Обзор Switch-версии Layers of Fear 2. Пугаемся в портативе
Хорроры такой жанр, который требует максимального погружения в игровой процесс. Такие игры стоит проходить в одиночестве, подальше от посторонних звуков и других отвлекающих факторов. А еще лучше будет дождаться темноты, всунуть наушники в уши и полностью окунуться в атмосферу ужаса и безнадеги. Кто-то предпочитает пугаться перед большим монитором на ПК, а кому-то гораздо приятнее улечься в кровати и перед сном пощекотать свои нервишки с портативной консолью в руках. Именно для второй категории геймеров и предназначается недавно вышедшая версия Layers of Fear 2 для Nintendo Switch.
Первая часть LoF, повествующая о безымянном художнике во время личностного кризиса, в свое время собрала огромное количество положительных отзывов, став одним из лучших хорроров 2016 года. Теперь нам предстоит разобраться, насколько достойным окажется сиквел и каково это вообще – играть в ужастики на небольшом экране.
Содержание
Фильм, фильм, фильм
Сюжет Layers of Fear 2 строится вокруг творческой личности – актера, которому волей случая довелось оказаться на круизном лайнере, где загадочный режиссер снимает необычную кинокартину. И на этом все осмысленное и рациональное заканчивается. Наш герой просыпается у себя в каюте и по разбросанным вокруг запискам понимает, что он лицедей, для него главное образ и актерское ремесло является смыслом его жизни. Все что за пределами – это набор иррациональных образов, воспоминаний из прошлого и необычных кинокартин, которые так и лезут протагонисту в подсознание.
Чтобы разобраться во всех этих перипетиях, геймерам придется внимательно проследить за запутанной сюжетной линией. Невидимый рассказчик будет вести расплывчатые монологи, периодически придется слушать обрывки воспоминаний и черпать по крупицам сведения из окружающего мира. И эта задача будет под силу далеко не каждому – уж слишком сценаристы перемудрили с загадочными образами, претенциозным философствованием и нагромождением визуальных образов в своих попытках выпустить артхаусный шедевр. LoF 2 один из тех случаев, когда ты поначалу следишь за историей, а затем забываешь про нее, просто наслаждаясь красивой картинкой и происходящей на экране небывальщиной.
Так как история выстроена на тематике эмоциональных переживаний и рассуждений об актерском ремесле, Bloober Team наводнили свою игру приличным количеством отсылок к классике мирового (преимущественно голливудского) кинематографа. Если вы любитель хороших фильмов, срок годности которых не истек несмотря на уже приличный возраст, то наверняка порадуетесь погружению в нуарные черно-белые картины начала XX века, заимствованиям из “Сияния” Стенли Кубрика или оммажу к триллеру “Семь” от Дэвида Финчера. Некоторые заимствования, так и вообще, попадут в поле зрения лишь киногурманам со стажем, не брезгующим лентами из категории “не для всех”.
Прогулка по кораблю-призраку
С сюжетом у игры оказалось не все так гладко, как в первой части, но зато геймплей оказался не намного хуже, чем у топовых представителей жанра – таких как Amnesia и SOMA. В отличие от большинства симуляторов ходьбы, число которых на платформах цифровых магазинов уже перевалило за тысячу, Layers of Fear 2 не брезгует интерактивностью. Продвигаясь по сюжетной линии, игрок не только читает письма и записки, но еще и взаимодействует с большим количеством предметов. В каютах корабля разбросано множество красивых винтажных вещей, которые приятно покрутить в руках, а иногда даже обязательно (для разгадывания очередной несложной загадки или получения подсказки по дальнейшим действиям).
