Обзор Dirt 5 – незаслуженно недооцененная аркадная гонка
Любители погонять на виртуальных машинах делятся на две категории. Первая это хардкорщики, для которых очень важно видеть реальную физику автомобилей на разных типах поверхностей вкупе с достоверной разрушаемостью. И вторая – неприхотливые аркадные геймеры. Последним нравится чувство быстрой езды, они не против прыжков по трамплинам и не очень любят сбавлять скорость на поворотах, предпочитая гасить ее о борта трассы. Именно для второй категории и предназначена в первую очередь серия игр Dirt, в свое время отпочковавшаяся от знаменитой Colin McRae Rally.
Пускай творение Codemasters не снискало такой популярности, как Forza или Gran Turismo, оно приобрело внушительную аудиторию, стабильно обеспечивающую каждому сиквелу или спин-оффу высокие продажи. C 2007 по 2019 год в серии вышло семь игр – в одних смыслах эволюционировавших, а в других заметно сдавших назад (по сравнению с любимицей публики Dirt 2 точно). Но фанаты на то и фанаты, что верят в лучшее и с нетерпением ждут от очередного продолжения поднятия планки качества. Удалось ли это разработчикам Dirt 5? Давайте разбираться.
Наматывать круги по трассе теперь не скучно
Серьезные раллийные заезды, с которых начинала серия, наконец-то ушли в прошлое и сменились максимально динамичным, не дающим заскучать игровым процессом. Судя по всему, Codemasters до кучки любителей “чтобы автомобиль кряхтел на дороге как батины жигули” нет особого дела. На место одного симуляторщика пришел десяток обычных игроков, для которых прижимная сила и нюансы сцепления с дорогой неведомые понятия. Конечно, Codemasters не сказали: “Господа любители реалистичности, всего хорошего”. Но, судя по тому, что в Dirt 5 нет кардинальных нововведений в симуляции физики, можно по-прежнему рассчитывать на умный аркадный геймплей, каким обладали предыдущие части.
В карьерном режиме геймеров ждет путешествие по нескольким заметно отличающимся друг от друга локациям. И по песчаным африканским пустыням дадут покататься, и по извилистым тропам, проходящим сквозь живописные бразильские джунгли. Десять регионов с семью десятками проложенных путей для гоночных соревнований – это вам не пять вариантов трасс из Colin McRae Rally. Причем выполнены они настолько красиво, что иногда служат отвлекающим фактором. Засмотрелись на северное сияние, расслабились и сами не заметили, как забыли сбавить скорость на повороте.
Основной упор в игре делается на круговые заезды различных форматов, но есть и множество других активностей. Одно из главных достоинств Dirt 5 – “выпендреж” экстремальных состязаний X-Games со всеми его прыжками с трамплинов и нарочито лихим вхождением в поворот. Например, Gymkhana. Если вы еще не успели познакомиться с этой занимательной дисциплиной, то можете посмотреть на YouTube выступления Кена Блока, в которых знаменитому гонщику и одной из ключевых звезд серии Dirt доводится демонстририровать невероятное мастерство контроля автомобиля. Кен с легкостью давит в заносе разбросанные на дороге лампы (те, что с виду напоминают джедайский меч) и с хирургической точностью входит в поворот, едва не цепляя стены. Главная цель участия в Gymkhana – заработать как можно больше очков, выполняя всевозможные автотрюки наподобие тех, которые демонстрируются Кеном Блоком и другими профессионалами.
Становимся легендой автоспорта
Полет фантазии создателей сюжетной кампании, к сожалению, ограничивается рамками жанра спортивных гонок. Нам опять приходится продвигаться к чемпионскому титулу, начиная как никому не известный гонщик и постепенно завоевывая себе признание в серии соревнований. С опытом геймерам начинают открываться новые автомобили, улучшения для их внешнего вида (наклейки, более эффектные виды красок, спонсорские значки), новые форматы соревнований. Чтобы железный конь смог потягаться с каретами соперников, рекомендуется своевременно заручиться спонсорской поддержкой и выполнять особые задания. Например, удерживать первое место в течение определенного времени или уйти в управляемый занос указанное количество раз.
