Обзор Hitman 3: Прощальное турне киллера
20 января 2021 года, как раз по случаю двадцатилетия франшизы, разработчики из IO Interactive выпустили третий сезон обновленного Hitman – стелс-экшена про генетически улучшенного убийцу, берущегося за устранение самых опасных целей по всему миру. За свою долгую историю серия пережила немало взлетов и падений, в том числе и угрозу банкротства создателей. Но с тех пор компания не только получила независимость и удержала права на серию – она еще и вывела ее на совершенно новый уровень.
Пара слов об истории серии Hitman
Первая часть популярной франшизы в жанре социального стелса вышла еще в далеком 2000-м году, захватив умы многих геймеров, которым оказалось мало попсовых Counter-Strike, GTA и им подобных проектов. Диски передавались из рук в руки, и некоторые школьники любили пару-тройку часов “погонять лысого” после учебы. Hitman: Codename 47 отличался от других стелс-экшенов тем, что наемный убийца мог одинаково эффективно прятаться как вне поля зрения врагов, так и у всех на виду – маскируясь путем переодевания в одежду повстречавшихся ему на уровне персонажей.
Во второй и третьей частях, а также в ставшей для многих эталонным Хитмэном Blood Money, классическая формула только развивалась – опытному убийце предстояло выполнять задания агентства в разных частях света, убивая наркобаронов, военных, международных террористов и лидеров преступных группировок. Протагонисту нужно было выбрать экипировку перед выполнением задания, уложившись в определенное количество денег, выполнить поставленную задачу любыми возможными способами и добраться до места эвакуации. Вроде бы все просто, а простор для экспериментов огромный. Где-то можно взять хитростью, а где-то – убить на уровне все живое.
После классических четырех инкарнаций создателей Hitman занесло немного не туда – они решили превратить игру в голливудский блокбастер (и да, речь не идет о двух абсолютно провальных экранизациях). В Absolution к игре прикрутили сквозной сюжет, часть которого раскрывается по ходу миссий, из-за чего под нож пошла свобода действий. Уровни начали делиться на подуровни, а между ними идут сюжетные фрагменты. Игра получилась довольно неплохой – там нашлось место и скрытным убийствам, и перестрелкам с врагами, и подстроенным несчастным случаям. Но народ не понял, так что IO Interactive постарались вернуться к истокам.
Мир наемных убийц – действие в трех частях
В 2016 году, к радости многочисленных поклонников лысого киллера, франшиза снова подала признаки жизни. И не просто подала, а радикально перезапустилась в виде многосезонного игрового сериала. Hitman Season One стал переосмыслением истории, отказавшимся от спорных решений из Absolution и сконцентрировавшимся на вариативности прохождения миссий. Игрока помещают в наполненную интересным контентом песочницу и дают возможность развлечь себя самостоятельно, придумывая гениальные планы устранения цели.
Во втором сезоне, вышедшем двумя годами позже, кардинально ничего не поменяли (да и зачем это делать, если все и так работает). Внимание разработчиков сконцентрировалось на полировке мелочей, влияющих на игровой процесс. Например, враги стали ощутимо умнее и быстро обнаруживают протагониста в ситуациях, когда их коллеги из ранних частей серии просто стояли бы болванчиками и ничего не делали. NPC могут увидеть убийцу в зеркале, отреагировав на совершаемые им подозрительные действия, или сбежаться на точку, если герой вдруг засветится на камере наблюдения. Все это плюс расширенный арсенал оружия/гаджетов и мультиплеерные режимы сделали игру одной из лучших в своем жанре. Но при желании всегда можно сделать лучше.
Hitman III – галопом по Европам
Как и с любыми другими сериалами – не важно, игровыми или кинематографичными, нужно уметь вовремя поставить точку. Так сказать, уйти на высокой ноте, чтобы не превратиться в конвейер по типу Assassins Creed (тоже, между прочим, стелс-экшен про убийц, но своевольно заигрывающий с историческим сеттингом). И создателям Hitman это удалось – третий сезон оказался закономерным развитием идей предшествующих частей, расширив и без того впечатляющую вариативность. В этот раз лысому предстоит устранять цели в шести странах:
- Объединенные Арабские Эмираты
- Великобритания
- Германия
- Китай
- Аргентина
- Румыния
Но помимо этих локаций разработчики позволяют импортировать контент из предыдущих сезонов Hitman – а это еще более десятка разнообразных карт, множество испытаний и контрактов для перепрохождения, другие элементы пользовательского прогресса. Единственное, чего будет не хватать третьему сезону, это мультиплеерных активностей. Ghost Mode убрали полностью, а снайперские соревнования теперь можно проходить только в одиночном режиме. Вместо них команда IO Interactive сконцентрировалась на куда более востребованной сюжетной кампании.
