Профессии в геймдеве: VFX Artist

<?the_title()?>

В рамках нашей рубрики «Профессии в геймдеве» VFX Artist Александр Виноградов согласился рассказать о своей профессии. Получился очень мотивирующий рассказ,— вам захочется бросить всё и делать эффекты :)

Расскажи о себе: Как пришел в геймдев? Где учился? Где/над чем сейчас работаешь? Расскажи вкратце о своем опыте и играх над которыми ты работал.

Привет! Меня зовут Александр Виноградов и я Realtime VFX-artist в компании Sperasoft. Работаю над крутым проектом с кучей эффектов, про который я ничего не могу рассказать, из-за NDA.

Были ли в детстве мечты/мысли о разработке игр? Может быть во что-то играл в детстве такое из-за чего захотелось делать именно игры? Почему именно геймдев? Почему ты выбрал профессию VFX Artist’а?

Как, наверное и все, я влюбился в игры с детства и всегда мечтал их разрабатывать. Я почему-то сразу решил, что чтобы делать игры нужно хорошо знать программирование, поэтому со школы делал упор на информатику. Свою первую игру я создал в 7 классе на Pascal, а уже после школы поступил в ЯРГУ им. Демидова и отучился там на программиста.

Потом через знакомых знакомых я узнал о группе людей у нас в Ярославле, которые создали свою инди-студию One Dream. Туда я и устроился как программист. Но перед одной из конференций (точно не помню, DevGamm это был или White Nights) мы поняли, что нашей игре не хватает спецэффектов. «Пф, плевое дело!» — сказал я — «Я ведь программист, я быстро что-нибудь придумаю!».

В итоге меня это так затянуло, что я переключился на создание спецэффектов фуллтайм, потом было много фрилансов, а после уже переезд в Питер в Sperasoft.

Кстати, та инди-студия до сих пор активна и мы всё еще хорошо дружим, недавно ребята выйграли конкурс разработчиков Disgusting Men с игрой Be:Brave, чему я очень рад!

Как называется профессия VFX-artist по-русски? Художник спец. эффектов? Может быть есть какие-то нюансы?

Хотел бы я сам знать, как она называется по-русски, хех. По документам я числюсь как «Дизайнер по спецэффектам».

Если бы не VFX,- какую профессию в сфере разработки игр ты бы выбрал? Почему? Хотел бы рисовать или может писать код?

Программирование, 2D/3D арт или музыка для игр. Я начал свой путь в геймдеве с инди, а каждый инди-разработчик немного и швец, и жнец, и на дуде игрец.

А мне всегда было сложно ставить приоритеты в развитии на чем-то одном — хотелось и рисовать, и программировать, и музыку писать, так, что я старался развиваться во всех областях. Например, в студенческие годы я играл в джаз-бенде, что помогло мне с изучением муз.теории.

Что для тебя видеоигры? Развлечение/форма искусства? Какое у тебя отношение к играм?

Для меня видеоигры и развлечение, и форма искусства. Зависит от настроения и самой игры. Я обожаю игры: простые, сложные, вдумчивые, расслабляющие, в общем — разные.

Мне нравится что игры, как и книги или фильмы, дарят самые разные эмоции и ощущения своим игрокам. При это мы являемся не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками событий. Это круто и вдохновляюще!

Расскажи о работе VFX Artista (для тех кто не представляет что это такое). В чем заключается работа? В чем заключается, какие задачи перед тобой стоят, как ты их решаешь?

Работа VFX Artist’а — обманывать людей. Нет, правда, не смейся, но мне кажется наша работа как раз заключается в обмане игроков. Заставить их ощущать то, чего на самом деле нет.

Вот игрок видит на экране большое объемное облако дыма, а на деле — это лишь двухмерная картинка. Или, например, игрок ломает деревянный ящик — по внутриигровой логике ящик просто исчезает, и наша задача обмануть игрока, создав ощущение что он развалился на части.

https://vimeo.com/371208978
Bouncing Ball VFX, UE4

Но в то же время спецэффекты — это средство коммуникации. Например, в играх по типу LoL или DotA персонажи кидают в друг друга кучу заклинаний и наша задача, в таком случае, не только передать ощущение, скажем, фаерболла, но и показать, куда он прилетит, насколько он сильный и какой у него радиус действия.

