Обзор Glitchpunk – футуристический экшен в стиле первых GTA
Скучаете по старым аркадным экшенам с видом сверху и простым управлением, которые делают ставку на геймплей и не страдают излишней кинематографичностью? Любите киберпанковский сеттинг с корпорациями, аугментациями и прочими побочными эффектами технического прогресса? Тогда вас наверняка заинтересует недавно вышедший в раннем доступе проект Glitchpunk от небольшой инди-студии Dark Lord. Разработчики из Польши решили отдать дань уважения GTA 2, при этом презентовав более глубокую, комплексную историю, за которой будет интересно следить совеменным геймерам. Получилось ли у них? Давайте посмотрим.
Содержание
Восстание машины
Glitchpunk неукоснительно следует главному правилу любого киберпанка “High tech – low life”. Несмотря на появление множества новых технологий и повсеместную цифровизацию, люди жить лучше не стали. Скорее наоборот, социальное неравенство и преступность вышли на совершенно новый уровень. В городе будущего и пяти шагов нельзя ступить, чтобы не натолкнуться на какую-нибудь секту или бандитскую группировку, а вся власть лежит в руках могущественных корпораций. Впрочем, последним особо нет дела до местечковых криминальных активностей, поэтому торговля новыми типами наркотиков, убийства и насилие процветают, несмотря на полицейских с их передовыми технологиями.
Но устоявшийся мировой порядок оказался случайным образом нарушен, когда робот-андроид, обязанный подчиняться человеческим требованиям, вдруг получил чересчур много свободы воли в результате некоего “глюка” – программной ошибки. Теперь у него (то есть, у вас) полная свобода действий и достаточно огневой мощи, чтобы навести страху на весь город – как на мелких преступников, так и на рыбешку покрупнее. Но поначалу общественное признание придется завоевывать, выслушивая нелестные комментарии и угрозы в свой адрес. Ведь в обществе будущего к синтетическим формам жизни относятся с явной предвзятостью. К примеру, за вами на улице вполне может увязаться карманник и начать вытягивать у вас сотнями доллары из инвентаря. Придется устроить обидчику самосуд, иначе не отстанет. Но в дальнейшем вы станете полноправным членом преступного мира.
Glitchpunk вышел в Steam Early Access совсем недавно, поэтому большим количеством контента пока еще похвастаться не может. Сейчас в игре доступен всего один из четырех намеченных регионов – Новая Балтия, и связанные с ним сюжетные задания, ведущие к трем различным концовкам. Остальные регионы, такие как Техас, Москва и пр., будут добавлены в будущих обновлениях. В небольшом городке, впрочем, всегда есть чем заняться. Карта буквально забита маркерами, позволяющими запустить какое-нибудь задание, перестрелку на время или приобрести улучшение/оружие, чтобы потом испытать его на группе ничего не подозревающих противников или надоевших своей назойливостью копов.
Криминальные будни андроида
Разумеется, на реализацию всех своих планов нашему роботу придется заработать немало денег, поэтому протагонист с первых минут своего пребывания в городе начинает выполнять всевозможные задания. Они здесь вполне типичные для гангстерских экшенов вроде Grand Theft Auto (в особенности GTA 2, на которую и равнялись в основном разработчики). Где-то нужно съездить на точку и устранить несколько отбившихся от рук синтезоидов, где-то выполнить курьерскую миссию по доставке важной вещи в пункт назначения. Большинство из поручений не совсем законны и обязывают героя замарать руки, что привлекает к нему внимание правоохранительных органов. Полиция в игре работает как надо и оперативно пребывает на место действия, чем нередко нарушает все планы.
