Mafia: Definitive Edition – отличная возможность приобщиться к классике
У каждого геймера со стажем есть свой список игр прошлого. Тех, которые тот хотел бы увидеть в новой обертке, соответствующей всем современным стандартам качества. Чтобы низкополигональные болванчики-персонажи обзавелись естественными анимациями, записанными при участии живых актеров. А окружающий мир заиграл новыми красками с поддержкой высоких разрешений экрана и новомодных эффектов. Еще несколько лет назад все это было лишь фантазиями. Но сейчас, когда в индустрии явно наступил кризис новых идей, очередным ремейком уже никого не удивить. Или все-таки удивить? Давайте разбираться.
История, которую определенно надо осовременить
Оригинальная Мафия была разработана чешской студией Illusion Softworks и поступила на прилавки магазинов еще в бородатом 2002 году, будучи тогда временным компьютерным эксклюзивом. Период для подобного рода проектов тогда был непростой, ведь все умы и сердца любителей криминальных историй заняла небезызвестная GTA3. Grand Theft Auto – эталон экшенов про бандитские разборки. Он позволял покататься по большому городу и устроить настоящий беспредел. И переплюнуть это было ой как непросто.
Но это не помешало The City of Lost Heaven завоевать огромную популярность, найдя свою аудиторию. Ведь в реальности GTA и Mafia не имеют между собой практически ничего общего. По крайней мере, первая часть гангстерской трилогии точно.
Если в экшене с открытым миром от Rockstar на первый план выходит свободное исследование, то во главе угла Мафии стоит исключительно сюжетная составляющая. Даже по современным меркам историю простого таксиста Томаса Анджело (или Анжело, или Энджело – ох уж эти трудности перевода с иностранных языков) можно смело окрестить кинематографичной, полностью соответствующей уровню Крестного отца, Однажды в Америке или Лица со шрамом. Обычному парню итальянского происхождения просто не повезло оказаться в нужном месте в нужное время, из-за чего он стал невольным соучастником бандитских разборок и впоследствии вступил в одну из мафиозных Семей.
На момент выхода, когда на столе стоял квадратный и пузатый экран с диагональю в смешные 15”, Mafia была действительно затягивающим зрелищем. Тут присутствовал и замечательный саундтрек, и напряженные перестрелки, где явно ощущался дефицит патронов. И даже некое подобие открытого мира было, пускай и не совсем полноценного. В общем, все как полагается … точнее, полагалось … в 2002 году. Но современные геймеры вряд ли оценят смазанные лица, физику автомобилей как у картонных коробок на колесах и всевозможные баги на современных системах, включая невозможность запустить игру на Windows 10 без использования руководств из интернета. Игре 100% нужна реставрация.
Mafia: Definitive Edition – не ремастер, а самый настоящий ремейк
Коллектив Hangar-13, ответственный за выпуск достаточно прохладно принятой Mafia 3, решил заслужить прощение у толп разочарованных фанатов. Беднягам пришлось не так давно столкнуться с ужасно кривым, неоптимизированным и скучным в плане игрового процесса (да-да, те самые однотипные задания по захвату территорий в открытом мире) триквелом, и теперь они изрядно напряглись после новостей о том, кто будет воскрешать классику. Ни о каком подтягивании The City of Lost Heaven до приемлемого уровня с повышением разрешения текстур и внедрения поддержки широкоформатных экранов теперь и речи не идет – Ангар запланировали полноценный ремейк с переработанной графикой, перерисованными персонажами, улучшенной физикой автомобилей и некоторыми сюжетными изменениями.
Теперь, когда современные технологии позволяют делать игры кинематографичными, воссоздать времена Великой Депрессии в США (30-е годы прошлого века) оказалось не проблемой. На улицах нашлось место и большим скоплениям людей, и новым транспортным средствам, и большому количеству побочных активностей на пару с коллекционными предметами в виде журналов и сигаретных вкладышей. Все это призвано задержать геймеров в игре на дополнительные несколько часов после прохождения сюжетной кампании.
Встречают по одежке
Визуальные отличия Mafia: Definitive Edition от оригинала действительно внушительные. Движок третьей Мафии, как оказалось, может при правильном подходе выдавать неплохую картинку. С яркими, красочными цветами, отлично передающими атмосферу большого города эпохи сухого закона. Поддерживаемых технологий вагон и маленькая тележка. Присутствует blur, motion blur, эффекты солнца и бликов на объектах и виртуальной камере. Красиво смотрится эффект горячего воздуха при стрельбе из оружия. И это только малая часть списка. Особенно разработчики привязались к обрабатываемой с помощью шейдеров воде, способной отражать в лужах объекты окружающего мира. Не удивительно, что в игре мы будем частенько проходить миссии в дождливую погоду. Кататься по ночному городу, подсвечивая зеркальную поверхность луж своими фарами.
