Обзор The Last of Us: Part II. Когда плачут цикады
Вступление к этому обзору было невероятно сложно придумать. В самом деле – вы и без меня знаете обо всех достижениях оригинальной The Last of Us. Десятки наград «игра года» и титул самой важной игры десятилетия от Metacritic, пожалуй, говорят сами за себя.
Впрочем, в далёком 2013-ом игра от Naughty Dog понравилась далеко не всем – часть аудитории демонстративно игнорировала успехи The Last of Us, называя проект уничижительным термином «мыльное кинцо». Возможно, в этом была некая доля правды: кажется, Naughty Dog действительно было гораздо важнее создать сильную историю, нежели выстроить разнообразный и увлекательный геймплей. Однако вышедший несколько дней назад сиквел расставил все по своим местам: The Last of Us: Part II – это не «кинцо», и даже не «кино», а совершенно иное по своей нарративной структуре произведение. Вероятно, именно этот проект займет место тайтла, который геймеры будут показывать далеким от видеоигр друзьям, дабы продемонстрировать, чего достигла индустрия за прошедшее время. Обо всем, как обычно, по порядку и без спойлеров.
Сразу стоит отметить, что если вы не знакомы с первой частью, то начинать The Last of Us: Part II совершенно бессмысленно. Сиквел не просто рассчитывает на то, что вы играли в оригинал, но и требует от вас довольно уверенного знания истории первой части. Так что если The Last of Us вы в своё время благополучно пропустили, или же сюжет первой части выветрился из вашей памяти, настоятельно рекомендую пройти игру ещё раз или иным образом освежить ее события – для понимания истории продолжения это сделать необходимо.
С момента событий, описанных в первой части, прошло пять лет. Цикад больше нет, поиски лекарства от эпидемии прекращены, а Джоэл и Элли живут спокойной жизнью в Джексоне. Общество свыклось с вынужденным соседством с жуткими монстрами – разве что типичную деревенскую рутину приходится разбавлять операциями по отстрелу заражённых. Герои оригинальной игры, в свою очередь, научились жить с грузом совершенных ошибок и смогли принять последствия принятых ими решений. Впрочем, это удалось не всем – именно события, произошедшие в оригинальной The Last of Us, приводят к трагедии в начале сиквела и дают старт новой сюжетной линии.
Главным достоинством The Last of Us: Part II, безусловно, является её неоднозначная и непростая история. Несмотря на то, что оригинальный проект выглядел вполне законченным и не нуждающимся в сиквеле произведением, вторая часть идеально гармонирует с событиями первой игры и дополняет ее главную мысль. В Naughty Dog смогли придумать не просто набор приключений с полюбившимися героями, но и дать новому витку истории необходимую смысловую нагрузку. Иными словами, если вы считаете, что The Last of Us: Part II – это «сиквел ради сиквела», это совсем не так: разработчикам ещё есть, чем вас удивить, и поверьте, они это сделают.
Впрочем, история The Last of Us: Part II настолько монументальна и комплексна, что некоторых игроков она вполне способна от себя отвратить. Продолжение The Last of Us не получится пройти за пару вечеров: разработчики добавили в игру какое-то колоссальное количество контента. Кампания второй части (абсолютно линейная, к слову) займёт у вас от 25 до 30 часов. Ни по одному обзору вы не сможете даже приблизительно представить масштаб игры – даже теперь, после снятия эмбарго, журналисты предпочитают ничего не писать про вторую половину сиквела дабы не портить вам впечатление (мы исключение делать не станем). Сейчас, после прохождения одиночной кампании, такая продолжительность выглядит не то, что оправданным, но и попросту необходимым решением: только так сценаристы могли дать вам всю необходимую экспозицию и объяснить мотивацию героев. Однако я вполне понимаю, что кого-то такой объём может отпугнуть – в какой-то момент за насыщенной персонажами историей можно просто устать следить.
Если оригинальную The Last of Us можно сравнить с фильмом «Дорога», снятому по одноименному роману Кормака Маккарти, то её сиквел – это, если угодно, сезон сериала наподобие «The Walking Dead», из которого выкинули все лишнее и который под завязку набили действом. При желании Naughty Dog вполне могла «распилить» вторую половину игры на несколько DLC – и вряд ли бы кто-то остался недоволен.
