Обзор Amnesia: The Bunker. В гостях у бункерного монстра
Пока внимание большей части геймеров удерживается дорогостоящими продолжениями франшиз Street Fighter и Diablo, практически одновременно с ними вышла следующая часть популярной в узких кругах серии Amnesia от шведских разработчиков из Frictional Games. Они уже неоднократно доказывали, что умеют рассказывать интересные истории и держать геймеров в напряжении, помещая их в дискомфортные ситуации, обычно связанные с монстрами непонятного происхождения и большим количеством замкнутых пространств. Вышедшая 6-го июня Amnesia: The Bunker обещает аналогичный опыт.
Содержание
Выпустите меня отсюда
События игры разворачиваются во времена Первой мировой войны – страшнейшей в истории человечества (если не считать Вторую и грядущую Третью, разумеется). Когда неподготовленным бойцам приходилось ощущать на себе всю мощь только начинающих поступать в массовое производство танков, мощь выкашивающих целые ряды пехоты пулеметов и, конечно же, целого ряда смертоносных газов. Но все это лишь цветочки по сравнению с тем, что пришлось пережить Анри Клеману – главному герою новой Amnesia. Французский солдат вытаскивал из-под огня немцев боевого товарища и упал вместе с ним в глубокую яму, позже очнувшись в практически заброшенном бункере с основательно заваленным камнями выходом.
Казалось бы, ситуация не такая уж и страшная – военный бункер, припасов хватит на месяцы вперед, при желании можно и инструменты найти, и взрывчатку, чтобы благополучно выбраться наружу. Однако совсем скоро выясняется, что завален вход был не просто так – а чтобы не дать выбраться во внешний мир одному необычайно сильному и жадному до человеческой плоти существу. Оно уже успело полакомиться несколькими десятками солдат и офицеров, а Анри, волей случая оказавшийся в дальнем конце комплекса, теперь будет выступать в качестве последнего блюда в меню. Нам же остается прикладывать все усилия для его спасения и попутно разгадывать тайны загадочного бункера, которых здесь сокрыто немало.
Стоит сразу сказать, что Amnesia: The Bunker не является приключением с большим упором на сюжет, каким была в свое время SOMA от тех же Frictional Games. Человеческую речь игрок будет слышать крайне редко, по большей части – в озвучке оставленных погибшими обитателями подземного бункера дневников. Нам дают краткую предысторию, обучают базовым правилам игры и отправляют развлекаться в меру своих возможностей. Да и какие вообще могут быть сюжеты, разговоры и общение, когда человек вынужден ползать в полуприседе, находясь в полной темноте, и прислушиваться к каждому шороху. На первый план выходит выживание и одна единственная цель – пробить путь наружу.
Если вам что-то кажется – вам не кажется
Создатели Амнезии: Бункер позиционируют свой проект как умный хоррор, который мотивирует игроков проявлять креативность, искать нестандартные пути решения встающих на их пути проблем, планировать свои действия и учиться ориентироваться на местности. На загрузочном экране часто можно увидеть надпись примерно следующего содержания: “Вы можете преодолевать большинство препятствий несколькими способами. Используйте свои мозги. Экспериментируйте. Если вам кажется, что что-то можно сделать, вполне возможно, так оно и есть”. Наверняка у читающих этот обзор людей уже стали возникать ассоциации с иммерсивными симуляторами типа Prey или Dishonored, где была свобода действий, вариативность прохождения заданий и проработанные уровни с множеством лазеек.
Что-то из этого действительно имеется и в Amnesia. Найденные в самых разных уголках и отсеках бункера вещи нередко имеют несколько вариантов применения. Например, красную бочку можно подтащить к двери и детонировать на расстоянии метким выстрелом из револьвера, или же заткнуть ей одну из многочисленных дыр в стене, из которой на вас вылезает монстр. Из тряпок можно “скрафтить” себе бинты для экстренной перевязки, сделать факел или же использовать в качестве ингредиента для бутылки с зажигательной смесью. И так далее, и тому подобное (не будем раскрывать все секреты, чтобы не лишать вас удовольствия самостоятельного поиска решений). Единственное, что следует отметить – потолок у всей этой нелинейности гораздо более низкий, чем хотелось бы искушенным игрокам.
