Обзор игры Jars – один парень, много банок
У молодого Виктора совсем не такая жизнь, которую может желать подросток. Семья не совсем нормальная, да и само жилище таит в себе множество секретов. Особенно подвал – место жуткое, слабо освещенное и окутанное паутиной. Маму это, впрочем, совершенно не волнует. Когда у нее разбилась консервация с огурцами, она отправила ребенка спуститься вниз и принести новую. И тогда любознательный молодой человек наконец-то познакомился с другими жильцами, которые оказались заточены в расставленных по полкам банках.
Заинтриговало? Тогда вам стоит посмотреть поближе на новый проект Mousetrap Games в жанре головоломки с элементами Tower Defence (или все же TD с элементами головоломки – зависит от того, под каким углом смотреть). Игра предлагает преодолеть десятки захватывающих уровней, применив свои тактически-стратегические навыки, И разгадать тайну зловещего подвала.
Содержание
Переосмысление жанра Tower Defence
Игра JARS в плане геймплея действительно отличается от большинства игр TD, которые мы привыкли видеть на персональных компьютерах и мобильных устройствах. В классических “башенках” нам предлагают четко обозначенное направление, откуда идут противники, и дают возможность от них отбиваться путем постройки разнообразных укреплений – башен, катапульт, ловушек и тому подобного. Иногда даже предлагают улучшать все эти фортификационные приспособления, чтобы повышать их урон, приобретать особые способности, грамотное применение которых позволит отбиться от превосходящих сил осаждающих.
В JARS совершенно другая формула. Здесь враги не выходят из-за пределов карты, а находятся прямо на ней, спрятанными в разнообразные склянки. И ваша задача как стратега – выпускать их по очереди ровно в таком количестве, которого должно хватить, чтобы отбиться от осады. Получается что-то вроде “лутбокса с сюрпризом”, когда сам не знаешь, что тебя ожидает. Впрочем, совсем уж в казино игра не скатывается – банки выглядят по-разному, и некоторые из них помечаются зеленым маркером (это полезные предметы и союзные персонажи), а некоторые – фиолетовым (это гарантированно враждебные существа).
Союзники, вылезающие из лопнувших банок, не остаются на месте – они попадают в наше хранилище, откуда потом перетягиваются на свободные клетки в соответствии с пожеланиями игрока. Здесь нужно подумать, сколько и в каком количестве их нужно поместить, поскольку группа из нескольких противников и особо сильные враги быстро снижают полоску здоровья защитника. А вот если выставить сразу нескольких бойцов против вредителей, есть шанс каждому из них выжить и в дальнейшем принести на уровне больше пользы. Если же вы бездумно потратите все свои активы, то ваши строения, которые приходится оборонять, будет просто некому защищать – Game Over.
Само собой, по мере прохождения уровней (здесь они очень короткие и проходятся в среднем за минуту, но представлены несколькими десятками в каждой из шести глав) испытания будут ужесточаться. Карты из простых и понятных площадок начинают превращаться во что-то вроде лабиринтов, где для открытия прохода понадобится сначала взять ключ, а затем использовать его для вскрытия преграды. Будут и помеченные крестиком клетки, мешающие вам поставить персонажа – это, наверное, главная заноза в пятой точке, заставляющая по нескольку раз переигрывать некоторые уровни. Появятся новые враги и защитники, вот лишь некоторые примеры:
- Ежик – этот колючий зверь стоит на одном месте и заставляет вредителей терять кучу здоровья просто потому, что они находятся на близком расстоянии;
- Комар – в JARS этот юнит один из самых эффективных и простых, поскольку может летать по всей карте и не останавливается в одном месте или на одном этаже, как большинство других защитников. А вот личинка комара ходит только в ограниченной области;
- Шмель – ничего общего с обычными шмелями не имеет, поскольку отрастил себе зубы и теперь кусает ими оппонентов, не сходя с насиженного места;
- Другие персонажи, которые открываются по ходу игры и покупаются за очки в специализированном магазине под названием “Лавка ужасов”. Всего обороняющихся одиннадцать штук.
