Обзор Not for Broadcast – сатирический симулятор телевизионщика
Даже в эпоху распространения безлимитного интернета со всеми его онлайн-кинотеатрами, стриминговыми сервисами и видеохостингами типа Youtube, миллионы людей по всему миру все равно смотрят эфирное телевидение. Одни собираются каждый вечер для просмотра очередной серии любимого сериала, другим нравятся развлекательные шоу, третьи отдают предпочтение свежим выпускам новостей. И все они даже представить себе не могут, насколько сложной и напряженной может быть работа человека, который сидит за пультом и координирует весь съемочный процесс.
Впрочем, благодаря британским разработчикам из NotGames погрузиться в трудовые будни телевизионщика все-таки можно. Более двух лет студия трудилась над сатирическим симулятором монтажера в отделе новостей Not for Broadcast, который пребывал длительное время в состоянии прототипа, и теперь – 25 января 2022 года, приготовилась выпустить версию 1.0 (она, впрочем, не станет последней, и впереди геймеров ждет еще немало обновлений с контентом).
Неожиданное повышение
Итак, о чем же все-таки Not for Broadcast? События этой антиутопической истории разворачиваются в альтернативной Британии 80-х годов, где политическая обстановка накалилась до предела и к власти уверенно рвется политическая организация радикальных взглядов, стремящаяся установить в стране диктаторский режим. Именно в таких условиях приходится жить простому уборщику Алексу, у которого в холодильнике уже давно мышь повесилась, но он продолжает ходить на низкооплачиваемую и явно бесперспективную работу в службу “Вечерние новости” – крупнейшее государственное СМИ.
Ситуацию в корне меняет неожиданный звонок от бывшего монтажера, который по известным ему причинам решил пропустить несколько рабочих дней и предложил Алексу подменить его. Дескать, ничего серьезного тут нет – садишься за пульт и начинаешь работать. Всего-то нужно действовать в соответствии с установленными нормами, жать правильные кнопки и удерживать зрительский интерес в течение отведенного на трансляцию времени. А коллеги по ту сторону камер даже и не заподозрят, что вместо профессионала всем процессом управляет полный новичок, которому только предстоит научиться брать правильные ракурсы.
И ладно бы все сводилось только к производственному процессу. Так нет же! Вместе с обретенными полномочиями пришла еще и повышенная ответственность, необходимость делать тяжелые моральные дилеммы – заглушать голос свободы, получая щедрые платежи от влиятельных покровителей, или же постоять за правое дело, затем пронаблюдав, к каким последствиям для вас и ваших близких приведут сделанные решения. Думать над своими действиями придется не только за пультом, но и в свободное от работы время. Простенький симулятор отлично сочетается с небольшими вставками визуальной новеллы с выбором вариантов ответов.
Первый раз за пультом
Практически все время в игре мы будем проводить в небольшом кабинете – слева располагается стол с телефоном и всякой мелочевкой, справа ряд тумблеров для включения питания аппаратуры, а прямо перед креслом разместилось все основное оборудование с кучей всяких ползунков, рычажков и кнопок, которыми нам еще предстоит научиться пользоваться. Голос на другом конце телефонной трубки с удовольствием раздает подсказки, так что разобраться во всем многообразии настроек не составляет труда. Куда сложнее все это применять на практике, особенно если в настройках выставлена максимальная сложность.
Как оказалось, заниматься свободным творчеством на телевидении не положено – в хорошей телепередаче нельзя больше чем на десять секунд показывать зрителям один ракурс, нельзя долго показывать людей, которые в данный момент молчат (если только они не демонстрируют какую-нибудь нетипичную реакцию), нельзя допускать ненормативную лексику. Последняя, кстати, устраняется довольно просто – наш эфир показывается зрителю с задержкой в пару секунд, так что при желании достаточно просто среагировать и на нужное время зажать кнопку, чтобы звуковым сигналом заглушить нецензурную брань излишне эмоционального или просто подвыпившего гостя студии.
Реалистичным симулятором, впрочем, Not for Broadcast назвать язык не поворачивается – и не только потому, что на экране происходят по-настоящему безумные ситуации, но еще и по причине оказуаливания поставленных задач. Нам совсем не обязательно смотреть непосредственно на видео, чтобы понять, когда необходимо сменить план, рядом с каждой камерой горят цветовые индикаторы – так что задача сводится к выбору камеры с зеленой лампочкой рядом. То же самое и с запикиванием ругани. Рядом с красной кнопкой есть шкала, где нужные отрезки подсвечиваются красным цветом.
По ходу прохождения к основной формуле добавляются нестандартные ситуации, которые разбавляют геймплей. Где-то нужно жать кнопки и набивать множитель ритма, когда приглашенные на эфир гости начинают давать музыкальный концерт. Где-то придется столкнуться с последствиями изменившейся погоды, проводя эфир во время урагана и получая в процессе трансляции удары током. Шкала в правом верхнем углу панели отражает все успехи и неуспехи, пополняясь полосками при точных попаданиях и уменьшаясь на глазах после очередной допущенной ошибки. Аудитория очень требовательная и готова в любой момент переключить канал, чего боссам студии совсем не хочется.