Нередки в Amnesia: The Bunker ситуации, когда геймеров заставляют идти по проторенной дорожке и делать конкретные действия в конкретной последовательности, используя строго определенные квестовые предметы. Видите натянутую вдоль прохода растяжку с гранатой? Будьте добры перепрыгнуть ее или обрезать кусачками (чтобы их получить, придется наведаться в одно из отделений комплекса и справиться с возникшей там ситуацией). А вот очевидные действия вроде – просто взять любой хлам и кинуть его в растяжку, или аккуратно подойти и разминировать, забрав себе гранату, игра сделать не дает. Хлипкие деревянные двери могут ломаться кирпичами, взрываться гранатами и даже сноситься из дробовика, но вот если облить их бензином и поджечь или же метнуть коктейль Молотова, эффекта будет ноль.
Жизнь во времена дефицита
А вот что разработчикам удалось гораздо лучше, чем нелинейность, так это сама атмосфера выживания и беспомощности перед нависающей угрозой. Amnesia: The Bunker не является чередой идущих друг за другом миссий, после прохождения которых можно забыть о том, что происходило на предыдущих уровнях. Это миниатюрный, камерный, но все же открытый мир с достаточной свободой перемещения и одной точкой сохранения. Наш оперативный штаб – это единственная нормально освещенная комната в комплексе, где есть керосиновая лампа, включение/выключение которой активирует Checkpoint, и бумажная карта территории, на которой отмечаются точки интереса по сюжетным заданиям. Отправляясь в другой конец бункера с очередной миссией, вы должны быть готовы к путешествию не только к цели, но и обратно. Смерть по дороге вернет вас к фонарю с потерей прогресса.
Само собой, хоррор не был бы хоррором, если бы игроку разрешили смотреть на все ясными глазами. Нет уж, как бы ни так – освещенность здесь минимальная и достигается в основном благодаря имеющемуся у нас в распоряжении механическому фонарику. Он заводится дерганием за веревочку словно бензопила и издает пускай не такой громкий, но достаточный для привлечения недружелюбной живности звук. Переборщили с шумом, и вот уже монстр несется со всех ног в район вашего местонахождения, начиная его активно патрулировать. В одних случаях, избежать контакта достаточно просто – уходите куда подальше, да и все. Но нередко игра подкидывает ситуации, где вы находитесь в тупике и вынуждены просто затаиться, надеясь на авось. Иногда это срабатывает, но в большей части ситуаций вас вытаскивают из шкафа, из-под стола или просто рвут на части, если только вы не примените спецсредства.
Монстр дотошный и непредсказуемый (по крайней мере, в кромешной тьме достаточно сложно понять, где сейчас находится враг), реагирует на издаваемые вами и окружающим миром звуки, источники света и непосредственно на ваше движение перед его глазами. Неприятностей доставляет и тот факт, что жители бункера перед своей смертью как будто бы специально решили нам напакостить – заперли все возможные ценности за кодовыми замками, рассовали по ящикам и расположили за запертыми дверями. Хотите попасть в чей-то личный шкафчик? Придется поискать комбинацию от кодового замка, которая находится на жетоне владельца этого самого шкафчика. А где он находится – можно понять по разбросанным в мире игры отрывкам личных дневников и прочим подсказкам. За доступ к некоторым жетонам придется повоевать с крысами, и без определенных предметов это будет проблемой.
