Обзор Yakuza: Like a Dragon – когда Кодзиме остается плакать в сторонке
Yakuza – это долгоиграющий игровой сериал с более чем пятнадцатилетней историей, умудрившийся обзавестись приквелами, скивелами и всяческими спин-оффами, но в силу некоторых обстоятельств не ставший популярным за пределами азиатского рынка. Увлекательная боевая система, захватывающий сюжет про мафиозные разборки и приятное визуальное оформление – все это прошло мимо игроков из России и стран СНГ по причине слаборазвитого консольного рынка. Да и на западе особого энтузиазма проект не вызвал.
Не удивительно, что одна половина геймеров считает Yakuza чем-то вроде GTA или True Crime, но на японский манер, а вторая – обычным beat’em up. Развеять эти заблуждения и заодно познакомить массовую аудиторию с серией призвана новая часть – Like a Dragon, являющаяся мягким перезапуском франшизы и заодно наиболее зрелищной игрой во всей гангстерской саге.
Самое время перезагрузиться
Если не брать в расчет некоторые ответвления, серия Yakuza имеет сквозной сюжет с небезызвестным Кадзумой Кирю в роли бессменной центральной фигуры. Разные кланы, мафиозные боссы, сюжетные хитросплетения – во всем этом даже фанаты умудряются путаться. Что уж говорить о тех, кто покупает очередную игру и сидит потом гадает, кого ему сейчас показывают на экране. К счастью, Like a Dragon представляет нам совершенно нового протагониста – Ичибана Касугу. Парень он эмоциональный, позитивный и готов прийти на помощь кому угодно. Только вот судьба его за это никак не отблагодарила. А даже наоборот – жестко обломала и упрятала в тюрьму почти на два десятка лет.
По выходу из мест не столь отдаленных бывший сиделец явно не обрадовался тому, во что превратился его родной клан. Преступная группировка Тодзё сильно ослабила свои позиции, а контроль над городом захватили конкурирующие криминальные структуры. И самое обидное, что виной тому оказалось предательство близкого нашему герою человека – наставника и практически отца. Аракава шутить не любит и тут же пускает в Ичибана пулю, но сценарная броня достаточно сильна, чтобы дать протагонисту второй шанс.
По сути, этим Yakuza Like a Dragon и является – классической историей про падение на самое дно и необходимость привести свою жизнь в порядок. Оно и понятно, ведь падать главному герою ниже уже некуда. После неудавшейся встречи с бывшим боссом парень оказывается в самой захудалой провинции, где его реанимируют местные бомжи, попутно предоставляя крышу над головой и возможность какого-никакого заработка. Обыски автоматов с фастфудом, изучение залежей мусора, пустые бутылки – это теперь для Ичибана каждодневная рутина. Но постепенно, по мере продвижения по сюжету, работа становится все более серьезной и опасной для жизни.
Похождения игромана
Несмотря на то, что протагонист является суровым якудзой, засевшие за прохождение геймеры найдут в нем сходство с ними самими. Хотя бы по причине большой любви парня к компьютерным играм, в частности к популярной серии JRPG Dragon Quest. Именно игры в свое время научили Ичибана его кодексу чести и желанию совершать в реальной жизни героические подвиги. Он и сам не стесняясь называет себя героем, спутников кличет сопартийцами, а врагов визуализирует с поправками на фентезийно-ролевые условности, наделяя их в собственном воображении набором чисто RPG-шных характеристик.
Союзник-бомж, к примеру, может обдать врагов горючей жидкостью или натравить на них стаю голубей, строители нападают с кувалдами, а хакеры снижают статы вашей компании, взламывая хранилище с их интимными фото и размещая их в интернете. Живое воображение Касуги действительно разнообразит рутину гангстерской жизни, задавая игрокам позитивный настрой на протяжении всего многочасового прохождения. А бесчисленные дополнительные задания прекрасно дополняют пафосную до ужаса основную историю. Тут и гонки на картинге есть, и поиск пропавших котят, и в караоке мемные хиты вроде Bakamitai спеть можно.
Мордобой в пошаговом режиме
Сюжетная часть действительно сменила свой настрой, но это не идет ни в какое сравнение с тем, как поменялся привычный геймплей Yakuza. Кадзума Кирю являлся одиночкой, полагающимся на себя и на свои кулаки – поэтому прошлые игры позволяли от души помахать кулаками в окружении большого количества противников и разрушительными ударами отправлять их на тот свет что называется “в соло”. Ичибан Касуга, напротив, привык окружать себя друзьями и рассчитывать на их поддержку в любой ситуации. Так что совсем не удивительно, что в Like a Dragon уклон пошел в сторону классических для азиатских стран пошаговых ролевых игр.