В зависимости от того, на каком из десяти уровней разыскиваемости вы находитесь, меняется количество атакующих вас копов и их арсенал. Снять легавых с хвоста помогает только отмывка тачки в гараже или же завершение начатой миссии. Тогда работодатель просто потянет за нужные рычаги и даст стражам правопорядка взятку, чтобы отмазать вас от уголовного наказания. Куда сложнее будет найти общий язык с криминальными элементами – в мире Glitchpunk орудует множество банд, лояльность к которым придется доказывать своими действиями на улицах. Испортили отношение с группировкой? Приготовьтесь к тому, что ее члены при личной встрече устроят по вам стрельбу. Убьете членов одной банды – получите минус репутации у нее, но зато “респект” от конкурирующей криминальной организации.
Валюта в Glitchpunk введена не просто для галочки. Она здесь служит для покупки внушительного количества облегчающих жизнь вещей – пары разновидностей аптечек, восстанавливающих концентрацию шприцов, получения доступа к заданиям у группировок, с которыми персонаж испортил отношения. Патроны тоже в дефиците, придется раскидываться сотнями вечнозеленых $, чтобы приобрести себе хотя бы несколько обойм. К счастью, особо искусным убийцам беспокоиться о финансах незачем, ведь они могут взяться за задания по массовому геноциду NPC, разбросанные в разных уголках карты. Суть их предельно проста – перебить указанных оппонентов за ограниченное время и с использованием конкретного оружия (порубить мачете 20 бандитов, расстрелять из РПГ 10 стражей правопорядка и тому подобное).
Ну и какой киберпанк без вездесущих аугментаций. У вашего андроида есть параметры здоровья, концентрации, откачки жизни, скорости перемещения и атаки – множество характеристик, напрямую влияющих на его продуктивность. Их можно улучшать с помощью специализированных модулей, устанавливаемых в тело, голову и конечности персонажа. Добываются они двумя путями – в качестве награды за выполненные сюжетные квесты группировок и путем покупки в торговых автоматах. Абсолютно все оружие, которое доступно в игре, тоже приобретается за деньги в отмеченных на карте точках, и иногда за один экземпляр приходится отдавать солидные суммы. В качестве средств умерщвления противников предлагаются как легкие варианты вроде электрических полицейских дубинок или тазеров, так и настоящие орудия массового уничтожения – огнеметы, шестиствольные пулеметы, ракетницы. И самым худшим решением, которое могли только придумать разработчики, стало ограничение на количество стволов в арсенале.
Садимся за руль
“Автомобильная” часть Glitchpunk выполнена в духе GTA, можно даже сказать, является практически полной копией классических частей сериала от Rockstar. Вы можете сесть в практически любое транспортное средство, вне зависимости от того, что по этому поводу думает его владелец, и затем лихо рассекать по улицам города. Хотя и другие граждане, особенно стражи правопорядка, тоже не лыком шиты – если им понадобится, могут сами ухватиться за дверь и выкинуть протагониста из транспортного средства, еще и наподдать напоследок. Водителю приходится быть постоянно в движении во время выполнения заданий, чтобы не подставиться под пули и не оказаться лежащим на обочине из-за ухватившегося за дверь недоброжелателя.
Поездить предлагается на разных вариациях футуристического транспорта, каждая из которых отличается своими характеристиками – есть как быстрые и комфортные тачки, так и неповоротливые и медлительные. Помимо гражданских “легковушек”, порулить дадут полицейской машиной или даже настоящим танком. Последний способен наносить повышенный ущерб частной собственности, так как комплектуется увесистым дулом и легко уничтожающими технику снарядами. Хоть управление транспортом в Glitchpunk далеко от идеала, приспособиться к нему все же можно. А вот NPC-шные водители порой совсем не умеют управлять своими колымагами – вы будете сплошь и рядом видеть ситуации, когда горожанин просто дрифтует на месте, наворачивая круги прямо посреди трассы без какой-либо цели.
