Обзор Death Stranding
Я не слукавлю если скажу, что Death Stranding от Хидео Кодзимы стала одной из самых обсуждаемых игр уходящего года. Благодаря обильному пиару как от Sony, так и от самого японского геймдизайнера, об игре активно говорили даже далекие от индустрии люди.
Сейчас, когда я пишу этот текст, Death Stranding уже прошли все, кто этого хотел, а большинство профильных изданий благополучно опубликовали свои обзоры, поэтому некоторым взыскательным читателям обсуждение игры может показаться моветоном. Тем не менее, приобщиться к теме и высказаться, пусть и запоздало, все же хочется – хотя бы для того, чтобы самому попытаться разобраться в ощущениях, которые оставила у меня Death Stranding.
Первые несколько часов игра старательно разрушала то волшебное обаяние, которое формировали первые загадочные и чертовски стильные трейлеры. Вам поспешно демонстрируют почти все сюжетные сцены, которые были показаны в ходе ранних презентаций игры и оставляют наедине с постапокалиптическим миром, практически не рассказывая никаких подробностей о том, что же на самом деле произошло с Америкой. На этом, в общем-то, все: Death Stranding настолько не спешит делиться с игроком подробностями своего мира, что начинает казаться, что все, что есть в игре – это интересный визуальный дизайн и сильный актерский состав, который оказался похоронен под наполеоновскими амбициями Кодзимы и его неумелой режиссурой. Даже Detroit: Become Human, к наивной постановке которой также можно предъявить обоснованные претензии, выстраивает экспозицию гораздо более правильно и понятно. Такое отношение легко можно было бы простить условной Far Cry, но вот проекту в такой любопытной вселенной уже, увы, не получается.
Геймплей игры тоже поначалу вводит в ступор. Death Stranding действительно оказалась игрой про связь в самом банальном смысле этого слова. Ты действительно ходишь и связываешь разрозненные поселения людей, и на этом все. Игра не даёт вам ни интересных ситуаций, ни квестов, подробнее раскрывающих лор. Трудно поверить, но проект от того самого гениального дизайнера из Японии оказался пшиком, дутой пародией на высокобюджетный фантастический фильм, в котором нет ничего, кроме симпатичной визуальной части, и, пожалуй, красивого саундтрека. Игрой, в которой практически нет связи с тем самым волшебным роликом с Е3 2016. Просто ещё одним симулятором ходьбы.
Впрочем, не стану излишне сгущать краски – игровой процесс Death Stranding всё-таки есть за что полюбить, пусть и с оговорками. В игре какое-то невообразимое количество разных геймплейных механик, которые продолжают появляться вплоть до самого финала. Да и сам процесс хождения по красивейшим пейзажам новой Америки под грустный саундтрек от Low Roar расслабляет и успокаивает. Примерно спустя 15 часов игра после своего старта начала «оживать»: задания становятся интереснее, а сами вылазки гораздо сложнее – приходится заранее планировать свой маршрут, дабы предусмотреть все возможные неурядицы. Геймплей начинает напоминать решение пазла – успех вашего похода будет напрямую зависеть от правильно подобранного снаряжения и маршрута, причём учитывать надо множество аспектов – от структуры ландшафта до погоды. Так, например, если в ближайшее время должны выпасть осадки, лучше взять с собой побольше оружия – ведь встреч с BT не избежать.
Кстати, о так называемых BT (Beached Things, в русском переводе попросту «Твари») – сражения с этими потусторонними существами сделаны в Death Stranding из рук вон плохо. Если поначалу появление загадочных силуэтов ещё способно напугать, то уже через три-четыре столкновения BT не способны вызвать ничего, кроме глухого раздражения. «Экшеновый» же геймплей в игре получился слишком однообразным, пресным, и попросту не дающим никакого челленджа. Мне сложно представить человека, который бы умер от рук BT ненамеренно – настолько простыми оказались схватки. В общем, если «бродильная» часть DS ещё может понравиться любителям подобного жанра, то шутерный геймплей однозначно получает палец вниз.
Примерно после первой трети в Death Stranding наконец-то возвращается сюжет, который, впрочем, тоже звёзд с неба не хватает. Трагичного и подробного описания умирающего от неизвестного катаклизма мира, сложных перипетий взаимоотношений между персонажами, интриги – ничего этого в игре нет. Несмотря на крутой по меркам игровой индустрии каст, играть актерам практически нечего – при встрече каждый из них (за исключением, разве что, одного) представит своего персонажа коротким монологом и вы отправитесь дальше. Поэтому решение жюри The Game Awards, отдавших награду за лучшую актерскую игры Мадсу Миккельсену, вызывает недоумение – его персонажа в Death Stranding совсем немного, и играть самому Миккельсену тут особенно нечего.
Я намеренно ничего не рассказал о взаимодействиях с другими игроками – на мой взгляд, это, пожалуй, самый неудачный аспект игры. После того, как вы подключаете новое поселение к хиральной сети (не спрашивайте), локация мгновенно расцветает многочисленными постройками, значками, голограммами, которые без остатка уничтожают меланхоличную атмосферу игры. Благо, данная функция легко отключается в настройках – проходить Death Stranding в полном одиночестве гораздо приятнее, пусть это и идёт в разрез с авторской задумкой.
Что же остаётся в сухом остатке? Разумеется, Death Stranding не совершила революции, не дала начало новому жанру и вряд ли оставит после себя что-то, кроме уже существующих мемов. Концепция игры, безусловно, интересно выглядела на бумаге, но ее реализация, к сожалению, далека от идеала. Кажется, сам Кодзима понимал, что его Death Stranding получилась неоднозначной: достаточно вспомнить его слова о том, что игре требуется около двадцати часов, чтобы стать интересно – любого другого геймдизайнера попросту похоронили бы за такое пренебрежительное отношение к игрокам. Понимали ситуацию и в Sony, отправив проект на скидки спустя всего пару недель после релиза и без проблем отпустив игру на персональные компьютеры (ПК-версия Death Stranding должна выйти уже этим летом).
При всех озвученных недостатках Death Stranding остаётся самобытным визионерским произведением с выдающимся арт-дирекшеном и отличным саунд-дизайном. Но наивная и несколько тусклая история и своеобразный геймплей оказали слишком сильное влияние на мое итоговое впечатление, которое сложно назвать положительным. Вероятно, ваши ожидания (если таковые были) Death Stranding также оправдать не сможет – всё-таки это слишком специфичная игра для того, чтобы понравиться большинству. Не стоит безоговорочно верить критикам, советующим в обязательном порядке ознакомиться с проектом всем и каждому, Death Stranding – это вещь в себе, в которой слишком много оговорок. Если завязанный на путешествиях геймплей вас не пугает – игре стоит дать шанс. Если вы ждёте от последнего проекта Кодзимы волнующей и трогательной истории, то Death Stranding ваши ожидания вряд ли оправдает (разве что вы сторонились всех произведений массовой культуры за последние лет так десять). Хочется верить, что следующий проект японского геймдизайнера, который, кстати, вполне может оказаться сиквелом Death Stranding, окажется не только очередным воплощением режиссёрских амбиций Кодзимы, но и, извините за такое кощунство, интересной игрой.
P.S. Российское издание Death Stranding полностью переведено на русский язык, но играть на великом и могучем противопоказано – локализация напрочь убивает все хорошее, что есть в игровой истории, включая актёрскую игру. На крайний случай рекомендуем обойтись субтитрами.