Обзор «Метро: Возвращение»
За последние несколько лет серия шутеров «Метро» обрела у отечественных геймеров колоссальную популярность, сравнимую по своей силе разве что с поклонением легендарному «S.T.A.L.K.E.R»: играм франшизы признаются в любви, а любые, даже малозначительные детали сюжета на обсуждают на форумах и YouTube-каналах. Неудивительно, что временный переход «Метро: Исход» в Epic Games Store многими был воспринят чуть ли не как предательство близкого человека. Спустя год после релиза игры страсти по «Исходу» окончательно улеглись, а сам проект вместе со всеми дополнениями появился в сервисе Steam, в котором игра, судя по словам представителей THQ, вполне себе неплохо продаётся.
Однако февраль стал знаковым месяцем не только для геймеров, ждавших игру в Steam – 28 февраля на Nintendo Switch появится сборник «Метро: Возвращение», включающий в себя первые Redux-версии первых двух частей серии. Мы ознакомились со Switch-версией проекта и расскажем вам, в каком виде «Метро» добралось до японской консоли и заодно вспомним, чем выделялись шутеры на фоне конкурентов. Осторожно, двери закрываются.
Вряд ли кто-то из игроков до сих пор не знаком с фабулой серии, но на всякий случай напоминаем: сюжет «Метро» разворачивается в постапокалиптической Москве, выпотрошенной серией атомных взрывов, сделавших город полностью непригодным для жизни. Впрочем, человек всегда остаётся человеком, и даже в такой ситуации люди смогли найти выход, укрывшись в мрачных коридорах московского метрополитена. Спустя годы выжившие заново отстроили ветхое подобие социума, превратив станции в разрозненные поселения, но под землей созрела новая опасность: полчища безжалостных мутантов-телепатов, угрожающих благополучию центральных станций. Главному герою серии по имени Артём, досталась ответственная миссия – предупредить об опасности жителей Полиса, одной из крупнейших подземных обителей, и заручиться их поддержкой.
Именно путешествие к Полису является отправной точкой истории обеих частей «Метро». В сюжете шутеров, несмотря на внешнюю простоту, нашлось место и несложному социальному комментарию, и критике государственных укладов прошлого и настоящего. Дмитрий Глуховский, автор одноимённой серии книг, достаточно прямолинейно транслирует свои политические взгляды, что, само собой, отразилось на играх. И если в «Метро 2033» рассуждения про политический строй бросаются в глаза не сильно, то в «Last Light» критике людоедских режимов посвящена вся вторая половина игры. Проблема кроется в том, что как политическое высказывание «Метро» работает слабо, и подобный дискурс вполне может раздражать некоторых игроков. С другой стороны, несмотря на литературную основу, сюжет нельзя назвать сильным качеством франшизы.
Пожалуй, главное достоинство «Метро» — мрачная эстетика накрывшего столицу апокалипсиса, лишившего человечества надежды на нормальную жизнь. Изначально именно «Сталкер» задумывался как видеоигровой памятник разрушительным действиям человека, но «Метро» справилась с этой ролью гораздо лучше. Виды опустошенного города, развалин, в которых ещё недавно теплилась жизнь, оказывают гораздо более сильное впечатление, нежели пустынные пейзажи шутера от GSC. Ощущение полной и беспросветной безнадёжности достигается и с помощью тесных, покрытых ржавчиной и плесенью туннелях московского метро, в которых преимущественно разворачивается действие обоих шутеров. Да, люди смогли сделать метрополитен своим пристанищем и вдохнуть в него жизнь, но назвать это место полноценным домом язык не поворачивается. Разве что саркофагом, в котором остаткам человечества суждено коротать свой век.
Казалось бы, учитывая подобный коридорный» сеттинг «Метро», реализовать в игре зрелищный постановочный шутер не так уж сложно, но со стрельбой у 4А Games, к сожалению, не сложилось. Ганплей плохо работает как в первой, так и во второй части «Метро»: оружие ощущается весьма посредственно, а противники визуально никак не реагируют на попадания. Вдобавок к этому, у врагов-мутантов ощущается критическая нехватка кадров анимации – учитывая, что главный герой анимирован неплохо, эффект получается весьма комичный. В целом, назвать стрельбу в игре совсем уж плохой нельзя, однако неприятен тот факт, что вышеупомянутые недостатки стали для «Метро» своеобразным наследием – ровно те же самые претензии актуальны и для «Исхода», вышедшего в прошлом году.
Несмотря на то, что в 4А Games добавили обширный инструментарий для скрытного прохождения (в «Метро» даже костры тушить можно), избежать перестрелок все равно не получится. Враги замечают Артема в любом положении и вне зависимости от освещения – ни о каком «честном» поведении искусственного интеллекта речи не идёт. Складывается ощущение, что изначально опции добавлялись авторами «для галочки», но по какой-то причине разработчики не стали дорабатывать перспективные механики и перенесли их в финальную версию в неизменном виде. Но в отличие от несколько корявой стрельбы, неработающий стелс можно простить – для шутера он не так уж критичен.
Однако все вышеупомянутые недостатки «Метро» искупает густой как смог атмосферой. На эстетику тут работает все: ржавые вагоны поездов, серые развалины Москвы, и даже карикатурная игра актеров озвучки. Не отрицая заслуги литературной основы, нельзя не отметить с каким старанием 4А Games пестовали игру своей мечты – внимание к деталям в «Метро» фантастическое. У авторов получилось создать по-настоящему живой мир, пропитанный тоскливой, но в то же время такой притягательной атмосферой, за которой хочется возвращаться снова и снова.
А вот будущее самой серии вполне можно назвать безоблачным: совсем недавно в продаже появилось дополнение «История Сэма», завершающее сюжет «Метро: Исход», а сами 4А Games не скрывают, что уже работают над новой игрой франшизы, которую мы увидим уже на консолях следующего поколения. Амбиции разработчиков растут с каждой новой игрой, и у нас нет сомнений, что следующая часть «Метро» установит для франшизы новую планку и наконец избавит серию от ее детских болезней – ради этого стоит подождать.
Nintendo Switch, очевидно, не самая удобная платформа для шутеров, поэтому у нас были определенные опасения касательно качества портативной версии «Метро». Но в этот раз, кажется, действительно случилось чудо: 4А Games удалось выпустить практически эталонный порт. «Метро: Возвращение» работает в HD-разрешении как стационарном, так и портативном режиме. В особенно «тяжелых» сценах разрешение всё-таки понижается до 540р, однако кардинального ухудшения картинки не наблюдается. Разработчики незначительно снизили качество некоторых эффектов, что благотворно сказалось на производительности и никак не отразилось на итоговом впечатлении – в результате частота кадров почти всегда остаётся на приемлемой отметке в 30 FPS. Немного испортить впечатление могут разве что редкие визуальные баги и долгие загрузки, но в остальном порт «Метро» на Nintendo Switch демонстрирует исключительную для отечественных разработок техническую стабильность. Добавить нечего – всегда бы так.
Поэтому если вы хотите приобщиться к серии с помощью Switch-версии сборника, поводов для опасений, в общем-то, нет – обе части шутера, входящие в «Возвращение», работают на консоли стабильно и не испортят вам впечатление от знакомства своим техническим исполнением. Если вы успеете оставить предзаказ на физическое издание до 28 февраля, то сможете получить впридачу несколько приятных бонусов: набор фирменных значков, бокс для коробки с игрой, несколько карточек, постер и вкладыш с обложкой.
Выражаем благодарность издательству «Бука» за предоставленную копию игры. К слову купить игру вы можете в магазине Буки: https://shop.buka.ru/item/Metro2033_vozvrashenie__Nintendo_Switch_