Игры Хидэо Кодзимы
Хидэо Кодзима – личность в индустрии компьютерных игр довольно известная. За свою продолжительную карьеру этот человек успел побывать гейм дизайнером, сценаристом, продюсером и руководителем по разработке, получил награду “человек года” и прозвище “Гений”, пусть и не без явного сарказма.
Его работы отличает уникальный авторский подход, смелые эксперименты с геймплейными механиками и в меру безумные сюжеты, в хитросплетениях которых порой бывает непросто.
Если вам интересны необычные и геймплейно-ориентированные проекты, обязательно просмотрите данный обзор, где рассматриваются лучшие игры Хидэо Кодзимы из выпущенных на данный момент. Разумеется, перечислить абсолютно все в рамках одной статьи не получится – японец оказался довольно плодовитым и наклепал не меньше трех десятков игр в самых разных жанрах, поэтому малоизвестные спин-оффы и ответвления мы опустим.
Игры Кодзимы список: классика, новинки и планирующиеся к выпуску
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 28 октября 1986
Приключения пингвина – это первый проект, к которому приложил руку Хидэо, пока еще только в качестве ассистента дизайнера. По сюжету пингвиненок Пента отправляется в путешествие за золотым яблоком, чтобы с его помощью вылечить принцессу пингвинов. Но достать нужную вещь будет непросто – сначала придется пройти целую череду постепенно усложняющихся уровней, где найдется место и элементам ролевой игры, и требующим предельной концентрации сражениям с боссами, и приобретаемым у рыбаков в обмен на рыбу предметам, усиливающим способности персонажа.
Несмотря на кажущуюся примитивность, игра может похвастаться внушительным количеством разнообразных локаций. Поход пингвина пройдет сквозь леса, пещеры, водные и ледяные локации. Присутствует даже несколько бонусных уровней в открытом космосе. Кое-где персонаж может существенно сократить себе дорогу к цели, если найдет спрятанный короткий путь, но иногда поиск секретов может завести героя на опасную дорожку. А еще здесь есть несколько концовок. История может закончиться как классическим хэппи-эндом, так и на грустной ноте.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 13 июля 1987
Самая первая игра часть знаменитой франшизы с одноименным названием, благодаря которой, собственно говоря, Хидэо Кодзима и прославился в геймерском сообществе. Этот тактический шпионский экшен считается одним из родоначальницов жанра “Stealth”, а многие люди вообще считают его первопроходцем. Классическая формула игры предполагает прохождение уровней способами, не подразумевающими открытое столкновение с превосходящим по силе противником, попадание в поле зрения различных устройств сигнализации, камер и пр. У игроков со временем появится целый арсенал оружия, но применять его нужно будет с умом.
Разумеется, несмотря на достаточно почтенный возраст (1987 год, как ни крути), в игре Metal Gear присутствует какой-никакой сюжет. Члену отряда спецназа Foxhound Солиду Снейку предстоит опасная миссия по уничтожению прототипа некоего смертоносного оружия, располагающегося в укрепленной цитадели противника. В процессе выполнения миссии герой сразится с пятью сверхсильными наемниками-минибоссами и главным злодеем, личность которого вы узнаете при прохождении.
- Жанр: Приключения/Квест
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 26 ноября 1988
Источниками идей для Snatcher стали такие общепризнанные хиты, как Бегущий по лезвию, Терминатор и Акира, что явно намекает на фантастическую и киберпанк-направленность. В мире после техногенной катастрофы, случившейся по вине российских ученых, 80% население евро-азиатского континента погибло, а общество навеки изменилось. В нем стали появляться Snatchers – похитители тел. Это человекоподобные андроиды, внешне не отличимые от настоящих людей, поэтому они легко избавляются от жителей городов и применяют на себе их личности, живут их обычной жизнью.
Главному герою Гиллиану Сиду, страдающему потерей памяти, предстоит присоединиться к специальному отряду, занимающемуся выявлением и ликвидацией похитителей тел. Расследования ведутся в классическом point-n-click режиме, но в некоторых случаях геймерам дадут пострелять из бластера. Игра определенно получилась неплохая, но так и не смогла полностью рассказать историю. К выходу планировалось шесть эпизодов, а вышло в общей сложности три (два на релизе и один чуть позже). Более новая игра Кодзимы – MGS V, о которой мы поговорим чуть позже, тоже стала жертвой непомерных запросов геймдизайнера. Konami не дали ее закончить и вообще убрали имя Хидэо из титров.