Им противостоят так называемые “пакостники” – у них тоже есть свои способности. Уязвимости или, наоборот, сильные стороны. Девять врагов тоже имеют свои характеристики, такие как урон, скорость передвижения, количество здоровья. Кто-то достаточно опасен, например, крысы или враги с взрывчаткой, а кто-то достаточно легко зачищается обычными комарами (те же пауки не представляют никакой угрозы). Вообще в JARS нет постепенно нарастающей кривой сложности – вы можете легко пройти штук десять уровней подряд, затратив на них около минуты, а затем надолго застрять на какой-нибудь мелочи.
Боевая выкладка и модификаторы
У JARS есть еще несколько элементов, призванных разнообразить игру и сделать ее более гибкой в плане тактик. Во-первых, далеко не каждого персонажа позволяется использовать на конкретных локациях – так что не думайте, что вы выберете любимчиков и легко пробежите с их помощью всю цепочку уровней. Иногда вам позволят оставить только ежиков и комаров, где-то придется ограничиться одними шмелями или уже находящимися на уровне защитниками. Выкладку приходится собирать самостоятельно, руководствуясь условными обозначениями в правом нижнем углу экрана. Там показывается, сколько ячеек свободно и какого типа юниты имеются.
Дополнительно усиливают персонажей разнообразные бонусы – их ограниченное количество, и далеко не каждый модификатор позволяется вставлять в специально подготовленную для этой цели ячейку. У одних героев есть шестиугольные выемки и сердечки, у других квадратные и круглые. Соответственно, вы не сможете поместить круглый модификатор в имеющую углы выемку и получить нужный эффект. Их тут, кстати, приличное количество – есть сапоги для ускорения, каска для защиты, возможность просвечивать банки рядом с персонажем и тому подобное. Все покупается за внутреннюю валюту, которая добывается в сражениях. Можно сколько угодно перепроходить старые карты и набивать деньги.
Игроку также позволяется применять шесть активных умений, направляемых в указанную область экрана. Дротик, к примеру, позволяет убивать с одного выстрела слабых противников и отнимать часть здоровья у сильных. Защитные пузыри позволяют отсрочить разрушение защищаемых объектов и отсрочить смерть атакуемых союзников. Клей временно обездвиживает врагов, а пипетка позволяет собрать уже выставленных защитников из одной области и перекинуть их в заданную клетку. Это один из самых полезных навыков, поскольку некоторые персонажи просто не могут покинуть определенную клетку или линию-этаж.
Игра в геройском режиме
Помимо прохождения шести глав сюжетной кампании, нам предлагается четыре интересных испытания (они открываются после прохождения второй, третьей, четвертой и пятой глав). Геймплей здесь несколько другой, чем в основной истории. Вам выдают героя и предлагают с его помощью преодолеть несколько сложных этапов. Вы можете перемещаться с его помощью по всей карте, а разбитие банок требует его присутствия. Персонаж прокачивается и обладает рядом полезных умений, например, прыгает с одного уровня на другой при помощи рывка или призывает всех миньонов с карты поближе к себе.
У героев есть свое древо талантов-звездочек, куда перетягиваются выпавшие случайные бонусы. Максимальное количество ячеек – 6 штук. Они разблокируются по мере развития героя. Какие-то увеличивают поток эссенции (валюта, добываемая после убийства противников и абсорбирующаяся расставленными на карте генераторами-магнитами), что значительно ускоряет прокачку. Какие-то дают преимущества непосредственно в сражениях.
По сути, этот режим представляет собой популярный жанр Rogue-lite – облегченную версию рогалика, где герой не теряет абсолютно весь прогресс в случае гибели. Нашему персонажу придется преодолеть 35 уровней с постепенно повышающейся сложностью, при этом ни разу не умерев. Попутно игроку дадут выбирать положительные и отрицательные карточки-модификаторы, видоизменяющие каждую игровую сессию. Если же вы погибнете, то в зависимости от того, сколько удалось преодолеть промежуточных этапов, персонаж прокачается. Всего уровней прокачки десять – на каждом добавляется больше жизней или убойной силы.
