Обзор S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. В это мы играем

Обзор S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. В это мы играем

Серии компьютерных игр можно условно поделить на две категории. Первая – проекты, которые выходят с завидной регулярностью, так называемые “конвейеры”. К подобным относятся такие франшизы, как Call of Duty или Assassin’s Creed. Люди покупают их по привычке, а затем играют с покерфейсом, воспринимая как данность. И есть другая категория – уникальные проекты, которые даже спустя многие годы без нового контента сохранили преданную фанатскую базу. Например, Beyond Good and Evil, Half-Life и, конечно же, любимец всех СНГшных скуфов – S.T.A.L.K.E.R.

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl шел к релизу четырнадцать лет, успев пережить отмену первоначальной версии и роспуск оригинальной команды разработчиков, переосмысление идеи и переход на новый движок. Даже переезд всей студии в Прагу из-за военных действий на территории Украины, пожар в чешском офисе и другие злоключения GSC Game World так и не добили. Так давайте же посмотрим, что в итоге стало результатом всего этого “потогонного производства”.

Сюжет и атмосфера. Сталкер все еще “наш” или же превратился в голливудскую жвачку?

В свое время аудитория из постсоветских стран полюбила оригинального Сталкера за серую, безысходную атмосферу Зоны отчуждения, задушевные разговоры у костра и местечковый колорит. Персонажи в игре – не какие-то там голливудские Джоны с пафосными речами о спасении мира и эпическими приключениями, а свои родные Сидоровичи, Петровичи и далее по списку (имена несюжетных NPC, к слову, в Сталкере генерируются случайным образом). Они при первой же возможности продадут вас, обведут вокруг пальца или втянут в какой-то кипиш, из которого придется выкарабкиваться, используя весь запас аптечек и патронов. Именно такая “повседневность” во многом поспособствовала популяризации игры среди отечественных геймеров – как людей постарше, так и школьников.

Сейчас же у многих стали возникать опасения насчет полноценного номерного сиквела. Ведь GSC Game World уже не какая-то небольшая конторка, выпустившая в свое время стратегию Казаки, а нацелившаяся на ААА-гейминг компания, сотрудничающая с Microsoft. Из-за всего этого у фанатов оригинала сложилось мнение, что S.T.A.L.K.E.R 2 будет блокбастером с упором на западную платежеспособную аудиторию, прогнется под современные тренды и станет типичным боевиком. К счастью, уже в первый час игры все эти заблуждения развеиваются. Местный юмор никуда не делся, как и близкие нам по духу и явно не имеющие ничего общего с Западом типажи персонажей. В этом Сталкер скорее противостоит современным трендам, чем пытается им угодить.

Несмотря на цифру 2 в названии, Сердце Чернобыля помогает абсолютным новичкам быстро влиться в сталкерскую тусовку. Вместе с новым главным героем – Скифом, мы впервые перелезаем через покосившийся забор на опасную территорию, экипируем артефакт и кидаем первый болт в проявившуюся аномалию, нашпиговываем свинцом опасного кровососа. Нам дают базовые рекомендации по выживанию и сюжетные крохи, не раскрывая при этом всей подноготной протагониста и окружающих его людей. Все это будет происходить постепенно и в зависимости от самого игрока, его любознательности и желания неспешно исследовать окружение. Задавать дополнительные вопросы NPC в каждом диалоге, а не выбирать только ветки, имеющие прямое отношение к квесту.

Также в число плюсов повествовательной части стоит отнести ее непредсказуемость. Многие задания начинаются просто, но потом происходят неожиданные повороты или возникает необходимость делать выборы – причем, выборы неоднозначные, а не явно “добрые” или явно “злые”, как во многих других играх. В качестве примера можно привести одно из первых дополнительных заданий в игре, где один из главарей деревни просит нас стрясти долг с одного проходимца. Но в процессе выясняется, что задолжал он еще и местным бандитам. Придется допросить его, найти нычку и потом решить, что делать с новообретенным добром. Рискнуть, пожадничать, насолить одним, поссориться с другими. Вариативность и потенциал для отыгрыша присутствуют.