Также настраиваемым элементом является карточка игрока. Это плашка, которую показывают рядом с вашим никнеймом. Можно выбрать ее фон, поменять состоящий из двух цифр номер гонщика, добавить анимированный эффект. Есть и специальные награды вроде дополнительных слоев краски – разблокировать их можно только в специальной категории ивентов, которые находятся отдельно от основного древа сюжетной кампании. Называются они Throwdown и представляют собой гонки в формате дуели. Вам придется сражаться за первое место с именитыми гонщиками и зарабатывать те же бонусы, что и в обычных заездах.
Занимать первые места всюду и везде, к слову, не обязательно. Чтобы перейти на следующий этап, достаточно выполнить норму по призовым в конкретной серии состязаний. Если одна трасса никак не дается и вы всегда приезжаете вторым или третьим, можно компенсировать отставание за счет парочки взятых первых мест. Плюс есть развилки, где позволяется выбрать одну из двух карт. А если карьерный режим наскучил – смело заходите в “Аркаду”. Там можно детально настроить все особенности заезда: трассу, погодные условия, время суток, количество кругов и соперников. Самое то, чтобы потренироваться перед главным испытанием – мультиплеерными заездами.
Многопользовательская игра VS одиночные режимы
Кардинальных нововведений в многопользовательский режим Dirt 5 внесено не было. По-прежнему гонщики борются за первое место в онлайн заездах и режиме сплит-скрин (до 4 игроков на одной платформе). Однако на этот раз Codemasters решили добавить в мультиплеер больше “социалки”. Например, в новом полнофункциональном редакторе можно воплотить самые безумные конструкторские фантазии. Наделать приличное количество трамплинов и заставить участников сообщества прыгать сквозь горящие кольца как в каком-нибудь Flatout.
Сингл на фоне мультиплеера смотрится немного блекло, но компьютерные оппоненты в грязь лицом не падают – так и норовят вырваться вперед, ненароком бортанув игрока или создав толкучку на опасном участке. Улететь в кювет после таких действий очень легко, как и развернуться в противоположную от финиша сторону. Даже на среднем уровне сложности приходится постараться, чтобы занять первое место на некоторых уровнях – настолько идеально проезжают оппоненты сложные участки трассы, а на высоком нервы некоторых казуальных гонщиков могут и не выдержать. С другой стороны, есть и такие уровни, где вы сразу же всех обгоняете и едете вперед в гордом одиночестве до самого финиша.
Во всех режимах – как одиночных, так и многопользовательских, гонщики могут качать общий уровень игрока, ограниченный 50-м рангом – суперзвезда, зарабатывать деньги для покупки новых автомобилей и бить рекорды в таблицах лидеров. Жаль только в последних как обычно тусуются читеры. Некоторые цифры рекордов являются явно недостижимыми, как бы идеально человек не выполнял бы условия трассы. В остальном же прокачка быстрая, а переход на новый уровень неизменно награждает игроков расширяющимся ассортиментом транспорта/наклеек/красок и других приятных мелочей.
Уровень как самый сильный противник в игре
У поклонников многопользовательских заездов и любителей погонять с ботами есть один общий враг – трасса. Пускай Dirt 5 позиционируется как аркадная гонка для максимально широкой аудитории, это вам не Need for Speed с ее картонной физической моделью. Изменения погодных условий, типов покрытий и времени суток ощутимо влияют на прохождение трассы. Песчаная буря, к примеру, здорово загораживает обзор, а ледяные участки просто обязывают сбавлять скорость, иначе гонщик улетит в неконтролируемый занос. Машины реалистично входят в поворот, ускоряются и тормозят на ручнике – и незачем вводить никаких симуляторных механик.
Грязь, лед, песок и прочие материалы оказывают понятное влияние на ваш автомобиль. Иногда даже во время заезда складывается впечатление, что у вас залипла кнопка поворота на клавиатуре или с геймпадом что-то не то (зависит от того, на чем вы привыкли играть). Приходится привыкать. И это еще не все сложности. Сам формат трасс часто требует аккуратной езды – узкие улочки в итальянской провинции, например, где сложно протиснуться через нескольких соперников и не влететь в стену. Или резкий поворот на треке перед мостом Золотые Ворота, в который на большой скорости просто не вписаться.
Одно выручает – выставленный по умолчанию вид от третьего лица и несколько облегчающих жизнь гонщикам-казуалам геймплейных опций. Но стоит только переключиться на вид из кабины, когда происходящее показывается от лица пилота гоночного болида, как уровень сложности возрастает. Обзор становится ограниченным, особенно в случае с некоторыми авто с массивным капотом. А если хотите еще больше усложнить себе жизнь, выключите всю помощь в настройках и поставьте ручное переключение коробки передач.
Автомобильная энциклопедия
Одна из проблем прошлых частей Dirt, скудное количество автомобилей – также решена. Транспортных средств добавили столько, что игра уже может заменить какой-нибудь каталог. Тут и американские маскл-кары, и болиды с 900-сильным двигателем под капотом, и раллийные авто на пару с внедорожниками. Каждая категория заточена под определенные соревнования, так что вы в любом случае опробуете большую часть представленных “железных коней”. Деньги в карьерном режиме зарабатываются настолько быстро, что вы будете менять авто как перчатки. И если покупка вас не устроила – потерпите пару-тройку трасс, дабы пересесть на обновку.
Любителям стильных авто и езды по бездорожью предложат прокатиться на эффектном Cadillac Escalade. Ценители более серьезных машин смогут прочувствовать мощь Ford Mustang GT и Porsche 911 SC/R5, ставших уже бессмертной классикой. А если ретро вам не по душе и хочется чего-то актуального, тщательно воссозданные в аудиовизуальном плане Ford Fiesta R5 MKII и Citroen C3 R5. Все представленные в игре машины одинаково аутентично выглядят как с внешней стороны – с видом от третьего лица, так и с обзором из глаз пилота.
Различаются машины не только в визуальном плане, но и своими техническими характеристиками. Старенький Фиат из серии классических гонок или вышеупомянутый Порш отлично входят в поворот и показывают себя только с лучшей стороны. А вот Jupiter Hawk 410 из заездов категории дрифт заставит помучиться даже опытных гонщиков. Вроде бы круглая кольцевая трасса, достаточно много пространства для маневров, а тачку носит из стороны в сторону. Машинка так и норовит встать на дыбы или впечататься во внешнюю сторону трека, если вовремя не жать по тормозам.
Графика, производительность и настройки
Codemasters не стали заново изобретать велосипед и использовали старый проверенный движок EGO, эволюционировавший до версии 3.0. Графически игра выполнена просто замечательно – реалистичные погодные эффекты, частицы и отражения, текстуры высокой четкости, хорошо прорасиованные мелкие объекты на трассах. В общем, одно загляденье – да еще и с нормальной поддержкой DirectX 12, за которое, впрочем, придется расплачиваться производительностью. Понадобится мощное железо, чтобы выкрутить настройки графики на максимум и при этом не снизить частоту кадров до неиграбельного уровня.
Наибольшую нагрузку принимает на себя видеокарта – народная GTX 1060, которая к концу 2020 года все еще является самой популярной “железякой” у пользователей Steam, на максимальных настройках в разрешении FullHD уже не справляется. 20-25 FPS явно не тот фреймрейт, который будет комфортным для любителей гонок. Если хотите играть на Ultra High с комфортом и хотя бы консольными 30 кадрами в секунду, обзаведитесь GTX 1070Ti или аналогичным по мощности ускорителем. Что касается процессора и оперативной памяти, к ним игра совершенно не требовательна – вам вполне хватит стандартных 8Гб ОЗУ и какого-нибудь i3 1200 для получения 60-70 кадров.
Само собой, чтобы получить удовольствие от хорошей гонки, максимальные настройки вовсе не обязательны, тем более что при снижении параметров особо вырвиглазной картинки не наблюдается. Разработчики позаботились о наличии большого количества опций. Разрешение рендеринга, качество теней, глобальное освещение, геометрия и многое другое – все это можно настроить. Жалко только некоторый эффект замыливания картинки присутствует на любых конфигурациях. Но этим, впрочем, страдает множество современных игр, и прошлые проекты серии Dirt тоже.
Пара слов о фоторежиме
Игроки в Dirt 5 получают простой инструментарий для записи ярких гоночных моментов и фоторежим со множеством опций. Достаточно в любой момент заезда нажать клавишу Escape и выбрать соответственный пункт в меню настроек. Тут же откроется редактор разными значениями FOV, апертуры, включением/выключением автофокуса, возможностью двигать камерой по своему усмотрению и т.д. Если подобрать удачный момент и покрутить настройки, иногда получаются на редкость захватывающие кадры. Что не удивительно, ведь игра изобилует мелкими деталями вроде красиво разлетающейся под колесами грязи, дующего в лицо снега, вспышек камер фотографов.
Фоторежим, к сожалению, нельзя назвать идеальным. Во-первых, управление в нем на редкость неудобное. По умолчанию стрелочки на клавиатуре привязаны не только к повороту камеры, но и к выбору настроек в левом меню, из-за чего можно, например, одновременно корректировать обзор влево и менять FOV, а вот нормальное управление мышью в меню и кручение камеры с зажатой ЛКМ/ПКМ или колесиком мыши почему-то не работает. Во-вторых, автофокус работает как-то странно и не всегда акцентирует внимание на нужных объектах.
Звуковое сопровождение
Заядлые любители автогонок – как в реальной жизни, так и на виртуальных просторах, не дадут соврать. Без рева мотора, визга тормозов на резких поворотах и грохота после приземления с очередного трамплина экстремальные заезды потеряли бы львиную долю своей привлекательности. К счастью, с Dirt 5 такого не случилось. Студия Polyphony Digital записала множество качественных звуков – все тарахтит, скрипит, свистит и шумит, будто бы игрок сам находится внутри гоночного автомобиля. Но есть некоторые подозрения, что часть звуков была позаимствована из предыдущих игр серии.
Помимо автомобильных звуков, радовать уши игрока будут бодрые композиции из электронной музыки и легкого рока, RnB и другие жанры. В этом плане Codemasters начисто уделали конкурирующую серию Need for Speed, где в последней на данный момент части явно переборщили с латиноамериканским хип-хопом. Мелодии в Dirt ненавязчивые, прекрасно вписываются в темп заездов и не вызывают желание выключить музыку в настройках и подключить фоном собственный плеер. В саундтреке засветились Volcano, Chemical Brothers, The Killers и другие известные коллективы.
Туториалы в карьерном режиме озвучены на высоком уровне, за что спасибо небезызвестным Нолану Норту и Трою Бейкеру. Один актер выступает в роли нашего наставника в роликах-пояснениях к каждому типу соревнований в игре, а второй станет конкурентом в борьбе за чемпионство. Также их можно будет услышать в местных интервью и подкастах. К сожалению, никаких субтитров для русскоязычных игроков не предусмотрено. Хотя гонки не тот жанр, где это является критическим недостатком. Рев мотора для любителей гонок язык интернациональный, а развлекательную болтовню между заездами все равно большинство будет пропускать по нажатию клавиши Enter.
Dirt 5 – стоит ли играть?
Подводя итоги всему сказанному выше, хотелось бы отменить две вещи. Во-первых, хоть хитом на все времена новый Dirt не стал, он все равно занял место в списке лучших гонок уходящего 2020 года и вывел популярную серию с одноименным названием на совершенно новый уровень. Как в графическом исполнении, так и по части игрового процесса. Поклонникам серьезных симуляторов здесь делать нечего, да игра и не позиционировала себя как реалистичную. А вот всем остальным – особенно любителям аркадных гонок с предельно простым управлением, стоит сказать “Добро пожаловать”.
У Dirt 5 есть все необходимое, чтобы увлечь геймеров на пару десятков часов или даже больше. Сюжетный режим, обширный автопарк, мультиплеерные активности и даже полноценный конструктор трасс, творениями из которого можно делиться с игровым сообществом. Портят общую картину разве что изредка встречающиеся баги, кривизна управления в редакторе трасс/фоторежиме и отсутствие настраиваемых лобби в мультиплеере. Из-за последнего большая часть народу в онлайне и отвалилась. Но все перечисленное со временем должны исправить, учитывая готовность Codemasters поддерживать игру обновлениями, DLC и патчами.