Обзор Arcadegeddon – кооперативный roguelike-шутер с опциональным PVP
Студия IllFonic, которую многие наверняка помнят по Friday 13th и Predator: Hunting Grounds, решила завязать с асимметричными мультиплеерами и представить владельцам ПК и PlayStation 5 свой новый проект – Arcadegeddon, пока еще находящийся в раннем доступе. Он предлагает игрокам увлекательные перестрелки и напряженные сражения с боссами, в которых может поучаствовать до четырех человек одновременно. Но так как предыдущие задумки данных разработчиков не снискали большого успеха (даже несмотря на знаменитые бренды, под которыми выходили), к обещаниям нужно отнестись настороженно и проверить все самостоятельно.
Содержание
Трон для поколения “зумеров”
Сюжет Aradegeddon имеет много общего с фильмом TRON 1982 года выпуска и его более современным продолжением. Виртуальная реальность в далеком будущем стала занимать куда больший процент жизни людей, а компьютерные развлечения стали гораздо реалистичнее. Разумеется, все это привело к серьезным проблемам. Когда злодейская мегакорпорация заразила вирусом игровые автоматы, нашим героям пришлось встать на защиту виртуальной реальности, проникнуть в нее с помощью устройства, внешне чем-то напоминающего телепорт и оцифровывающего человека, и начать сражаться с виртуальными воплощениями вредоносного кода.
Само собой, из такой завязки слепить серьезный сюжет было бы нереально, поэтому здесь он отсутствует. Вместо этого геймеров ждет Fortnite-подобный дизайн, отсутствие какого-либо намека на реалистичное насилие, аркадность (что не удивительно, ведь мы буквально находимся внутри аркадного автомата) и большое количество “стерильных” шуток на квадратный метр. В перерывах между прохождением миссий можно будет пообщаться с несколькими причудливыми жителями хаба-базы, но в общем и целом Arcadegeddon больше про геймплей, чем про сюжет. NPC же служат для выдачи заданий и необязательных челленджей вроде “убить 20 врагов во время подката”, “достигнуть 8-го уровня сложности за 45 минут”. У каждой банды свои задания и свои награды.
Палим из всех стволов
После того как игрока оцифровывают, он по кабелям попадает в совершенно иной мир – отдающий кислотными цветами, люминесцентными лампами и прочими киберпанковскими фишками, а обучающая программа быстренько вводит геймеров в курс дела. Персонаж может бегать, прыгать, пригибаться, стрелять, использовать прицел и так далее. Все стандартно и даже примитивно, но это отнюдь не делает игру плохой – даже наоборот, в случае с Arcadegeddon чем проще, тем лучше. Зачем все усложнять, если люди приходят сюда за ненапряжными пострелушками в компании друзей или просто случайных пользователей интернета. Если бойца бросят в гущу сражения как можно быстрее, это только в плюс.
И действительно – уже на первом уровне начинается эффектный экшен с использованием широкого арсенала для умерщвления виртуальных оппонентов. Суть заключается в быстром перемещении по небольшим уровням-аренам и выполнении поставленных задач, которые постоянно меняются. Например, в одном месте следует поразить в слабые места некие ретрансляторы, а в другом захватить точки, не выходя за пределы круга (в некоторых случаях он может еще и двигаться). И все это время вы находитесь под обстрелом большого количества оппонентов – бегающих, летающих, дополнительно укрепленных. Автоматическая регенерация здоровья отсутствует, поэтому действовать приходится аккуратно.
Набор вооружения в Arcadegeddon не может не радовать – здесь собрано несколько десятков стволов, которые разработчики постарались сделать оригинальными. Да, стандартные архетипы – пистолет, дробовик, снайперка, ракетомет и т.д., все равно просматриваются, но не так явно, как в большинстве других экшенов/шутеров. Каждый раз, когда ты подбираешь ту или иную пушку, сразу и не догадываешься, какими именно свойствами она обладает. Одни позволяют запустить залп плазмы и буквально разуплотнить противника, другие же вяло постреливают очередями, но зато обладают повышенной точностью на дальних дистанциях. И хоть полноценным лутер-шутером Arcadegeddon не назвать, факт наличия разноцветной градации выпадающего добра просто не может не порадовать всех любителей собирательства.
