Обзор игры XEL – космическая Зельда с амнезией
Чтобы сделать интересную игру, способную увлечь геймеров как минимум на пару вечеров, совсем не обязательно изобретать новые геймплейные механики или придумывать не имеющий аналогов закрученный сюжет. Иногда для привлечения внимания достаточно вдохновиться какой-нибудь популярной франшизой с большой фанатской базой, удачно скопировать ее наработки и подать в слегка обновленном виде. Именно так поступили разработчики из Tiny Roar, взяв в качестве примера для подражания нинтендовскую Legend of Zelda.
Сейчас наблюдается дефицит хороших изометрических приключений с красочной графикой и упором на исследование, так что ниша практически свободна. Главное только качественно реализовать все задумки. Получилось ли это у авторов XEL? Давайте посмотрим.
Содержание
Вспомнить всё и даже больше
Сюжетная завязка XEL достаточно проста и на оригинальность явно не претендует. Безымянная девушка терпит крушение на незнакомой планете (хотя это скорее не планета, а закрытая экосистема внутри огромного космического корабля) и встречается там с летающим дроном, который в дальнейшем будет сопровождать ее во всех приключениях. Само собой, амнезия – это отличный повод пройтись по окрестностям и навести справки о чуждом мире, живущим по своим правилам. Как оказалось, планета населена враждебными роботами, обстреливающими все в радиусе прямой видимости турелями и немногочисленными выжившими, укрывающимися в многоуровневом городе.
По законам жанра Рейд (такое временное имя дал главной героине первый же повстречавшийся местный житель) оказалась самым полезным человеком в поселении, без которого все окружающие как без рук. Местный старейшина моментально находит применение боевым навыкам протагонистки и отправляет ее навстречу опасности. Вот, собственно, и вся завязка. Дальше развитие сюжета идет в неспешном “улиточном” темпе, давая нам возможность заняться основой основ XEL – исследованием игрового мира, сбором всякой всячины и сражениями с противниками. Эту рутину в дальнейшем будут скрашивать удачные шутки всегда оптимистично настроенной героини и диалоги с другими обитателями игрового мира.
Legend of Zelda – бюджетная версия
Если вы из числа тех людей, кто успел в свое время приобщиться к классическим играм серии Legend of Zelda или хотя бы попробовал ремейк Links Awakening на Nintendo Switch, вы наверняка заметите огромное количество геймплейных заимствований из этой франшизы. Вплоть до узнаваемых шрифтов и круглого индикатора выносливости персонажа, где зеленая шкала уменьшается в результате выполнения тех или иных действий. То же самое и с боевой системой – у нас, прямо как у Линка, есть два основных боевых приспособления (меч и щит). Мечом мы колупаем враждебных железяк, отнимая у них полоску HP, а щитом блокируем дальние и ближние атаки (блок расходует выносливость, так что постоянно использовать его не получится).
По мере прохождения арсенал расширяется, что отрывает пускай и небольшой, но все же простор для маневра. Ведь это только поначалу враги нападают по 1-2 штуки и обладают всего одной медленной ближней атакой, которой легко избежать при помощи щита или кувырка им за спину в стиле Dark Souls. Затем появляются турели, боссы, более проворные существа – и вот уже простым закликиванием проблему не решить, а шкала с сердечками жизней тает на глазах. Приходится выбираться из окружения, использовать врагов против друг друга (подставившись под снаряд своих союзников, NPC получают урон) и т.д. Плюс выручают периодически выпадающие из врагов лечилки, позволяющие немного поправить здоровье.
Куда более интересно, чем стычки с рядовыми противниками, выглядят замесы с боссами. Здесь уже придется куда серьезнее отнестись к тому, как и когда вы жмете кнопки. У элитных противников в запасе целый набор атак, которые способны за пару попаданий полностью испепелить вашу шкалу здоровья. Так что приходится быстро передвигаться по арене в безопасные зоны, выискивать окна для проведения атак, периодически кувыркаться и блокировать. Далеко не всегда на выучивание паттернов босса хватает одной попытки, к счастью сохранения в мире XEL не редкость. И бежать по три километра к нужному месту, как в “соулслайках”, здесь не потребуется.
В поисках приключений
Не боевой системой единой пытается увлечь игроков XEL – здесь также немалая часть времени приходится на эксплоринг локаций, который здесь обусловлен в основном двумя вещами. Первая – это банальная необходимость продвинуться дальше по сюжету. Вот идешь ты по локации и видишь заблокированную дверь, для двери нужна ключ-карта, а взять ее можно только попав в определенную зону с сундуком. Нюанс только в том, что просто протопать из пункта А в пункт Б нам обычно не дают – где-то придется передвинуть ящик в определенное место, чтобы затем по нему пропрыгать через разрушенный мост, где-то нужно сдвинуть вагонетку или притянуться с помощью крюка-кошки. Позже к этому всему еще добавляются временные головоломки (но не пугайтесь – ничего сложного и по-настоящему “головоломного” в них нет).
