Anna’s Quest – старые сказки на новый лад
Daedalic Entertainment – одни из немногих, на ком все еще держится жанр классических point & click квестов. Красивые рисованные истории от данных разработчиков уже долгое время радуют любителей приключений фирменным юмором и интересными загадками (чего стоит одна только серия Deponia или игры по вселенной The Dark Eye). Не обходится и без традиционного пиксельханинга, когда геймерам приходится просматривать локации на предмет наличия предметов или точек активного взаимодействия, на которых приходится применять содержимое инвентаря.
Само собой, при таких раскладах компьютерная платформа является для квестоманов приоритетной – большой экран, где видны мельчайшие детали, удобный и точный манипулятор-мышь. Но консольных игроков Daedalic тоже не обделили и стали выпускать свои старые хиты в адаптированных версиях. Anna’s Quest один из таких хитов, вышедший на ПК еще в 2015 году и добравшийся до PS4, XBOX One и Nintendo Switch лишь сейчас. Давайте вспомним эту высоко оцененную игровым сообществом адвенчуру и посмотрим, что изменилось в консольных версиях.
Сказка не только лишь для детей
Маленькая девочка по имени Анна живет со своими родителями и дедом на ферме, занимаясь типичными для детей ее возраста делами – гуляет, играет с плюшевым мишкой и много фантазирует (что не удивительно, учитывая отсутствие у нее реальных друзей). Но со временем события принимают неприятный оборот. Родители героини исчезают при странных обстоятельствах, а любимый дедушка заболевает, из-за чего Анне приходится отправиться в долгое путешествие, полное опасностей и невероятных знакомств с персонажами европейского фольклора. Тут и ведьм с русалками полно, и троллей зеленых, даже огнедышащие драконы присутствуют вперемешку с кое-какими художественными героями.
Слишком по-детски – подумают многие игроки со стажем, которые бы с удовольствием поиграли в “серьезный” квест вроде той же Сибири. Однако не стоит делать преждевременные выводы. История Anna’s Quest хоть и подается в слегка инфантильном стиле с милой мультяшной графикой, ребенком главным героем и сказочным сюжетом, все равно является развлечением для всех возрастов. Порой происходящее с протагонисткой и окружающим миром выходит за рамки доброго повествования в “диснеевском” стиле, замещаясь более грустными и мрачноватыми мотивами. Если вы играли в другие проекты Daedalic, то наверняка понимаете, как они любят черный юмор, иронию и большое количество отсылок к нашей с вами действительности. Главное смотреть в оба, и тогда игра затянет даже взрослого.
Вернемся к самому сюжету. Оказавшись в волшебном мире, Анна быстро знакомится с персонажами из знаковых произведений детской художественной литературы. Но они далеко не всегда напоминают образы из первоисточников за авторством братьев Гримм, Шарля Перро или Ганса Христиана Андерсена. Бременским музыкантам абсолютно не интересны концерты, в отличие от покупки дорогой недвижимости. Прекрасному принцу из сказки про Золушку куда приятнее брак с состоятельной невестой, чем с простолюдинкой, а самой обладательнице миниатюрных ступней совершенно не хочется на бал – ей куда интереснее служба в королевской гвардии. В общем, перевернули сценаристы все с ног на голову, в лучших традициях Шрека и других современных мультфильмов (хотя какой Шрек “современный”, если ему недавно 20-ть лет исполнилось).
Вперед к новым приключениям
Несмотря на доброту ко всем окружающим и свойственную возрасту наивность, Анна ловко выпутывается из всех передряг, будь то стычка с бандой разбойников или сказочной нечистью. Разумеется, только при вашем полном содействии. Основной элемент игрового процесса здесь – традиционный поинт’н’клик с поиском предметов и точек применения на локациях. Пробежались по нескольким красиво отрисованным экранам, набрали всякого хлама, назначение которого далеко не всегда понятно с точки зрения обычного человека без особого “геймерского” взгляда, а затем растыкали его в нужных местах, чтобы сюжет сдвинулся с мертвой точки. Иногда предметы приходится совмещать или применять друг на друге в инвентаре, получая другие полезные вещи. Так было в Депонии и Night of the Rabbit, так будет и в Anna’s Quest.