Контракты как отдельные истории
Первой же миссией стало устранение двух целей в Дубае, причем задание оказалось больше похожим не на классические контракты Хитмэна, а на задание Итана Ханта (герой Тома Круза из серии фильмов Миссия Невыполнима) или Джеймса Бонда. 47-й прибыл на частную вечеринку, спустившись на парашюте и чуть не врезавшись в пролетающий над облаками вертолет. Пришлось ему некоторое время попрактиковаться в паркуре, перемещаясь по балкам и карабкаясь по трубам, но как только вступление закончилось действо сразу вернулось в привычное русло со всеми присущими Hitman игровыми условностями. Стоило только лысому переодеться в солидный костюм, как окружающие сразу восприняли его как своего, а подозрительный штрихкод на затылке предпочли игнорировать.
И так в каждой локации
Игра состоит из множества мини-историй, рассказанных в своей собственной манере. В еще одном уровне – особняке Дартмур, все происходит как в классических английских детективах Агаты Кристи или Артура Конан Дойла, когда множество персонажей собирается друг с другом в замкнутом пространстве и пытаются найти предполагаемого убийцу. Причем первая смерть там случилась еще до момента интервенции Агента 47, так что ему представляется удачная возможность замаскироваться под личиной гениального сыщика Финеаса Вайтмера и получить практически неограниченный доступ ко всем комнатам и коридорам здания. Конечно, можно добраться до цели и другими способами, но опрашивать свидетелей и вести детективное расследование в стиле Пуаро или Шерлока – это крутой игровой опыт.
Подкачала разве что миссия-эпилог, где сама обстановка не располагает к большой вариативности. Плюс явно прослеживалось желание разработчиков сделать концовку эпичной. Тут и странные галлюцинации главного героя, и большое количество экшена на несущемся сквозь метель поезде. Получается пять полноценных уровней и один завершающий. Но если вы еще не ознакомились с контентом двух предыдущих сезонов, это для вас не станет проблемой. Во внутреннем магазине есть возможность докупить весь предыдущий контент, а это более двенадцати масштабных сюжетных заданий основных игр, дополнения, обновления до GOTY-издания и прочие плюшки. Игра, кстати, весит со всеми тремя сезонами всего 55 гигабайт, тогда как на релизе первого сезона с ограниченным количеством миссий клиент занимал 68 гигабайт.
Убивай виртуозно
В Hitman 3 во главе угла стоит геймплей, а история отодвигается на второй план, так что новичкам серии ничто не мешает начать сразу с этой части и получить от прохождения удовольствие. А чтобы первопроходцы не потерялись во всем этом разнообразии тактик, арсенала и геймплейных механик, из первого сезона в третий перекочевала небольшая обучающая миссия. В ней нужно устранить знаменитость во время вечеринки на корабле. И хотя локация крайне компактная, способов это сделать представлено более чем достаточно – замаскироваться под прислугу и отвести цель в укромное место, чтобы там прикончить, отравить беднягу, подстроить несчастный случай или же просто застрелить, заняв выгодную позицию на причале и дождавшись момента, когда он подойдет поближе к борту.
Любопытство, как всегда было в Хитмэне, максимально поощряется наградами, очками мастерства и прочими бонусами. Имеет смысл слушать диалоги персонажей, открывать короткие пути, позволяющие срезать большие пространства локаций, а также брать в руки все, что только позволяет игра. Рога животного в поместье, например, имеют не просто декоративную функцию – их вполне можно применить в грозное оружие ближнего боя и кого-нибудь забодать. А если вы не хотите делать грязные убийства, потом пробиваясь через толпу до зубов вооруженной охраны, имеет смысл изучить рацион своей цели и добавить в него особые ингредиенты. Может быть, яд и оружие трусов, но работа есть работа.
Набор гаджетов лысого киллера пополнился новыми шпионскими прибамбасами. Главное нововведение – камера. Она оборудована дополнительными модулями, позволяющими находить улики, взламывать цифровые замки на уровнях (встречаются они довольно часто). Ну и необязательная фишка, которую наверняка оценит поколение Instagram и TikTok – с ее помощью герой может фотографировать все подряд, в том числе и себя перед зеркалом. Настройки позволяют изменять глубину поля, приближение, даже накладывать фильтры.
Винтовка – это праздник
Снайперская винтовка – любимое оружие всех киллеров. Один точно выверенный выстрел с дальнего расстояния, и вот уже ничего не успевшая понять цель отправляется в мир иной, а агентство переводит на счет исполнителя контракта кругленькую сумму. В Hitman III пострелять дают не только во время миссий, но и в отдельном режиме – Sniper Challenge. На выбор представлены три локации. Красивая усадьба, погрузочные доки и некое подобие сибирского ГУЛАГа (ну а что, в серии Хитмэн периодически встречалась клюква про русских, и эта часть не стала исключением из правил).
Пуля в снайперском режиме способна на что угодно. Стрелять по тушкам врагов, дождавшись их выхода на позиции, слишком просто. Куда интереснее выполнять десятки испытаний и зарабатывать очки. К примеру, если пальнуть в нужный момент по электрощитку, всех находящихся рядом врагов поразит зарядом тока, а подстреленная сосулька пробьет голову стоящему под ней солдату. Есть и классические цели – уложиться в отведенное время, ни разу не промахнуться или поразить всех оппонентов выстрелами в голову. И все это для того, чтобы заслужить высокие позиции в онлайновой таблице лидеров.
Достичь выдающихся результатов будет непросто, ведь основные и побочные цели, которые помогут набрать очков, практически все время находятся в окружении ни в чем не повинных гражданских. Они постоянно крутятся на виду и при первой же возможности готовятся поднять тревогу, а случайное попадание по ним чревато списанием сразу нескольких тысяч очков и побегом основных жертв из зоны досягаемости. Частично облегчает поставленные задачи ставшее уже классикой для снайперских режимов в играх замедление времени. На несколько секунд лысый убийца может задержать дыхание, что позволит поразить даже бегущую со всех ног цель. Нужно только принять во внимание расстояние, скорость и траекторию, а не тупо палить в перекрестье прицела.
Об уровнях сложности
Если в классическом Codename 47 геймерам приходилось потеть, чтобы пройти особо сложные миссии (такие как убийство Ли Хонга), то в новом многосезонном Хитмэне разработчики сделали трудности опциональными. Перед заданием можно выбрать один из трех вариантов – Казуал, Профессионал или Мастер.
- Геймеры-казуалы получают доступ к неограниченному количеству сохранений, аналогу ведьмачьего чутья, которое подсвечивает цели красным цветом и врагов желтым. В протагониста в этом режиме нужно всадить кучу пуль, прежде чем он окочурится, а количество не привлекающих внимание предметов в арсенале превышает норму.
- Профессионал – средний уровень сложности, подходящий для большинства игроков. Здесь нелегальная активность лысого палится охранниками на раз-два, в открытом бою его убивают довольно быстро. Но все компенсирует никуда не исчезнувшая возможность в любой момент сохранить игру или загрузиться с предыдущего места. Рано или поздно вы нащупаете правильный путь к цели.
- Мастер – здесь уже игрокам придется основательно запотеть. На уровнях становится больше камер, больше охраны (она, к тому же, начинает лучше реагировать на происходящее вокруг – в особенности на звук). Открытое противостояние не вариант, да и вообще, убивать кого-то чрезвычайно рискованно. На “Мастере” все равно доступно одно промежуточное сохранение, так что самые хардкорные фаны могут сказать – оказуалили.
Еще одно приятное упрощение заключается в возможности пропустить эпизод, который вам не понравился. Из главного меню вы сможете получить доступ ко всем локациям – вам лишь покажут предупреждение, что играть в эти уровни сразу не желательно, если вы не хотите заспойлерить себе сюжет. Но достаточно лишь ответить утвердительно на сообщение в высветившемся окне, и вот вы уже смотрите заставку-брифинг, где вам обосновывают необходимость убийства очередной цели. Там же на экране отображается список испытаний, историй в рамках миссии и экран со снаряжением. На каждой локации есть двадцать уровней прогресса, разблокирующих новое оружие, предметы. Одно дело убивать главную цель миссии, и совсем другое – выполнять более сложные необязательные задания.
Техническая составляющая и оптимизация
Hitman 3 определенно не является представителем категории игр, которые щадяще относятся к ресурсам компьютера. Здесь на уровнях можно увидеть большое количество объектов, разрушающихся и поддающихся иным видам физического воздействия, толпы NPC. Да и вообще, картинка соответствует всем современным стандартам. Поэтому для ознакомления с игрой в том виде, в котором ее задумали разработчики, понадобится железо верхнего ценового сегмента. Рекомендуемые системные требования – Intel Core i7 4790 4 GHz, 16 гигабайт оперативной памяти и видеокарта уровня GTX 1070 и выше. Но благодаря большому количеству опций по настройке графики комфортно поиграть смогут даже владельцы устаревших конфигураций.
Настраивать позволяется абсолютно все – качество текстур, детализацию, сглаживание, качество отражений и теней, выбирать интервал вертикальной синхронизации и т.д. Все это делается в лаунчере – еще до захода в игровой клиент. Там же располагается кнопка запуска бенчмарка, который позволяет оценить производительность своей системы в трех подготовленных тестах. Два проходят в особняке и один в локации Дубай. И если у вас в бенчмарке средний FPS показывает на уровне хотя бы 40 кадров, то можете даже чуть поднять настройки, так как во время реального геймплея такая нагрузка на железо будет встречаться редко.
Комфортный геймплей на средне-высоких настройках с высокими тенями и разрешением FullHD станет возможен на конфигурациях с видеокартами уровня GTX 1660Ti и далеко не новыми процессорами по типу FX-8300. Но с точки зрения визуальных красот Hitman сможет раскрыться чуть позже. Разработчики пока еще не ввели в игру технологию Ray Tracing, ставшую уже неотъемлемой частью любого крупнобюджетного проекта. Посмотреть на чудо-лучи можно будет спустя некоторое время после релиза (их добавят в бесплатном обновлении).
Трудности перевода
А вот что точно способно подпортить впечатления от хорошей игры, так это отсутствие в ней русскоязычной локализации. Особенно учитывая факт наличия субтитров на “великом и могучем” в прошлых двух сезонах. Французы, итальянцы, немцы и испаноязычные геймеры получили свой текстовый перевод, а нас почему-то проигнорировали. Русский не только не был заявлен издателем СофтКлаб, но даже сами IO Interactive подтвердили отсутствие его в планах. Тем не менее, всегда есть надежда на изменение решения, как это уже было с десятками других игр, где локализация появлялась через несколько месяцев.
На английском языке Hitman проходится более чем нормально – слова assassinate, kill, eliminate, target и т.д. знакомы всем геймерам, да и остальная болтовня, надписи и прочее прекрасно воспринимаются, даже если на языке Байрона вы особо не говорите. Но есть одна проблемка, которая многим может доставить неудобства. На релизе игра вышла полностью на английском с привычным всем управлением. Все игроки привыкли к английской раскладке в подсвечивающихся элементах интерфейса. Но потом, 21 числа – вышел небольшой патч, и после перезахода в игру Q сменилась на Й, а английская E на русскую У. С непривычки находить эти клавиши проблематично, особенно когда вы ввязались в драку и вынуждены жать ФЧВУ и прочие буквы во время QTE-ивента.
Он ушел, но обещал вернуться
Hitman 3 действительно сумела стать той игрой, на которую изначально рассчитывали фанаты. Здесь есть тонна контента – задания, испытания, оружие и многое другое, что мотивирует по многу раз проходить масштабные уровни, добиваясь поставленных целей иными путями или стараясь поставить личный рекорд. Если вы давний поклонник серии – это однозначный Must Have. Если вы любитель неспешных, медитативных игр, где во главе угла стоит исследование и сбор информации – вам с высокой вероятностью тоже понравится. Единственные, кому эта игра точно не зайдет, это поклонники динамичных экшенов, где есть четко вычерченная дорога вперед, по которой можно нестись сломя голову. Даже на легкой сложности Hitman этого сделать не позволит.
Является ли третий сезон Hitman последним в серии? Вряд ли. Уж слишком эта франшиза престижная, чтобы раз и навсегда с ней покончить. Так что нас наверняка ждут другие перезапуски, спин-оффы и прочие “отпочкования”. Но точно не в ближайшие годы. IO Interactive забросила Агента 47 ради более известного широкой публике Агента 007 – Джеймса Бонда. Релиз нового проекта ожидается в 2022-м. И если там используют обкатанные в Хитмэне идеи, они должны будут органично вписаться.