Обзор Encased
В этот раз все довольно сложно, господа.
Перед нами – еще один изометрический проект из серии “мне нужно еще 30 часов, дабы распробовать эту вкусняшку, ты спрашиваешь, зачем мне личная жизнь, но что если я могу бесконечно перебирать варианты ответов в диалогах?”
Невероятно многообещающий и вводящий в экстаз проект уже с экрана создания пероснажа: перки, биографии, навыки…
Большое путешествие по большому открытому миру с помощью большой глобальной карты и знаков-локаций со случайными событиями и встречами, аномальные пустоши, постоянно пытающиеся проверить твой болт на прочность, мутанты, группировки, пошаговый “Fallout II” бой…
…Что могло пойти не так?
Как всегда, именно то, чего все и боялись.
Купол.
Купол, возникший где-то в США посреди какого-то штата, загадочный и непонятный, разом остановил холодную войну и заставил даже клятых советов пустить все ресурсы на взаимовыгодное сотрудничество всех стран, людей и рас [в 70-ые, ага, ага, подержи мое гетто] на благо будущего цивилизации.
Как видим, уже фантастика – но дальше больше.
Купол впускает, но не выпускает – и остается лишь надежда на то, что лучшие из лучших, отправленные под его оболочку, с помощью связи и специального порта передадут хотя бы данные о том, что внутри.
Все для того, чтобы Сидорович имел возможность кушать все более дорогую курочку на кордоне, да да.
Как видим, типичный sci-fi подход – но после попадания под Купол главный герой понимает, что тут без “кандехаем веселее” никуда.
Не буду спойлерить, но кое-что под Куполом происходит, и вуаля – добро пожаловать в локальный S.T.A.L.K.E.R/Fallout, где все в мусоре, банды сражаются друг с другом, а торговые караваны устали от нобегов.
И тут-то начинается очень приятное: свобода.
Никто не душит главного героя: да, есть основной сюжет, но если после прохождения обязательного пролога [вроде даже с разными вариациями его концовок] ты хочешь просто шляться по миру – это будет работать, и группировки будут выдавать квесты, снарягу и уважение твоим зачисткам крыс там, где они попросили.
Все доступно, шляйся, воюй, выживай.
Изометрия превращает это все в Kenshi, но в котором все работает, даже stealth: мародерство даст тебе много денег, бои – опыта, а воровство…
…Тоже опыт, тут почти ВСЕ дает опыт, даже удачное открытие запертого мусорного контейнера.
Это – невероятное подспорье для вариативности прохождения: от боевки до диалогов – за все игрок может получить очки опыта и еще сильнее развить нужный ему тип персонажа.
Мир можно изучать одному, можно повстречать самых разнообразных напарников, можно вообще доверить им боевку, а самому выезжать на диалогах.
Свобода, полная свобода.
Разнообразие и работоспособность диалогов вызывают срочное желание бахнуть игре наклейку “шедевр” и поставить на нужную полочку среди остальных: все работает, различные варианты ответов в диалогах приводят к разлиным последствиям, опыт валит тоннами за грамотный разговор с целью выудить какой-нибудь ключ у какого-нибудь недоверчивого NPC – пожалуй, разве что мировоззрение вроде как не меняется, но вот тут мой пробел – ибо на что-то диалоги в персонаже, кроме репутации, да влияют.
Репутация – то, что постоянно упускают современные разработчики, не осознавая, что игроку куда важнее ДОКАЗАТЬ ГРОУВ СТРИТ, ЧТО ОН ДОСТОИН ДОСТУПА В ВЕРХНИЙ КВАРТАЛ, нежели рожать ради этого вашего спасения мира непонятно зачем [в игре даже есть строчка, позволяющая ответить на “ТЫ НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС СПАСТИСЬ ВСЕМ ПОД КУПОЛОМ” фразой “спасибо, мне это неинтересно”, впрочем, вероятнее всего, потом придется вернуться опытным и прокачанным матерым Пустынным Шакалом и все же согласиться].
Репутация дает все у различных семи группировок: да да, аж семи.
От снаряги до помощи в других делах: это есть, это работает, это невероятно мотивирует проходить игру дальше.
Интерактивность – тут стоит просто выписать премию в размере десятилетней годовой зарплаты всем сотрудникам.
Потрогать, присесть, обшарить, понюхать, прочитать – взаимодействовать в от 1-го до 5-ти вариантов действий в зависимости от навыков и экипировки персонажа чуть ли не С ЛЮБЫМ ОБЪЕКТОМ В ИГРЕ – это разнообразно так же, как и количество перечисляемых слов в этом предложении.
