Обзор Mortal Kombat 11 и дополнения Aftermath – почему игрокам стоит вернуться
Серию файтингов Mortal Kombat русскоязычное геймерское сообщество вспоминает с особой теплотой. Сложно найти игрока со стажем, который бы не бегал на родительские деньги в зал с автоматами, чтобы поиграть в первый/второй MK, или третий на приставке Sega Mega Drive, или четвертый на персональных компьютерах, сражаясь с товарищем на одной клавиатуре и пробуя разнообразные приемы. В общем, ностальгии вагон и маленькая тележка. И не только ностальгии – франшизе уже 28 лет, а новые проекты в ней все появляются, продолжая и без того запутанный сюжет.
В данном обзоре, приуроченном к недавнему релизу масштабного дополнения Aftermath, будет проведен смотр игрового контента MK11 – сюжетного режима, визуальной составляющей, дополнительных многопользовательских и однопользовательских активностей. А после уже можно будет сделать какие-то выводы и решить – стоит ли в 2020 году возвращаться в Mortal Kombat и покупать новый аддон.
Сюжетная часть Mortal Kombat 11
Сюжет в MK11 получился нетипичным для жанра: история крепко приковывает игрока к экрану и не отпускает до самого конца, начиная разгоняться уже в завязке. В последнем сражении за Земное Царство с падшим старшим богом – Шинноком, победу одержали объединённые силы Земли во главе с Рейденом. И хоть у бога грома получилось заточить Шиннока глубоко в пещерах под Храмом Небес, силы Преисподней, которыми теперь командуют Лю Кан и Китана, стремятся освободить его. Вместе с этим на Рейдена свое влияние оказывает медальон падшего бога, дающий силу и медленно изменяющий сознание защитника Земного Царства.
Влияние нашло свое отражение как во внешнем виде Рейдена, так и в его методах. Свой привычный сине-белый костюм бог грома сменил на черное одеяние, главным украшением которого стал амулет. И под влиянием именно этого амулета Рейден доводит битву с противниками Земли до победного конца, в мире противника.
Тем временем Кэсси Кейдж получила повышение до командора за боевые заслуги. Но не успела она толком отпраздновать повышение, как спецназ под ее началом сразу получил новое задание лично от Рейдена. Опасная операция подразумевала под собой уничтожение цитадели Лю Кана и Китаны, которое должно было привести к окончательной и бесповоротной ликвидации Преисподней. Ценой огромных потерь у сил Земного Царства все-таки получилось выполнить задание.
Спустя некоторое время появляется Кроника – богиня времени, и по щелчку пальцев восстанавливает цитадель Преисподней. Делает она это с целью уничтожить Рейдена и перезапустить временной период, тем самым начав Новую Эру и приведя вселенную в состояние порядка (разумеется, только по ее субъективному мнению). Махинации Кроники вызывают слияние прошлого и настоящего, что приводит к появлению двух вариаций персонажей. Но цель у этих персонажей одна – остановить Кронику и предотвратить начало Новой Эры.
Вот такая завязка у сюжета в новом Mortal Kombat. Теперь можно перейти к нововведениям в геймплее
Главным нововведением в одиннадцатой части является изменение шкалы усиления. Шкала была поделена на две категории, на защиту и атаку. Шкала атаки усиливает спецприемы, а шкала защиты предоставляет защиту от дальнейших воздействий (изворот при комбинациях в воздухе, контратаки во время подъема). Обе шкалы заполнены изначально.
Еще одной инновацией стал Crushing Blow и изменение X-Ray атак. Crushing Blow – это механика, усиливающая урон. Но она срабатывает только при выполнении игроком определенных условий. А вот X-Ray изменили до неузнаваемости. Теперь он носит название Fatal Blow и применить его можно только в том случае, если очки здоровья персонажа опустятся ниже отметки в 30%. А сам Fatal Blow теперь представляет собой суперкомбо, где противнику сносится максимальное количество очков здоровья.
Обновлению подвергся и список персонажей. Вернулись из-за забытья такие полюбившиеся многим фанатам герои, как Джейд, Барака, Нуб Сайбот, Кабал, Скарлет, и даже за Шао Кана позволяется сыграть. Не обошлось и без новых персонажей в лице Коллектора, Гераса и Цетрион. И это далеко не всё. Игра периодически дополняется новыми персонажами, а покупка Kombat Pack позволит получать доступ к добавляющимся героям на неделю раньше.
Дополнительные режимы одиночной игры и целая лавина контента
Разработчики из NetherRealm Studios вспомнили про бич всех файтингов – ограниченное количество контента, из-за которого уже спустя месяц после успешного запуска игры одновременный онлайн падает до пары тысяч человек, и решили побороться с этой проблемой. Еще на моменте анонса было заявлено, что Mortal Kombat 11 хорошенько сдобрят приятными нововведениями, дополнительными режимами, персонажами и множеством мелких фишек, заставляющих возвращаться в игру снова и снова. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что обещание было выполнено если не на 100, то как минимум на 90%.
Помимо сюжетной кампании, на которую уходит несколько часов игрового времени, геймерам предлагается проявить себя в так называемых “Башнях времени”. Смысл их прост – нужно последовательно побеждать противников, продвигаясь на вершину ради чемпионского титула. Но на практике быстро проходится лишь часть из этих вышек. Остальные же обладают уникальными модификаторами, осложняющими бойцам жизнь. Где-то вашего персонажа будут обстреливать ракетами, где-то он начнет терять очки здоровья на ровном месте – в общем, подобных “сюрпризов” в игре немало. Чтобы облегчить себе жизнь, придется заниматься фармом валюты и покупкой усилений. Делается это самыми разными способами. Куда ни ткни, в игре везде тебя награждают всякими приятными мелочами, такими как облики персонажей, вставки в аксессуары с усилением боевых способностей (очень слабенькие, но все равно имеющие некоторое положительное влияние), косметика и украшения для еще большей “персонификации” героя.
Еще одно весомое нововведение – это Крипта, режим, прямо-таки созданный для пополнения арсенала коллекционными предметами. Можно даже сказать, что это мини-игра внутри другой игры, так как геймплей Крипты очень отличается от файтингов. Здесь вы будете заниматься путешествием по заброшенному острову Шанг Цунга и открывать за нафармленную валюту разные сундучки с сокровищами. Локация изобилует всяческими головоломками и содержит кузницу, где имеющиеся материалы можно перерабатывать в артефакты.
Пара слов о мультиплеерном режиме
Как и в случае с практически любыми файтингами, мультиплеерный режим в Mortal Kombat 11 обладает атмосферой натужного превозмогания. Там сидят уже тертые калачи, которые на файтингах серии МК собаку съели – знают каждое комбо персонажей, тайминги атак и максимально рационализируют свой геймплей, выбирая наиболее эффективные, пусть и не всегда зрелищные удары. Неопытному новичку в такой ситуации остается лишь делать соответствующие выводы из каждого сыгранного матча и пытаться улучшить свои боевые навыки, просматривая различные руководства на Youtube с записями боев профессионалов. Тем не менее, даже если просто более-менее осмысленно барабанить по клавиатуре или кнопкам геймпада, получится выиграть один бой из четырех.
Режимов мультиплеера достаточное количество – большинство из них являют собой классические, уже появлявшиеся во многих играх серии типы состязаний. Очень порадовало внедрение полноценной рейтинговой системы, позволяющей не только подбирать себе относительно равного по силе соперника, но и получать разнообразные сезонные награды за продвижение от звания к званию (всего в МК11 их девять штук начальный называется Ученик, а самый высокий – Старший Бог). Выдача наград осуществляется на основании достижения высшей точки прогресса в сезоне. Если вдруг у вас случилась полоса неудач и рейтинг был потерян, вы все равно получите полагающиеся вам бонусы.
Что нового принесло в игру дополнение Aftermath
1. Новый сюжет
Вышедший 26 мая аддон добавил массу нововведений, главным из которых оказалось продолжение сюжетной линии из оригинала, причем выглядящее ничуть не хуже в плане экшена, отлично прорисованных сюжетных сценок, легкого и ненапряжного юмора. Завязка вполне закономерна для любой фантастическо-супергеройской вселенной, и мир Смертельной Битвы не стал исключением – победив главную злодейку Кронику, герои все равно умудрились все испортить и навлечь опасность на всю вселенную. Но у Шан Цзуна, Ночного Волка и Фуджина уже наготове новый смертельно опасный план, согласно которому бойцам придется совершить скачек назад во времени еще до момента получения богиней той самой короны.
Разработчики поступили правильно, решив сосредоточить сюжет на новичках и персонажах предыдущих дополнений, при этом отодвинув ветеранов из кампании оригинального MK11 на второй план. Играя за Синдела, Шиву, Ночного Волка и многих других (не только героев, но и злодеев тоже) на протяжении нескольких часов расширения истории, можно привести их к одному из двух вариантов финала.
2. Троицу новых персонажей
И без того обширный состав бойцов пополнился тремя новыми героями – двумя относящимися к вселенной Mortal Kombat и одним гостевым, приглашенным из другой популярной в 80х-90х годах франшизы. Само собой, каждый из героев имеет свои специальные приемы, сбалансированные способности и зрелищные фаталити, поэтому может составить конкуренцию другим персонажам как в одиночных, так и в мультиплеерных битвах.
- Фуджин. С этим бойцом игроки познакомились в давно выпущенном спин-оффе Mythologies, где он был одним из боссов, а впервые сыграли им еще в МК4. Будучи богом ветра, Фуджин все же не брезгует вполне человеческими видами вооружения – мощным арбалетом с отталкивающими свойствами и мечом-разрушителем. Если сравнивать с другими персонажами, герой не может похвастаться большой физической силой, но зато с лихвой компенсирует это мобильностью и быстротой нанесения атак. Опытный файтер в мультиплеерном режиме может запросто взять игрока среднего уровня в цепочку комбо Фуджина и мутузить его до конца раунда.
- Шива. Четырехрукая женщина из расы шоканов, которая является одним из самых колоритных персонажей серии, появляясь периодически в играх еще со времен Mortal Kombat 3. Конечно, необходимость балансировать персонажей не дала в полной мере показать силу четырех рук, но вломить Шива своим оппонентам может вполне ощутимо. Один из классических приемов, когда героиня внезапно выпрыгивает за пределы экрана и влетает сверху на врага, имея возможность даже хорошенько потоптаться по нему, остался без изменений. Также в число вооружения Шивы в МК11 Aftermath был добавлен щит.
- Робокоп. Киберполицейский из классического фильма 1987 года и его сиквела, воссозданный с большим почтением к оригиналу. Это выражается не только в том факте, что боец обладает медлительными, но мощными атаками, а также может вытащить фирменный пистолет, но и в привлечении к озвучке Питера Уэллера – актера из того самого кино. Второе неоспоримое достоинство этого гостевого персонажа раскрывается в паре с другим вышедшим ранее дополнением, добавляющим в игру терминатора T-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера. Теперь можно наконец-то поставить точку в споре о том, кто из киношных роботов круче – киборг или машина для убийств, посланная из будущего.
3. Другие приятные нововведения
Вместе с масштабным патчем в игру привнесли несколько новых арен, облики “Вечный конфликт” для предзаказавших Aftermath людей, а также добиваний с задействованием окружающих предметов на этих аренах – как для старых персонажей из оригинала, так и для добавленных в многочисленных дополнениях. Что особенно порадовало, после 14-летнего перерыва в серию наконец-то вернулась забытая всеми альтернатива фаталити – Добивания Дружбы (Friendship). Вместо того чтобы устраивать ужасные казни с раздрабливанием черепов, выдавливанием глаз или вырыванием сердец, персонажи получают возможность весело потроллить соперников – Джакс исполнит соло на саксофоне, Китана сыграет в ладушки, у Нуб Сейбота появится скакалка.
И на этом, если верить разработчикам, изменения заканчиваться не планируют – в будущем геймеров ждет еще немало правок баланса, ввод новых игровых механик, а о новых персонажах, которые могут быть неожиданно анонсированы, можно только догадываться.
Подведем итоги. Стоит ли начинать или возвращаться?
Если отмотать время назад и сравнить первую версию MK11 с текущей, можно увидеть значительный прогресс. Игру на релизе ругали за наличие неприятных багов, проблемы с производительностью и низкий FPS (особенно в режиме Крипта), а также малое количество персонажей. В течение этого года NetherRealm трудились над полировкой своего детища, поэтому игровой процесс постепенно улучшался, а количество бойцов увеличивалось. С выходом дополнения Aftermath сюжетная линия удлинилась примерно на треть, а от багов не осталось и следа. Поэтому ранее забросившим игру ветеранам определенно имеет смысл вернуться и задать жару прибывающим на мультиплеерные арены Mortal Kombat 11 новичкам.
Что касается начинающих игроков, которые еще не играли в МК или вообще мало знакомы с файтингами, им определенно стоит попробовать Mortal Kombat 11: Aftermath Collection и пройти хотя бы сюжетный режим. Если сравнивать с другими популярными проектами жанра, будь то Street Fighter или Tekken, Смертельная Битва считается куда более простой и дружелюбной к новичкам. В игре есть приятная система обучения и тренировочные арены для отработки комбо, фаталити и повышения воинской квалификации.
Выражаем благодарность издательству «Софтклаб» за предоставленную копию игры.