% из них укладываются во фразу «уууу, подсос меньшинствам, трансгендерное говно, НИБУДУПАКУПАТЬ». Окей, ситуация понятна: народ в шоке, народу нужно, чтобы полетели чьи-то головы. Народ хочет крови, чьей – уже не так важно. Поэтому народ кидается на первое, что видит, а самым глобальным изменением с первой части было раскрытие Элли как персонажа из LGBTQA+ комьюнити. Разумеется, логическая цепочка между «о нет, сценарий говно» и «Элли встречается с девушкой» моментально выстроилась в прямую линию из двух элементов, между которыми выставлен знак равенства. И это, если честно, для меня непонятно. Я не буду спорить, что в Naughty Dog завернули в крайне странную сторону, но это вопрос не этой проблемы. Вопрос этой проблемы – сценаристы.

Давай я проясню кое-что. Да, утечки – это не финальный вариант игры, а ранний её билд. Да, ни Naughty Dog, ни Sony внятной информации о легитимности слитых материалов не дала. Но я, как те ребята из «Хижины в лесу», работаю с тем, что есть – а есть на руках история, которая, если окажется правдой, по сравнению с первой частью ощутимо сдала. Вся сила первой части была в том, что она не била с порога игрока по голове. Нет, она давала привыкнуть, расслабиться, и потом уже выдавала удар поддых показывая: здесь, в этом мире, никто не защищён, любой может погибнуть по воле обстоятельств. Даже если ты милейшая дочь главного героя. Первая часть заставляла испытывать всю гамму эмоций – страх, ненависть, сострадание, глубокую душевную боль и невероятное облегчение, когда ситуация выворачивала в пользу главных героев. По сравнению с этим вторая часть и её история пользуется тем, для чего предназначен термин shock value – «шоковая ценность». У того, что здесь происходит, нет эмоциональной ценности, нет подводки и разумного объяснения, нет причины и следствия. Зато есть персонаж, написанный по принципу «рояля в кустах», выскочивший тогда, когда потребовалось сделать затычку в просевшей логике. Опять же, я оговорюсь – я обсуждаю слитые данные. Возможно, в этом и беда, что здесь сильно не хватает контекста, и в финальной игре всё будет чувствоваться совершенно по-другому. Но на данный момент выходит, что сценаристы Naughty Dog сильно переоценили свою вседозволенность.

Ну, и раз уж мы здесь, то.

Проблема вторая: создатели неправильно используют инклюзивность

Прежде, чем в меня полетят тяжёлые тупые предметы, сразу скажу – не против я каких-либо включений среди представителей меньшинств. Блин, да я даже скорее «за». Я люблю классных людей в видеоиграх, дайте мне их всех, разных и побольше. Пусть они будут и белые, и чёрные, и жёлтые, и красные, и голубые, и розовые, и серо-буро-малиновые в клеточку с крапинкой. Пусть у них будут странные руки, странные ноги, странные лица, странное всё или вообще чего-то не будет. Тут дело не в этом. Дело в том, что это не должно быть единственной основополагающей чертой персонажа.

А так, судя по всему, в игре и получится. Угол, который для храброй, находчивой, выносливой Элли был в первой части отсутствующим, а в дополнении Left Behind – второстепенным, в TLOU 2 выставлен на первый план. Все проблемы, конфликты, последующие решения – все вопросы теперь происходят из того факта, кого Элли по жизни предпочитает. И в этом беда. Это обесценивает персонажа, который до этого строился на бесчисленном количестве качеств, до уровня болванчика, вставленного в игру, чтобы быть представителем. Не показать, что та или иная социальная группа – крутая, и игры про неё не хуже, а то и лучше проектов с “generic white male” во главе, а именно представлять эту группу. На персонажа просто сделали нашлёпку пост-фактум, хотя развитие этой стороны Элли после Left Behind можно было столькими способами показать, да ещё и построили всю презентацию проекта, словно это – основной поинт, а не побочная характеристика. Причина и следствие перепутаны местами.

