Ржавая крыша и пыльный подвал: обозреваем The Foundation DLC

Ржавая крыша и пыльный подвал: обозреваем The Foundation DLC

Control в прошлом году взорвала чарты. Очередное кинематографичное приключение от Remedy покорило своей красотой миллионы игроков по всему миру и завоевало немало наград от студий, академий, организаций и прочих весомых предприятий. Понятное дело, на такой волне можно ехать и ехать – и вот перед нами уже The Foundation, первое сюжетное дополнение к Игре Года 2019 по версии каждого первого, кто в неё играл.

Взглянем?

Тут стоит предварительно разъяснить пару вещей касательно моих отношений с проектом о нелёгкой жизни Джесси Фэйден и её новоиспечённой работе в ФБК (нет, не в том ФБК, а в Федеральном Бюро Контроля). Я в своё время игру честно прошла и, уж простите, влепила ей 6.0 по вполне очевидным, по моим меркам, причинам. Погодите, рано тянуться к тяжёлым тупым предметам. Ниже выдержка для лучшего понимания ситуации:

…визуально Control просто великолепная – но, увы, только местами, потому что в большинстве своём придётся пялиться на крайне однообразное коридорное окружение, выдержанное в серо-коричневых тонах с редкими яркими проблесками (преимущественно красными – цвет опасности же). Вообще для меня эта игра стала эталонным примером того, как геймеры любят глазами. Глядя на красивую картинку, можно, наверное, оправдать кучу номинаций на GotY разной степени тяжести. Проблема только в том, что ещё хочется также повернуться к Remedy и, глядя в лучистые глаза Сэма Лейка, сказать «Хотите снимать кино – снимайте кино». За кинематографичностью и странными притягательными визуалами едва ли есть символизм. В погоне за красивой картинкой в Remedy, похоже, забыли заплатить сценаристу, а полсотни страниц уже готового сюжета размазали по двенадцати часам геймплея. Раскрывать персонажей – ни главных, ни второстепенных, – игра не собирается, а сам сюжет, без того скомканный, игроку подаётся невнятными крупицами, потому что по-человечески отснять и озвучить интеракции героев никто не догадался. Остаток же того, что не пригодилось для визуализации, подано в режиме «побегай пособирай бумажки, где половина будет отредачена, а вторая половина – без контекста, ведь это наш мир, ололо». Такую концепцию я понимаю в исполнении FromSoftware, а здесь она выглядит лениво и неаккуратно.

“…Сам персонаж Фэйден же, видимо, писался участниками r/im14andthisisdeep. И правда, зачем тридцатилетней барышне давать внятное подспорье и сформированный характер, демонстрируя её моральную серость? Лучше же вписать ей нанесённую в детстве травму, суть которой игра будет мусолить так и сяк, делая из неё что-то великое, пока сама же не пройдёт мимо. Лучше нагрузить ей нарочито глубокого, но при этом каким-то невероятным образом бессмысленного внутреннего монолога, который на шестом часу игры уже начинает застревать в зубах и желать, чтобы Джесси научилась говорить словами через рот, а не домыслами через глаза. При этом какая-либо человечность в героине, за которую можно зацепиться и на основе которой можно Джесси сопереживать, просто отсутствует. Её нет. Есть эмоциональный диапазон сухой ветки, при котором мадам ничего не удивляет и не заставляет впасть хотя бы в озадаченность. А ещё есть кирпичное выражение лица и мотивация в стиле «ок, ладно». GotY, господа.

Мимика на уровне человека, едва вышедшего из стоматологического кабинета

Итак, теперь, когда вы взглянули на мою точку зрения, – вы в курсе, что имеете полное право с ней не соглашаться, да? – давайте взглянем на The Foundation. Сразу оговорюсь, для меня это было чем-то вроде второго шанса: я искренне надеялась, что со второго раза процесс заиграет новыми красками, а дополнение принесёт свежести и разнообразия в игровой процесс, заодно добавив прямоты и контекста к истории. В конце концов, само название, равно как и пресс-релизы, обещало внести ясность, показав прежде всего основание, фундамент – не только Старейшего Дома, но и всего мира Control в целом.

Получилось ли?

И да, и нет. Давайте обойдёмся без сильных спойлеров, если вы ещё не играли.

Что ж, добро пожаловать в Фундамент – основание самого Старейшего Дома и по совместительству источник его сил. Сюда Джесси приводит не банальное желание изучить вверенные ей, как директору заведения, угодья, но сигнал бедствия от Совета, который настоятельно рекомендует ей сходить и проверить, что там стряслось. И, как всякий подвал старого дома, Фундамент хранит свои пыльные коробки с хламом, а также секрет, который пытался утаить от Совета предыдущий директор. Плохая, в общем-то, идея, когда общаешься с потусторонними силами. Мисс Фэйден же придётся теперь расхлёбывать происходящее, параллельно докапываясь до не очень-то чистой сути не только высшего руководства, но и ближних своих.

Весна пришла, время генеральной уборки!

Скажу честно, я не питала сильных надежд, возвращаясь в мир Control – всё же для меня сюжет очень важен, и дополнение, как мне казалось, купировать целые полдня картонных персонажей и никакого развития не может ну никак. Но то ли сыграл короткий временной промежуток, то ли к первому DLC сюжет наконец собрался с силами – и мне додало. Потом догнало и додало ещё разок. С точки зрения изложения фактов и мыслей The Foundation ведёт себя намного более вменяемо, чем основная игра; этому, возможно, помогает тот факт, что изложение более сжато, а куски истории, хоть и продолжают прятаться по документам, уже не являются для мироустройства такими критичными – всё наиболее важное для понимания всё же проговаривается ртом. Такое развитие сюжета выглядит намного натуральнее поданной в основной игре истории, которой мне, честно сказать, пришлось аж давиться – хотелось всё-таки играть, а не собирать по углам бумажки. Сама Джесси при этом наконец начала подавать признаки жизни: героиня вышла из состояния внутреннего диалогового коматоза и стала реагировать на окружающий мир с чуть более эмоциональной стороны. Испорченного первого впечатления для меня это, конечно, не исправило, но к миру игры заставило немного потеплеть – The Foundation устранило проблему восприятия любой ситуации с okay-face’ом, какой бы странной она ни была, и пофиксило режим героини «я веду себя так, будто мне всё это известно». Секреты глубин Фундамента Джесси узнаёт вместе с игроком, и это лучший сценарный приём, который я видела за всё прохождение. Так нужно было делать с самого начала, а не заниматься размазыванием псевдо-глубоких мыслей по красивым синематикам.

А вот с игровым процессом вышла накладочка – он ровно такой же, как и в основной Control. То есть бегай/стреляй/уворачивайся/сдохни на последней секунде/боже, какая здесь убогая система чекпоинтов. При этом свои функции дополнение честно отрабатывает: оно даёт игроку три новых способности, причём две почти в самом начале, но сходу можно будет выбрать только одну; различаются они по способу применения, хотя обе направлены на облегчение платформенных секций. Разница между ними – исключительно на вкус пользователя. Третья же является вариацией боевой с более усиленным эффектом, делающая саму абилку более агрессивной. Впрочем, увлеклась. Возвращаясь к геймплею – если вам он, как и мне, показался в основной Control однообразным, то тут утешить мне вас просто нечем. Если же вы нашли в нём определённую изюминку, то и расстраивать я вас не собираюсь, ибо никаких особенных изменений он не претерпел.

Визуализацию The Foundation, мне думается, стоит только хвалить: она в дополнении ничуть не хуже основной игры, а где-то, можно сказать, даже лучше. Мне, например, мягкий, псевдо-естественный свет и чуть более яркие цвета, наложенные на основной кремовый оттенок окружения, вкупе с обилием открытых пространств понравились куда больше тех условных серых коридоров, в которых мне пришлось бродить больше двенадцати часов. При этом то ли на фоне более внятного сюжета, то ли просто по законам природы, отсутствие множества строгих прямых линий визуально смотрится более приятно. Так, конечно, не везде, потому что побегать по пресловутым коридорам и условно использованным заново локациям всё же придётся, но это уже не будет так настойчиво проедать вам глаза и прожигать монитор.

Гамма в The Foundation по какой-то причине приятнее, чем в основной игре

The Foundation выстроена более приятно и в плане атмосферы. Здесь уже нет недосказанности и желания задать пару вопросов на тему «что вообще происходит» и «нахрена я это делаю», есть чётко поставленная задача, обозначенная с самого начала. Есть цель. Эта цель и создаёт атмосферный настрой нелёгкости – реальнее чувствуется угроза происходящего и неминуемость провала по мере продвижения к концу пути, реальнее ощущается цена, которую придётся за этот провал заплатить. Способствует этому и более детальная проработка персонажей. Героев здесь, разумеется, меньше, но они больше не представляют из себя безликие картонки с условно назначенными ролями, им придали смысла, им дали образ мышления, собственные морали и убеждения, которые в основной игре почему-то не читались и, вероятно, просто отсутствовали наглухо по причине нехватки эфирного времени. Здесь Remedy делают почти невероятное по меркам Control и выдают моральное столкновение, полное серых оттенков, где выживет только один, а не прав вообще никто. И не важно,чья сторона окажется вам ближе, из The Foundation вы всё равно уйдёте покоробленными.

Предзнаменование о важности Маршалл для сюжета мы получили задолго до выхода дополнения. И не зря – здесь персонаж раскрыт на уровне, которого она заслуживает.

Странное, в общем, вышло дело: дополнение к игре, которая мне не понравилась вовсе, понравилось мне очень. Оно похоже на одну большую работу над ошибками в области повествования, будто в Remedy на работу вышел толковый редактор. Почему на фоне небольшого двух-четырёхчасового сценария основная игра выглядит как неудачная попытка к подражанию авторам-символистам, для меня навсегда, похоже, останется загадкой. Всю игру The Foundation, конечно, не заменит, но зато отлично показывает, что могут Remedy с хорошими, красивыми идеями, когда не пытаются ударяться в плотное закапывание смысла в триста слоёв. Будь вся игра такой – кто знает, может, я бы и не поставила ей 6.0?

Оценка The Foundation: 8.2

TL;DR: лучше оригинала почти везде, кроме геймплея, но это терпимо. Если прошли игру и получили удовольствие, не разочаруетесь. Если осилить саму игру не смогли, но дополнение почему-то купили – сцепите зубы, пробегите сюжетку и всё же дайте The Foundation шанс.

Выражаем благодарность издательству «Бука» за предоставленную копию игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор minina-kseniya
(Уже не) блондинка в редакции. Диплом спеца по хоррорам и экшенам. Осваивает R6S. Сказала маме, что хочет замуж за Capcom.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *