Обзор Hell Architect – сделай Ад снова великим
В полку наследников Dungeon Keeper прибыло. Спустя более чем три года разработки коллектив Woodland Games презентовал общественности двухмерную градостроительную стратегию в необычном сеттинге. Геймерам предстоит отправиться в самую преисподнюю, чтобы после вступления в должность одного из адских управляющих привести вверенный им участок к процветанию, заслужив особую благодарность самого Сатаны.
Этаж под номером 666
Христианский Ад – это не самое приятное место для проведения отпуска длинною в вечность. Вот жил ты в свое удовольствие, заповеди не соблюдал, грешил по чем свет – но всему хорошему приходит конец. И теперь высший суд выносит однозначный вердикт без права на апелляцию, а подсудимый отправляется в один из кругов преисподней, чтобы там познать в полной мере все последствия принятых жизненных решений. Ну да ладно. Мучается очередной человечек в котле и ладно – сам виноват! Ну а в чем провинились рогатые и хвостатые жители подземного мира, которым приходится теперь вкалывать в поте лица, обеспечивая гостям радушный прием? Ведь трудовые будни у них явно не предел мечтаний.
В Hell Architect мы принимаем на себя роль одной из многочисленных шестеренок в гигантской бюрократической машине под названием Ад. Игроку приходится заниматься менеджментом вверенного ему отдела подземелья, отправлять грешников на добычу ресурсов, а затем, когда материала будет достаточно – строить беднягам веселые аттракционы. Хитроумные устройства, многие из которых оказались проверенными временем средневековыми орудиями пыток, позволяют жечь подопытных, прокалывать и шинковать на части. В общем, по всякому причинять им боль – страдания в Аду являются основной валютой и смыслом жизни местных обитателей. И если Люцифер желает видеть больше пыток и зрелищ, то именно это придется ему дать. Иначе вполне можно самому попасть под сокращение.
Готовьтесь работать как черт
Суть игры предельно проста – нужно неспешно облагораживать участок и выполнять поставленные задачи. Но не спешите с выводами, везде есть свои нюансы. Мифология Hell Architect несколько отличается от библейской. Если в последней проштрафившимся приходится переживать внетелесные муки снова и снова вплоть до Страшного Суда, то в игре грешники вполне себе смертные создания. Если перегнуть палку с пытками или забыть о базовых потребностях человека, можно умертвить подопытного – после этого он направится в чистилище и даже сможет понадеяться на искупление своих предыдущих прегрешений. Выгодно ли это нам? Нисколечки. Черти заинтересованы в процветании и расширении своих угодий, поэтому нам придется следить за населением, не забывать о его кормлении и досуге.
Кормежка не сводится к однотипным действиям – это целый производственный процесс. Сначала необходимо создать достаточно ресурсов (например, мяса), затем их следует подвергнуть обработке – пожарить в котелке и т.д., а в завершающей стадии подать грешникам (стадия снабжения). Чем изысканней блюдо, тем сложнее технология его изготовления, и тем больше ресурсов придется собрать для создания продукта. А ведь это еще не все – у грешников есть три дополнительные характеристики. Им нужно спать, пить воду и реализовывать свои туалетные потребности. Посещение санузла, кстати, единственная потребность, которую людишки удовлетворяют самостоятельно. С остальным же им приходится помогать вручную, направляя персонал на работу за теми или иными агрегатами.
Важной частью геймплея является терраформирование местности. Вокруг выделенного нам клочка свободного пространства с базовыми постройками располагается внушительная площадь из горной породы – там закопаны разные материалы, ценные кристаллы и артефакты. Все они тем или иным способом помогают в достижении поставленных целей. Проблема только в том, что наши грешники-работники довольно слабенькие и дальше чем на одну клетку вверх залезть просто не в состоянии. Да и прыжки через пропасти тоже не их конек. Приходится строить мосты, восстанавливать грязь, возводить лестницы. Иначе будут попадаться такие ситуации, когда орудующий лопатой миньон сам вырывает себе яму, а обратно залезть не в состоянии – так и умирает, сойдя с ума или проголодавшись.
Толику разнообразия в рутинно-копательный игровой процесс вносят особые здания. Их здесь наберется с десяток. Одно позволяет призывать чертей, так или иначе влияющих на продуктивность работы мучеников. Другое открывает возможности для добычи артефактов. Третье способствует появлению в стенах вашего угодья элитных грешников – исторических и мифических персонажей, которые в свое время изрядно подпортили жизнь миллионам людей или были знамениты при жизни своим небогоугодным поведением. Но на появление небезызвестного австрийского художника надеяться не стоит – несмотря на то, что он есть в одном из трейлеров, создатели решили не провоцировать политизированное геймерское сообщество и убрали усача из игры.
Make Hell Great Again
Всего в Hell Architect представлено три типа активностей. Первой являются обучающие миссии – всего их три штуки, и они призваны познакомить начинающих адских архитекторов с основными принципами ведения дел в преисподней. Геймеров учат добывать ресурсы, поясняют за назначение основных построек (но не всех, некоторые в дальнейшем будете изучать сами), учат менеджменту и так далее. Всем игрокам рекомендуется начать именно с прохождения обучающих этапов. В противном случае, вы наверняка запутаетесь (даже несмотря на имеющуюся в игре систему оповещений о важных событиях).
Второй режим – сюжетный. Точнее, нам предоставляют набор сценариев, начинающийся с краткого брифинга от лица рогатых коллег с явно большим опытом обращения с нечестивцами, чем у нас. Они дают установки построить те или иные сооружения, расчистить завалы в нужном месте, добыть конкретное число ресурсов. Проиграть в партии достаточно проблематично – мало того, что каждые несколько минут вам выдают еще одного грешника, так еще и старые мученики, которых вы случайно заморили голодом, запытали в Железной Деве или забыли отвести в туалет, могут быть выкуплены из чистилища и возвращены на место. Чтобы загнать себя в безвыходную ситуацию, придется постараться.
Самым интересным видом активностей для любителей градостроительных симуляторов по традиции является песочница – свободный режим. Здесь он тоже имеется. Вам выдают необходимый минимум подопечных и отправляют заниматься свободным творчеством. Задача настроить всего и побольше по своему усмотрению. Помимо обычных и особых построек, подземелье можно украсить декоративными мелочами. Сидеть в песочнице можно до тех пор, пока не надоест, или пока не выбьете тематическую стим-ачивку, где нужно построить все типы сооружений в свободной игре.
Не все так радужно в Аду
Побывать в самой настоящей преисподней, при этом будучи не в статусе пострадавшего, а в качестве жителя подземного мира – это звучит интересно и свежо. Таких игр за многие годы существования индустрии вышло мало, а качественные вообще по пальцам одной руки можно пересчитать. Входит ли Hell Architect в этот список? Сказать сложно. А все потому, что игра изобилует недостатками.
- Русский перевод содержит ошибки. Текст в игре написан складно, но есть одно НО – некоторые предметы в заданиях называются не так, как непосредственно в меню построек. Уже в обучении игрока просят построить хранилище кристаллов, которое по факту называется “Фекальный дисциллятор”. Также в некоторых местах встречается пустое окно вместо описания предмета или кусок кода/непереведенный английский текст;
- Затянутость строительства и добычи ресурсов. Понятное дело, что любой оказавшийся в Аду человек старался бы как можно дольше избегать всевозможных пыток и не страдал бы трудоголизмом, но наблюдать за тем, как вяло копятся ресурсы на вашем счету, ужасно скучно. Ускориться помогают три режима перемотки, но даже последний из них окажется для многих вполне себе комфортной скоростью;
- Отсутствие разнообразия в геймплее. Если отбросить мелкие нюансы, весь игровой процесс Hell Architect сводится к двум вещам – копать ресурсы и строить сооружения. Из этой формулы много не вывезти, и уже спустя пару часов чахнуть над своими работниками становится утомительно. В этом игра отличается в худшую сторону от аналогов, где нередко встречаются разнообразные события, удерживающие внимание игрока. Здесь на вас никто не нападает, грешники не пытаются сбежать или поднять бунт. Мы строимся, чтобы строиться. И копаем, чтобы копать;
- Многими игровыми составляющими можно пренебречь. В Hell Architect есть характеристики грешников, дающие им те или иные бонусы, есть использование временных артефактов, чертей и т.д. Но многое из предоставленного смотрится как пятое колесо в телеге, поскольку не находит применения в геймплее. На некоторые вещи тратится слишком много ресурсов, чтобы вообще заморачиваться со строительством (разве что это нужно для прохождения конкретного задания).