Любителям “графена” рекомендуется играть на ПК
Само собой, на разных платформах визуальная составляющая реализована с учетом их возможностей. Если на персональных компьютерах картинка демонстрируется во всем своем великолепии (при условии наличия современного железа). То на консолях уже доживающего свое поколения просто невозможно было обойтись без ряда упрощений. На PlayStation 4 текстуры некоторых объектов оказались куда более размытыми и лишенными мелких деталей. Был убран ряд эффектов и попала под нож дальность прорисовки. Ночью или в туманную погоду вы это вряд ли заметите, но при дневном свете вам в глаза будут бросаться появляющиеся из воздуха автомобили. Могут подставить выпрыгивающие непонятно откуда столбы, в которые вы непременно въедете. Пару раз точно – во время прохождения очередной миссии с погоней.
Но это ни в коем случае не вина самих разработчиков. Ведь без упрощений добиться приемлемой производительности на устаревшем железе было бы нельзя. А с технической стороны здесь все более чем в порядке. Игровой процесс даже на младших консолях плавный и не раздражает игроков периодическими просадками частоты кадров. Единственное, что может подпортить впечатление, это несколько мелких багов с анимациями. Во время рукопашных схваток они несколько дерганые. А выполняя тихое убийство со спины, главный герой по нажатию на кнопку “телепортируется” к противнику, после чего срабатывает анимация удушения. Хорошо что подобных миссий в сюжете не так уж и много. Поэтому насмотреться на этот косяк вы толком не успеете.
Гангстерские будни
Но хватит говорить о графически-технической ерунде, которая большинству геймеров вообще особо не интересна. Идет и ладно – чего переживать. Лучше сосредоточить внимание на существенных изменениях в игровом процессе и том, насколько бережно Hangar 13 отнеслись к наследию Mafia. Если зайти в настройки, сразу можно увидеть приличное количество отвечающих за сложность опций. Настраивается абсолютно все – сложность перестрелок, управляемость автомобилей, включение/выключение подсказок, автоприцеливание. Как не слишком хорошо обращающемуся с геймпадом человеку мне последняя опция особенно пришлась по душе.
Если вы относитесь к числу казуальных игроков и прежде всего цените сюжетную составляющую – смело выбирайте среднюю сложность. Перестрелки здесь сбалансированы, а Томми вполне способен выдержать 4-5 попаданий даже из дробовика. То же самое и с вождением. Никаких проблем не будет – на экране периодически будут выводиться ненавязчивые подсказки, когда и куда нужно поворачивать. Очень удобно. Но если вы хардкорщик или хотите вспомнить уровень сложности той самой Mafia, выбирайте классический режим. Сразу столкнетесь с проблемами. Герой умирает от нескольких пуль, а выстрел с дробовика вблизи для него становится гарантированной путевкой в мир иной. Дополнительных подсказок (кроме прочерченного на мини-карте пути) вообще нет.
Поклонникам оригинала будет чему порадоваться
Режим “Классика” напоминает оригинал действительно сильно. Уже на моменте первой перестрелки пришлось сделать несколько рестартов, как и в процессе погони за желтым автомобилем. Но самое сложное здесь – это управляемость транспортных средств. Стоит только дойти до злополучной гонки, как у геймеров-ветеранов сразу же начнутся флешбеки из детства. Проехать три круга и занять первое место, когда на каждом повороте вас может развернуть в обратную сторону или подбросить на кочке, действительно непросто. А если будете ехать аккуратно, читерски быстрые оппоненты вас просто обгонят. Так что после 15-ти попыток я просто отправился в опции, сбросил сложность на среднюю и преспокойно доехал до финиша. И остальным рекомендую поступить так же.
Теперь непосредственно о нововведениях, большинство из которых оказались вполне уместными. Томми по-прежнему не способен восстанавливать здоровье методом консольной регенерации. Но в остальном он стал вполне себе современным представителем экшенов от третьего лица. Парень научился прижиматься к стенам, прятаться за укрытиями и стрелять двумя способами. Высунувшись из-за преграды и вслепую, выставив только оружие. Также в подходящий момент можно выполнять бесшумные убийства. Есть затаскивание врагов за стену, удушение и нападения из-за укрытия. Если вы играли в Mafia III, то наверняка узнаете все эти элементы.