Отличается эта игра от упомянутых выше наличием у героини необычной способности. Девочка оказывается развитой не по годам – умеет удаленно воздействовать на предметы силой мысли, и таким экстраординарным способностям по ходу развития истории находится огромное количество вариантов применения. Что-то сломать, куда-то дотянуться, где-то справиться с очередным недоброжелателем. Но вообще наша героиня максимальная пацифистка и все старается решать словами. Общаться Анне придется довольно много, ведь разговоры помогают собрать больше информации об окружающем мире, получить подсказку по решению очередной задачки или поиску нужной вещи. Но даже без этого читать их было бы все равно интересно – шутки и мемы на игрока сыплются как из ведра.
Что касается головоломок, которые призваны разбавлять медитативный поиск предметов – их здесь тоже в избытке. Где-то протагонистке требуется правильно повторять последовательность реплик в диалоге, чтобы уболтать собеседника. Где-то придется использовать жуткий пыточный инвентарь, такой как дыба и гильотина, несколько иным способом (ведь в развлечении для всей семьи вряд ли найдется место для расчлененки и прочих ужасов). На пути Анны также встретится несколько мини-игр, например, с почтовым голубем. Ничего особо сложного нет, а если даже и возникнут трудности, встроенная опция пропуска всегда к вашим услугам – нажали куда нужно и получили пазл в готовом виде. Ну а что, при поиске лекарства для заболевшего дедушки и сражении со злой ведьмой все средства хороши, особенно если головоломка загнала вас в тупик.
Геймплей на консолях и другие технические нюансы
Сразу же хочется успокоить всех тех, кто доселе не играл в point&click квесты на консолях и не понимает, как вообще в такой ситуации заменить компьютерную мышку. На самом деле, все просто – персонаж перемещается с помощью стика на геймпаде, а ближайшие к нему активные зоны выделяются автоматически (так, если честно, даже проще будет, чем елозить по каждому миллиметру в поисках нужной области для применения). Вторым стиком осуществляется переключение между активными зонами и предметами в инвентаре, а другие клавиши отводятся под действия в диалоговом окне и использование телекинеза – единственной способности главной героини. Доступное и понятное обучение в начале игры вводит геймеров в курс дела, так что освоитесь вы быстро.
Владельцы портативных консолей Nintendo Switch и особенно Lite версии наверняка поинтересуются – а как обстоят дела у порта с масштабированием интерфейса и шрифтами? Ведь если у эксклюзивов Нинтендо с этим полный порядок, то у сторонних разработчиков, которые продают в Eshop свои мультиплатформы, нередко встречаются ну очень мелкие буквы. К счастью, в Anna’s Quest с этим полный порядок – кнопки-подсказки на экране прекрасно разглядываются, а субтитры (они здесь по умолчанию английские, так что не забудьте зайти в настройки и поменять на русский язык) выводятся на экран в увеличенном виде. Также в числе опций есть возможность отключить пропуск мини-игр, дабы не было соблазна облегчить себе жизнь, настройка яркости и другие мелочи.
Положительное впечатление оставляет не только визуал, но и звуковое сопровождение. Здесь нам, увы, безальтернативно предлагают английскую озвучку (примерно с 2012 года игры Daedalic перестали переводить на русский, хотя раньше наши локализаторы неплохо справлялись). Но вряд ли это можно назвать минусом. Актеры действительно постарались вжиться в свои образы – играют интонациями, делают театральные паузы, в общем, создают ту самую “сказочную” атмосферу вместе с легкими музыкальными мотивчиками, по которым даже с закрытыми глазами можно распознать фентезийное приключение.
Что понравилось и не очень
В жанре point&click квестов понавыпускали за многие годы самых разных проектов – как признанных хитов на все времена, так и откровенно ужасных поделий. Ко второй категории Anna’s Quest причислять определенно нельзя, хотя бы по причине наличия в игре следующих положительных моментов:
- Красивая мультяшная графика, которая запоминается не благодаря стилю рисования (детализация здесь не особо впечатляет, особенно в сравнении с Memoria или Pillars of Earth за авторством все той же студии), а из-за того, что именно нарисовано. Анне предстоит побродить по ночному средневековому городку, спуститься в преисподнюю, оказаться в королевском замке, церкви и т.д. Все эти локации пускай и нарисованы с небольшим количеством деталей, но все равно выглядят эффектно. Еще и дополнительный бонус у минимализма имеется – нужные объекты гораздо проще разглядеть.
- Достаточная продолжительность истории. В то время, когда куда ни ткни – везде адвенчуры на 5 часов игрового времени, поданные в виде интерактивного кино, десятичасовая Anna’s Quest воспринимается в кои-то веки как рациональная трата денег. Мир не успевает надоесть слишком быстро, и при этом вы вряд ли уйдете разочарованным малой продолжительностью сюжета (если только не считаете нужным использовать каждую подсказку в игре и пропустить каждую строчку в диалогах). Даже если вы будете одним из тех, кому происходящее покажется заурядным, припасенная сценаристами неожиданная концовка скрасит общее недовольство.
- Множество отсылок и параллелей с реальным миром. Конфликт технического прогресса и традиций, ожиданий людей от человека и его личных стремлений, необходимость постоянно иметь дело с бюрократами и работать в поте лица, чтобы прокормить себя и семью – знакомо, не правда ли? Все эти темы в Anna’s Quest поднимаются, пускай и в достаточно своеобразной форме, и сама Анна часто даже не является центральной фигурой в сюжете. Добро и зло для взрослого человека являются понятиями относительными, это же предстоит понять главной героине во время ее необычного путешествия.
В качестве обратной стороны медали выступает все та же проблема, что и в 99% всех юмористических квестов – нерациональность некоторых действий. Некоторые загадки в игре решаются по своей специфической логике, имеющей мало общего с реальностью. Игрокам в Квест Анны придется совмещать и применять предметы в странных комбинациях, что является поводом для очередной шутки-панчлайна, но одновременно с этим еще и заставляет геймеров заниматься перекликиванием всего имеющегося в инвентаре хлама на всех увиденных областях применения в надежде “авось получится”. И некоторые предметы становятся активными лишь после того, как вы поговорите с NPC или прочтете книгу, или выполните еще какое-то условие. Застряли? Тогда гайды вам в помощь.
Итоговый вердикт. Стоит ли играть?
Ответ на данный вопрос зависит от того, насколько вам вообще по душе жанр классических квестов с инвентарем, головоломками и поиском предметов. В последнее время аудитория тяготеет к более динамичным развлечениям с веселыми мини-играми, нелинейностью и кинематографичностью, так что point&click перекочевал из самых популярных жанров в категорию нишевых развлечений. Даже сами Daedalic в последние годы поддаются новомодным веяниям и двигаются в сторону Action/Adventure, отказываясь от пиксельхантинга как от уже отжившего свое квестового атавизма. Кому такое не интересно, лучше пройти мимо.
А вот любителям не особо сложных загадок и “настоявшегося” адвенчурного геймплея Anna’s Quest определенно придется по нраву – игра стала хоть и не хитом, но точно крепким представителем жанра. Мир с сочетанием магии, чуждых средневековью современных технологий и сверхспособностей главной героини смотрится занимательно и генерирует шутки на бытовую тему на протяжении 10-15 часов неспешного прохождения, в то время как инвентарные и другие припасенные задачки проверяют вашу изобретательность. Ничего из ряда вон выходящего, но на безрыбье в квестовом жанре (особенно на консолях) Квест Анны смотрится неплохо.