- Жанр: Визуальная новелла
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 29 июля 1994
Хидэо Кодзима игры разрабатывал далеко не всегда – знаменитый японский геймдизайнер в детстве мечтал стать полицейским, космонавтом и детективом, так что в одном из своих проектов он отдал дань всем этим увлечениям. Policenauts представляет собой смесь визуальной новеллы, классического point-n-click квеста и интерактивного фильма (последнее, впрочем, по современным меркам уже можно отбрасывать – с таким-то качеством графики). Главный герой – полицейский Джонатан, был отправлен работать на космическую колонию, но в результате несчастного случая попал в кому и очнулся спустя несколько лет.
Вернувшись на землю, он обнаружил, что его бывшая жена оказалась убита при странных обстоятельствах, и переквалифицировался в частные детективы. Теперь ему предстоит провести собственное расследование, затягивающее его в опасные приключения. Помимо неспешного исследования, в игре будут встречаться моменты, когда нужно будет использовать оружие. В одной из версий Policenauts – на платформу Sega Saturn, поддерживается световой пистолет. На других же платформах используются более классические варианты управления.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 03 сентября 1998
С течением времени формула, которую предлагали геймерам Metal Gear и Metal Gear 2, начала устаревать. Кодзима быстро понял, что старые идеи можно гораздо лучше реализовать в трехмерной плоскости и сделал MGS полноценным 3D стелс экшеном. Снейк на протяжении игры должен добираться от начала уровня до его финального отрезка, попутно избегая встреч с противниками. Они не только атакуют героя, стоит ему показаться в зоне их видимости, но также реагируют на издаваемый протагонистом шум, выслеживают его по следам. Чтобы не поднять тревогу, Снейку придется действовать тактически, использовать арсенал гаджетов, прижиматься к стенам, аккуратно выглядывая из-за угла и даже прятаться в картонных коробках.
Оценка 94/100 на метакритике показывает, что аудитория и профессиональные рецензенты приняли переход в трехмерное русло положительно. Не удивительно, что совсем скоро после релиза был выпущен сборник с более чем тремя сотнями виртуальных миссий-испытаний для тренировки боевых навыков.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Konami
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 13 ноября 2001
Для многих людей эта часть является лучшей из всей серии, так как она удачно доработала геймплейные механики из первого MGS, обильно сдобрив их собственными нововведениями, и не пощадила игроков в плане сложности, как это случилось с последовавшими за ней продолжениями. По сюжету игры некий очистительный завод был захвачен террористической группировкой, а жизнь президента США оказалась в опасности. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу и уничтожить террористов, в самую гущу событий был направлен наш протагонист. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд – история запутанная, а казавшиеся простыми персонажи меняют свой характер по мере прохождения.
Геймплейных фишек в Sons of Liberty вагон и маленькая тележка. Здесь есть перемещение от третьего и стрельба от первого лица, игры в прятки с противниками, неочевидные тактические решения вроде выстрела по трубе ради ослепления врага или получения боеприпасов/оружия путем угроз оппоненту пушкой с пустой обоймой. По сравнению с предыдущей частью франшизы, NPC заметно поумнели – теперь это не тупые болванчики, а настоящая угроза. Они способны кооперироваться и вести огонь вслепую из-за укрытия, что способно доставить немало хлопот.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: KCEJ, Kojima Productions
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 17 ноября 2004
Холодная война в самом разгаре и Нейкед Снейку (он же в дальнейшем Big Boss) предстоит посетить СССР с явно недружественным визитом. Ему нужно освободить из заточения ученого, которого заставляют работать над экспериментальным супероружием, ставящим мир под угрозу. В общем, типичная проблема для этой серии игр. Но фанаты знают – за шаблонной завязкой у Кодзимы всегда начинается что-то довольно неординарное.
В отличие от предыдущих игр, MGS 3 разрабатывалась с учетом грядущей PS3 (хоть и вышла также на PS2), что позволило реализовать ранее технически невозможные особенности. Например, если раньше герою приходилось воевать и проявлять мастерство скрытного проникновения в закрытых помещениях с множеством коридоров, то теперь все больше времени уделяется геймплею на открытых пространствах. Большая часть МГС3 происходит в лесах, что соответствующим образом сказалось на игровом процессе. Вместо углов здесь густые кусты, деревья, на которые можно взбираться, эффективный камуфляж персонажа.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Kojima Productions
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 12 июня 2008
У этой игры Хидео Кодзимы имеется несколько рекордов по числу продаж, включая 1.3 миллиона копий, разошедшиеся по рукам в первый же день после релиза. И такой ажиотаж был не на пустом месте – игра должна была завершить историю Солида Снейка, поставив на персонаже жирную точку. Будучи клоном, главный герой сильно постарел и готовится уже отправиться в мир иной, но перед этим ему придется выполнить последнее задание – уничтожить Ликвид Оцелота, который хочет заполучить контроль над системой “Сыны патриотов”, управляющей наномашинами внутри тел военных и усиливающей их боевые показатели.