Тут стоит оговорится, что досталось не только Элли. По сообщениям сразу нескольких источников, абсолютное большинство женских персонажей в игре было переработано таким образом, чтобы выглядеть «менее женственно» и не задеть таким образом чувства транс-комьюнити. Вот на этот моменте я поняла, что Naughty Dog окончательно потеряли суть того, что они делают: пытаясь вместить побольше всех, они просто выпихнули из игры большинство. Да ещё при этом и втемяшив свои, в общем-то, неплохие идеи таким образом, что получился строго обратный эффект – вышло, что принадлежность к какой-либо социальной группе является для персонажей основополагающей, а потом уже идёт всё остальное. Я, конечно, тоже кемарила на лекциях по сценарному мастерству, но мне помнится, что должно быть как раз наоборот.

«Так, стоямба, – скажешь ты. – Как ты всё это поняла, если игра ещё не вышла? Может, ты судишь только по внешности, ограниченная ты какашка, а в игре будет такое, что решит все войны сразу?» Возможно. Но, радость моя, сомнительно. Тут, правда, нужно выйти за пределы материалов самой игры и посмотреть чуть шире – на реакцию её создателей. Вот, например, Нил Драккман выразился, что «если вы расист и гомофоб, то не покупайте наши продукты и вообще не трогайте нас». То есть никакой другой проблемы в недовольстве людей Драккман не видит и банально не допускает. Не может здесь быть ошибки в том, что сценаристы накосячили, или в том, что дизайнеры подчиняются так называемой «новой норме». Большинство просто – стереотипные ограниченные козлы.

Вот, собственно, и вторая беда. Naughty Dog используют то, в чём не особо-то разбираются, если посмотреть на результаты их работы. И из этого вытекает…

Проблема вторая, исправленная и дополненная: компанию консультируют предвзятые люди

Ты же понимаешь, что всё сюда и шло.

Да-да, геймергейт и его последствия. Нам всё равно придётся с этим разбираться.

Я не хочу тыкать пальцами. И я не буду тыкать пальцами. Слухи о том, кто консультирует Naughty Dog по вопросам инклюзивности, ходили ещё до того, как TLOU 2 вообще пошла в разработку, да и вовсе оказались не слухами, а очень даже фактом. И это, очевидно, беда. Даже, я скажу, Бедища. С большой буквы. Проблема здесь не в том, что существует некая точка зрения, а в том, что её авторы считают её единственно правильной. Она не предлагается, она насаждается как исключительное решение всех проблем на планете, от которого всем сразу станет максимально хорошо.

Предвзятость консультирующей группы и привела к первым двум проблемам. Сценаристы и дизайнеры, конечно, сами себе злые буратины, но оказались заложниками ситуации, где руководству насаждено мнение, которое транслируется ниже, а представляет это мнение не объективное понимание того, как делать правильно, а желание выставить на передний план какую-либо определённую группу. Задел у этой идеи и правда хороший – если есть больная тема, о больной теме надо говорить. Но решается ли здесь какой-либо острый социальный вопрос, или же создаётся кардинально новая проблема?

Я бы сказала, второе.

Если задуматься – что хорошего сделает по факту определённая ширина плеч и высота лба?