Это важно! Несмотря на заявления разработчиков о том, что в Сердце Чернобыля можно играть даже тем, кто не знаком с первой частью и двумя ее продолжениями, стоит всех предупредить. Где-то после первой трети игры в круговорот событий начинают вливаться старые имена, истории и события из прошлого, даже некоторые ключевые персонажи франшизы. Конечно, играть можно и так – понимать основную суть сюжета вы будете. Но некоторые повороты и моральные выборы будут совершенно другими в глазах тех, кто прошел оригиналы, произведут больший эффект. А если человек начал с полноценного номерного сиквела, то там, где он должен удивляться “вотэтоповороту”, он будет сидеть с равнодушным выражением лица.

Игровой процесс. Перестрелки, эксплоринг и многое другое

Зона отчуждения – это не просто развалившееся советское наследие, болота и заросли сорняков. А окружающая среда, которая старается убить тебя всеми возможными способами. Радиация, непредсказуемые аномалии, враждебные мутанты (как старые знакомые – кровососы, снорки и т.д., так и несколько новых разновидностей), люди. Все они редко когда дают бежать к квестовой отметке прямо – по самому короткому пути. Придется продвигаться аккуратно, а в некоторых ситуациях принимать волевое решение и не пытаться в очередной раз ввязываться в проигрышный замес, а просто оббежать его. Тем более что ресурсы тратить не всегда хочется, а преследующий враг через сотню-другую метров скорей всего отстанет.

Если же избежать боя не удается, приходится воевать. Но воевать не в стиле Коммандо или Терминатора, а более аккуратно – стараясь не подпускать врагов слишком близко и пользуясь укрытиями. Иначе не будет возможности сменить оружие или перезарядиться (накажут). Перестрелки здесь во многом напоминают Far Cry, и даже индикаторы направления, с которого по вам стреляют, очень похожи на творение Ubisoft. Во время ночных перестрелок они сильно облегчают жизнь, но если вы хотите хардкора – в настройках можно их выключить. Да и вообще, убрать с экрана все лишнее, чтобы обеспечить себе полное погружение.

Теперь поговорим о лутинге. Случайно заглянувших в Зону любителей казуальных шутеров ждет долгое и болезненное привыкание к менеджменту ресурсов. Не только из-за необходимости знакомиться с характеристиками подбираемых предметов, но и благодаря местному интерфейсу. Здесь есть и полноценный drag&drop инвентарь, и круговое колесо выбора оружия/предметов, и несколько позиций горячих клавиш. На многие из них назначено сразу две функции – одна активируется по короткому нажатию, а для другой приходится эту же кнопку зажимать. Первые пару часов многие наверняка будут путаться и привыкать к таким нестандартным решениям.

Экипировка обладает разными характеристиками, имеет свойство изнашиваться, а оружие – в дополнение ко всему перечисленному, еще и будет заклинивать в разгар боя, если не поддерживать его в надлежащем состоянии. Так что львиная доля ваших заработков внутренней валюты как раз пойдет на ремонт и покупку оборудования, которое еще и прокачивать можно. Стволы, прицелы, материалы на жилет – все это тоже стоит денег, плюс некоторые апгрейды требуют уникальных компонентов и компетентного техника для установки. А все то, что носят рядовые противники, обычно непригодно к эксплуатации от слова совсем. И это правильное решение – ведь как еще мотивировать геймеров заглядывать на опасные участки карты и браться за опасные дополнительные миссии, кроме как ценным лутом?

Остальное же время игроку придется посвящать выполнению основных и второстепенных заданий, включающих налаживание контактов с теми или иными группировками, квесты в стиле подай-принеси, активацию устройств и механизмов, вылазки в места повышенной опасности, куда даже опытные сталкеры боятся совать свой нос (и поэтому отправляют вас на верную смерть). Поводы пройтись в очередной дальний угол карты не самые оригинальные, часто даже банальные. Но они лишь средство, чтобы геймеры попали в очередную передрягу. Оказались заперты в помещении с мутантами при нехватке патронов или же, например, попали под перекрестный огонь двух враждующих фракций, не понимая, куда вообще надо бежать.

Техническая составляющая. Все ли так плохо, как говорят в интернете?