Изменения коснулись и уровней – в Definitive Edition они были переработаны с учетом новых механик. Появились дополнительные укрытия и интерактивные элементы. Одно из самых заметных нововведений буквально бросается в глаза своим ярко красным цветом. Это бочки с горючими жидкостями, которые протагонист может использовать для получения преимущества в схватках. Взорвете бочку с большим количеством противников и их не станет. Одному из создателей оригинальной игры, Даниэлю Вавре, такая новинка не понравилась. “Жаль, что я не додумался до взрывающихся бочек” – едко прокомментировал он у себя в Твиттере. Но идея действительно отлично вписалась в игровой процесс, добавив перестрелкам зрелищности.
Переписывание истории
Если изменения в геймплейной части однозначно пошли игре на пользу, то с сюжетом все не все так однозначно. С одной стороны, положительной, история приобрела дополнительную глубину. Разработчики наполнили проект дополнительными диалогами во время поездок на автомобилях и личных бесед с другими персонажами. Они позволили раскрыть характеры Полли, Сэма, Сары и других ключевых фигур оригинальной игры. Были устранены некоторые пробелы в сюжетной линии и переработаны мелкие детали. Так, например, уже в финале второй миссии, где Томми уходит от гонящихся за ним мордоворотов и прибегает за помощью в бар Сальери игроков ждет несколько иное развитие событий. Куда более реалистичное.
Но если в одном месте создатели проекта постарались уклониться в реализм и прописывать мотивацию, то в других они откровенно перегнули. Что стало следствием попыток угодить “попкорновой” аудитории. Протагонист теперь вынужден участвовать в приключениях, которым бы сам Джон Рэмбо позавидовал. Взять хотя бы “Загородную прогулку”. Эта миссия даже в оригинальной Mafia смотрелась чересчур по-голливудски, когда дело касалось необходимости отстреливаться от копов во время погони. Но в случае с ремейком экшен достиг небывалых высот. Уезжая с напарниками с фермы, Томми будет не только уничтожать полицейские машины из пулемета Томсона с бесконечным боезапасом. Он еще и вступит в противостояние с бронированным автомобилем с установленной на нем турелью. Это такой мини-босс, которому нужно стрелять по уязвимым местам.
Нужен ли уклон в реализм? Вам решать
Понятное дело, что в реальности подобное крупнокалиберное орудие быстро бы прошило насквозь хлипенький грузовичок. А всех сидящих там утяжелило свинцом. Но в угоду зрелищности сидящий за пушкой стрелок был сделан ужасно косым, а укрытие Томми пуленепробиваемым. В общем, на вкус и цвет – одним несомненно понравится возросшая динамика многих сцен и их новое сюжетное обоснование. От толп врагов действительно интересно отстреливаться, экспериментируя с разным вооружением. Но другие, которые хотят увидеть все тот же неспешный темп, могут и разочароваться. И их вполне можно понять.
Давать более детальную информацию о сюжете в данном обзоре совершенно не хочется. В Mafia он стоит во главе угла, а любой детальный разбор просто испортит впечатление от истории. Скажу лишь только, что тяжелые гангстерские будни Томми детально отражают представление голливудских киношников о жизни итальянских мафиози. Угоны, грабежи, сбор дани с должников, заказные убийства. Все это присутствует в полной мере. Даже нашлось место для традиционной романтической линии. За событиями в жизни героев действительно интересно следить. А характеры второстепенных персонажей прописаны отлично. Так что впечатления от сюжета в целом положительные.
Жизнь большого города
Как и Mafia: The City of Lost Heaven, Definitive Edition не является игрой с открытым миром в привычном понимании этого слова. Повествование делится на несколько глав, которые отражаются на окружающей Томми действительности. А само перемещение по улицам выглядит более “камерным”, чем в действительно открытом Grand Theft Auto. Активностей на улицах города не много. Можно собирать всякие вкладыши, журналы той эпохи и коллекционировать транспортные средства, пригоняя их в свой гараж. Всего автомобильно-мотоциклетный парк насчитывает больше трех десятков автомобилей. Их и другие “Collectibles” можно отслеживать в отдельном разделе меню.
Но несмотря на то, что открытому (простите, псевдо-открытому) миру Mafia недостает активностей, перемещаться по нему между миссиями или в специально предназначенном для свободного исследования режиме “Прогулка” одно удовольствие. Американский мегаполис не только с технологической, но и с художественной точки зрения выполнен превосходно. Когда катаешься по нему, буквально веришь, что на этих улицах действительно кипит жизнь. И в каждом квартале свои условия. В одном месте множество магазинов и трамвайные пути с линиями электропередач – такой себе деловой центр. А в другом куча торговых лавок, светящиеся над головой китайские фонарики и тесные улочки с контингентом азиатского происхождения. Атмосферно, тут не поспоришь.
Город стал выглядеть реалистичнее
Отдельно стоит затронуть одну из главных составляющих большого города – трафик. Как автомобильный, так и пешеходный. Насыщенность транспортными средствами и рассекающими по тротуарам простолюдинами действительно сильно влияют на жизнь мафиози. Во время прохождения миссий с погонями или когда нужно что-то отвезти на время и попутно не разбить, местное население так и норовит поставить палки в колеса. Едешь себе спокойно, никаких правил дорожного движения не нарушаешь, а тут какой-нибудь козел-таксист вдруг решает повернуть налево и подрезать тебя. Из-за этого драгоценное преимущество на таймере превращается в отставание и необходимость делать рестарт с контрольной точки.
Сложности прибавляет еще и то, что за передвижением игрока неустанно следит полиция, умственные способности которой зависят от выставленного уровня сложности. В классическом режиме копы донельзя дотошные. Поэтому звездочки разыскиваемости вы будете зарабатывать не только за то, что кого-то случайно бортанули. За обычные нарушения вроде езды по встречке тоже наказывают. Вплоть до обычного превышения лимита скорости. Томми тут же станет подозреваемым и пустится в бега, скрываясь из зоны поисков. Нужно или сильно оторваться, или доехать до помеченного на карте места. Через преграду стражи правопорядка перебраться просто не смогут (такая вот игровая условность).
Если же снизить сложность, парни с дубинкой и значком уже не будут представлять никакой опасности на дорогах. Хотя бы потому, что мини-карта любезно покажет место расположения полицейских постов и перемещающиеся патрульные машины. Достаточно просто объехать их или, если вы не находитесь в розыске, сбавить скорость до приемлемого уровня. А вот в перестрелки с ними на любом уровне сложности лучше не вступать. Так как уже спустя минуту вокруг скопится приличное количество патрульных машин, отстреливаться от которых в течение длительного времени невозможно. Это вам не GTA с ее хаосом и десятью пушками в инвентаре. Шестиствольного пулемета в Мафии не ждите – только револьверы, пистолеты, биты, Томми-ган и другая классика.
Бригада: Бандитский Петербург
Одна из наиболее радостных новостей, которую не оценили разве что самые ярые русофобы и каргокультисты, это наличие в Mafia: Definitive Edition полной русской локализации. Ну, практически полной. Если не считать озвучки многочисленных записей по радио, которые частенько проигрываются во время поездок на автомобиле. Все персонажи переведены на великий и могучий, включая второстепенных “статистов” и пешеходов. Благодаря этому не нужно таращиться в субтитры во время очередной экшен-сцены. Ненормативная лексика тоже присутствует волной мере, хоть в Семье Сальери выражаться матом не принято.
Озвучка персонажей, впрочем, не обошлась без изъянов – хотя тут на вкус и цвет. Одни актеры отлично демонстрируют характер своих персонажей. Например, тот же Полли или Дон со своим консильери. А вот озвучка Сэма мне показалась какой-то ну совсем никудышней. Будто бы Дмитрий Дюжев вылез из очередной русской комедии и взялся за дубляж видеоигр. В любом случае, настройки игры (по крайней мере, на PS4 это именно так) позволяют выбрать другой вариант текст-озвучка. Если хотите, можете поставить весьма качественный английский вариант. А для лучшего понимания происходящего поставить субтитры на родном языке.
Заключение
Ремейк Mafia: The City of Lost Heaven нельзя назвать идеальным. Да и кто ждал идеала после разочаровывающей третьей части гангстерской франшизы. Здесь нашлось место плохо реализованной механике стелса с однообразными добиваниями, и небольшим багам с трясущимися трупами, и чересчур ярким моментам с масштабными перестрелками, которые ну прямо вообще не сочетаются с размеренным повествованием, переполненным катсценами со множеством диалогов. Но Мафия как раз тот случай, когда на все перечисленное ты просто закрываешь глаза.
Уже с первой миссии только знакомящиеся с игрой геймеры погружаются в бережно воссозданную атмосферу эпохи сухого закона, радуясь графически-технологическим красотам и дополненному с уважением к оригиналу сюжету. Геймплей, за исключением описанных выше нюансов, тоже не подкачал. Баланс между хардкорностью оригинала и дружелюбностью современных игр, рассчитанных на массовую аудиторию, выдержан превосходно – перестрелки приятные, враги хитрые и агрессивные. В общем, перед нами красивый и современный проект, одинаково хорошо воспринимающийся как с отсылками на прародителя, так и в качестве вполне самостоятельной игры.