Повторные эфиры
Обязанностей у нашего уборщика-монтажера выше крыши – и кассеты с рекламой подбирать, и питание подключать, и матерные тирады гостей запикивать. Приходится постоянно отслеживать большое количество разнообразных индикаторов, посматривать то на один экран, то на другой. Если вы вдруг забудете произвести очередное важное действие, резкие звуковые сигналы будут подгонять вас до тех пор, пока ситуация не будет исправлена. А если растеряетесь – количество зрителей опустится ниже отметки в 5%, что приведет к проигрышу и необходимости переигрывать отрезок с чекпоинта (а это минимум 3-5 минут повторения уже проделанных действий).
Из-за этого большинство игроков концентрируются на индикаторах, звуках и ползунках, а в происходящее на экране особо не всматриваются. Разве что некоторые особо проворные индивиды умудряются совмещать несколько занятий подобно небезызвестному Юлию Цезарю. Остальные же рискуют пропустить мимо ушей большое количество действительно остроумных шуток и пародий на современные новостные сюжеты, типичные манипуляции телевизионщиков своей аудиторией. Да и за актерами на экране далеко не всегда получается понаблюдать, когда, например, требуется откалибровать волну или выбрать одну из нескольких фотографий для вывода на экран.
К счастью, создатели игры решили проблему достаточно очевидным способом, который органично вписался в антураж телестудии. Все прямые эфиры записываются и сохраняются, а нам позволяется пересматривать их тремя разными способами:
- Первый вариант – записи эфиров. Это полноценная презентация попавшего в основной кадр материала, где игрок может посмотреть на то, что у него в итоге получилось. Здесь будут видны и экраны с помехами, с которых вы забыли вовремя переключиться, и рваный монтаж, и еще множество других огрехов. После просмотра сразу становится понятно, в каких местах нужна работа над ошибками;
- Второй – весь отснятый материал. Здесь в записях фигурирует не только то, что попало в чистовой вариант эфира, но и съемки с других камер. Работники студии и их гости нередко успевают перекинуться парой фразочек, рассказать о своих выходных или даже пообщаться на другие темы, выходящие за рамки профессиональных интересов;
- Третий раздел – рекламные материалы. В реальных условиях большинство людей уже давно научились игнорировать рекламу, и стоит только вылезти очередной роже с предложением что-то купить, как рука сама тянется к пульту, чтобы переключить канал. Но в Not for Broadcast рекламные ролики точно заслуживают просмотра, потому как уж очень удачно высмеивают все уловки маркетологов.
Перфекционистам в Not for Broadcast есть где разгуляться. Мало того что каждый эфир оценивается по шкале EDCBA, будучи разделенным на несколько временных отрезков, так в игру еще и добавили несколько десятков разнообразных ачивментов, многие из которых получить не так уж и просто по причине отсутствия каких-либо подсказок.
Графика и звуковое сопровождение
В Not for Boardcast органично сочетается реальное и виртуальное – настоящие фотографии, записи с живыми актерами (которые, кстати, отыгрывают очень и очень недурно), и качественная трехмерная графика, из которой “слеплена” вся аппаратура, комната, вид за окном, а также места действия, куда мы периодически переносимся в промежутках между рабочими днями. Несмотря на ранний доступ, игра является полноценным продуктом, избавленным от багов, проблем с производительностью и дефицита контента. Установка на SSD не обязательна – NfB прекрасно работает и на обычном HDD, разве что загрузки в меру долгие.
Отдельного внимания заслуживает озвучка персонажей, которая, что довольно редкий случай для таких маленьких проектов, поставляется в двух версиях – оригинальной англоязычной и русском дубляже. Принимавшие участие в записи русской версии голоса были официально одобрены создателями игры, и вполне заслужено. Локализация, как и оригинал, оказалась напрочь лишенной цензуры, поэтому вам придется убрать от монитора маленьких детей или зайти в настройки, чтобы включить опцию “Автоцензура”. Там же, кстати, присутствует возможность изменения множества параметров, усложняющих или упрощающих игровой процесс.
Заключение. Стоит ли играть?
Игры на основе видео с живыми актерами – достаточно нишевый жанр, который многим кажется не особо интересным (что не удивительно, ведь большинство проектов FMV являют собой обычные новеллы с выбором вариантов ответов, только вместо картинок там низкобюджетные ролики). Однако NotGames удалось создать оригинальный продукт, способный понравиться не только поклонникам интерактивного кино, но и любителям необычных игр с нетипичными для большинства геймеров занятиями.
За несколько часов прохождения истории сценаристы успели проехаться по политическим темам, западному шоубизнесу, сторонникам теории заговоров и, напротив, излишне доверчивым “жертвам маркетологов”. Нашлось место в эфире развлечениям, пропаганде, неадекватным спортивным соревнованиям. Хотя бы раз посмотреть на все перечисленное захотят многие, но во второй раз проходить все заново уже не хочется – в Not for Boardcast, увы, недостаточно потенциала для реиграбельности. Хорошо хоть в меню присутствует раздел, позволяющий переиграть отдельные понравившиеся моменты.