Обзор Days Gone. Я и верный конь
Рекламную кампанию Days Gone можно с уверенностью назвать самой блеклой в этом году: абсолютно все ролики проекта Bend Studio намекали на то, что нас ждёт довольно невзрачная и скудная на контент игра, которую не кривя душой можно будет назвать одним из самых слабых эксклюзивов от Sony за текущее поколение. Тем приятнее наблюдать за тем, как Days Gone уверенно, шаг за шагом, разрушает свой сомнительный образ, сформированный маркетологами из Sony, и демонстрирует под вторичной оберткой самобытную и интересную игру. Проект Sony Bend в каком-то смысле ставит новую планку для игр в открытом мире: подобную подачу сюжета и уровень проработки мира можно ожидать от, например, The Last of Us, но сложно представить в однообразных проектах от той же Ubisoft. Если вам не нравится читать длинные рецензии, наш однозначный вердикт таков: Days Gone можно смело брать, это совершенно точно одна из лучших игр этого года и одновременно одна из самых взрослых и глубоких историй этого поколения. Всем остальным желаем приятного чтения. Добро пожаловать в мир без надежды. Добро пожаловать в Days Gone.
Несмотря на то, что Days Gone постепенно знакомит игрока с особенностями своего мира (их тут и правда немало), с первых минут понимаешь, что мир этот обречён. Люди разобщены, ждать помощи неоткуда, а поисками лекарства от инфекции никто, кажется, даже и не думает заниматься. Это неудивительно-эпидемию смогли пережить лишь отбросы рода человеческого: всю игру вас будут окружать различного рода бандиты, головорезы и прочие выродки. Да и сам герой – байкер Дикон Сент-Джонт- весьма далёк от идеалов духовности и добродетели. Он просто существует в этой обители насилия и безысходности, спокойно ожидая своего конца («Все равно придётся умереть, какая разница, от чего?»). Впрочем, совсем без штампов завязка не обошлась: в самом начале игры Дикон переживает трагическое расставание с раненой супругой, которую он отправил на вертолете научной организации NERO, надеясь, что уж ученые-то смогут ей помочь. Спустя два года после завязки истории у героя не осталось ничего, включая надежду найти возлюбленную. Только байк и напарник по кличке «Boozer», обретший в русской локализации отвратительное прозвище «Бухарь».
У мира Days Gone есть одна важная особенность – он без лишних соплей, с пугающей реалистичностью демонстрирует то, как будут вести себя люди после конца света. Какие-то детали вы узнаете сами, о каких-то вам расскажут в диалогах, а что-то обязательно почерпнёте в записках, разбросанных по обширной игровой территории. Например, валютой в DG служат некие «кредиты» – фактически, это услуги, которые вам готовы оказать жители конкретного поселения в благодарность за то, что вы зачистили локацию от фриков или бандитов. Несмотря на то, что среди большинства персонажей Days Gone почти физически неприятно находиться – каждый из них вполне может воткнуть вам нож под лопатку как только вы отвернетесь – помогать лагерям так или иначе придётся, ведь бензин и оружие на дороге не валяются.
Бензин, кстати, в игре чуть ли не важнее патронов – не зря в состав Bend Studio входит множество байкеров. Мотоцикл в мире Days Gone является первостепенной необходимостью – без него и эффективно перемещаться не получиться, и от толпы заражённых не удерёшь. Байк получился своеобразным внутриигровым хабом – с его помощью даже сохраняться можно. Управление мотоциклом реализовано на весьма достойном уровне: физики на уровне даже самых примитивных аркадных гонок ждать не стоит, но ведёт себя железный конь весьма убедительно. И это несмотря на то, что некоторые новости относительно средства передвижения заставили нас побеспокоиться – ведь Unreal Engine 4, на котором сделана Days Gone, попросту не поддерживает двухколесные средства передвижения. В результате разработчикам пришлось делать байк Дикона четырехколесным, убрав визуализацию двух колёс по бокам. На деле же этот чудовищный костыль в самой игре никак не даёт о себе знать, да и в целом к технической части игры вопросов нет (разве что переодически встречаются досадные баги). Игра выглядит так же, как и другие эксклюзивы от Sony: в Days Gone великолепные модели персонажей и анимация. Компромиссы, конечно, присутствуют: в лесах, например, дальность прорисовки мелкой растительности и кустов, мягко говоря, расстраивает. Но в остальном Days Gone держится молодцом, демонстрируя убедительную и красивую картинку.
Если подачу сюжета и проработанность мира в игре от Sony Bend можно поставить в пример уже упомянутым играм от Ubisoft, то вот хвалить игровой процесс гораздо тяжелее. Если присмотреться к Days Gone повнимательнее, то проследить формулу типичных игр с открытым миром не составит труда. В новом эксклюзиве от Sony «уши» Far Cry торчат буквально отовсюду: тут и стандартная прокачка по трём веткам навыков («стрельба», «ближний бой» и «выживание» – все предельно стандартно), и зачистка аванпостов, и разорение лагерей научной организации NERO, в которых можно получить дополнительный (и ощутимый) буст к одной из игровых характеристик. Разве что крафт предметов достался Days Gone, можно сказать, «по наследству» – подобную систему мы уже видели в The Last of Us. Да что тут говорить, в игре даже вышкам нашлось место.
С одной стороны, Days Gone за это как-то и не поругать: все же предъявлять претензии к игре в открытом мире за стандартные для игр в открытом мире активности несколько странно. Я вот очень сомневаюсь, что, например, в той же RAGE 2 будет что-то сильно отличающееся от стандартного «джентльменского набора». С другой стороны, мы все же говорим об эксклюзиве Sony, а к ним игроки и требования соответствующие предъявлять привыкли. Меня лично не покидает ощущение, что если бы Bend Studio сконцентрировалась на главных «фишках» Days Gone, бросив никому не нужные open world-заигрывания и сделав сильный сюжетный экшен, игра бы с легкостью могла бы побороться за звание «GOTY 2019». Потому что у Days Gone есть два ключевых элемента, которые с лёгкостью позволили бы ей оказаться на вершине видеоигрового пантеона.
Первый из них – это толпы зомби. В обзоре на World War Z, я предрекал, что у Days Gone этот аспект получится не в пример лучше, но даже не тогда я не понимал, каким будет эффект. Я не буду приводить пресный список заражённых, которые вам встретятся в игре – мир в Days Gone интересно изучать самому, а учитывая, что даже в трейлерах разработчики показали не все, что вас ждёт, я и вовсе не имею на это морального права. А вот то, как орды мутантов действуют, достойно отдельного разбирательства.
Всего в игре три сюжетных битвы с зараженными (в мире DG именуемые «фриками»), но сильнее всего вам запомнится, конечно, самая первая. Непреложные правила внутриигровой логики действуют и на них: фрики не берутся из неоткуда – у них есть своё гнездо, куда они отправляются спать, а если вы уничтожите всю толпу – она логичным образом не восстановится через условные два часа. Фрики одновременно и удивляют, и удовлетворяют твоим ожиданиям от них – заражённые преследуют вас, будто сливаясь в единый организм, и преодолевают препятствия подобно мощному потоку воды. Уничтожить орду нахрапом не получится – количество патронов тут далеко не решающий фактор, вам придётся думать, и думать быстро. Если угодно – то каждая толпа фриков представляет из себя своеобразную головоломк, решить которую можно абсолютно разными способами, в зависимости от вашей фантазии. После Days Gone пресные «пирамидки» из WWZ выглядят крайне уныло.
Вторым элементом, не дающим Days Gone стать ещё одной «просто игрой с зомби», является её история. О ней сложно сказать что-то конкретное без спойлеров, но поверьте, у Sony Bend получилось создать самый интересный и правдоподобный зомби-апокалипсис по ту сторону от The Last of Us, со всеми необходимыми для этого атрибутами. После Days Gone стагнация сериалов вроде The Walking Dead Видна невооружённым глазом: их пвторыпросто исписались, разучившись творчески мыслить. Именно поэтому аудитория ТВ-шоу раз за разом просить вернуть сериал в плоскость борьбы за выживание и перестать показывать ни к чему ни ведущие диалоги на фоне гор гниющей плоти. Геймерам в этом плане повезло – они могут найти спасение в Days Gone. Большинство персонажей отлично проработано, им безоговорочно веришь, а сам Дикон уж точно получился одним из лучших и самых ярких протагонистов последних нескольких лет.
Западная пресса критикует Days Gone главным образом за затянутость и «провисание» геймплея в середине, отмечая, что из-за этого интерес к игре довольно быстро теряется. С этим утверждением я и согласен, и не согласен одновременно: в моменты, когда игровой процесс меня утомлял, главным двигателем, мотивирующим к прохождению, была история, которая как раз свой темп практически не сбавляла.
Но да – если вернуться к парадигме «игры – это геймплей», тут Days Gone все же не удаётся избежать критики. Самое неприятное – то, что краеугольным камнем геймплейных неудач проекта выступает открытый мир. Если бы Sony Bend выпустили обычный story driven – экшен, то у нас уже был бы очень сильный претендент на игру года. Вообще, в некоторых моментах экономия ресурсов (как минимум, временных) довольно очевидна. Например, в некоторых сюжетных роликах вы можете заметить паузы, которые разработчики отвели под «моральный выбор», который в самой игре так и не появился. В конце концов, можно было бы пойти по пути Metro Exodus и сделать большие открытые локации, на которых и толпы заражённых можно было бы реализовать, и геймплей бы был подспорьем для истории, а не мешал бы ей. Но Sony Bend зачем-то стала показывать Ubisoft, как ей нужно было делать Far Cry: New Dawn.
Но, несмотря на вышеперечисленное, (также стоит помнить, что Days Gone – первый проект такого масштаба от студии-разработчика), игра однозначно удалась. Я бы не рискнул рекомендовать DG разве что людям со стойкой аллергией на open world – игры. Всех остальных, уверен, ждёт захватывающее 40-часовое путешествие по прекрасному миру, который уже пережил пик своего расцвета и стремительно катится в ад со всеми его обитателями. Да, Days Gone не стала для Sony локомотивом, двигающим продажи платформы, но у игры и цели такой нет. Это просто отличный проект, который не только поможет скоротать время до выхода The Last of Us: Part II, но и имеет свою собственную художественную ценность. Вряд ли вы будете сильно жалеть, пропустив игру в потоке весенних релизов, но если все же попробуете – готов поспорить, Days Gone запомнится вам навсегда.
P.S. А ещё Days Gone – это игра, которая установила для отечественных PS4-геймеров новые реалии: скорее всего, все последующие эксклюзивы от Sony будут стартовать с ценника в 4 с половиной тысячи рублей. Однако сама игра в этом, как вы понимаете, не виновата.
P.P.S.
После финальных титров не откажите себе в удовольствии зачистить все блокпосты NERO. Вас ждёт приятный сюрприз.
Подробная информация об игре в базе