Скрасить поездки от точки к точке помогает музыкальное сопровождение местных радиостанций. Треки относятся к самым разным жанрам – кантри, привычная нам по звучанию поп-музыка, футуристические электронные мотивчики, а в перерывах нам проигрывают новости, подкасты и рекламные ролики, дополняющие картину вымышленного мира Glitchpunk. Например, здесь есть Radio Messiah, где слушателей обрабатывают религиозными проповедями, и Gear FM – отдельное радио для роботов, где машины-ведущие разговаривают забавными металлическими голосами. При желании водитель может свободно переключаться между тремя доступными радиостанциями или вообще выключить звуковое сопровождение, если оно отвлекает от выполнения сложных миссий.
Да, некоторые задания определенно заставляют напрячься – особенно те, где на время нужно доехать до заданной точки и устранить цель или же не дать цели добраться до указанного места. Причем главным препятствием на пути к выполнению миссии служит не столько орава полицейских машин и прочего транспорта, сколько сам город. Дело в том, что на карте очерчены только основные пути и никаких дополнительных маркеров, как в том же Chinatown Wars или GTA IV/V не предусмотрено. Некоторые препятствия, так и вообще, нигде не отмечаются – едешь такой спокойно к цели, а тут на пути возникает забор, который не пробить и не перепрыгнуть. Хорошо хоть имеется кнопка для быстрого рестарта миссии, избавляющая от необходимости возвращаться к отправной точке задания на своих двоих.
Взломай меня, если сможешь
Некоторые люди могут задаться вопросом – а причем тут вообще киберпанк? Да, место действия и таксопарк здесь футуристические, но в остальном все очень GTA-образно – стреляете из классического набора оружия, выкидываете людей из машин, занимаетесь курьерскими миссиями и погонями. В чем тогда изюминка? Glitchpunk отличается от Grand Theft Auto возможностью взламывать окружающую технику и людей для достижения своих целей. Сам по себе андроид оказался довольно слабым – его не особо спасают даже аптечки, которых в инвентаре можно хранить максимум четыре штуки. В тяжелой ситуации героя отправляют лечиться в больницу за считанные секунды. Но взлом позволяет получить некоторое преимущество.
У андроида под полоской здоровья есть некая шкала концентрации. Потратить ее можно по нажатию клавиши Shift. Время тогда остановится и вы увидите все доступные опции, позволяющие устроить диверсию. Проще всего влиять на умы обычных граждан – понадобится совсем немного очков концентрации, чтобы превратить законопослушного человека в агрессивное быдло, готовое кинуться с кулаками на первого встречного, в том числе и на копа. А вот стражи правопорядка при попытке взлома сразу же атакуют вас, так что с ними лучше не шутить. Кроме того, взлому поддаются автомобили – есть опции с перегревом двигателя и дистанционным включением ручного тормоза. Но для доступа к этим функциям придется установить себе соответствующие модули.
Бесконечно злоупотреблять взломом не получится – шкала концентрации очень быстро расходуется, но при этом долго восстанавливается. Проще всего купить инъекцию в специальном автомате, но если хочется сэкономить, придется убивать людей в промышленных масштабах. Восполнение одной “колбочки” на шкале – это примерно три трупа. Шанс не навлечь на себя немилость копов при этом равняется примерно нулю. Носители голубой формы имеют свойство всегда оказываться в самом центре криминальной активности, а чтобы от них отделаться придется петлять по улочкам и находиться вне поля их зрения как минимум секунд тридцать.
Внешний вид и технические особенности
Графическая составляющая – это один из моментов, которые портят впечатления от Glitchpunk. Сам по себе город создает впечатление безжизненного места, где каждый квартал напоминает другой, локациям не хватает оригинальности и разнообразия. Можно, конечно, оправдать подобное решение самой стилистикой киберпанка, который в мейнстриме принято изображать серым, грязным и т.д., но даже в такой палитре есть где развернуться фантазии. Тут же все выглядит совсем уж неброско и простенько. Сверху толком и не разглядеть, что это вообще перед тобой за NPC – враг, гражданский или еще кто-то. В старых частях GTA, а также в каком-нибудь Chinatown Wars все было куда приятней глазу. А ведь эти игры вышли уже много лет назад.