Без всего этого оппонент не сможет понять, к чему ему готовиться. В таком случае VFX — это средство коммуникации внутриигровой логики с игроком.

Какая рутина присутствует в ежедневной работе? Что больше всего утомляет, пожалуйся :)

За что я полюбил спецэффекты,— так это как раз за отсутствие рутины — каждый эффект это небольшой челлендж, со своим набором задач и решений.

Где-то ты моделишь, где-то рисуешь, где-то пишешь шейдеры, а где-то анимируешь. Обязательно посмотри видеоролик от Riot Games по поводу VFX — они отлично и с юмором рассказывают о нашей ежедневной рутине.

Наверное многие VFX artist’ы скажут, что самая их нелюбимая часть — это оптимизация. Игра готовится к релизу и разработчики вдруг понимают, что эффекты слишком нагружают систему и их нужно оптимизировать.

Тогда начинается много рутины с тестированием и попытками все это дело поправить. Но лично мне это тоже нравится — поскольку я пришел из программирования, копаться в цифрах мне тоже интересно!

Расскажи о процессе создания игры с точки зрения VFX Artista? Какая у тебя зона ответственности? Какие этапы претерпевает игра, как ты способствуешь тому чтобы она стала крутой? С кем еще из команды ты взаимодействуешь?

Все просто — тебе говорят что взорвать и ты начиняешь это тротилом.

Ну а на деле, тут очень сильно зависит от самого проекта — где-то ты делаешь разрушение объектов, где-то пытаешься создать живой мир наполнив его бабочками, птицами и тд, а где-то работаешь в тесной связке с геймдизайнерами и аниматорами и прорабатываешь эффекты заклинаний.

Главная задача: сделать чтобы было красиво и функционально! Ну и чтобы после твоей магии игра не лагала.

В какие игры играешь сейчас? Чем вдохновляешься? Какие последние игры прошел? Любимые жанры?

Я очень люблю все игры серии Metal Gear Solid (настолько, что до сих пор не продал PS3), поэтому на данный момент прохожу Death Stranding. Если же хочу расслабиться и почувствовать себя крутым охотником на монстров — тогда Monster Hunter World.

Но больше всего моего игрового времени занимают инди-игры. Недавно прошел Hollow Knight и Aegis Defenders, сейчас прохожу Children of Morta и Battlechief Brigade на Nintendo Switch.

Есть ли какой-то особый жанр игр или может быть известная франшиза, в которой хотелось бы поучаствовать?

Жанра или франшизы нет, но есть две компании которыми я по-настоящему восхищаюсь. Японцы из Platinum Games создают очень крутые action-игры, а эффекты там просто потрясающие. И с каждым годом они задирают планку зрелищности до новых высот! С ними так просто не потягаться :)

А Supergiant Games (создатели Bastion, Transistor, Pyre, Hades) лично для меня одна из самых крутых инди-студий в мире. Их игры дарят такую бурю эмоций, что это даже не передать — нужно пробовать самому. Было бы круто поработать с ними!

Есть ли какая-то профессиональная деформация? Как играются «чужие» игры когда ты сам разрабочик? Может быть чем-то вдохновляешься, берешь идеи из других игр?

Разве что я не могу пройти мимо монитора или телевизора, если там мелькают какие-то спецэффекты, ха-ха! Сразу хочется нажать на паузу и поближе рассмотреть, что же там такое красивое светится?

В целом, стараешься смотреть на игры не только со стороны пользователя, но и со стороны разработчика — почему то или иное решение было принято во время разработки и как оно отразилось на картину в целом.

Что доставляет наибольшую радость в твоей работе? В чем самый большой кайф?

Работать над интересными задачами, которые ты до этого никогда не выполнял. Сразу включается не только творческий, но и технический процесс: как это лучше реализовать, а не будет ли слишком тяжело для системы, не помешает ли эффект всему остальному?

Работать над эффектами весело, ты почти всегда видишь итоговый результат своей работы прямо в игре и это очень вдохновляет.

