Впечатления от Unto the End. Путешествие в один конец
Крайний Север суров и беспощаден. Эти земли не прощают ошибок: стоит чуть зазеваться, и всё – отправляешься на корм диким зверям, охочим до тёплого мяса. А ведь и они не самая страшная опасность – в местных пещерах обитают твари похуже диких волков и медведей. Да и о повсеместном холоде забывать не стоит – замерзнуть тут можно быстрее, чем вслух досчитать до двадцати. Воистину, выжить в этих краях сможет лишь настоящий храбрец.
Но в то же время Север справедлив. Если воин готов принять жестокие правила жизни в землях вечного хлада, то боги будут благосклонны к нему. Внимательному искателю откроются ресурсы, скрытые глазу праздного путника; пещерные тролли обойдут стороной, а меч не затупится, сколь долог бы ни был путь. Главное помнить, что терпение вознаграждается, а отвага приветствуется.
Вероятно, с такими мыслями в 2 Ton Studios работали над Unto the End, одним из самых хардкорных проектов этого года. Ещё никогда внешность игры не была так обманчива: если вы видели трейлеры игры, то вполне могли подумать, что разработчики готовят стандартный платформер, рассказывающий в меру трогательную, но особо не выделяющуюся историю. Реальность оказалось гораздо интереснее: да, в основе местного сценария действительно лежит простой сюжет о воссоединении викинга с семьей, а повествование обходится без единого слова. Зато геймплей Unto the End оказался гораздо комплекснее, глубже и сложнее, чем можно было представить на первый взгляд.
Вот таким экраном Unto the End приветствует игрока. Эти несколько строк – единственное напутствие, которое авторы себе позволили, и оно отлично характеризует всю игру целиком. От начала и до конца она не меняет своих правил, которые можно уместить в одно предложение: бейтесь аккуратно, следите за ресурсами, заботьтесь о здоровье и снаряжении. Никакого дальнейшего обучения в игре не будет, крафт тут доступен изначально и он максимально простой, а о назначении сюжетных предметов вам придётся догадываться самостоятельно.
Даже основы боя вам никто объяснять не будет: пройти факультативный инструктаж можно, оказавшись у одного из костров (здесь же можно зашивать глубокие раны и варить лечебное зелье). И видит бог, лучше вам этот инструктаж пройти, и пройти максимально внимательно: игра заставит вас пользоваться всеми приемами, о которых столь скупо рассказывает.
Первый же сюжетный бой, в котором мне пришлось драться с тремя противниками, показал, чего на самом деле стоит невнимательность в мире Unto the End – количество рестартов этой битвы я, признаюсь, перестал считать после второго десятка. Забавно, но игра никак не карает за повышенную «смертность» в отличие от той же Dark Souls: если вы умираете, то на пару секунд игра затемняется, а ваш прогресс полностью сохраняется, тем самым будто подталкивая попробовать ещё раз.
Пробовать действительно придётся часто: даже если вы считаете себя опытным игроком, освоиться в Unto the End с наскока у вас не получится. Местные битвы рассчитаны на глубокое, почти интуитивное понимание боевой системы. Она, в сущности, не так уж и сложна: вам доступны пара видов ударов мечом, перекат, нижний и верхний блоки, обманные финты (настоящая редкость даже среди полноценных слэшеров), и кинжал, который можно бросать в противников. После удачных контратак можно провести особо сильный удар, способный нанести противнику значительные повреждения. На этом всё – никакого вдумчивого изучения характеристик или постоянного жонглирования разными типами оружия Unto the End от вас не потребует.
Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Дело в том, что всеми этими приемами вам придётся пользоваться постоянно. Даже в одном из первых боёв, котором я упомянул выше: враги стараются вас окружить, нападая с двух сторон одновременно, и постоянно чередуют атаки, от которых спасают, соотвественно, разные типы блоков. Если у противника не получается нанести удар вам в корпус, он тут же постарается атаковать ноги, расслабиться в такой мясорубке не получится ни при каком желании. Стоит добавить, что почти у всех местных обитателей манера ведения боя индивидуальна: кто-то предпочитает верхние атаки, кто-то — нижние, а кто-то постоянно пользуется обоими вариантами. В Unto the End обычно понимаешь, что именно ты сделал не так, но зачастую такое понимание приходит уже после смерти: как и в реальном бою, долго думать над тем, как поставить блок или ударить, вам никто не даст.
Как не дадут вам и тут честного боя: сражаться в Unto the End вам предстоит отнюдь не с рыцарями, а с жуткими существами из скандинавских мифов, которые о правилах честных поединков едва ли когда-то слышали. Кроме того, враги значительно крепче вашего персонажа: рядовых монстров редко получается свалить даже с третьего удара, в то время как вам в начале игры достаточно пропустить всего два. Конечно, апгрейды сделают вашу броню крепче, но на сильное увеличение характеристик рассчитывать не стоит.
Пропуск каждого удара в Unto the End становится локальной трагедией не только потому, что приводят к моментальной смерти, но и по той причине, что из-за крепкой тычки персонаж запросто может выронить незаменимый в темных пещерах факел или и вовсе меч. Лечиться в бою невозможно, да и попросту бессмысленно: выйти из сражения невредимым не получится ни при каких условиях, а при наличии малейшего кровотечения игра невозмутимо откажется сохранять ваш прогресс.
Самое удивительное, что игра не настолько прямолинейна, как может показаться из моего описания. В Unto the End стоит внимательно следить за тем, что происходит на экране. Если вы согласитесь отдать проекту чуть больше времени – допустим, решите внимательно изучить описание предметов в инвентаре – Unto the End вас вознаградит, например, позволив, не участвовать в сложном бою. Большую часть стычек миновать, конечно, не получится, но даже такая неочевидная вариативность поначалу сильно удивляет.
Любопытно и то, как Unto the End выглядит: картинка игры сильно диссонирует с её жестким, карающим геймплеем. Пастельные тона и общая графическая стилистика чем-то напоминают наскальную живопись – в Unto the End используются такие же простые контуры и нечёткие очертания объектов.
А вот местный звук получился подстать нервному игровому процессу. Большую часть времени вы слышите только звуки окружения, в то время как тревожный эмбиент появляется нечасто и в основном звучит на грани восприятия. В любом случае, Unto the End это не та игра, в которой вы будете уделять особое внимание звуку – всё-таки происходящее на экране гораздо важнее.
Рекомендовать Unto the End непросто – игра понравится далеко не каждому. Это определённо со вкусом выполненное произведение, в котором все подчинено главной цели – вытрясти из вас всё, извините, дерьмо. Но если слова «челлендж» и «хардкор» для вас не пустой звук, вам нравятся игры с «дарвинистской» сложностью, а прочие современные проекты кажутся баловством, то в таком случае Unto the End можно покупать без опаски – она создана специально для таких игроков. Обуздать её суровый характер под силу не всем, но если у вас получится, то затраченные усилия воздадутся многократно. Unto the End генерирует колоссальное чувство удовлетворения от каждой пройденной битвы, даря мало с чем сравнимые эмоции. И пускай другие хвалятся сотнями поверженных демонов в разудалых японских слэшерах – лишь тот, кто смотрел в глаза ледяному ужасу в Unto the End, знает, чего на самом деле стоит каждая выигранная битва. И лишь тот, кто пройдёт Unto the End, сможет узнать, каково на самом деле дойти до конца.