Выбирай сам – выходить из зоны комфорта или нет
Каждый забег в игре представляет собой несколько связанных между собой уровней, между которыми располагается пункт передышки, где можно закупиться снаряжением на накопленную валюту или подлечиться за деньги в пункте первой помощи. Никаких чекпоинтов не предусмотрено – если вы вдруг умерли во время прохождения, то вам предложат завершить игровую сессию и перейти на экран подсчета очков. Соответственно, при следующем заходе в телепорт-оцифровщик персонаж отправится в самое начало пути. А чтобы людям не было скучно проходить одни и те же уровни снова и снова, была добавлена процедурная генерация локаций. Вроде бы знакомые элементы – мосты, арены, ловушки, но перетасованы несколько иначе.
Дополнительные сложности игрокам создают не только атакующие со всех сторон роботы и прочие недоброжелатели вроде странных раздувающихся мешков с воздухом, но еще и расставленные по уровням ловушки – вращающиеся лазеры, качающиеся туда-сюда топоры, пропасти, куда можно свалиться. При первом забеге оказалось неожиданным, что некоторые ловушки могут убить персонажа мгновенно, но нельзя сказать, чтобы эта составляющая игры создавала серьезные проблемы во время прохождения. Уклоняться от препятствий достаточно просто – главное только не тормозить и использовать имеющиеся у персонажа умения, будь то прыжок или подкат в стиле гонконгских боевиков (с помощью последнего, кстати, можно эффектно расстреливать противников и снижать риск ответных попаданий по персонажу).
По умолчанию игроку предлагается проходить приключение на уровне сложности Difficulty 1, который можно охарактеризовать как “детский”. Монстры здесь безобидные, убивают вас очень долго – да и вообще, можно взять в руки стандартную биту и колошматить их без использования какого-либо оружия. И таким образом позволяется проходить первоначальные локации. Но если вам хочется более напряженных испытаний и более солидных наград, сложность стоит увеличить. Делается это в безопасных хабах между отрезками локаций – вы подходите к специальному автомату, приносите ему в жертву часть собранной валюты, а он взамен поднимает напряженность боев на уровень выше. Примерно на Difficulty 3-4 уже начинает чувствоваться сопротивление, а полоска жизней под обстрелом тает на глазах.
Конечно, совсем уж халявить не получится – от уровня к уровню сложность все равно подскакивает на единичку, поэтому через примерно полчаса с момента старта забега мобы уже начнут больно настреливать, а особенно мерзкие, такие как лопающиеся шары, постоянно заставлять носиться по карте. Смерть вашего персонажа может настигнуть даже при аккуратном прохождении. И если в мультиплеере еще можно будет положиться на союзников, которые поднимут раненного, то в одиночном режиме вы гарантированно проиграете. Если только у вас не будет жетона продолжения. Как и в классических игровых автоматах, он позволяет продолжить игру до следующей смерти, возвращая игроков на начало локации.
Кастомизация персонажа и прокачка
Уже давно прошли те времена, когда людей можно было удержать просто интересным геймплеем. Если вышедшие несколько лет назад Left 4 Dead и его сиквел не предлагали вообще никакого прогресса, а просто перепрохождение множества разных карт, причем всем это нравилось, то сейчас такие сессионки быстро теряют популярность. Поэтому в каждом новом проекте неизменно присутствуют такие атрибуты, как система повышения уровня, прокачка и открытие разных косметических предметов. Не обошла стороной эта тенденция и игру Arcadegeddon. Когда вы только начинаете свое путешествие по виртуальному миру, вам предлагают выбрать из пары типов тела, головы и причесок, чтобы создать персонажа под свой вкус.
Запас кажется скудным, но это только на первых порах – во время прохождения миссий и испытаний (испытания – это необязательные задания, которые проходятся в каждом забеге в качестве побочных квестов. Например, нужно уничтожить 7 врагов одновременно суперспособностью, забить битой 15 оппонентов за уровень и тому подобное) будет открываться все больше контента. Моднявые прически, элементы одежды, головные уборы – заявлено где-то около семисот различных комбинаций. А самое приятное в том, Что вы можете менять внешний вид каждый раз, когда возвращаетесь во внутриигровое лобби. Достаточно только посетить стоящий на первом этаже аппарат.