Не меньше вопросов возникает и к технической реализации проекта. Начнем с того, что сами текстуры ужасно мыльные, а в некоторых местах на земле даже видны швы между ними. С персонажами и транспортом все еще более-менее в порядке, а вот на поверхности под ними без слез не взглянешь – там или мазня, или вообще заметные невооруженным взглядом “плитки”. Выкручивание настроек на максимум ситуацию не исправляет – графика не соответствует современным стандартам от слова совсем, а среди многочисленного списка настроек, позволяющих регулировать тени, масштабировать разрешение и менять ряд других параметров, нет самого главного – возможности включать и отключать вертикальную синхронизацию.
Как следствие, из пользовательских видеокарт выжимаются все соки, что приводит к росту температур и скачкам производительности. Приходится пользователям вручную подключать ограничения частоты кадров в настройках драйвера (Nvidia Control Panel или аналог у Radeon). Glitchpunk в каком-то смысле даже оправдывает слово “Glitch” в своем названии, поскольку тормоза и фризы здесь случаются не только по виде отсутствия возможности ограничить частоту кадров. Просто перемещаясь по городу, люди сталкиваются с сильными просадками FPS – в одном районе города вы наслаждаетесь плавными 144 кадрами, а стоит только сесть в автомобиль и заехать чуть подальше, как начнется слайдшоу. С такими неприятностями сталкиваются даже владельцы вполне мощных систем с RTX 3090 на борту.
Еще немного дегтя в бочку раннего доступа
Систематическое падение производительности – это еще половина беды. В Глитчпанке периодически встречаются куда более раздражающие напасти. Главным образом они касаются перемещения на транспорте. К примеру, очень мешает пробуксовка транспорта в начале поездки – машина по непонятной причине может начать ползти со скоростью черепахи, будто бы упираясь в невидимую стену, в то время как камера начинает трястись будто бы при землетрясении. Это особенно критично при выполнении миссий на время, когда нужно быстро сорваться с места и кого-то догнать. Одно задание из-за этого раздражающего бага мне выполнить так и не удалось. Оставшегося после подвисания времени просто не хватало, чтобы добраться до цели.
Или другая напасть, которая, к счастью, встретилась всего один раз за несколько часов. Во время свободного исследования города машина плавно сползла под текстуры и взорвалась с персонажем внутри, а все купленные аптечки и огнемет исчезли. Обидно получилось. Особенно учитывая отсутствие автосохранения прогресса между миссиями. Если вы выполнили несколько заданий и хотите продолжить с того места, на котором остановились, придется съездить в дом главного героя и записать прогресс вручную. Всего предусмотрен один сейв-слот, так что начало новой игры автоматически обнулит все ранее полученные достижения.
Glitchpunk – стоит ли играть?
Подводя итоги, имеет смысл еще раз напомнить, что Glitchpunk является проектом в раннем доступе и вышел в него очень рано. Львиная доля контента пока еще находится в планах – многие районы, предметы, концовки и прочие расширения игрового опыта будут добавляться в следующих обновлениях. То же самое касается и оптимизации, совершенствования графической составляющей и устранения неприятных багов. Разработчики внимательно прислушиваются к игровому сообществу и поддерживают с ним связь через их Discord, отвечают на вопросы в обсуждениях Steam, поэтому в будущем есть все предпосылки увидеть заметные улучшения. Но в данный момент проект сложно назвать сколько-нибудь играбельным.
Если не принимать в расчет технические проблемы и заметную бюджетность, Glitchpunk в будущем может стать интересным многим людям – преимущественно фанатам киберпанк-стилистики и олдскульных шутеров, в частности самых первых частей GTA. Здесь есть разнообразный арсенал вооружения, миссии с большим количеством экшена, а также возможность устроить беспредел на улицах города, просто паля во всех вокруг и стараясь набить максимальный рейтинг разыскиваемости. Все это способно затянуть на многие часы, особенно если вы из тех людей, кто после одного прохождения берется за разблокировку дополнительных концовок.