Почти вся история The Last of Us: Part II – это водоворот дистиллированной ненависти, бушующий поток безумного гнева, в котором оказались герои игры. Мрачный тон сюжета сиквела выдержать непросто, однако насилие в игре отнюдь не самоцель – оно демонстрируется исключительно как результат действий героев и лишено какой-либо нравственной оценки со стороны разработчиков. Как и оригинальная The Last of Us, ее продолжение – это игра не о классических спасителях человечества, а об обычных людях. И, как и мы с вами, герои сиквела совершают ужасные поступки вовсе не из-за своей злодейской сущности, а потому что им больно. И эта боль вынуждает их раз за разом причинять соразмерные страдания окружающим.
По плотности нарратива новая игра от Naughty Dog кардинально отличается от всего, что сейчас представлено на рынке видеоигр. Абсолютно все в The Last of Us: Part II – от геймплея до внешнего вида локаций – подчинено игровому повествованию: авторы постарались сделать так, чтобы игрок погружался в историю полностью и без остатка. Классические постановочные ролики тут соседствуют с внутриигровыми диалогами, пронизывающими проект от и до: персонажи постоянно общаются между собой, и далеко не всегда на темы, прямо связанные с сюжетом. Но даже в моменты вынужденного одиночества протагониста, сиквел все равно продолжает рассказывать историю умирающего мира и делится отрывками лора через записки, окружение, или какие-то необязательные сценки. Даже тот факт, что у всех ваших противников есть имена, впоследствии найдёт свой отклик в сюжете. Столь детальная работа над игровыми составляющими под силу всего нескольким студиям в мире, и совершенно очевидно, что схожие по качеству проекты мы увидим очень нескоро – у остальных попросту не хватит ни кадровых, ни финансовых ресурсов.
Игровой процесс The Last of Us: Part II базируется на получивших развитие идеях оригинала с вкраплениями элементов от Uncharted 4, предыдущей игры студии. Важное замечание: если геймплей первой The Last of Us казался вам неинтересным, то чуда, скорее всего, не произойдёт, и игровой процесс сиквела вам тоже не понравится, несмотря на все «апгрейды» со стороны разработчиков. Ядро боевой системы в TLoU 2 по-прежнему представляет собой экшен со значительным упором на стелс: как и раньше, открытый бой сразу с несколькими противниками нежелателен – для таких стычек огневой мощи у Элли всё-таки маловато. «Скрытные» убийства оформлены весьма кроваво: девушка без какого-либо сожаления режет глотки врагов, заставляя их буквально захлёбываться кровью. Брутальным получился и ближний бой – в сражениях Элли может использовать топоры, гаечные ключи, дубины и доски, а результат их использования, в общем-то, вполне соответствует ожиданиям. Мне сложно представить человека, которому придётся по душе насилие в TLoU: Part II – хоть игра и не стесняется показывать его подробно, выглядит оно весьма отталкивающе и неприятно. Иными словами – с общей тональностью игры сочетается просто отлично.
От Uncharted 4 игре досталось ощущение от управления персонажем: Элли гораздо мобильнее Джоэла и, соответственно, менее скована в своих движениях, поэтому и по локациям она перемещается иначе. Конечно, сложносочиненных акробатических этюдов, как в проектах о Нэйтане Дрейке, в The Last of Us нет: вы всегда будете понимать, какой забор или ящик вы должны преодолеть для продвижения дальше. К счастью, надоевшие всем ещё в первой части поддоны в сиквеле не встречаются – я за все прохождение не встретил ни одного.
Прокачка в The Last of Us: Part II получилась весьма скромной, особенно если сравнивать с другими представителями жанра. Для открытия новых веток с навыками вы должны отыскать специальные тематические руководства, посвящённые той или иной дисциплине. А вот для получения конкретного скилла из какой-либо ветки вам понадобится собрать определённое количество таблеток. Само собой, чем полезнее навык, тем большее количество пилюль он потребует. Впрочем, ничего, чрезмерно упрощающего жизнь, в игре вы не встретите: навыки в основном касаются ускорения лечения, крафта большего количества патронов или уменьшения раскачки оружия. Стоит отметить, что в полной мере боевая система раскрывается только при выставлении высоких уровней сложности. Учитывая, что проект позволяет гибко настроить игровой процесс под себя, рекомендую уделить регулировке этих параметров пару минут – играть будет значительно интереснее.
Доступна в игре и прокачка оружия: тут вам искать руководства уже не потребуется, а «валютой» для крафта станут самые обычные болты, периодически встречающиеся на локациях. Ситуация в целом схожа с прокачкой навыков: прокачанные пушки не так уж сильно отличаются по своей убойной силе, и в затяжные перестрелки вступать по-прежнему стоит с большой осторожностью. Зато оформлен процесс крафта просто потрясающе: смотреть на то, как героиня копается в очередной пушке – одно удовольствие.
