Обзор Deck of Ashes. Пепел к пеплу, карты к картам
Представьте себе карточный баттлер с ролевой составляющей, roguelike-элементами и красивым арт-дизайном. Представили? Так вот, отечественная студия AYGames как раз выпустила подобный проект – Deck of Ashes, который за последние пару лет успел отмучиться в раннем доступе Steam, достигнуть полноценного релиза и даже обрасти сюжетным дополнением. И теперь самое время сесть за него и детально рассмотреть. Сразу спойлер – игра никакой не клон Slay the Spire или Darkest Dungeon, а вполне себе самодостаточный и самобытный представитель своего жанра.
Содержание
Погнался за ломтем, да без крохи остался
События Deck of Ashes разворачиваются в мрачном фентезийном мире, живущем по средневековым канонам (то бишь – выживает сильнейший и богатейший, а остальным приходится влачить жалкое существование какого-нибудь крестьянина или холопа). И наша компания антигероев с таким положением вещей мириться не захотела. Изгои стали на путь преступности и начали промышлять убийствами, грабежами и другими общественно порицаемыми деяниями. Продлилось это, впрочем, недолго – жадность толкнула банду на дело, провернуть которое им оказалось не по зубам.
Напали наши будущие протагонисты на некую магическую сущность, называющую себя Леди Смерть, решив обчистить ее сокровищницу и забрать ценный артефакт – шкатулку пепла. И им даже это удалось. Однако из-за нежелания делить добро с подельниками между участниками похода завязалась драка, а шкатулка пепла разбилась, высвободив мощное проклятье в масштабах всего мира. Теперь часть людей превратилась в отвратительных монстров, а немногочисленные выжившие оказались вынуждены выживать и находиться в постоянном страхе. Банда распалась, а одну из ее участниц – Люцию, вообще сожгли на костре.
К счастью, с первой смертью история Deck of Ashes не заканчивается, а только начинается. Загадочный Мастер Пепла решил дать мертвячке шанс искупить свою вину и вернул ее к жизни, отправив в темный и недружелюбный мир с одной единственной целью – найти Леди Смерть и снять проклятие. Остальные преступники тоже остались при делах. У каждого из представленных на выбор персонажей своя история, раскрывающаяся по ходу прохождения, своя мотивация и собственный стиль игрового процесса. Чтобы добраться до эпилога и узнать финал истории, придется довести каждый из персональных сюжетов до его логического завершения.
Система бесконтактного боя
Как нетрудно догадаться по жанру игры – карточный рогалик, суть игрового процесса Deck of Ashes состоит в том, чтобы закидать оппонента картами до смерти и при этом умудриться не погибнуть раньше него (ведь понятие Checkpoint здесь отсутствует, а единственный шанс не начать прохождение с самого начала – использовать единоразовую сделку со смертью). У каждого из четырех героев уникальная колода, особенности которой можно и нужно применять:
- Люция, огненная ведьма, использует магию магию огня и поджигает противников, метает файерболлы и “жжот напалмом”;
- У дюжего воина Бака есть ручной зверек и механика накопления очков ярости, позволяющих раскрывать дополнительные возможности своей колоды;
- Слай – ну прямо типичный представитель популярного в фентезийных играх класса Rogue, любящий накладывать отрицательные эффекты вроде отравления или кровотечения. Плюс каждый его бой происходит со случайными баффами и дебаффами;
- Ну а шут Магнус показывает себя как искусный манипулятор – владеет превращением и может создавать иллюзии.
Каждый бой происходит в пошаговом режиме – мы выбираем одну из имеющихся в распоряжении карт и вытаскиваем ее на стол (некоторые карты требуют указания цели применения, так как бьют по конкретному персонажу). Затем ход делает противник, нанося урон вашей полоске здоровья или применяя способность из числа доступных. А наши карты после использования уходят в “отбой” – согласно сюжету игры, превращаются в пепел. Но если заключить пепельный пакт, потратив часть своего здоровья, колода обновится. За один бой такую перетасовку нередко приходится использовать по нескольку раз.
Еще один ограничитель наших сил на поле боя – количество очков маны. По умолчанию их пять штук. И каждый раз игрок должен решать, как именно их распределить. Ведь чем мощнее карта – тем больше маны она требует. И тогда уже перед вами выбор – жахнуть как следует по тушке врага или же вылечить персонажа, наложить положительный эффект на себя или раскидать отрицательные баффы по врагам. Deck of Ashes в этом плане несколько упрощает задачу, отмечая готовящиеся к выполнению действия противников рядом с индикатором их полоски здоровья. Увидев такую информацию, вы можете минимизировать урон или же удачно пресечь атаку врага.
И не ждите, что после кровопролитного поединка ваш персонаж полностью восстановит свой боевой потенциал. Не бывать такой казуальщине! Теперь после боя игроку выдают определенное количество очков отдыха, которые необходимо распределить по своему усмотрению – одни помогают восстановить сожженные карты, другие помогают с получением новых, третьи в качестве мини-аптечек будут восстанавливать часть здоровья. На первых порах этих очков хватает с лихвой, ведь противники не ставят перед геймерами серьезных испытаний (даже лишние остаются). Однако по мере прохождения сложность нарастает, и иногда бывает так, что ресурсы исчерпываются и приходится зализывать раны у себя в лагере.
Случайно сгенерированное путешествие
Помимо карточных партий между игроком и разными страшилищами, в Deck of Ashes представлены активности в открытом мире. Точнее – в нескольких процедурно сгенерированных мирах, по одному на каждую главу приключения. Ваша задача перемещаться с клетки на клетку, исследовать локации и усиливать своего персонажа всеми доступными способами, ведь по пятам идет ужасный босс. Да, не удивляйтесь – если в большинстве других игр герою самому нужно идти в логово врага, то в данном проекте все несколько иначе. Вы поставлены перед фактом, что сражение скоро начнется, и должны успеть извлечь как можно больше выгоды от своего пребывания на локации.
Периодически игровое поле подкидывает персонажу сюрпризы – втягивает его в случайные события (как приятные, награждающие определенными бонусами, так и негативные – например, предлагает ввязаться в незапланированный бой), убирает ранее прочерченные пути, образовывая вместо них провалы в земле, и так далее. И это действительно вносит в игру определенное разнообразие – никогда не знаешь, придется ли тебе сейчас сражаться с мини-боссом или отправляться покорять подземелье. А обилие возможностей мотивирует заниматься планированием и определять лучшие пути и дороги (количество ходов ведь ограничено, а давать нам время на перекур главарь акта даже и не подумает).
Есть еще одно усложнение по сравнению с уже ранее упомянутым Slay The Spire – наличие на каждом уровне центрального лагеря. Это место, где можно пообщаться с несколькими NPC и воспользоваться их услугами. Мастер пепла, как оказалось, не только сумел направить наших героев на путь истинный, но и обладает полезной способностью по восстановлению утраченных карт или распылению имеющихся у нас в распоряжении. Кузнец изготавливает новые карты, целительница снабжает снадобьями, а в меню торговца можно разжиться полезными предметами и рецептами для изготовления всякой всячины. И на многое из перечисленного нужны ресурсы, причем рассортированные на несколько категорий.
Поначалу игроку может быть сложно освоить все нюансы Deck of Ashes, и это хорошо – ведь суть рогаликов как раз и заключается в том, чтобы проигрывать, пытаться снова и превозмогать до самого финального босса. Плюс последующие игры будут все легче и легче за счет наличия Сокровищницы. Это место, где вы можете разблокировать целую череду уникальных модификаторов, карточек, талантов и т.д. Одни работают только в течение следующего забега и до гибели персонажа, другие же остаются с вами перманентно. Чтобы открыть все элементы истории и улучшения, придется предпринять не один десяток попыток. А ведь в игре есть еще и дополнительный режим, куда можно податься после эпилога.
Атмосферная простота, но с некоторыми оговорками
Отдельного упоминания заслуживает визуальный дизайн проекта. В DoA мы находимся в плоском мире – двумерные плоские персонажи воюют друг с другом на таких же плоских и нарисованных вручную задниках. И выглядят они (при всей своей простоте) чертовски здорово! Нам предстоит побывать на морских берегах с разбросанными вокруг обломками кораблей, на жутких готических кладбищах, в пещерах, деревнях и т.д. Все окружение пропитано стилистикой темного фентези, как и населяющая их живность. Монстры созданы явно человеком с боль**м (“ши” или “ны” – решайте сами) воображением, и очень радует, что они несколько отличаются от шаблонного фентезийного бестиария из сотен других игр.
Трое из четырех ключевых персонажей, напротив, достаточно стереотипны – воин в тяжелых доспехах и с огромным топорищем в руках, худосочный разбойник с ножичком и единственная дама среди играбельных героев, которая по традиции облачилась в боевое бикини. Кстати, персонажей здесь можно переодевать – опционально приобретаемое DLC открывает доступ к нескольким костюмам, не только меняющим облик модельки, но и наделяющим персонажа бонусами. Дополнительная мана, эффект вампиризма, повышение уклонения – все это поможет пройти испытания, если вы вдруг не осилили их со стандартным набором возможностей.
Но не будем отвлекаться и вернемся к визуалу. В игре имеет место быть явная экономия на анимациях. Когда мы укладываем карты на стол и ожидаем увидеть на экране пару секунд эффектного действа, этого не происходит – персонаж максимум сделает пару невнятных движений, а умирающий враг так же невзрачно отойдет в мир иной. И при всем при этом Deck of Ashes умудряется демонстрировать непонятного происхождения провисания (тестировалось на ПК). В некоторые моменты видимо что-то подгружается и картинка может на секунду-другую замереть, прежде чем откроется какой-нибудь экран или произойдет переключение на другую локацию. Вроде бы мелочь, но все равно немного напрягает.
Фолиант Измерений и прочий дополнительный контент
Помимо уже упомянутых костюмов для персонажей, игроки могут приобрести контентное расширение Tome of Dimensions, которое исправляет досадный косяк, что в коллективе Изгоев из оригинальной игры была всего одна женщина. DLC позволяет поиграть за пятого героя (точнее героиню) – темную эльфийку Сивиллу. Она ловко управляется со своим луком, меняя наконечники стрел с различными эффектами. И может наносить большой критический урон врагам с дебаффами страха и истерики. Десятки новых карт и добавленные игровые механики придется испытать во время прохождения отдельного сюжета.
Отдельно от игры можно приобрести цифровой артбук, состоящий из восьмидесяти страниц с нарисованными вручную артами персонажей и монстров, сопровождаемых подробным описанием – что это такое, откуда взялось и какое место в проклятом мире занимает. Выглядит интересно, ну куда лучше данный контент смотрелся бы внутри игры – в виде какой-нибудь базы знаний или галереи с возможностью разблокировки информации о повстречавшихся предметах, врагах, локациях, боссах и т.д.
Подведем итоги
Deck of Ashes ни в коем случае не пытается воевать в заведомо проигрышной битве с лидерами жанра карточных рогаликов. Вместо этого разработчики из команды AYGames предлагают свои уникальные геймплейные фишки, интересный сюжет, мотивирующий пройти испытания каждым из доступных персонажей, и стильную визуальную составляющую. Несколько портит впечатления общая бюджетность происходящего, но к ней спустя некоторое время начинаешь привыкать. Да и некогда все эти анимации разглядывать, когда нужно составлять идеальную колоду для победы над всеми порождениями проклятия.
Оценка: 4/5
Подробная информация об игре в базе