Самая дефицитная категория расходников в игре – это патроны для оружия. Если вы рассчитываете на боевой хоррор, где главный герой лихо дает отпор всякой нечисти, то Amnesia: Bunker явно не для вас. Здесь каждая пуля на счету, и нужно трижды подумать, прежде чем высаживать три в приближающегося монстра (именно столько минимум нужно, чтобы он временно отступил и дал вам возможность ретироваться), и уж тем более тратить на дератизацию местности. Да и в общем и целом игра приучает геймеров к экономии и бережливости. Наш инвентарь органичен, многое туда не помещается, даже если увеличить количество слотов подсумками-расширениями. Поэтому приходится часть ресурсов сваливать в стоящий на базе сундук, периодически перекладывая туда-обратно нужные и ненужные вещи (прямо как в серии Resident Evil и других подобных хоррорах).
Приятные мелочи
Амнезия: Бункер вполне могла бы быть заурядным, ничем не примечательным ужастиком, коих на платформе Steam вышли уже многие сотни (если не тысячи). Но благодаря ряду фирменных фишек она смотрится на фоне других бюджетных выживастиков гораздо более презентабельно. Во-первых, это тот самый геймплей от Frictional Games с возможностью отыгрывать выполняемые действия. Если нужно открыть шкафчик, придется не просто нажимать клавишу действия, как делается в большинстве случаев, а зажимать кнопку мыши и тянуть на себя. Нужно открутить вентиль? Будьте добры совершать круговые движения с зажатой ЛКМ. Попадающие в руки предметы можно вращать, исследуя с разных сторон, большинство из них бросаются, перетягиваются и катаются по полу. Это добавляет интерактивности и разнообразия, хотя, как уже отмечалось ранее – количество способов применения этому всему оставляет желать лучшего.
Еще один крутой геймплейный элемент – это стрельба из оружия и его зарядка/перезарядка. В играх с этим обычно не заморачиваются. В среднестатистическом шутере человек перезаряжается с условными 6-ю патронами в обойме, после чего они каким-то магическим образом оказываются у него в инвентаре. Здесь же револьвер работает как надо – патроны виднеются в барабане и выстреливаются только после удара бойка по капсюлю, а после них остаются гильзы, которые можно периодически вытряхивать. Вы даже можете случайно высыпать на землю вполне рабочие патроны, пытаясь дозарядить оружие. Хотя это скорее негативный момент, чем позитивный. Тем более что разработчики забыли добавить возможность подбирать оброненные боеприпасы. Если вы их случайно высыплете, они безвозвратно исчезнут.
Что касается аудио-визуальной составляющей, то здесь все 50/50. Звук действительно удался на славу – скрежетания, топот и рев монстра, истошные вопли его жертв, смачные эффекты взрывов и выстрелов, все это хорошо слышится и ощущается, нередко помогая ориентироваться в пространстве, когда приходится выключать свет. Графика же хоть и не вызывает какого-то явного отторжения, но выглядит уже порядком устаревшей даже на высоких настройках. С другой стороны, отсутствие графических наворотов и отличный движок собственной разработки под названием HPL Engine (здесь мы видим его версию 3.5, использовавшуюся в Rebirth) позволили добиться высокой производительности даже на не самых мощных по нынешним меркам ПК.
Подведение итогов. Стоит ли играть?
Можно сказать, что у Frictional Games получилось создать концентрированный камерный хоррор, избавленный от всего лишнего – ненужных сюжетных перипетий и дополнительных активностей, лутания экспы и прокачки навыков (которую сейчас пихают везде, куда только можно). Здесь нас выпускают в ограниченное пространство и вынуждают выживать, противопоставляя свою смекалку животной агрессии и острому чутью монстра. Постоянное исследование окружающего мира и практически непрекращающееся преследование не дают заскучать на протяжении многочасового прохождения, даже несмотря на небольшие размеры песочницы, в которую игроков выпускают.
Amnesia: The Bunker нельзя назвать простой, но при этом она максимально дружелюбна к новичкам и позволяет быстро освоиться. Так что она наверняка понравится не только преданным фанатам серий Amnesia и Penumbra, но и людям со стороны, которые из представителей жанра знают только хайповые проекты последних лет вроде Alien Isolation или ремейков Resident Evil.
Подробная информация об игре в базе