Правильно, ничего. Потому что, если ты мыслишь на той же волне, что и я, положить тебе с прибором на цвет кожи и форму лица что героя, что героини. Тебе, как и всем геймерам с нормально функционирующим мозгом, нужны крутые персонажи, которые принесут что-то новое в твою жизнь. Тебе нужны эти пиксельные люди, которые вдохновят тебя быть лучше, быть круче, потому что сами они храбрые, сильные, несгибаемые, доблестные и владеют кучей невероятных качеств, каждое из которых достойно отдельной истории, а не потому, что у них глаза расположены под наиболее уважительным для меньшинства углом. Так вот, консультанты Naughty Dog забывают об этих маленьких нюансах. В итоге благодаря совместным усилиям на первый план выдвигается не качество персонажа, а та часть его самоопределения, которой сегодня не удивишь никого и которая – по социальной справедливости, прошу заметить! – ни на что не должна влиять. Ан нет, влияет. Потому что как только кому-то по любой причине перестаёт нравиться персонаж, этого кого-то сразу обвиняют во всех грехах. Не спорю, самоопределение – это замечательная штука, доступная каждому, но выезжать только на этом, оправдывая недовольство агрессией к определённым социальным группам – это уже совсем низ.

Тут поделюсь с тобой своим интересным наблюдением: почему-то со всей проблематикой инклюзивности сталкиваются только европейские студии. В Японии, искренне патриархальной стране, таких проблем не наблюдается. Вот взять насущный предмет борьбы: женское отображение. Как-то так получается у сынов Восходящего Солнца делать своих женщин одновременно и бесстрашными, сильными, стойкими, и – о, господь, сейчас будет страшное слово – женственными. И им никто не высказывает за нереалистичное отображение женских образов, потому что, сюрприз, японцы – очень духовный народ, который за «наполнением» следит всё же больше, чем за «упаковкой». Их персонажам не приходится сталкиваться с осуждением слишком больших глаз и слишком коротких штанов, потому что пользователь за этими штанами и глазами видит душу, идею, вложенную в кучку пикселей жизненную энергию, которая не заставляет задуматься, а есть ли такие героини в реальности. Японский философский гений, не иначе.

И нет, я не говорю, что в Европе к созданию персонажа относятся спустя рукава: Naughty Dog наглядно доказали (и не раз!), что вот в этой стезе у них всё на мази. Тут сыграло желание идти в ногу с социальными трендами, а заодно и апеллировать к большей аудитории. Это, без сомнения, похвально, а вот с исполнением вышел косячок-с. Не в последнюю очередь потому, что компания, вероятно, не отличает реально разбирающихся в вопросе людей от личностей, пытающихся на основе ора за социальное равенство банально хапануть славы.

И это прям совсем грустно.

Проблема третья: Naughty Dog шагнули чересчур вперёд

Она же «проблема реальная» и настоящая причина злости публики. Naughty Dog вырвали им сердце. Поматросили и бросили, если хочешь. Это парадокс MGS 2 для нового поколения – видимо, потому, что в каждом десятилетии такое дело должно случаться.

Давай с тобой признаемся друг другу честно: мы ждали эту игру. Ты, я, вон тот чувак из соседнего троллейбуса – мы ещё ждали. И есть причина, по которой мы её ждали. Потому что мы хотели ещё. Мы не хотели «ещё одну игру от Naughty Dog в том же сеттинге про непонятно кого», мы хотели конкретное продолжение конкретной истории. Но нам дали не это.

Нет, с персонажами понятно: временной разрыв в пять лет обязывает историю заиметь наряду со старыми ещё и новых действующих лиц. С мотивацией – чуть большая сложность (хотя, опять же, тут всему виной контекст, вернее, его отсутствие), но и это объясняется временным промежутком: у меня, например, нет ни одного знакомого, который за пять лет не изменился бы хоть немного, так почему в игре должно быть по-другому? Наибольшую же проблему представляет подача истории, с которой Naughty Dog попросту попали в ловушку успеха первой части. У поклонников любой серии есть свойство прикипать душой не только к героям или сеттингу, они также влюбляются в ситуации и чувства, которые эти ситуации вызывают. Почти как адреналиновые нарики, они ждут всё новых проявлений уже выведенной формулы, подтверждения уже и без того известных фактов внутри вселенной. Не получить этого для них, получить взамен что-то другое – сущий кошмар, а это, собственно, и вышло.