Для выполнения большинства действий недостаточно просто нажать на соответствующую кнопку – придется имитировать эти движения, как если бы вы делали это в реальной жизни. Хотите отодвинуть решетку лифта? Тогда зажмите правый курок и правым стиком сдвиньте его в нужном направлении. На пути возник задраенный люк? Придется повернуть два рычага в положение вниз, а затем покрутить колесо до упора в левую сторону. И такие ситуации будут встречаться в игре повсеместно, ведь само по себе место действия – корабль, подразумевает стесненную обстановку, маленькие коридоры и большое количество ходов. Так что в некотором роде LoF 2 можно назвать симулятором открытия тысячи дверей с элементами хоррора.
Загадок в привычном понимании этого слова в игре практически нет. Большинство ситуаций разрешаются внимательным исследованием близлежащих помещений. Например, вы наткнулись на дверь с навесным замком из трех цифр. Теоретически его можно открыть методом подбора, но лучше все-таки обыскать округу и найти записанный на бумажке код. Или изучить царапины на стенах, чтобы получить нужную информацию, отыскать открывающий дверь ключ. Авторы явно не хотели останавливать игроков, тормозя общее повествование, поэтому заблудиться или не найти что-либо не позволят. Если в Layers of Fear 2 перед тобой открытая дверь, значит, именно туда нужно будет войти для продолжения путешествия.
Психологический хоррор
Разумеется, так как речь идет об ужастике, больше всего игрокам будет интересно узнать, как у проекта обстоят дела с хоррор-составляющей. Ведь из жанра за последние несколько лет успели выжать все соки и удивить избалованную аудиторию уже практически нереально, не говоря уже о том, чтобы заставить ее нервничать. Как с этим справляется Layers of Fear 2? – классическими методами. Когда игрок прогуливается по узким коридорам и каютам корабля, поблизости ощущается присутствие чего-то неизвестного и необъяснимого, что выражается в паранормальных активностях. Чтобы игрок не думал расслабляться в процессе повествования, рядом могут разбить вазу, громко хлопнуть дверью или с характерным звуком показать в зеркале жуткую рожу.
Все эти проявления полтергейста, расставленные в разных местах манекены и черные силуэты приковывают внимание, но вызвать чувство тревоги или заставить вздрогнуть от неожиданного скримера не могут. Поэтому ничто не мешает геймерам заниматься неспешным исследованием красивых локаций в сочетании с прослушиванием диалогов. И тут нам впервые показывается монстр! Жуткое человекоподобное существо непонятного происхождения не только устрашает, но еще и представляет реальную опасность – и никаких способов одолеть его в открытом бою протагонисту не оставляют. Единственным выходом из ситуации оказывается побег подальше от опасности.
Небольшие экшен-моменты, такие как необходимость нестись прочь от монстра по узеньким коридором, открывая и закрывая за собой двери, это одна из самых интересных частей игры – хотелось бы, чтобы таких сцен разработчики добавили побольше. Если же вы не успеваете, чудовище настигает героя и на экране возникает Game Over с какой-нибудь глубокомысленной цитатой, после чего персонажа перекидывает к ближайшему чекпоинту. Тут они располагаются довольно близко друг от друга, так что особых потерь в случае очередной смерти не будет. Кстати, в начале игры смертность легко отключить в настройках – тогда монстр вообще не станет нападать, а нашему актеру останется только наслаждаться комфортной прогулкой.
Нюансы актерского ремесла
Находящийся за кадром режиссер подталкивает протагониста к необходимости пропустить через себя персонажа, из-за чего тому приходится обращаться к своим воспоминаниям и использовать их для полного погружения в альтернативную личность. Вся игра, по сути, является выстраиванием образа художественного героя, и только от вас зависит, какой будет концовка. В некоторые моменты игрокам предлагают сделать неочевидный выбор, и только в финале позволено будет узнать, к чему приведут предпринятые действия. К примеру, в конце первого акта вас ждет чеховское ружье, которое придется разрядить в один из двух манекенов – мужской или женский.
Единственным влияющим на сюжет фактором является то, готов ли актер подчиниться требованиям режиссера, предпочитает во всем ему перечить или же принимает противоречивые решения исходя из собственных соображений. Какой именно из этих вариантов приведет к хорошему исходу, а какой – к негативному, это секрет. Впрочем, открытие альтернативных концовок скорее подойдет пользователям Steam, которые любят искать в играх секреты и получать ачивменты для профиля. Switch версия не содержит так называемых “достижений”, поэтому перепроходить всю игру с нуля еще два раза захочет лишь малая часть геймеров. Ведь все приготовленные разработчиками сценки производят впечатление только первый раз (да и то не на всех), а затем уже воспринимаются как что-то банальное.
Ужасы в портативном режиме
С консолью Nintendo Switch раз на раз не приходится. Эксклюзивы “Нинки” все как один вылизаны до блеска, а вот мультиплатформы нередко бывают совсем уж ужасного качестве и имеют кучу проблем с производительностью, управлением, другими составляющими. К счастью, с этим у Layers of Fear 2 все с точностью до наоборот. Когда впервые запускаешь игру на Лайт-версии консоли, начинаешь удивляться тому, насколько четкой, красочной и насыщенной является картинка. Эффекты воды, реалистичные тени, солнечные блики – все это действительно радует глаз, а так называемого “мыла” в окружающем мире присутствует настолько мало, насколько это возможно в случае с не особо мощной аппаратной начинкой Свича.
Производительность в игре тоже находится на достойном уровне – геймерам предоставляют кинематографичные 30 кадров в секунду, которые сохраняются на протяжении 99% игрового процесса. Лишь в некоторые моменты замечаются небольшие просадки, да и то, пару раз за всю игру. Также стоит отметить достаточный перечень визуальных настроек. Пользователь может подстроить под себя гамму и яркость изображения, а также отрегулировать под свои нужды субтитры. Последняя функция является настоящим спасением для людей, которые уже успели посадить зрение в виртуальных мирах или просто не хотят напрягаться, вычитывая мелкие буковки на 5.5-дюймовом экране.
Layers of Fear 2 получила хорошую текстовую локализацию, причем некоторые надписи в мире игры тоже были переведены на “великий и могучий”, например, написанный мелом текст на досках в каюте главного героя. Что касается озвучки – ее оставили английскую, что можно посчитать удачным решением ввиду хорошо подобранных голосов. Играть, как уже упоминалось ранее, рекомендуется в хороших наушниках, чтобы сполна ощущать все шорохи, шепот и неожиданные громкие шумы. Если вы такое не любите, всегда можно зайти в настройки и подкрутить нужный ползунок (их здесь несколько отдельных под разные типы звуков – диалоги, окружение и т.д.).
Заключение. Не страшно, претенциозно, но очень атмосферно
Layers of Fear 2 получилась противоречивой игрой, разработчики которой явно перемудрили сами себя. Судя по всему, они хотели сделать умное психологическое приключение, а получилось психоделическое. Нас без какой-либо внятной предыстории бросают в гущу событий и не спешат объяснять, зачем персонажу вообще куда-то двигаться. Лишь при первом появлении монстра у нашего актера появляется хоть какая-то мотивация – спасаться от неизведанного, чтобы хоть как-то выжить. Даже сама тематика расследования случившихся ранее событий и путешествия по воспоминаниям уже не являются чем-то оригинальным. Вышедшая некоторое время назад Close to the Sun, где действие тоже происходит на корабле, тому явное подтверждение.
С другой стороны, Bloober Team удалось хорошо передать атмосферу пустующего круизного лайнера с его дорогими винтажными интерьерами, создать множество причудливых визуальных образов. Игроки побывают и на макете пиратского корабля, и в черно-белых декорациях нуарных фильмов, и в красиво обставленных дорогих каютах. Именно как арт-инсталляция LoF 2 выглядит отлично – самое то чтобы скоротать пяток часов, посмотреть одну из подготовленных концовок и с вопросом “что это вообще было” отправиться за объяснениями в поисковые системы.
6.5/10