Противостояние с врагами отныне отыгрывается в медленном тактическом стиле – вы можете сколько угодно планировать следующий ход, выбирая умения из широкого списка и комбинируя способности нескольких персонажей, а затем получать удовольствие от их зрелищного исполнения. А чтобы привыкшие к реалтайм-боевке игроки не страдали от столь резкой смены ракурса, во время специальных приемов им предложат проверить свою скорость реакции и внимательность. Нажимая в нужный момент на клавиши, вы сможете получить дополнительные преимущества при использовании способностей. А если вовремя нажать блок во время вражеского хода, персонаж получит меньше урона.
На итоговый результат сражения влияет множество факторов. Тут имеет место быть и правильное позиционирование, и использование разных типов атак, и менеджмент ментальных очков (так в новой Якудзе называют местный аналог маны). Мощные атаки по площади, цепляющие сразу нескольких противников, расходуют огромное количество МО, поэтому следует трижды подумать, прежде чем жать кнопки наугад. Первые несколько глав истории могут сформировать неверное впечатление о сложности игры, но со временем приходит понимание – без использования всех дополнительных возможностей одолеть сильных боссов не выйдет.
Быстрее, мощнее, красивее
Прокачка уровней для ролевых игр является своего рода стандартом, отходить от которого не желает почти никто, в том числе и разработчики Like a Dragon. Если предыдущему герою серии приходилось накапливать деньги и с их помощью покупать себе новые способности/улучшения характеристик, то сейчас все упирается именно в классическую прокачку. Выполняете квесты, участвуете в сражениях и потасовках – получаете свои очки Experience. С уровнем будет расти атака, защита и прочие важные характеристики, плюс можно будет выучить очередное смертоносное умение. Причем способности во многом зависят от класса персонажа.
Да, все прямо как в Dragon Quest, которую так любит главный герой, но с поправкой на реалии современного города. Паладины, чародеи, некроманты и прочие сказочные архетипы были заменены приземленными аналогами. Охранник, девушка-айдол, строитель и еще полтора десятка специальностей – выбирайте сами, что подходит под ваш стиль игры больше всего. Вместе с профессией меняются предметы вооружения, набор способностей, внешний вид во время боя. А дополняется прокачка возможностью наряжать персонажей в рыцарскую броню из трех компонентов – головного убора, одежды и обуви.
Понятное дело, броня здесь не фентезийная, а соответствующая последним модным тенденциям. Поначалу придется обходиться дешевыми панамками, кроссовками и футболками, но со временем из персонажа получится сделать настоящего стилягу – нацепить бронежилет и каску. Из оружия доступны биты, ножи, женские сумочки и даже гигантские сосиски. Представлено большое количество материалов и расцветок для кастомизации.
Подробнее о “крафте”
Пробежав немного по основному сюжету, игроки получают доступ в специальную мастерскую. Место, где из добытых теми или иными способами ресурсов можно будет создавать новые предметы вооружения, будь то мощная бита, гитара, микрофон девушки-айдола и тому подобное. В этой же мастерской проводится улучшение уже имеющихся у вас вещей. На то и другое нужно немало реагентов, добываемых в стычках с врагами или приобретаемых у торговцев в разных районах игрового мира.
Важность крафта в Yakuza нельзя недооценивать. Ичи и компании по ходу игры уготовлено немало серьезных испытаний, схваток с сильными противниками, которые нередко оказываются на несколько уровней (вплоть до пятнадцати) выше нашего отряда. Отставание в плане характеристик – как персонажей, так и предметов, делает прохождение очередной битвы невозможным. И не имеет никакого значения, какие хитроумные действия и комбинации вы проворачиваете на поле боя. Таковы суровые реалии классических JRPG – забудьте про автолевелинг и используйте любую возможность прокачаться, если вдруг игра стала противиться дальнейшему продвижению к цели.
Социальная жизнь в Йокогаме
Якудза не сводится к одним лишь боям и конфликту между японскими, китайскими и корейскими преступными группировками. Ичибан, помимо умения использовать бейсбольную биту не по назначению, обладает рядом других достоинств – интеллектом, харизмой, страстью и добротой. И это не просто комплименты в адрес героя, а реальные его характеристики, которые геймерам придется развивать. Одни дают возможность попасть на секретные локации, другие позволяют получить очередное побочное задание, третьи способствуют налаживанию взаимоотношений с девушками и обустройству личной жизни протагониста.
Правила просты – если хотите прокачаться, нужно не только зарабатывать уровни в боях, но и заниматься исследованием игрового мира. Побочные активности поощряются приростом характеристик, даже самые простые. Прошли какой-нибудь тест – получили вознаграждение, поговорили с кем-то на улице – тоже. Можно отправиться на поиски приключений в проработанных внесюжетных заданиях, каждое из которых является небольшой законченной историей и помогает обзавестись полезными предметами и неожиданными союзниками. А когда надоест, вас ждет гольф, бар, азартные игры, маджонг, выпивка в баре и прочие увеселения.
Особенно удались разработчикам следующие активности:
- Гонки на картинге. По сути, это игра в игре – пародия на небезызвестную Mario Kart, где нужно гонять на машинках по извилистым трассам, не забывая поднимать разного рода бустеры. А если враг сильно вырвался вперед, можно попытаться сбить его пулеметом или базукой.
- Садоводство. Нужно выращивать растения в ящиках, посадив семена и удобряя почву с помощью разнообразных предметов. Далеко не “Веселая ферма”, но тоже сойдет.
- Посиделки в кинотеатре. Ничего особенного – только множество забавных пародий на классические кинофильмы вроде Челюстей или Робокопа. Нужно нажимать на посвечивающиеся на экране кнопки как в любом стандартном QTE.
- Азиатская экзотика. Русскоязычные игроки и их западные коллеги привыкли к шахматам, шашкам и карточным играм, но вот сёги и другие азиатские способы проведения досуга им не известны. К счастью, в Якудзе есть достаточно обучающих подсказок, чтобы освоить новые развлечения.
- Классические игры SEGA. Множество аркад из бородатых времен, которые некоторые читающие этот обзор даже не успели застать. Играются они все так же бодро, особенно Virtua Fighter 2. И что примечательно, персонажу приходится посещать аутентичные игровые салоны, очень напоминающие реальные японские.
Налаживать социальные взаимоотношения, помогая другим людям, в мире Yakuza пусть и не необходимо, но крайне желательно. Некоторые из повстречавшихся Ичибану людей (и не совсем людей) попадут в список контактов смартфона, откуда могут быть призваны в моменты опасности. Один помощник позволит пополнить ментальные очки всему отряду, другой повесит на врагов дебаффы и так далее. Что касается отряда полноценных спутников – почти все они открываются во время забега по основному сюжету, и лишь один дается в процессе развития бизнеса Касуги. Менеджмент, кстати, реализован на достойном уровне, хотя это лишь одна из побочных активностей.
Ложка дегтя в бочке меда
Было бы неправильно говорить, что в Якудзе не к чему придраться – это далеко не так. Путешествуя по большому миру (который, между прочим, по объему превышает любую из предыдущих игр серии), вы будете сталкиваться с необходимостью вступать в случайное противостояние с очередными супостатами с улиц. Поначалу это доставляет удовольствие, но со временем начинает приедаться. Тем более что ощутимого вознаграждения рутинные схватки не приносят и прокачке способствуют не особо.
Казалось бы – не хотите драться, так не надо соваться. Ведь вам дают мини-карту и помечают на ней источники угроз. Но и тут подвох. На некоторых узких улочках с противниками просто не разминуться, вот и приходится принимать бой с целой толпой, за которой следует еще одна, а затем и еще. Причем далеко не всегда побег является выходом из ситуации. Уменьши разработчики количество врагов на улицах, у геймеров наверняка появилось бы больше мотивации просто путешествовать по городу в поисках сокровищ и других необязательных мелочей.
А самым раздражающим в некоторых ситуациях моментом стал Game Over после гибели протагониста. Обычно в пошаговых RPG бой продолжается до последнего выжившего. Даже если в процессе вы потеряете всех бойцов кроме одного, но сможете одолеть оставшихся врагов и выжить, после завершения события все они придут в чувство и продолжат свои приключения. В Yakuza: Like a Dragon все не так – смерть Касуги приводит к проигрышу, что по мере усложнения игры явно не идет игрокам на пользу. Особо сильные боссы могут пробить Ичибана за пару ударов, а переигрывать много раз из-за случайности понравится далеко не всем.
Пара слов о технической составляющей
Многие пользователи интернета, которые увлекаются играми и следят за новостями индустрии, уже видели презентации нового поколения консолей и даже промелькнувший там пару раз трейлер новой Yakuza. А так как не у всех есть возможность обзавестись новой приставкой или достаточно мощным ПК, сразу же возникли опасения – а пойдет ли ноябрьский хит на моей системе? К счастью и одновременно к сожалению, пойдет и даже полетит. Требования выдвинуты вполне демократичные: процессор уровня FX-8350, видеокарта GTX 1060 и 4-8 гигабайт оперативной памяти. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы насладиться комфортным геймплеем в FullHD разрешении и с высокими настройками графики. А значит, даже владельцы более слабых ПК спокойно запустят Like a Dragon, если чуть подкрутят настройки.
Разумеется, с такими системными требованиями ни о каком некстгене в визуальной части и думать не приходится. Картинка красивая, красочная, персонажи и их анимации удались на славу. Но вот технологичностью седьмая номерная часть Якудзы, увы, блеснуть даже не пытается. Окружение отдает минимализмом, при взгляде на несколько метров вперед объекты начинают “замыливаться”, а миру явно не хватает мелких деталей, чтобы он начал выглядеть действительно живым. Зато владельцы PS4 и XBOX One могут порадоваться – их отживающие свое платформы запустят еще одну игру 2020 года, пускай и не в честном 4K, как на готовящемся к выходу Series X.
Как и пара последних вышедших на ПК частей серии, Like a Dragon использует антипиратскую защиту Denuvo. Тем не менее, какой-то существенной нагрузки на компьютерное железо и связанных с этим подергиваний (фризов), критических ошибок или нехватки памяти замечено не было. Производительность стабильно высокая. А в будущем, судя по опыту Yakuza 0 и Yakuza Kiwami, ее вообще могут полностью вырезать, чтобы пара-тройка любителей поиграть на “дровяных” конфигурациях семилетней давности могли рассказать про существенный прирост на счетчике FPS.
Тише едешь – дальше будешь
Японская версия игры, к слову, успела выйти гораздо раньше запланированного мирового релиза – в начале 2020 года. Но более полугода ожидания однозначно того стоили. Хотя бы потому, что Like a Dragon стала вторым в серии проектом, получившим полную английскую локализацию. Весьма качественную и с хорошо подобранными голосами. До этого основной массе геймеров приходилось слушать непонятный для них диалект “Страны восходящего солнца”. Плюс весь вышедший для игры дополнительный контент (DLC) оказался удобно рассортирован по трем изданиям с разной степенью жирности – Ichi, Hero и Legendary Edition. Новые костюмы, дополнительные профессии, прочий бонусный контент.
Вишенкой на торте стало обещание добавить в игру пускай и не полный русский перевод, но хотя бы субтитры на великом и могучем. Они должны будут появиться в начале 2021 года. И хочется надеяться, что в будущем добавление официального текстового перевода будет производиться одновременно с релизом в цифровых магазинах.
Подведем итоги
Yakuza: Like a Dragon – далеко не идеальная игра. В ней имеются проблемы с балансом сложности и некоторыми неочевидными механиками, да и сражения в открытом мире в определенный момент уже хочется обходить стороной. Но все эти немногочисленные недостатки с лихвой компенсируются рассчитанным на несколько десятков часов захватывающим сюжетом, где в равной степени находится место юмору и остросоциальным темам. Мир выглядит убедительно, а герои и злодеи в кои-то веки имеют внятную мотивацию, которой так недостает большинству современных высокобюджетных блокбастеров.
- Кому рекомендуется поиграть в Like a Dragon? Любителям азиатской культуры, пошаговых RPG и просто ищущим разнообразия геймерам, которым уже поднадоели предлагаемые западными разработчиками виртуальные развлечения.
- Кому лучше обходить стороной? Да практически никому, кроме разве что убежденных противников японщины и людей, на посредственном уровне владеющих английским языком (последняя претензия, впрочем, скоро станет не актуальна из-за вышеупомянутых русских субтитров).
В общем, Yakuza: Like a Dragon оказалась отличным введением во франшизу для абсолютных новичков, резко сменила жанр и обзавелась множеством уникальных геймплейных фишек. Но при всем упоре на широкую аудиторию разработчики не забыли про фанатов, сохранив дух игрового сериала.