Управление, графика и звук
Особенно порадует игроков в JARS тот факт, что управление здесь имеет две вариации. И геймеры сами могут решить, какой вариант предпочтительнее лично для них. Кому-то больше по душе классическое управление со стиками, клавишами и гашетками на краях консоли, а кто-то оценит сенсорный вариант. Да, абсолютно все действия здесь можно делать тапами по экрану или свайпами с перетягиванием нужного объекта на уровень. Сенсорное управление здесь отзывчивое и срабатывает быстро, а лопать банки, тыкая в них пальцем, весьма приятно (жалко, что с врагами такое не прокатывает).
Графика в игре стилизована под мультфильм, радует приятными цветами и минимализмом. Визуальный стиль напоминает творения Тима Бертона и популярную выживалку Don’t Starve, так что его можно охарактеризовать как “забавный ужастик”. Разные крысы, комары, пауки и прочая подвальная гадость взрывается, лопается, надувается и всячески изменяется, что тоже прорисовано довольно качественно. Тормозить тут совершенно нечему, поэтому производительность на портативных консолях и четкость картинки не вызывает вопросов. Шрифты достаточно крупные, чтобы их было комфортно читать даже на Lite версии консоли.
Мелодичное музыкальное сопровождение, где найдется место и гармошке, и духовым, и клавишным инструментам, тоже очень напоминает мультипликационные саундтреки. Несколько приятных мелодий не особо отвлекают от игрового процесса, но при этом не дают заскучать, пока вы занимаетесь в меню подбором очередного “билда” для успешного прохождения уровней или изучаете местную энциклопедию (небольшая база знаний, где собрана информация по союзникам, противникам, открытым комиксам и заставкам – их по желанию можно пересмотреть в любой момент).
Положительные и отрицательные стороны
Разработчики из Mousetrap Games постарались сделать свою игру увлекательной и при этом не заставляющей чесать репу часами над очередным хитромудрым паззлом. К позитивным сторонам баночного приключения стоит отнести:
- Множество нестандартных для Tower Defense жанра ситуаций, в которые помещают игрока;
- Непродолжительные уровни и возможность сэкономить себе время, ускорив темп игры нажатием на специальную кнопку;
- Дополнительный режим с прокачкой и управлением персонажей;
- Модификаторы, апгрейды и влияние на игру в разумных пределах элементов случайности.
Есть и моменты, которые можно назвать ложкой дегтя в банке с вареньем. Основной претензией является кривая сложности, которая здесь скачет как курсы криптовалют – то вверх, то вниз. Некоторые локации не представляют собой никакого испытания, а между некоторыми (в особенности холодильниками, где надо рычаги переключать), не помешали бы дополнительные точки сохранения. Дабы не пришлось переигрывать уже пройденный участок ради попытки на следующем.
Подведем итоги
JARS – это маленький проект с интересной геймплейной формулой, который полностью выполняет свое предназначение. А именно, предлагает оригинальные паззлы, комбинируя в рамках уникальных ситуаций постепенно расширяющийся список переменных – врагов, союзников, используемые умения, препятствия на карте. Где-то нужно сундуки защищать, где-то переключатели переключать и так далее. Геймплей прост и не обременителен, а проигрывать здесь совершенно не страшно, поскольку даже без использования функции быстрой перемотки миссия завершается за минуту.
Стоит ли JARS вашего внимания? Если вы любитель паззлов, Tower Defence и коротких игровых сессий в портативе, тогда ответ положительный. На Switch проект смотрится отлично. Хотя и странно, почему разработчики в число поддерживаемых платформ не добавили смартфоны и планшеты. Все равно ведь достаточно только сенсорного управления – отлично бы игралось на Android или условном iPad.
7/10