Серьезно, не знаю, как, но видимо, руками миллионов детей-сирот разработчики сделали интерактивными миллиарды предметов в игре – возможно, для опытных игроков в жанре это не новость, но для меня это признак кропотливейшего труда над игрой.
И даже если что-то нельзя потрогать, на него как минимум можно взглянуть и увидеть его параметры в отдельном окне.
Да да, абзац слепого восхищения, можете пропускать, ах, черт, вы уже прочли его.
Но они действительно заслужили.
Прокачка персонажа – довольно особенная штука.
Есть куча параметров, но прокачиваются два вида навыков: боевые и прикладные.
Прокачка проста: жмем в нужном параметре плюсы на циферки, и вуаля, “ваш навык обращения с легким стрелковым оружием повышен, держите автоматически открывающиеся навыки на панель быстрого доступа и вот эти бутылки, чтобы потренироваться”.
Прокачал навык сильнее – автоматически открыл нужные способности, на доступность которых влияют стандартные “сила, ловкость, коррупция” – то есть, имея 100 навыка холодного оружия и 7 ловкости, персонаж получит навык “красиво швырять ножи”, но имея 100 навыка холодного оружия и не имея 7 харизмы, не получит навык “продай мне этот нож, и я возьму тебя на работу”.
И просто, и необычно в то же время – но, с учетом дополнительной возможности выбирать специальные перки по тому же принципу в соседнем окне прокачки – интересно.
А теперь, дети, вы готовы вкусить БЕЛАЗ ДЕГТЯ?! Я НЕ СЛЫШУУУ?!! ООООООООО…
Кто наполняет мир статичными NPC, которым плевать на действия персонажа, пока те не трогают их личный ящик?
Разработчики.
Кто создает stealth, ломающий поведение NPC, из-за чего внезапно крутая идея случайных событий – атак на поселения и города первращается в фарс, когда враги просто стоят на месте?
Разработчики.
Кто создает тысячу навыков, из которых нет смысла выбирать, ибо они похожи аки две капли воды, а эффективнее всего – стандартный выстрел?
Разработчики.
Вот вам точно такой ушат мягкой консистенции на голову, который вылила мне игра, когда я понял, что брожу по пустому миру, где имею доступ к любой локации, но мне в целом непонятно, на черта я обшариваю все эти ящики и вообще чем-либо занимаюсь, если всем ПЛЕВАТЬ?
Можно с чистой совестью без особого навыка stealth-а просто зайти в комнату в какому-нибудь крутому NPC-главе группировки и вынести ему всю хату, кроме его ЛИЧНОГО СЕЙФА, где лежат пара консерв и буханка хлеба.
Боевая система играется хорошо, но сводится к “жмем одну кнопку до победы. Хм, а это враг просто чуть более жирный, что же, придется жать одну кнопку чуть чаще”.
На 4 из 5 сложностей я не испытал ни одной преграды, кроме внезапных мин – ловшуки реализованы хорошо.
Но в остальном – зачем нужен открытый мир, если бродить по нему – аки посещать музей восковых фигур?
Ладно, эта претензия может быть спорной – но баги благополучно добивают гвоздь в крышку всего, сметая все возражения.
“Вас застали всраплох, но вы можете благодаря высокому навыку скрытности обойти соперников сзади и атаковать их первыми”.
Счастливый я жму сей вариант иии…
…Враги становятся неподвижны. Только недовольно охают, пока я расстреливаю их, три часа долбя одну кнопку.
Пленники, которых я должен вызволить, просят меня о помощи, но после выхода из диалога начинают орать “ТЫ ЧЕ ТУТ КРАДЕШЬСЯ, ПОХИТИТЕЛИ, ПОМОГИТЕ, МЕНЯ ПЫТАЮТСЯ СПАСТИ!!!”
Оханье, расстрел, я неуязвим, ибо присел на корты посреди драки.
Это всего лишь один баг – но есть и другие, причем в невероятной версии – разработчики умудрились воссоздать редкий, могущественный артефакт – afterbug-и.
Когда все ломается уже при заходе на локацию, но осознаешь ты это только спустя 15 минут, уже сделав роковой save после – если бы не моя старая-добрая oldfag-ная уловка сохраняться в три слота, я бы в какой-то момент запорол миссий эдак пять.
Я редко критикую игры за баги – но тут, потратив огромное количество труда и времени на проработку всей этой интерактивности и диалогов, разработчики забыли о банальной…
…Работоспособности.
И все же я это я.
И я рекомендую эту игру ради сюжета. Ради ее мира. И ради тех элементов, что работают, и очень хорошо.
Главное – не нажимайте кнопку stealth.
Иначе станете богом.
IC.