В будущем мелкие огрехи должны исправить патчами. Но вот что касается доработки самого геймплея, которая нужна в обязательном порядке – перспективы туманны. Но разработчики активно общаются с аудиторией на форуме Steam и предлагают пользователям оставлять пожелания касательно того, что они хотят увидеть в игре. Вполне возможно, что-то из этого все-таки появится в обозримом будущем.
Страшно смешно
А вот что порадовало, так это визуальный стиль – симпатичная мультяшная графика прямо отдает знаменитыми черно-юморными комиксами “Цианистый калий и счастье”. Так что происходящее серьезно воспринимать просто невозможно. Бедных грешников натыкают на торчащие из стены штыри, заставляют протыкать себе вилкой глаза или пропускают через них электрический ток. Но из-за “мультяшности” пекло превращается в натуральный Диснейленд. Даже сами “посетители” особо не парятся по поводу того, что в следующую секунду их снесут гигантским железным шаром для сноса домов. Помучились немного, а затем пора закусить вкусным бургером или переночевать на заботливо предоставленной адским архитектором кровати.
По технической части особо ни к чему не придраться – картинка хоть и не блещет эффектами, но и негатива не вызывает. Разве что, когда приближаешь камеру поближе к месту действия, низкая детализация сильно бросается в глаза. Аналогично и со звуком – сюжетные персонажи (Фрэнк, Лилит и пр.), которые будут обучать нас и давать установки, озвучены на вполне приличном уровне, без какого-либо монотонного бубняжа. Имеется в игре и музыкальное сопровождение, но саундтрек настолько непримечательный, что вы о нем в процессе игры даже думать не будете – вероятность 99%.
При желании в настройках можно не только подкрутить уровни звука, поменять разрешение и другие графические параметры, но еще и включить обнаженку. Никакого эротического контента в игре не предусмотрено (это вам не Agony какая-нибудь, где Ад показан во всей красе), а бегают грешники в чем мать родила исключительно для пущей аутентичности.
Подведем итоги
Игра Hell Architect получилась спорной. С одной стороны, мы имеем симпатичный визуальный стиль, черный юмор, наследование идей Dungeon Keeper и Oxygen Not Included. Уже одни только эти моменты мотивируют поклонников градостроительных симуляторов закинуть новый проект Woodland Games в свой список желаемого. Постройка пыточных сооружений, принесение грешников в жертву, налаживание мостов и лестниц – все перечисленное действительно увлекает на пару часов. Как в режиме песочницы, так и во время прохождения нескольких доступных сценариев с усложняющимися целями.
Но после приходит понимание, что никаких дополнительных открытий вас уже ждать не будет. Придется выполнять те же действия, только в большем объеме. Еще и надоедливые баги могут подпортить жизнь – некоторые пользователи сталкиваются с зависанием грешников, проблемами взаимодействия с предметами. В патчах все это должны исправить и даже завезти дополнительного контента, но в данный момент игра страдает от недостатка возможностей. Впрочем, вы сами можете оценить игру совершенно бесплатно – в Steam есть доступный для скачивания пролог-демоверсия.