Выполнение заданий и преодоление препятствий вознаграждается не только косметикой – персонажа также имеет смысл развивать ради разблокируемых умений механической руки-перчатки (Surge Gauntlet). Она позволяет игроку использовать несколько ультимативных способностей, к примеру, запустить крупный шар плазмы, стирающий все на своем пути. Урон от этого выстрела колоссальный и может запросто уничтожить целую пачку набегающих на вас противников. Жалко только после использования умение уходит на длительную перезарядку – придется использовать его только в чрезвычайных ситуациях, когда от количества врагов на экране бывает просто не протолкнуться.
Есть в Arcadegeddon и такие улучшения, которые остаются лишь на время текущего забега. Называются они хаками и внешне напоминают электронные чипы. Подбирая такие чипы, игрок получает прибавку к статам – скорости, быстроте перезарядки и тому подобным улучшениям. Интересного лута в игре довольно много, но геймерам не нужно особо в нем разбираться, так как чипы нередко суммируют свои характеристики, и подбор очередного никогда не ухудшит ваши показатели. А вот с оружием другое дело – если подобрали что-то крутое и не испытываете недостатка в патронах, лучше сохранить его. Среди предметов вооружения попадаются весьма имбалансные, помимо вносимого урона накладывающие еще и отрицательные эффекты (заморозка и т.д.).
Соревновательная составляющая
Серьезного PVP как такового в игре нет, но напарникам все же предлагается выпустить пар. Один раз за локацию – когда вы забегаете в промежуточный хаб, можно активировать Battle Mode – дружеское противостояние на небольших аренах с меняющимися правилами. За определенное количество времени следует набить больше фрагов, чем это сделает оппонент. Уничтожать можно как непосредственно игрока, так и спавнящися на локации мобов – они тоже идут в общий зачет. Другой интересный режим – вам выдают две одинаковые пушки-дискомета и нужно сражаться ими друг с другом. Диски отскакивают от стен, но мгновенно цели не достигают, поэтому приходится действовать на опережение и рассчитывать траекторию противника. Победитель получает возможность открыть дополнительный сундук, где лежат чипы-апгрейды, пушки и другие “вкусности”. Даже проигравшим не особо обидно будет, поскольку весь этот лут все равно пойдет на общее дело.
Второй тип соревнования – непосредственный отстрел мобов во время забега. Чем результативнее будет игрок в плане количества убийств, хедшотов, собранных монеток, тем больше шансов у него занять первое место. Честно говоря, не самая лучшая идея, поскольку она побуждает людей лететь вперед и настреливать как можно больше убийств, открывать сундуки самостоятельно и не делиться с другими членами банды. Также количество заработанных очков идет в недельную таблицу рекордсменов. Хотя стоит ли заморачиваться, если ее все равно забили читеры (или как еще можно назвать людей, которые за один забег умудрились выбить 400 тысяч очков в сольном режиме).
Графика, звук и другие технические особенности
У игр в раннем доступе часто наблюдаются проблемы с производительностью и конфликты с некоторыми конфигурациями ПК, но с Аркадгеддоном все обошлось. Стабильно высокий FPS выдают даже средние по текущим меркам ПК – обладателям GTX1060 и выше можно смело ставить настройки в предустановку “Эпические” и выжимать максимум из динамичного игрового процесса. Картинка красочная и стильная, с приятным уклоном в минимализм. Есть даже отдельная опция для включения новомодного Ray Tracing для отражений. Единственное что несколько портит впечатление, это любовь разработчиков к намеренному замыливанию/размыванию картинки. Впрочем, этим грешит добрая половина современных игроделов, приходится привыкать.
Значительно лучше обстоят дела со звуковым сопровождением – пушки делают пиу-пиу, пыщ-пыщь и тыщ-тыщ-дыщ, как и полагается футуристическим предметам вооружения, а объемное звучание отлично передает местонахождение стреляющих по вам врагов, спрятанных сундуков и пр. Но особенно радует саундтрек, состоящий из прогрессивных жанров – дабстеп, электронный трэп, футуристический хип хоп (только инструментал, рэп здесь, слава Богу, никто не читает – разве что во встроенном голосовом чате). Вашим союзникам не понадобится Discord для эффективной коммуникации, так как она присутствует внутри самой игры. Есть даже опция Voice to Text, которая наверняка придется по душе слабослышащим (работает только с английским языком).
