DevGAMM 2023 в Гданьске

Ранний вечер пятницы. Конференция завершена, участники стоят в холле экспоцентра и делятся эмоциями:
– Классно! Не такой, конечно, большой в этот раз! То ли дело в Минске в 2019 году был! Ты в первый раз?
– Первый? Нет, конечно! Первый раз я в 2012 году в Москве был, тогда DevGAMM назывался еще FlashGAMM…
– А я первый – в 2014 в Минске…
– Почти 10 лет назад, какие ж мы с тобой старики!
Уже более 14 лет DevGAMM собирает разработчиков игр: от независимых одиночек до больших студий и издателей, ответственных за крупнейшие ААА-тайтлы. В каких только городах за эти годы не проводилась конференция, и вот, наконец, добралась до Польши: на этот раз точка притяжения для разработчиков игр появилась в Гданьске. В этот раз вместе с организаторами DevGAMM поработала польская команда Digital Vikings, они же организовывали судейство и церемонию награждения.

Организаторы придерживались стандартной формулы DevGAMM, при которой каждый участник получает всё и сразу: игры на шоукейсе, доклады, доступ к доске вакансий, бизнес-встречи, вечеринки, нетворкинг и общение с близкими друзьями. Только успевай играть, слушать, посещать ивенты и раскладывать кучи визиток по карманам. Все говорят про игры и разработку, фидбек течёт рекой, разработчики делают пометки, рассказывают про свои игры игрокам и коллегам, питчат их издателям, а те в свою очередь предлагают услуги по локализации, портированию и озвучке.
Содержание
Об участниках конференции
В первый день конференции PINE (прим. редакции – официальное приложение ивента, в котором можно связаться с любым из участников, назначить встречу и следить за расписанием докладов) показывал более пятисот участников. Всю организационную часть сделала команда DevGAMM, а Digital Vikings проводили награждение номинантов: из более 400 игр были отобраны лишь 20, а среди них награждены победители в 8 номинациях. Одна новая для DevGAMM номинация —Лучший инди-издатель — была вручена tinyBuild.
Кстати, о них. Одна из самых популярных “будок” на любом DevGAMM — будка tinyBuild. И, мне кажется, я понял, почему: издатель привлекает внимание к своей будке не только ярким визуальным оформлением, но и вкусными запахами. Если в 2019-м в Минске это были пельмени (Впечатления от DevGAMM 2019 в Минске), то в этом году — это попкорн и пунш.

Главной темой стенда издателя в Гданьске стала Potion Craft: на будке издательства даже разместили разные алхимические ингредиенты и разливали дымящийся пунш. Кажется, это была какая-то мягкая версия глинтвейна, который был неплох на вкус даже охлажденным.
А вот чего у будки tinyBuild не было — так это игр: видимо, свои проекты издатель показывает на более крупных конференциях для игроков (DevGAMM всё же локальный ивент для разработчиков). И в какой-то момент я нашел себя рассказывающим товарищу о том, что же за игра такая Potion Craft, почему она крутая и что в ней нужно делать:
«Ты мешаешь зелье, но в этот же момент на карте эксплорейшн, и ты можешь записывать какие угодно рецепты, даже самые упоротые и неоптимальные!».
Шоукейс инди-игр
Часто инди-игра — это сразу две истории. Первая — сюжет в игре, которыйхочет рассказать автор; вторая — история самого автора. Все мы помним знаменитую цитату из книги «Кровь, пот и пиксели» о том, что релизы игр чаще всего случаются вопреки, и именно поэтому инди-игры и история жизни разработчиков, которые за ними стоят, вызывают огромное уважение и восторг.
Потому шоукейсы инди-игр являются настоящей сокровищницей для ценителей, ведь они предлагают возможность пообщаться с авторами-разработчиками.

Это неповторимый опыт, который позволяет распросить авторов о том, как создавалась игра, какие идеи лежат в ее основе, какие вызовы пришлось преодолеть и, наконец, какие планы у разработчиков на будущее. Я поиграл в десятки игр, пообщался с еще большим количеством людей и нередко слышал, что разработчики покупали билеты как только организаторы объявили, что конференция пройдет в Гданьске — настолько DevGAMM любим и популярен среди инди.

Games Roast
Привычное участникам DevGAMM ультра-полезное индустриальное шоу Games Roast обновило формат, и в Гданьске превратилось в drinking-game с аудиторией. Победитель определялся в викторине с вопросами индустриальной тематики, а вращением колеса фортуны назначались ингредиенты для будущего напитка проигравшему. Джон Карнаж привёз какие-то модификаторы из Японии, а бессменный бармен Миша Кузьмин замешивал их для Рами. Самый мощный набор достался Алексею Давыдову: если мне не изменяет память, это был ядерный коктейль: рижский бальзам, ягермейстер и абсент(!). Как бы такая штуковина называлась в Potion craft? Наверняка, не «Зелье здоровья».
Ну а жемчужиной всей конференции, конечно же, стала церемония Digital Vikings Awards.
Digital Vikings Awards
Замечательными скандинавскими молотами награждались разработчики инди-игр в следующих номинациях:
Best Indie Game, Most Anticipated Indie Game, Best Multiplayer/Co-op, Best Solo-dev Game, Hidden Gem и Best Artstyle.

Честно признаюсь, что победитель номинации «Hidden Gem» для меня действительно оказался «Hidden» — я никогда до этого не слышал о таком замечательном платформере как Haiku: The Robot (а ведь игра вышла в апреле прошлого года!). К слову, разработчик игры, Mister Morris Games, победил в двух номинациях — вторую награду игра получила как Best Solo-dev Game. На данный момент игра имеет оценку «Very Positive» в Steam, основанную на более чем 1200 отзывов. Да что там говорить: материал, который вы сейчас читаете, немного задержался в том числе из-за этой замечательной метроидвании. Классная игра!
Заключение
Конференция только неделю назад закончилась, а я уже планирую, как бы мне выбить отпуск, чтобы посетить июньскую конференцию в Вильнюсе. Рад, что география расширилась, и теперь такой же классный ивент появился в Гданьске!
По отчётам, который рассылала CEO DevGAMM Лерика Малаева, конференцию посетили более 500 человек, что для новой страны и города — ошеломительный успех! А это, я надеюсь, позволяет рассчитывать на повторение в следующем году!