Посоветуй что-то ребятам, которых привлекает разработка игр и работа с VFX? Как начинать? С чего начинать? В какой ВУЗ поступить? Какие предметы ботать? Где поучиться нахаляву?

В СНГ, насколько я знаю, этому нигде не учат в ВУЗах. Но я могу ошибаться, буду рад если меня поправят. Есть парочка русских онлайн курсов, но наверное самый лучший совет — это пытаться делать разные и много эффектов. Когда только начинаешь изучать что-то новое для себя, мое личное правило — делать не качественно, а много.

Если ты будешь пытаться сделать идеальный эффект, то упрешься в стену нехватки навыков или знаний. Поэтому лучше набивать руку именно на количестве, а качество придет в процессе.

Для тех же кто хочет посвятить себя спецэффектам — вперед на сайт Realtimevfx.com. Там собранно очень много информации по VFX, а пользователи сайта — это разработчики как из маленьких инди, так и из Ubisoft, Riot Games, Epic Games и других именитых студий.

VFX-коммьюнити очень маленькое, но дружное, там обязательно помогут с освоением новых знаний!

Если бы существовала машина времени и ты бы мог исправить какую-то свою ошибку, что бы ты изменил? От каких ошибок ты бы предостерег начинающих разрботчиков игр?

Это может звучать смело, но лично я бы ничего в своей жизни не менял — я доволен тем как я развивался и как планирую развиваться. Я занимался множеством разных (и порой даже не связанных друг с другом) вещей, но все эти знания помогают мне при разработке игр.

Начинающих разработчиков я бы хотел предостеречь лишь о том, что не нужно начинать делать ИГРУ МЕЧТЫ без опыта и навыков работы. Я думаю что прежде чем уходить в инди-индустрию, нужно вначале поработать в большой компании, набраться опыта и прочувствовать всю эту внутреннюю кухню, чтобы знать к чему быть готовым.

Ну и никогда не сдаваться — видел бы ты мои первые эффекты, это был полный позор, ха-ха. Никогда бы не подумал, что человек сделавший ТАКОЕ может работать над ААА-играми спустя несколько лет. Так что главное стараться и не оглядываться!

Какими качествами должен обладать крутой художник спец. эффектов? Как эти качества в себе развивать?

VFX это микс технических навыков и художественного вкуса. По-хорошему нужно равномерно развиваться и в том и другом направлении — уметь программировать, считать векторную математику, понимать особенности рендера так же важно как и иметь чувство вкуса, уметь рисовать и моделить, чувствовать тайминг.

VFX Artist это человек, который должен разбираться в чуть ли не во всем — это и весело и сложно одновременно.

Как относишься к инди? В какие инди-игры играл? Нравятся ли какие-то инди от наших соотечественников? Кому задонатил? :)

Я обожаю инди!!! Мне кажется именно в них вся душа,— я успел поработать по обе стороны баррикад, и в ААА и в инди — могу честно сказать что в каждом пути есть и плюсы и минусы.

Но лично мне инди всегда были как-то ближе к душе, я стараюсь следить за всеми новинками и много общаюсь с инди-разработчиками.

Мне нравится посещать DevGamm и искать будущие хиты от русских разработчиков. Очень жду Backbone, Gripper и Selfloss. Русские инди в релизе я тоже не обхожу стороной, недавно играл и понравились Knighting+, Final Station, Catmaze, Peace, Death!, Breathedge.

На территории СНГ оч много по-настоящему крутых ребят, жду не дождусь больших хитов из наших краев!

Есть ли у тебя собственный инди-проект? Игра, идея игры или движок? На каком этапе твой проект? Попиарься, расскажи побольше о нём!

Я работаю в свободное время над разными прототипами, пробую различные идеи и гипотезы, но пока не готов показать что-то конкретное. Но я обожаю различные геймджемы, стараюсь регулярно в них участвовать. Так что жду всех на весеннем Ludum Dare — регистрируйтесь и участвуйте, вы точно не пожалеете!

Контакты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Пишет статьи о разработке игр. Не инди, — работает рендеринг-программистом в крупной ААА студии в Санкт-Петербурге. Большой поклонник игр Naughty Dog.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *