Обзор Cartel Tycoon: Преемственность поколений
Сколько ни вспомню, гангстерские стратегии всегда были отдельной темой: конечно, весело стравливать между собой инопланетных осьминогов, но как только речь заходит о «контроле над районом», тут даже самый тихий из ботаников в классе алчно сверкает линзами очков.
И к ним всегда было меньше всего претензий: потому что чаще всего они недурно получались.
Видимо, сам факт «состряпать грязное дельцо под носом у федералов» приводил и приводит по сей день игроков в такой восторг, что они отказываются есть кашу при матери и снимают шапку прямо НА УЛИЦЕ, что дальше, «Веселая Ферма» и ролевые сервера Minecraft, юный рецидивист?
Особо же дело встает особняком Аль Пачино, когда дело касается мафии.
Тут ботаник из класса не просто сверкает – он прямо-таки сияет, приводя своего менее умного, но более крепкого братца в класс, «знакомьтесь, это Томми, и если что – он поддержит любые мои идеи. Мы – семья».
Мы семья, господа, мы семья гангстерских стратегий.
Здесь дело еще более особое: картель, мексиканский, в лучших традициях жанра.
Эль Трехо и Эль Панини [с соусом], Франческа Вдова Ярости и Лионель Эль Полишинель, и прочие, прочие колоритные парни выясняют, кому достанется право владеть всей Мексикой – от юга и до самой стены Трампа.
[Все имена выше вымышлены, но скорее всего, реально существуют на данный момент где-нибудь в мексиканских деревушках].
Происходит все в далеком 1989 году, СССР еще не развалился, а мафия уже одряхлела, а значит, самые крутые бандосы – именно в Мексике.
И что приятно, для старта игра предлагает сюжетно прописанных персонажей – своя биография, свои диалоги, свой человек в администрации.
Весьма классический сюжет, подаваемый в красочных диалогах с некоторым количеством мата, [спасибо, что не запикали, серьезно, нынче как будто только Cyberpunk 2077 дозволено материться, что за времена], погружает игрока в реалии небольшого картеля: глава семейства имеет в распоряжении пару человек и возможность поставлять с ферм опиум в продвинутые страны остального мира, вперемешку с овощами, разумеется.
Самолет, привозящий обратно в Мексику деньги, привозит их слегка грязными, а поэтому нужно заставлять наиболее ленивого из своих подчиненных гангстеров садиться за руль своего автомобиля и лично ехать забирать чемоданы денег [за обзоры на игры, опиум – лишь прикрытие, тут трэш посерьезнее], чтобы отмыть их при помощи вполне легальных методов бизнеса – например, таксопарка.
Чувствуете, как проглядывает ролевой отыгрыш? [и ностальгия из 90-ых]
Да да, можно построить свою таксопарковую империю, парень.
Гангстеры – первая же ключевая особенность игры.
Каждый ездит на своей машине и имеет свои параметры, навыки и кличку, которую можно изменить – как вам Дэнни aka Иннэд? [Да да, отсылочка к фильму «Довод» и плохой фантазии автора. Автора обзора, разумеется].
Если же надо на разборки, машин прибавляется – иными словами, Heroes III в Мексике, но что важно – машины всегда видно карте, и от скорости агента часто зависит многое.
Например, успеет ли он перехватить полицейский отряд, едущий опечатывать склад с обнаруженной марихуаной, и хватит ли у него на это сил?
Для такого в игре даже есть тактическая пауза. Ну как тактическая: просто пауза. Но как же она тактически помогает…
Сам же игрок, помимо назначения заданий «сотрудникам своей фирмы», волен строить абсолютно что угодно и где угодно, включая дороги, главное, чтобы деньги были.
И вот тут вскрывается весьма сложная и интересная логистика – да, есть простая цепочка «выращиваем опиум – везем его в аэропорт», но и есть и цепочка «выращиваем опиум – в специальном цехе смешиваем его с коробками с овощами с любовью – везем в аэропорт, чтобы в случае чего копы не докопались».
Смекаете?
Чем больше активности на любом из производств игрока, включая склады, тем выше шанс того, что туда нагрянет полиция – обычно при перегрузе склада, так что в интересах игрока – грамотно выстроить цепочки производства, четко зная, что, куда и когда едет.
Что? Что за нереалистичная полиция? Откуда у них инфа?
Ох уж эти местные фермеры.
И да, о нереалистичной полиции – если ваш склад арестовали, то никто не мешает выкупить его у копов за взятку через неделю, о чем вы, максимально реалистичный геймплей.
Но не стоит перегибать с криминалом – иначе местные Андрюхи передадут дело федералом.
В игре есть два интересных параметра – лояльность и уровень хаоса [да да, я помню, смерть и кокс трупу на троне, но вернемся к обзору].
Если лояльность – это типичное «люди любят вас, милорд», то уровень хаоса определяет количество звезд [серьезно, там звезды], после которого перестанут приезжать менты, а ворвется армия – чем крупнее и чаще подряд игрок совершает нелегальных действий [обычно при помощи навыков подчиненных], тем быстрее столицу его криминального бизнеса натурально обложат блокадой вооруженные силы мексиканской федерации [запрещенной на территории Российской Федерации терро… или что у них там, погодите?].
Поэтому не стоит слишком часто запираться в особняке и обмазываясь в муке, печь блины, если вы понимаете, о чем я, мои дорогие фанаты Масленицы.
Гангстеры, к слову – весьма разносторонние личности.
Не только со своей биографией и личным портретом, но с собственными заклина… [сверяется со «Справочником обзорщика»] способностями, причем все это прокачивается в ходе игры – прокачка зависит от занятости «сотрудника» в «бизнесе» «фирмы».
Например, крепкие на вид ребята чаще всего склонны к активным навыкам вроде «запугать конкурента» или «поджечь склад», утонченные же девушки предпочитают «похитить богатую персону» или «убить неугодного человека» [наверняка тонким способом, например, подсыпав ему баги в консоль].
Всего уровней у каждого гангстера – пять, и как правило, глава картеля – максимального уровня [гриндил правительственных мобов до 80-ти лет… левела, нубы, имейте уважение].
Но что самое примечательное – принцип «роста в семье».
Получил новый уровень – поднялся на одну позицию выше на местном экране «семейного древа».
Поднялся выше – стал ближе к главе семейства.
Стал ближе к главе семейства – стал ближе к занятию его места после его «внезапной» и «неожиданной» смерти.
Не знаю, возможна ли в игре подстава от собственных сотрудников в подчинении, но например, если игрок станет банкротом, невыгодно торгуя овощами вместо нормального, крепкого кокса, то его банкротство будет сопровождаться текстом в стиле «в спине Джонни Де Пармезани нашли нож с прикрепленной к нему запиской «предатель».
Похоже, это те парни из Frostpunk. Это именно их любимое развлечение – плохо работать, а потом валить все на лидера. Чертовы либералы [или как это модно называть нынче].
Cartel Tycoon все еще в разработке, например, персонажам, занимающим место «покинувшего пост» предыдущего главы, не прописаны диалоги – но уже сейчас это полностью играбельный продукт, с явным прицелом на будущую гангстерскую песочницу.
Что подкупает – в отличие от множества современных стратегий, здесь реально нужно следить за довольно непростыми логистическими цепочками, и непросто следить – нужно реально сесть и разобраться, почему кокаин так плохо продается, эль хефе, и почему грязные деньги так медленно превращаются в чистые – нам ведь нужно платить зарплату АБСОЛЮТНО ВСЕМ подчиненным сотрудникам, объектам и даже треклятым складам, просто стоящим на метс еи позволяющим хранить в себе вещи.
Лос дармоедос, амигос.
Похоже, славная традиция хороших стратегий про гангстеров продолжается – Cartel Tycoon – не шедевр, но и не проходная «времяубивалка», а крепкая гангстерская стратегия со своими необычными деталями, в наш век этого все меньше и меньше.
IC.