Главной геймплейной фишкой этой части стал показатель стресса, изменяющийся на основании выполненных игроком действий и создаваемых окружающим миром условий. Температурные перепады, неприятный запах, преследование и т.д. – все это заставляет героя нервничать, что сказывается на его боевых показателях. Ему бывает сложно целиться, он может потерять сознание при ударе, страдает от болей. Снятие стресса осуществляется привычными для многих способами – распитием спиртного, курением, просмотром эротических журналов. В остальном же, перед нами знакомая всем формула стелс-экшена, и язык не поворачивается назвать ее устаревшей, настолько все моменты до мелочей продуманы.
- Жанр: Слэшер
- Разработчик: MercurySteam
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 05 октября 2010
На момент создания этого проекта серия Castlevania насчитывала уже 15 различных тайтлов, поэтому не удивительно, что Konami задумались о радикальном перезапуске с переработанным геймплеем и графикой, не забыв заручиться помощью Хидэо Кодзимы. Как следствие, на момент выхода Lords of Shadow стала одним из самых ожидаемых слэшеров 2010 года. Славу God of War приключение, конечно, снискать не смогло, но это определенно стоящий внимания экшен, верный всем традициям жанра.
Играть геймерам придется за Габриэля Бельмонта – парня, которому не страшны оборотни, вампиры и прочая готическая нечисть всех форм и размеров (включая гигантских боссов). В арсенале у убийцы чудовищ присутствует пудовое боевое распятие с выдвижной цепью. С его помощью герой может применять около четырех десятков эффектных приемов и комбо, а также не менее полезные гаджеты вроде метательных ножей и бутылок со святой водой. Порождениям зла определенно придется несладко.
- Жанр: Слэшер
- Разработчик: Platinum Games
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 19 февраля 2013
Спин-офф серии Metal Gear, решивший отойти от привычных уже рамок стелс-экшена и стать просто экшеном, точнее, чистокровным слэшером. Играть нам придется за ранее встречавшегося уже игрокам Райдена – кибернетического ниндзя с высокочастотной катаной, с помощью которой он с филигранной точностью шинкует в винегрет самых разнообразных врагов – киборгов, двуногих роботов, роботов-танков, роботов-псов, а также множественных боссов, требующих от игрока терпения и хорошей скорости реакции. Придется уворачиваться от множества снарядов, искать слабые места и всячески досаждать гигантским противникам тычками своей сабли.
Именно в клинке заключается главная фишка Metal Gear Rising: Revengeance – Райден может входить в особый режим, который позволяет ему контролировать направления сделанных ударов. Таким образом геймерам позволяется отрезать от противников ломтики так, как им того захочется – расчленять на множество кусков подобно какому-нибудь салату. Прямо как в известной мобильной игре Fruit Ninja, только гораздо зрелищнее. Также никуда не делась механика скрытых убийств из старых Metal Gear. Некоторых врагов будет заковырять гораздо проще, если просто нанести им четкий удар в спину.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Kojima Productions
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 18 марта 2014
Это почти что полноценная игра (до полноценной не дотягивает из-за малой продолжительности сюжета), которая является приквелом к идущей за ней MGS V. Традиционно для многих игр серии сюжет охватывает значительный отрезок времени. Стартуя в 1975, почти сразу после Peace Walker, сценарий перенесет игроков на девять лет вперед, в 1984. Именно в середине 80-х и произойдут главные события данной MGS. За окнами знакомой нам по MGS Peace Walker базы группы наемников Militaires Sans Frontières 1975 год. Биг Босс отправляется на Кубу с целью проникнуть на территорию секретной американской тюрьмы. Тюрьма расположена в укромном местечке Острова Свободы и носит название Лагерь Омега. В ней содержат двух уже знакомых игроку узников – мальчишку Чико и девушку Паз.