Основной причиной критики нового Сталкера стали проблемы с производительностью и технические недочеты, примеры которых еще в первый день релиза стали расползаться по пабликам в социальных сетях и каналам в мессенджерах. И в этом информационном шуме все перемешалось. Одни люди утверждали, что на XBOX Series S игра идет в 25 кадров, другие – что приемлемой производительности на ПК можно добиться только с использованием технологий апскейла, и даже 4090-я карта от Nvidia не обеспечивает 60 кадров в популяризирующемся 4К разрешении. Но правда, как водится, всегда где-то посередине.

Если взять народную сборку со средне-бюджетной карточкой RTX 4060Ti + 16 GB оперативной памяти и i5-10400F CPU, то игра будет работать более-менее хорошо на высоких настройках со включенным DLSS (качество) большую часть времени. Но периодически во время геймплея будут случаться просадки до 25-30 кадров. Поэтому обладателям аналогичного конфига придется или долго сидеть, понижая какие-то из не особо влияющих на картинку параметров до средних, или сразу сбросить общий пресет до “Средние” и полностью избавиться от периодических торможений. Хотя даже тогда FPS будет снижаться с 60 до 35-40.

Падения, что примечательно, будут происходить не только при подгрузке локаций, а и в совершенно рандомные моменты. Идешь по местности, где куча травы, мелких деталей, эффектов. И все у тебя вроде бы нормально. Но стоит только подойти поближе к какому-то случайному объекту – например, остаткам старого автомобиля, и тут глаза замечают, что драгоценные FPS-ики куда-то улетучиваются. Так что да, проблемы определенно имеются. Однако если у вас не совсем уж древняя сборка, то компромиссное снижение настроек позволит с комфортом путешествовать по территории Зоны. Даже по самым детализированным и перенасыщенным эффектами местам.

А что по самой графике? – спросите вы. Ведь столько было сказано о производительности, но про саму картинку ни слова. Если вкратце, то она здесь четкая. Не в смысле – “з***ись, четко”, а в прямом значении. Большинство персонажей, поверхностей и объектов отлично детализированы – особенно все то, что находится на переднем плане (оружие и т.д.), и нет злоупотребления всякими размытиями и фильтрами. Особенно красиво выглядят местные эффекты – гроза, дождь, аномалии, поначалу прямо любуешься ими. Также хочется похвалить анимации. Их здесь много и они качественные. Например, если герой хочет съесть тушенку, то он действительно ее открывает и брутально ест с ножа, а если нужно принять таблетки, отвинчивает крышку и закидывается. В игре даже есть сцена, где один из персонажей полностью разбирает АК-74, а протагонист его собирает. Мало кто из разработчиков сейчас так заморачивается над мелочами.

Языковой вопрос. Стоит ли переживать?

Очень много споров в последнее время было вокруг нежелания GSC Game World делать полную русскую локализацию (ограничились лишь субтитрами), при этом представив английскую и украинскую озвучку. Хочется отметить, что в этом противостоянии оказались не правы обе стороны конфликта. Играть с UA-дубляжем действительно необычно и даже добавляет интереса (когда привыкнешь), но при этом остается ощущение театральности происходящего. Деревенские жители, военные, гости из ближнего и даже дальнего зарубежья – многие из них, как мне показалось, говорят хорошо поставленными, сценическими голосами, будто бы пьесу какую-то смотришь. Но это немного не то, что хотели бы видеть игроки.

Разработчикам стоило бы подойти к вопросу более креативно, и вместо чистого украинского языка отразить в Сталкере все местные диалекты. Один говорит на русском, но при этом “шокает” и “гэкает”, как большинство жителей левобережья Днепра. Другой вещает на полу-польском суржике. Третьи употребляют характерные для жителей хуторов просторечия. Так как славянские языки очень похожи, проблем с пониманием не возникло бы практически ни в одной стране, когда-то входившей в состав СССР. Но вместо этого мы имеем стерильную озвучку, подобную дубляжу голливудских фильмов на украинских каналах. А в некоторые моменты даже на смех пробивает от неловких попыток дословно перевести некоторые мемные фразы из оригинала (“маслину поймал” – “мене замаслинили” и т.д.).