Отрицательным моментом по многим причинам стал матчмейкинг. Система подбора игроков позволяет искать себе союзников только во время нахождения в лобби перед началом забега. Поиск не позволяет задать количество персонажей в группе, да и вообще, затягивается на 5-6 минут. А если игра в течение какого-то времени не находит вам напарника, она самовольно делает вас хостом и запускает одного в игровой мир. Вторая проблема – невозможность пригласить еще людей в уже созданную сессию. Во многих аналогичных проектах уровень сложности балансируется прямо на ходу, стоит только новому игроку зайти в игру или выйти из нее. Здесь же если человек выходит, то это с концами – никаких переподключений и возможности пригласить людей в матч. Бывает обидно, когда ты проходил испытания сорок минут, а потом твоему союзнику внезапно надоело и он молча вышел.
Текущее состояние игры и ее будущее
Как уже упоминалось в самом начале, Arcadegeddon является проектом в Early Access со всеми вытекающими из этого последствиями. Нет, это определенно не тот случай, когда разработчики выкидывают геймерам на тарелки совсем уж недожаренное блюдо и говорят – жрите. Сетевой шутер уже выглядит как вполне оформившееся произведение, где можно зависнуть на несколько часов: как любителям одиночного прохождения, так и предпочитающим погружаться в виртуальные миры совместно с друзьями. Все что касается перестрелок сделано очень гладко, по арсеналу и активностям тоже полный порядок. Тем не менее, в следующие семь месяцев создатели будут активно обновлять игру новым контентом:
- Лето. Расширение уже существующих биомов (в данный момент их три штуки), добавление новых элементов для кастомизации персонажей и оружия в арсенале;
- Осень. Оффлайн-мод для сольной игры – одна из нужных вещей. Сейчас, даже если играть в соло, вы не можете поставить игру на паузу во время боя. И если вам срочно надо отойти, забег будет провален. Вторым крупным нововведением станет PVP-режим, где игроки смогут померяться силами друг с другом. В довесок идут новые биомы и боссы;
- Зима. Больше оружия, кастомизации, расширение PVP-контента и режима Battlemode. Будут ли отдельные арены вне кооперативных забегов, пока еще не известно;
- Время запуска. Полноценный старт обещает быть самым насыщенным в плане обновлений – биомы, банды, PVP-режимы. Но наиболее значимыми являются две вещи: новые локализации (сейчас игра полностью на английском) и поддержка кроссплея. Если аудитория ПК к тому времени истощится, слияние с консольщиками определенно улучшит ситуацию.
Что касается пострелизной поддержки, то здесь ничего не известно. Но если посмотреть на предыдущий опыт IllFonic с той же Friday 13th, то можно с уверенностью сказать – даже если Acadegeddon не сможет привлечь большого количества любителей шутеров, он сможет рассчитывать на различные патчи и исправления в течение пары лет. По крайней мере, вышедшую в 2017 году Пятницу поддерживали до января 2019 года, хотя она уже растеряла свою аудиторию задолго до этой даты.
Подведем итоги
Arcadegeddon получился несколько невзрачным – его визуальный стиль прямо-таки попахивает Фортнайтом и сессионными играми из категории “бесплатные”. Все аляповатое, кислотное и минималистичное. Это может сбить с толку многих геймеров, которым проект попадется на глаза во время пролистывания ленты цифрового магазина. Некоторые даже подумают – а не ошиблись ли разработчики платформой, выпуская это на ПК и PS5, а не на мобильных телефонах по соседству с Кэнди Крашем. Но стоит только рукам дойти до геймплея, как мнение меняется на куда более позитивное.
Динамичная стрельба, дождь из разноцветных пушек с разными эффектами, интересный подход к классическим задачам вроде захвата точки, не самые простые боссы – все это увлекает, а очередное поражение только мотивирует собраться и совершить новую попытку. С другой стороны, выносить конечный вердикт по Arcadegeddon пока что рано, ведь львиная доля контента все еще недоступна. Очень хочется посмотреть на то, как будет реализован соревновательный мультиплеер и насколько он приживется среди игроков, но для этого придется дождаться осенних обновлений.