Героя выпускают в открытый мир, после чего игрок может сам решать, каким путем ему проникать на базу, убивать ли врагов или же незаметно прокрасться между ними. Простор для проявления креативности здесь просто огромный, так что короткий сюжет можно будет проходить и проходить снова, пробуя разные варианты. Также геймеров несомненно порадует новый движок игры, настолько оптимизированный и вылизанный, что даже на устаревших конфигурациях можно будет порадоваться графическим красотам с высокой частотой кадров.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Kojima Productions
- Издатель: Konami
- Дата выхода: 01 сентября 2015
Когда легендарный солдат приходит в сознание после комы, то с удивлением обнаруживает, что на календаре сейчас 1984 год. Вместо потерянной в результате ранения руки у него железный протез вроде того, что был у агента КГБ Владимира Задорнова в Peace Walker. Потеряв множество людей и военную базу-город, Биг Босс возжаждал мести. Будучи прирожденным лидером, он оперативно сформировал новую группу наемников под названием Diamond Dogs. Поиски ответственных за разрушение базы MSF и гибель множества соратников Снейка приводят героя в Афганистан в разгар противостояния советских войск и моджахедов. Там он встречает старого знакомого по MGS3, а также немало новых лиц. Например, девушка Quiet, которой предстоит сыграть важную роль в событиях MGSV.
С геймплеем все оказалось довольно круто. Примером для подражания (или источником вдохновения) для MGSV стала серия GTA. Конечно, Снейку не понадобится избивать прохожих бейсбольной битой и выкидывать несчастных автолюбителей из машин, но активно пользоваться всевозможным транспортом (в том числе и четвероногим) придется, ведь одна из особенностей игры – большие расстояния, преодолевать которые пешком очень проблематично. Изменениям в погоде и времени суток уделено особое внимание. Проникновение на вражескую территорию при свете дня имеет свои преимущества (часовых и объекты хорошо видно), однако дневной диверсант сильно рискует быть замеченным. Ночные вылазки в гости к противнику проводить легче, да и часовых ночью меньше, однако из-за плохой видимости можно столкнуться с кем-нибудь из караула нос к носу. Как лучше действовать – игрок решает сам, а открытый мир должен создать для этого все необходимые условия.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Kojima Productions
- Издатель: Sony Interactive Entertainment, 505 Games
- Дата выхода: 08 ноября 2019
Новая игра Кодзимы, которая из-за своей специфичности стала поводом для многочисленных войн комментаторов из интернета. С одной стороны, американская аудитория не оценила явно артхаусный проект, с другой – во всем остальном мире игру приняли положительно или хотя бы нейтрально. Но что мы имеем в реальности? Геймплей Death Stranding можно смело называть симулятором курьера – все активности здесь строятся вокруг доставки ценных грузов, которые нужно умудриться не повредить и не потерять по дороге. И это порой бывает совсем непросто, учитывая происходящую вокруг чертовщину. Уже по первым трейлерам проекта для всех стало понятно, что фирменный градус безумия Кодзимы по-прежнему высок.
К работе над игрой было привлечено множество относительно известных актеров. Помимо главного героя в исполнении звезды “Ходячих мертвецов” Нормана Ридуса, вы повстречаете Мадса Миккельсена, Лею Сейду, режиссера Гильермо дель Торо и вездесущего Троя Бейкера, который вообще наверное во всех бочках затычка, особенно когда дело касается игр от Sony. И хоть Кодзима-сан в свое время неоднократно заявлял, что время продолжительных видеороликов в играх давно прошло, здесь геймерам придется запастись попкорном и долгое время проводить за лицезрением диалогов персонажей. И это хорошо, ведь многим геймплей Death Stranding может показаться скучным.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: Kojima Productions
- Издатель: Kojima Productions
- Дата выхода: Q2 2025
Первый Death Stranding был достаточно специфической игрой – смелым экспериментом, который одними людьми был воспринят как шедевр с глубоким смыслом, а другими, как унылый претенциозный артхаус с минимальным количеством геймплея и странным сюжетом. Тем не менее, игра на релизе неплохо хайпанула, с лихвой окупилась и обеспечила себе сиквел. Death Stranding 2 обещает стать серьезной работой над ошибками, увеличив количество понравившегося пользователям контента и сократив ту часть игры, которая массовой аудитории не понравилась. Меньше беготни, больше экшена.
Это не значит, что Сэму Бриджесу не придется снова развозить грузы. Основная концепция Death Stranding сохранилась – доставка посылок, построение путей и объединение людей. Но теперь этот процесс будет более увлекательным, поскольку на пути героя будут возникать новые препятствия, появляющиеся из-за смены погодных условий. Также стоит отметить расширившийся актерский ансамбль, куда помимо Леи Сейду, Троя Бейкера и Нормана Ридуса добавились также Эль Фаннинг, Джордж Миллер, Сиори Куцуна и Фатих Акин. Игра выйдет эксклюзивно на PS5, но через некоторое время попадет и на ПК.