Вообще все, что касается визуального оформления, выполнено в The Last of Us: Part II на твёрдую «десятку». Есть некая ирония в том, что в эпоху почти наступившего рэйтрейсинга самая красивая игра игра этого поколения появилась на уже технически устаревшей PlayStation 4.
The Last of Us: Part II буквально предназначена для нарезки на скриншоты – каждый пейзаж в игре выглядит просто фантастически, даже самые незначительные локации, которые вы пробежите за несколько минут, выполнены с каким-то болезненным перфекционизмом. Очевидно, что арт игры идёт сильно впереди ее технологий: по-настоящему картинка проекта раскроется только на PlayStation 5 (нисколько не сомневаюсь, что сиквел The Last of Us будет одним из стартовых тайтлов для этой консоли). То же касается и моделей персонажей и их анимаций – в общем, внешняя часть проекта никаких нареканий не вызывает.
А вот со звуком ситуация не такая однозначная. Сама звуковая палитра в игре очень насыщенная – я бы посоветовал играть либо в хороших наушниках, либо на качественной 7.1-акустике. Только так вы сможете оценить по достоинству работу саунд-команды, вдохнувшей жизнь в игру с помощью шорохов, скрипов и выстрелов. Игре не хватает запоминающейся музыки: треки от Густаво Сантаолальи, композитора первой части, в сиквеле присутствуют, но их совсем немного, а мелодии, которые звучат большую часть времени, вы, вероятно, забудете сразу после прохождения. Впрочем, это чуть ли не единственный объективный недостаток проекта.
Несмотря на то, что сейчас о The Last of Us: Part II говорят буквально все, новый проект от Naughty Dog – это не та игра, которая сможет понравиться всем и каждому. И подавляющее большинство претензий, которые будут предъявлять сиквелу, очевидно, будут касаться его сюжета и сценария – в этот раз у Нила Дракманна получилась очень неоднозначная история, которая неминуемо разделит фанатское сообщество на два лагеря. Пока одни будут восторгаться постановкой сцен и проработанными персонажами, другие будут находить бреши в мотивации героев и апеллировать к нелогичности их поступков. Эти споры сопутствуют любому великому произведению, а в том, что The Last of Us: Part II – произведение выдающееся, у меня нет никаких сомнений. В крайнем случае, через десять лет нас всех снова рассудит Metacritic, когда придёт время называть очередную «игру десятилетия».
Ну и напоследок хочется затронуть момент насчёт ЛГБТ-повестки, который оказался особенно важен для многочисленных блюстителей скрепной нравственности. Ситуацию с ориентацией персонажей не успел обсудить только ленивый, а споры насчёт необходимости такой «изюминки» в сюжете ведутся до сих пор. На самом деле все разговоры насчёт «следования повестке» не имеют особого смысла – в игре нет ничего такого, что действительно могло бы смутить современного геймера. Просто о некоторых вещах Naughty Dog может позволить себе говорить более открыто и, чего уж там, более провокационно, нежели остальные. Важно понимать, что студия не пытается ничего пропагандировать или кого-то наставлять – дело исключительно в вашем восприятии. Количество такого «спорного» контента в игре позволяет говорить разве что о попытке Naughty Dog следовать модным трендам, нежели о о сколько-нибудь серьёзном желании высказаться на тему. Мне хочется верить, что большинство отечественных игроков сможет пройти тест на толерантность и в полной мере прочувствовать историю игры, суть которой заключается вовсе не в ориентации главных героев.
Я понимаю, что соблазн задать себе вопрос «А что бы изменилось, если бы история не содержала всех этих новомодных элементов?!» довольно велик, но так ли важен ответ на него? Задумайтесь вот над чем: каким бы ни был ответ на этот вопрос, способен ли он в корне изменить ваше восприятие идей сиквела? Мне кажется, едва ли. Ведь главное достоинство рассказанной в The Last of Us: Part II истории заключается в том, что она универсальна – её посыл могут понять абсолютно все геймеры, вне зависимости от пола, языка, вероисповедания и ориентации. Это прежде всего история о потерявшихся людях, вставших на скользкую тропу ненависти. Это история о людях, вынужденных действовать на грани своих моральных принципов и нравственных ориентиров. Это история о людях, чьи низменные стремления и цели губят как окружающих, так и их самих. Это история об одних из нас.
Оценка: 10/10.
О май гад)) 10 из 10!)