Второй мотиватор исследования игрового мира – это развитие персонажа. Полезные ресурсы здесь выпадают не только из врагов, но и из сундуков, а также других точек интереса. Если прикоснуться к редко встречающимся светящимся штукам, внешне напоминающим цветы, можно перманентно улучшить шкалу здоровья на одно сердечку. А если собрать достаточное количество хлама, его позволят переработать с помощью рецептов для крафта. При желании можно даже наготовить себе еды с запасом, которая легко восстановит вам здоровье до максимума – даже в разгар самого напряженного сражения. Так что XEL определенно нельзя отнести к той категории игр, которая требует от человека недюжинной скорости реакции.
В целом эксплоринг в XEL удался – карта очень удобная, все нужные точки на ней отмечены, различного мусора и хитровыкрученных лабиринтов, мешающих ориентироваться в пространстве, разработчики в игру не вставили. Однако пара неприятных моментов все-таки нашлась. Например, решение создателей игры сделать функцию прыжка автоматической смотрится крайне неуместно и порой сильно вредит игроку. Подходя к краю обрыва, персонаж может прыгнуть или не прыгнуть, просто соскочив вниз. И если свалились, обратно вы уже никак не запрыгните – поскольку прыжок по нажатию клавиши тут как функция не существует. Придется искать пологий подъем наверх, порой наворачивая заметный крюк на несколько десятков секунд. Доходит порой до смешного – героиня не может забраться на маленький бордюрчик.
Изометрическая камера является для игры как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, вы отлично все видите и можете эффективно уклоняться от атак – вся округа перед вами как на ладони. Но с другой, нет возможности приблизить или отдалить камеру, покрутить ей из стороны в сторону. В большинстве проектов с аналогичной камерой проблема попадания за физические преграды решается временным превращением стен или определенных участков вокруг персонажа в прозрачные или полу-прозрачные объекты. Однако здесь такого нет – иногда бои или исследование проходят вслепую. Хорошо хоть персонаж в таких ситуациях оказывается нечасто, можно данную недоработку и проигнорировать.
Техническая составляющая. Графика, управление
В визуальном плане XEL звезд с неба не хватает – графика простенькая, особой технологичности вы здесь не увидите. Тем не менее, воспринимается картинка очень хорошо, за счет своей мультяшной красочности, а отсутствие большого количества мелких деталей определенно пошло игровому процессу на пользу (как уже упоминалось ранее, игрок всегда понимает, куда ему нужно идти, и ничего его не отвлекает). Количество графических настроек скудное – игрок лишен возможности тонко настроить визуал, а выбирает лишь из нескольких пресетов качества. Впрочем, игра вряд ли нагрузит даже средний по текущим меркам ПК, поэтому можно смело выбирать максимальные настройки.
Некоторые игроки на ПК и Nintendo Switch успели отрапортовать, что столкнулись с рядом багов и технических проблем вроде отказа персонажа слушаться нажатий клавиш или не загружающихся текстур в некоторых моментах, однако это лишь частные случаи, которые вам вполне могут и не встретиться во время прохождения (к примеру, в процессе написания данного обзора ничего критического обнаружено не было).
Что касается управления, то здесь у геймеров два варианта – использовать качественный геймпад (где, кстати, тоже раскладка не идеальна) или привыкать к не особо удобному набору клавиш, который разработчики обязали нас юзать по умолчанию. Ходим мы на WASD, перекатываемся на “Пробел”. И все вроде бы хорошо, вот только вместо привычных всем атак и блоков на левой и правой кнопке мыши мы имеем клавиши J K I L. Где на одну из этих кнопок назначен щит, на другую действие, на третью удар мечом и т.д. Решение крайне спорное, учитывая тот факт, что в меню игры и инвентаре мышка прекрасно работает. Хорошо хоть в будущих обновлениях разработчики пообещали добавить возможность настройки.
Итоговое мнение
Уместнее всего в данном случае будет провести аналогию с автомобилями. Игра XEL – это такая себе подержанная иномарка десятилетней давности. Вроде бы едет, управляется хорошо, но находясь за рулем ты прекрасно понимаешь, что с удовольствием променял бы ее на что-то куда более современное и комфортное. В данном проекте есть за что зацепиться – присутствуют интересные загадки, красивый и красочный мир, элементы исследования, проскакивают смешные шутки и забавные диалоги.
Однако XEL отваживает игроков своей медлительностью, не до конца отполированным перемещением и боевой системой, а также общей бюджетностью (она особенно заметна на фоне серии Legend of Zelda, из которой черпали вдохновение разработчики – объемы контента и близко не сравнимы). Так что играть стоит только в том случае, если у вас изначально не было завышенных ожиданий.
Подробная информация об игре в базе