- Жанр: Экшн
- Разработчик: KONAMI
- Издатель: KONAMI
- Дата выхода: Q4 2024
Несмотря на то, что творческие пути Хидео Кодзимы и компании Konami уже давно разошлись, а в грядущем ремейке Snake Eater геймдизайнер участия не принимает, анонсированную игру все же стоит включить в нашу подборку игр “гения”. Ведь это все-таки не радикальное переосмысление проекта, а модернизированная его версия, основанная на прошлых наработках. Однако теперь геймеров ждет соответствующая всем стандартам графика, более удобный вид от третьего лица (хотя возможность переключиться на классическую камеру оставят), расширение игрового мира и дополнительные активности, делающие геймплей еще более разнообразным и увеличивающие длительность прохождения.
Новых игроков наверняка порадует тот факт, что Metal Gear Solid Delta: Snake Eater является первой игрой в хронологии серии – приквелом ко всем остальным частям. Это избавляет от необходимости знакомиться с остальной франшизой (что очень хорошо, учитывая, насколько халтурной вышла коллекция ремастеров классических Metal Gear).
Другие проекты Кодзимы, которые заслуживают упоминания
Стоит сказать пару слов о других разработках знаменитого геймдизайнера, которые по тем или иным причинам не попали в наш основной рейтинг. Если вы по каким-либо причинам еще не насытились кодзимовщиной, обратите на них внимание:
- P.T. – небольшое демо,
представляющее собой тизер отмененной игры Silent Hills. Игрок появляется в замкнутой обстановке какой-то квартиры
и начинает свое перемещение по коридору, где его начинают пугать похлеще чем в
комнате страха. Громкие звуки, визуальные скримеры и просто жуткая атмосфера
определенно впечатлили публику. - Boktai:
The Sun is in Your Hand –
экспериментальная игра для GameBoy,
использующая специальный картридж с фотосенсором. Джанго, главный герой,
борется с нечистью при помощи солнечного оружия, а заряжается оно тогда, когда
игрок выходит на солнечный свет вместе с приставкой. Персонажу без заряда
объективно сложнее, но и находиться на солнце сильно долго нельзя, так как
возможен перегрев. - Metal Gear Solid:
Peace Walker –
спин-офф серии Metal Gear,
ориентированный на мобильную платформу PSP. Все механики были успешно перенесены и адаптированы под управление
контроллером портативки, а сюжетная часть оказалась ничуть не хуже, чем у
номерных проектов серии. Определенно один из лучших эксклюзивов PSP. - Metal Gear 2: Solid Snake – одна из лучших
8-битных игр всех времен, где помимо углубленного стелс-геймплея появился еще и
сюжет с философским уклоном, повествующий о сущности войны и ядерном оружии.
Если в первом MG враги распознавали протагониста только при прямом взгляде,
то теперь они обнаруживают его в радиусе, что значительно усложнило стелс. - Metal Gear Solid HD Collection – сборник игр, который определенно нельзя пропустить.
Классические MG 1-2, MGS 2 и 3, а также Peace Walker были
значительно улучшены в графическом плане, адаптированы под HD-разрешение современных телевизоров и
выпущены на платформах XBOX
360, PS3 и PS Vita.
Слухи о новой игре Хидэо Кодзимы
Что касается будущей игры Хидэо Кодзимы, о ней пока еще ничего толком не известно. До недавнего времени вообще ходили слухи, что японец обиделся на аудиторию за не слишком тепло встреченную Death Stranding с ее непонятными геймплейными механиками, и теперь хочет открыть свою студию для производства фильмов, а с играми до определенного времени завязать. Но это были лишь ничем не подтвержденные домыслы. В реальности же японский геймдизайнер уже начал аккуратно хайпить в своем твиттере, выкладывая фотографии себя за работой и его нового рабочего стола, и говорить, что уже активно начал заниматься развитием очередной нестандартной концепции.
Поговаривают также, что компания Konami, которая ранее не смогла ужиться с постоянно срывающим сроки разработки Кодзимой и его запросами относительно бюджета игр, смогла все-таки договориться с Kojima Productions относительно ранее зарубленного ужастика Silent Hills. Вполне возможно, именно этот проект является той самой неназванной игрой, но далеко не факт, что геймплей и сюжет будут идентичны ранее сделанной демонстрации и выпущенному P.T. Также можно с большой долей вероятности утверждать, что новая игра станет мультиплатформой и пожалует к ПК-боярам, так как и последний MGS, и Death Stranding уже нашли свое место в Steam и других магазинах.