Обвинять в этом Naughty Dog я бы не спешила: как говорят, если ты не оправдал чьи-то ожидания, это не твои проблемы, это их ожидания. Они решили пойти по пути, на который не всякий разработчик с удавшейся, проверенной калькой согласится. С риском навлечь на себя гнев и проклятия они были, мне кажется, ознакомлены. И мы имеем, тем не менее, другую историю – не похожую на первую, с совершенно другой центральной идеей, совсем другими составляющими. Это, я бы даже сказала, меньшее из двух зол: выбери Naughty Dog возможность сделать «безопасный» сиквел, он немедленно оказался бы записан в ленивый геймдизайн с попыткой выехать на предыдущих заслугах. Тут выйти из битвы непокалеченными у студии шансов не было.

Хороший ли это ход в итоге? Да откуда ж я знаю. Я понимаю только, что даже в самой студии не были до конца уверены в своих действиях. Возможно, именно сомнения заставили Naughty Dog изначально отказаться от планов по релизу игры и сдвинуть дату выхода на неопределённый срок, а утечка такого масштаба всего лишь не оставила им выбора, заставив выйти на «золото» с тем, что было. Или это был их первоначальный план, а виной затянутому релизу и правда была нарушенная в пандемию логистика. Теперь мы этого, разумеется, не узнаем.

А вот что я знаю точно, как это то, что прав был Трой Бэйкер, когда говорил «подойдите к этому проекту с открытым разумом». Всё же мы с тобой здесь обсуждаем утечку – не готовый продукт, не подтверждённые со стороны официальных лиц данные, а слитый в сеть полуфабрикат, потому что кто-то по ту сторону клавиатуры ценит себя больше, чем труд целой группы людей. Какой бы сильной ни была его обида, его действиям, которые в один момент разрушили ожидание миллионов игроков, оправдания я найти не могу.

Ну что, давай подытожим?

Мне думается, TLOU 2 – не трагедия. По крайней мере, я делаю здесь скидку на сырость материала и собственную надежду, что всё, указанное в сливе, дополнится гармоничным миром и более детальной проработкой персонажей. Я буду сильно разочарована, если только тем развитием, которое слили, дело и ограничится. Будет ли она лучше первой части? Вряд ли. От многого из того, что мы увидим, люди будут отмахиваться, а то и вовсе бегать годами. Сомневаюсь и в том, что главная идея проекта кого-нибудь удивит. Сюжет выглядит слабовато, и Naughty Dog придётся реально постараться и правильно мотивировать некоторые вещи, чтобы игроки после этого окончательно от них не ушли.

Виновата ли утечка в качестве проекта? Возможно. Даже вероятно. С переносами дат Sony и Naughty Dog ясно дали понять, что им нужно больше времени, а с публикацией материалов взять его стало просто неоткуда. Конечно, это не единственная причина, но об остальном – о социальном влиянии, о кривом консультировании, о выросшем из этого сценарии, где крутили как могли, но так и не докрутили – я уже рассказала. А может, там есть что-то большее, чего мы точно не узнаем никогда.

В любом случае, я бы не стала поддаваться панике и запрыгивать на поезд «о боги, какой хреновый проект» до его выхода. Паника спадёт, недовольства успокоятся, а возможность проголосовать кошельком останется. Если в тебе есть хоть чуть-чуть неуверенности, что ты эту игру будешь проходить с удовольствием – подожди, почитай обзоры. Посмотри первые стримы, если не боишься наспойлерить себе начало. Если ты веришь в силы Naughty Dog и принимаешь их творческий гений в любом его проявлении – не вижу причин тебя останавливать, надеюсь, ты выжмешь из этой игры максимум удовольствия.

Просто не делай выводов заранее. Кто знает, что у нас там выйдёт в июне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор minina-kseniya
(Уже не) блондинка в редакции. Диплом спеца по хоррорам и экшенам. Осваивает R6S. Сказала маме, что хочет замуж за Capcom.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *