Обзор Serious Sam: Siberian Mayhem
Не так давно студия Croteam обрадовала общественность тизером, намекающим на появление нового контента по Serious Sam – их главной франшизе. Причем как позже выяснилось, это оказался не просто намек на DLC к четвертой части, а полноценный standalone-проект на 6+ часов геймплея, действие которого будет разворачиваться в России-матушке. И ответственна за разработку игры молодая студия Timelock, чьи участники в свое время выпускали модификации к классическим частям SS и являются ее давними поклонниками.
Сразу стоит обрадовать тех, кто устал от всяких “васянских модов”. Siberian Mayhem разрабатывался под руководством авторов оригинальных игр, поэтому является каноничной частью основной линейки, пускай и не влияющей на сюжет (действие разворачивается во временном промежутке между двумя последними миссиями Serious Sam 4). В этом плане игра чем-то напоминает дополнение Missing Link для Deus Ex: Human Revolution.
Содержание
Разборки в Сибири
События новой части (хотя это скорее не полноценный сиквел, а побочная история) разворачиваются в сибирской глубинке – настолько суровом месте, что даже орде инопланетных захватчиков здесь находиться не особо комфортно. Впрочем, Сэма Стоуна абсолютно не пугают русские морозы – он даже не подумал переодеться во что-то более соответствующее окружающей обстановке, а предпочел оставить свои голубые джинсы и белую футболку с фирменной символикой. Оно, впрочем, и понятно. Когда на кону спасение человечества, нет времени на подобные мелочи.
В этот раз миссией героя стали поиски генерала Брэнда – предателя человечества, присоединившегося к инопланетным оккупантам. И для достижения поставленной цели Сэму придется отправиться в Тунгуску, попутно знакомясь с местными достопримечательностями вроде нефтедобывающих вышек, заброшенных деревень и городов, безлюдных лесов и т.д. Само собой, легкой прогулкой это не будет. Ментал бросает в бой своих лучших солдат – как появлявшихся в серии с самых первых частей, так и абсолютно новых, придуманных специально для Siberian Mayhem. Интеллекта у них не особо много, но зато храбрости не занимать. Готовы переть со всех сторон до последнего бойца.
В Serious Sam 4 разработчики решили больше времени уделять сюжету. Четверка изобиловала остроумными и смешными диалогами, драматичными моментами и раскрывала персонажей, которых не смогла раскрыть третья часть. В Siberian Mayhem сюжета будет по минимуму, как и старых знакомых – в этом он ближе к первым классическим Сэмам. Изредка герой будет беседовать по рации с новыми знакомыми, разговаривающими с карикатурным русским акцентом, находить аудиофайлы и записки/плакаты с историями из жизни жителей РФ, сопротивляющихся инопланетной оккупации. В принципе, этого вполне достаточно, чтобы двигать сюжет вперед и не отвлекать от нон-стоп шутинга.
Выпустите меня, ну пожалуйста
Основной активностью в игре Siberian Mayhem, как и в прошлых частях похождений Серьезного Сэма, осталась зачистка окружающего мира от разномастной инопланетной нечисти, которая не обладает особым интеллектом и делает ставку на забрасывание мясом. Уже с первого уровня на героя прет практически весь знакомый бестиарий – одноглазые Гнаары, огромные быки, безголовая пехота нескольких разновидностей, зеленые четырехрукие монстры, пускающие шары с кислотой и многие другие. Никакого постепенного ознакомления с противниками и их возможностями не ведется, поэтому новичкам в серии придется разбираться в тактике ведения боя путем многочисленных проб и ошибок.
И пусть вас не вводит в заблуждение обилие открытых пространств, где можно встретить дополнительные задания. Игра ведет геймеров по заранее обозначенной дорожке – от арены к арене. Пробежали от цели к цели, дошли до указанной точки или активировали кнопку, значит, пора отбиваться от очередной порции врагов. Они могут быть как уже расставленными в определенных местах, так и попадающими на арену оттуда, откуда их совершенно не ждешь. Это заставляет игрока постоянно двигаться, причем бежать не по прямой, а петлять по наклонной траектории, чтобы пущенные в него снаряды или напрыгивающие разновидности противников не лишили его и без того дефицитного здоровья.
Казалось бы, напряженные битвы должны идти шутеру только на пользу. Но есть нюанс, который несколько ухудшает ситуацию – локации. Именно в уровнях кроется главная проблема Siberian Mayhem – порой игрокам совершенно негде разгуляться, так как сражения происходят в комнатах 20х20 метров, что при нескольких десятках летящих на тебя супостатов и таком же количестве пущенных в тебя снарядов не оставляет никакого пространства для маневра. Выйти из битвы невредимым при таком раскладе просто нереально, так что приходится мотаться туда-сюда в поисках аптечек и брони. И вам очень повезет, если вы в гуще событий не повстречаетесь со стоящей на карте бочкой, колонной или любым другим препятствием. Толпе преследователей понадобится пара секунд, чтобы в таком случае с вами разделаться.
Одни люди игру за это возненавидят, другие же, наоборот, воспримут подобную несбалансированность как вызов. Если в условном Doom Eternal на среднем уровне сложности можно носиться где угодно и делать что угодно, лишь бы не подставляться под атаки врагов, а также время от времени делать добивания для регенерации, то в Serious Sam такое уже не прокатит – “фаталити” в ближнем бою здесь не настолько эффективны, так как восстанавливают совсем немного здоровья, а вот противники за них могут серьезно наказать. Ведь пока идет анимация, они продолжают бежать к вам, чтобы обрушить на Сэма несколько атак подряд. Потом будете несколько раз думать, прежде чем нажимать клавишу E в окружении врагов.
К концу второй главы (а их здесь всего пять, но достаточно продолжительных по времени) некоторые из вышеописанных проблем начинают отходить на второй план. Нас постепенно начинают выводить на открытые местности, где можно легко маневрировать и уклоняться от атак врагов, а затем вообще садят за пульт управления гигантским роботом с бензопилой в одной конечности и пятнадцатизарядной ракетницей в другой. Это выливается в настоящий геноцид пришельцев, который игроки будут проводить под сопровождение бодрого ремикса на небезызвестную Калинку Малинку. В будущем Сэму дадут поездить и на других видах транспорта, например, на снегоходе.
Жизнь хороша, когда есть калаша
Уничтожать орды Ментала герою придется из разнообразного арсенала, который он по заветам олдскула весь тянет на себе. После высадки на берегу Сэм использует начальный пистолет и нож, но долго мучиться с этими “дамскими” штучками, когда на тебя прут многотонные махины, не приходится – совсем скоро к ним прибавляется дробовик с подствольным гранатометом и мощная двустволка. Помимо уже известных предметов вооружения, Siberian Mayhem может похвастаться несколькими новыми экземплярами. Во время посещения нефтяной вышки герой наткнулся на AK-74M и убедился, что этот автомат достаточно эффективен против больших групп врагов – как на короткой, так и на длинной дистанции.
Еще одной новинкой стал экспериментальный арбалет “Перун”, оборудованный оптическим прицелом и мощными стрелами, способными нанести огромный урон даже особо плотным противникам. Значит ли это, что после получения очередной новинки можно забросить ранее использовавшиеся стволы? Ничего подобного. Игра постоянно вынуждает вас переключаться между предметами вашего арсенала, ведь одна пушка не может быть эффективной во всех ситуациях. К примеру, подствольник или ракетница в ближнем бою убьют не только противников, но и вас самих, а палить по всякой резвой мелюзге из двустволки или арбалета особо смысла не имеет – уж слишком долго эти виды вооружения перезаряжаются (даже с учетом прокачанного навыка).
Прокачка заключается в поиске контейнеров с некими артефактами, именуемыми Сирианскими Элементами Могущества. Один такой артефакт позволяет разблокировать пассивные умения древа навыков. Это могут быть как общеукрепляющие навыки вроде возможности добивать противников и получать здоровье за их счет или собирать лут с врагов, так и более интересные – например, поездки верхом на быках-оборотнях и хнумах, использование сразу двух предметов тяжелого вооружения одновременно. Само собой, сразу прокачать самые имбалансные способности нам не дают – придется открывать их последовательно и внимательно осматривать уровни, чтобы в общей суматохе не пропустить нужный контейнер.
Мир игры изобилует секретами, которые пускай и не обязательны, но при правильном применении способны облегчить жизнь бойцу. К примеру, на одном уровне нужно зачистить и уничтожить три стационарные вышки, чтобы собрать ключи и получить доступ к сундуку. Там же есть несколько “нычек” с гаджетами по типу перепрограммированного дрона, взрывчатки С4 и дополнительных лечилок, которые находятся в инвентаре и могут быть использованы в подходящий для игрока момент. Впрочем, наиболее запасливые игроки вообще не будут их трогать, а в конце, как это обычно бывает, останутся с большими неизрасходованными запасами.
Игровой мир, графика, производительность
В визуальном плане Serious Sam: Siberian Mayhem оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, картинка красочная и не перенасыщена всякими новомодными эффектами вроде хроматической аберрации, от которых у геймеров обычно ничего кроме головной боли не возникает. Но с другой, налицо явная технологическая отсталость. Локации бедны на количество объектов, текстуры окружения порой выглядят так, будто бы мы играем не в свежий релиз начала 2022 года, а в игры нулевых типа No One Lives Forever 2 (там тоже, кстати, были заснеженные уровни в России).
При этом игра относится к ресурсам персональных компьютеров далеко не щадяще. На средней системе можно заметить падение производительности в некоторых особо интенсивных моментах, что, впрочем, было характерно и для оригинальной Serious Sam 4. В Siberian Mayhem разработчики пообещали исправить некоторые косяки и повысить общую стабильность игры, но как один из них написал на форуме Steam – в редких местах и на некоторых конфигурациях вполне могут встречаться проблемы у желающих выкрутить все настройки до максимальных значений.
Если же вы относитесь к категории не особо требовательных геймеров, тогда вас наверняка порадует обилие настраиваемых параметров, состоящее из нескольких десятков пунктов. Какие-то можно уменьшить, какие-то вообще отключить, и тогда FPS пойдет вверх, а периодические микро-фризы исчезнут. На GTX 1660Ti или ее аналоге от AMD можно вполне комфортно играть на настройках близких к максимальным, главное только для достижения более плавного геймплея включить вертикальную синхронизацию или использовать монитор с функцией G-Sync, позволяющий сгладить разницу во время перепадов частоты кадров.
Другие преимущества и недостатки
Помимо некоторых упомянутых выше особенностей – таких как классический мясной геймплей и большие открытые пространства, желающие опробовать нового Серьезного Сэма наверняка оценят следующие моменты:
- Звуковое сопровождение. Серия SS всегда славилась бодрым эпическим саундтреком от бессменного композитора Дамьяна Мравунаца. В этом проекте тенденция сохранилась. Уже в главном меню нас будет ожидать крутой OST, а в игре повстречается несколько стилизованных под русские народные мотивы драйвовых мелодий;
- Разнообразие врагов. Больше трех десятков злобных тварей всех форм и размеров. Кусающих, стреляющих, взрывающихся, летающих, защищенных тяжелой броней и щитами. Есть и особо опасные комбинации. Например, дроны теперь могут доставлять безголовых камикадзе прямо на поле битвы и скидывать их вам прямо на голову;
- Напарники. Миссии, в которых нам дают побегать с отрядом местного сопротивления, получились одними из самых интересных в игре. Можно сконцентрироваться на уничтожении основной массы нечисти и не бояться, что всякая мелочь будет заходить с флангов и мешать вам. Игорь Ледов и команда вносят неплохой урон и частенько отвлекают на себя внимание противников;
- Кооперативный режим. Siberian Mayhem отлично подойдет для того, чтобы скоротать пару вечеров в компании друзей или просто случайных пользователей интернета. Отбиваться от толп монстров вместе намного веселее, но ничуточки не легче, ведь вместе с возросшим количеством участников растет и количество врагов.
К недостаткам же стоит добавить некоторую банальность локаций. Если вы являетесь старым фаном Крутого Сэма, который неоднократно проходил Первое и Второе пришествия, то наверняка заметите практически полное отсутствие одного из элементов геймплея – крутых ловушек, трамплинов, разбросанных по уровням бонусов (павер-апы тут заменяются инъекциями, дающими временный прирост к скорости и т.д.).
Конечно, было бы сложно рационально обосновать присутствие ям с шипами или качающихся из стороны в сторону железных шаров в современной России. Но с ними и элементами платформинга, которые встречались в SS1 и SS2, было гораздо интереснее. Да и вообще, некоторый уклон в реализм еще со времен Serious Sam 3 кажется многим геймерам довольно спорным решением.
Подведем итоги
Serious Sam: Siberian Mayhem – это представитель вымирающего вида олдскульных шутеров, причем не обладающий большим бюджетом. Поэтому не стоит сравнивать его с Rage 2, перезапуском DOOM и другими общепризнанными хитами, где в плане технического исполнения придраться практически не к чему. Здесь мы имеем картинку уровня “привет из прошлого” при достаточно высокой нагрузке на компьютерное железо, заметные проблемы с геймдизайном в некоторых местах, жиденькую сюжетную составляющую.
Но при всем при этом игра выполняет свою главную функцию – развлекает геймеров на протяжении 6+ часов прохождения. Когда на тебя со всех сторон прут тонны инопланетного пушечного мяса и нужно метаться по уровню в поисках хоть какой-нибудь аптечки, заскучать просто невозможно. Так что давние поклонники Серьезного Сэма и просто любители незамысловатых мясных шутеров останутся довольны.
Подробная информация об игре в базе