Будут ли проблемы с восприятием игры у русскоязычных геймеров? Разве что первоначальный культурный шок и задетые патриотические чувства. Heart of Chornobyl комплектуется субтитрами на русском языке, которые полностью отражают смысл происходящего (да и украинский язык во многом схож с русским, и большинство слов отлично распознаются на слух). Есть также вариант с английской озвучкой, который можно использовать чисто в развлекательных целях. Англоязычный дубляж традиционно заставляет жителей постсоветского пространства говорить с клюквенным русским акцентом, будто мы смотрим какую-нибудь Красную жару со Шварценеггером или Рокки 3. Серьезно его воспринимать невозможно.

Другие преимущества и недостатки игры, заслуживающие упоминания

Новый Сталкер получился таким, что о нем можно говорить хорошие и не очень вещи еще долго. И чтобы не расписывать подробно все особенности, просто перечислю бросающиеся в глаза моменты. Начнем с позитивного:

  • Аутентичное украинское радио с довольно неплохим музыкальным репертуаром и разнообразные истории, анекдоты, которые можно услышать от обитателей Зоны;
  • Динамическая смена времени суток и погодных условий. Гроза, выброс или же просто ночь могут застать сталкера в процессе выполнения очередного задания и усложнить ему жизнь;
  • Нелинейное прохождение – можно не только выбирать разные варианты в диалогах, но и по-разному выполнять многие задания, заключать союзы или же настраивать против себя целые фракции. И это точно не выбор для галочки в конце, а важные сюжетные развилки, периодически встречающиеся по ходу всего повествования;
  • Забавные мелочи, пасхалки и отсылки, которые добавляют “живости” игровому миру. Например, если герой выпьет пивка, у него может разгуляться аппетит и нужно будет это дело закусить;
  • Тактическое разнообразие. Если игрок хочет, он может идти в лобовую атаку, пробежать всех противников, впитывая урон и тратя кучу аптечек, или же использовать нож и пистолет с глушителем (да, в игре есть полноценный стелс).

К негативу же, помимо ранее упомянутой требовательности к железу, украинской озвучки с переигрываниями и мудреного управления, стоит отнести … ничего. Да, именно самое настоящее “Ничего”. Потому что размеренный темп, затяжная беготня по полям и болотам без транспорта и фаст-тревела, чересчур меткие противники-люди и чересчур живучие мутанты – все это визитные карточки серии. Если вам при попадании в этот мир стало скучно, то игра просто не для вас. Это вполне нормальная ситуация для проектов, которые делаются не по попсовым, плюс-минус одинаковым стандартам. Их часть аудитории ненавидит, а часть – провозглашает претендентами на Игру года.

Подведем итоги

Вне всякого сомнения, S.T.A.L.K.E.R 2: Heart of Chornobyl стала долгожданным релизом, создавшим общественный резонанс. Ведь даже большое количество хейта, свалившееся на разработчиков в интернете – это свидетельство того, что поклонники франшизы ждали проект много лет и фантазировали о каком-то невероятном опыте, который им дадут ощутить. Все хотели небывалый реализм, прорывную графику (ага, новый Crysis), невиданные ранее геймплейные возможности. Вот и получилось, что вышедший проект во многом стал жертвой завышенных ожиданий людей. Которые, видимо, забыли или еще не застали те времена, когда с багами и тормозами на компьютеры геймеров нулевых прорывался оригинальный Сталкер.

Но если не воображать себе лишнего, можно разглядеть истинный потенциал проекта. Он сохранил атмосферу и глубину геймплея первой части, при этом отрисовав Зону и ее обитателей по всем современным стандартам. Мир игры большой и проработанный, бои в меру хардкорные, а побочные активности увлекательные. При небольшой доработке (а GSC Game World продолжают активно заниматься устранением багов и оптимизацией) Сталкер 2 способен стать игрой, в которую будут возвращаться еще многие годы, и на основе которой будут создавать десятки сборок модов для хардкорных выживальщиков. Именно в них, по мнению многих поклонников франшизы, и кроется истинный дух Зоны.

Оценка: 4/5

Подробная информация об игре в базе

S.T.A.L.K.E.R. 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор a-naumov
Автор подборок игр, прохождений, чит-кодов и игровых гайдов на сайте. Большой любитель инди игр, хардкорных и креативных платформеров. Отрицательно относится к пустым открытым мирам и платному дополнительному контенту. Играет на ПК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *