Banana и эпидемия кликеров в Steam
Цифровой магазин Steam, благодаря своей лояльной политике публикации игр, уже давно превратился в электронную свалку, куда порой вбрасываются совсем уж некачественные проекты. Забагованные, кривые, с полностью отсутствующим сюжетом и примитивным геймплеем, а то и основанные на ворованных ассетах. Но не так давно на сервисе вышла игра Banana, которая заткнула за пояс всех недобросовестных разработчиков и издателей, при этом оказавшись настоящим бестселлером с несколькими сотнями тысяч пользователей одновременного онлайна.
Содержание
Суть игры Banana и причины ее огромной популярности
Banana – самый примитивный представитель жанра кликеров, которого только можно себе представить. Все что игрокам нужно делать, это кликать на изображение банана в середине экрана и накапливать цифры на внутреннем счетчике нажатий. Все! Никаких целей, внутриигрового прогресса, разблокируемых бонусов, апгрейдов, как в других проектах clicker-тематики. Однако привлекает огромную аудиторию отнюдь не возможность покликать на банан, а возможность зарабатывать реальные деньги на полном автомате – пассивный доход. Он обеспечивается плотной интеграцией Banana с торговой площадкой Steam.
По сути, игрокам предлагается заниматься своего рода майнингом. Но не криптовалюты, а уникальных предметов в инвентаре Стима. Если заходить в игру каждые три часа, в инвентарь пользователя будет “дропаться” обычный банан, а раз в сутки будет шанс на получение особо редкого банана. Эти виртуальные предметы можно как продавать сразу на торговой площадке, так и хранить у себя. Разработчики утверждают, что в будущем эмиссия разных видов бананов будет прекращена, и это должно будет поднять общую ценность имеющихся в инвентарях игроков цифровых активов.
Кроме раздаваемых за вход в игру бесплатных бананов, существуют также платные – те, что не падают обычным способом. Их можно купить у разработчиков, воспользовавшись встроенным внутренним магазином. Стоят они сущие копейки, но так как желающих вложиться в бананы инвесторов более чем достаточно (судя по объемам торгов с этими бананами на торговой площадке, где за сутки только с одной разновидностью заключается по 40-50 тысяч сделок), доход создатели проекта получают явно немалый.
Дополнительно подогревает интерес геймеров постоянно развивающееся Discord-сообщество игры, где разработчики делятся своими планами о ее дальнейшем усовершенствовании, проводят конкурсы на дизайн новых бананов, в которых могут поучаствовать абсолютно все. Чтобы сделать собственный банан, достаточно лишь иметь базовые навыки работы в графических редакторах и уметь взаимодействовать с инструментами Steam Workshop. В общем, предложить свой дизайн может даже школьник – а попадет ли он в игру, уже зависит от креативности идеи и того, насколько популярной она будет у других пользователей. Есть как статические бананы в формате обычных изображений, так и с эффектными анимациями, создаваемые в Blender 3D.
Steam захлестнула волна подражателей/клонов Banana
Сообщество разработчиков мелких игр в Steam всегда следовало за трендами и старалось выезжать на популярных темах. Когда выстрелила небезызвестная Vampire Survivors, меньше чем через месяц стали появляться первые клоны, а позже их количество достигло нескольких десятков. Это же случилось и с Banana, которую, ввиду ее примитивизма, оказалось повторить еще проще. Одни разработчики предлагают кликать на яйцо, другие – на арбуз, третьи – на разноцветные яблоки. И везде люди получают возможность собрать свою коллекцию разнообразных картинок, оседающую у них в инвентаре и доступную для продажи на торговой площадке.
Само собой, клоны даже близко не приближаются к тем цифрам онлайна, которыми может похвастаться Banana. Но даже им удается стабильно набирать от 5 до 20 тысяч одновременно играющих пользователей. Это уже неплохой показатель, большинство инди-разработчиков о таком могут только мечтать. И не имеет никакого значения, что в действительности в эти игры никто не играет – их просто запускают в афк-режиме для фарма предметов. Создатели все равно имеют пассивный доход, прямо как те предприниматели, которые в свое время продавали кирки и лопаты золотодобытчикам и стабильно зарабатывали на охочих до легких денег людях.
Будущее Banana и аналогичных кликеров. Запретят ли их в Steam?
Идея игры Banana отнюдь не нова – это просто своеобразный “рерайт” криптовалютных NFT-проектов, находившихся на волне хайпа пару лет назад. Только подана она в более доступной оболочке, привлекающей даже школьников. Здесь не нужно разбираться с электронными кошельками, способами ввода и вывода средств, другими нюансами работы с криптовалютными активами. Достаточно просто выкачать несколько сотен мегабайт игры (в самом начале она вообще весила около 60-70 мегабайт) и время от времени ее запускать, чтобы получать халяву. Условия предельно прозрачны, а сам проект никаких правил Steam не нарушает. Поэтому в данный момент Banana вряд ли запретят.
Valve тоже заинтересована в подобных кликерах по очевидным причинам. Первая – это тот факт, что с каждой операции купли-продажи в Steam компания получает свой процент прибыли. Вторая – благодаря этим кликерам, которые люди запускают в афк-режиме, растет общий онлайн площадки (кстати, Стим недавно в очередной раз установил рекорд по посещаемости). Однако продавить запрет или хотя бы более жесткую модерацию таких игр могут сами пользователи магазина, которые уже начинающие негативно реагировать на очередных клонов Банана, оставлять к ним отрицательные отзывы и писать гневные сообщения на форумах этих проектов.
Чтобы не попасть в немилость к игрокам, новые кликеры с возможностью купли-продажи предметов на торговой площадке должны будут эволюционировать – предлагать не просто кликанье для галочки, а полноценный геймплей. Потенциал у идеи действительно есть, и ее можно успешно интегрировать в другие жанры. Например, в коллекционные карточные игры по типу Гвинт или Heartstone. Когда редкая карта становится не просто игровым предметом, а полноценно торгуемым товаром, игрокам будет куда интереснее ее добывать. Или же еще более интересный вариант – сделать торгуемыми персонажей в гача-играх вроде Genshin Impact. Игроки смогут продавать персонажей на вторичном рынке с уплатой комиссии разработчикам.
Ответ на самый главный вопрос – может ли рядовой игрок заработать на кликерах?
Разработчики, понятное дело, имеют с производства кликеров по типу Banana очевидную финансовую выгоду. Но насколько реальным является заработок на них рядовым пользователем? Практика показывает, что не все так радужно, как нам пытаются описать разработчики. Это можно понять по инвентарю среднестатистического добытчика бананов. Практически все выпавшие бесплатно образцы стоят от 6 до 20 рублей, а если выставить их на продажу, придется уплатить еще 15% комиссии. Максимум за день с одного аккаунта может быть добыто 8 бананов, и если вам не повезет получить особо редкий вариант с ценой от нескольких сотен или в пару тысяч рублей, то итоговый пассивный доход вряд ли вас порадует. Даже набежавшие киловатты на счетчике от работающего компьютера не компенсирует.
И чем активнее происходит майнинг бананов сообществом, чем чаще люди выкладывают свои лоты на торговой площадке, желая быстро избавиться от цифровых активов, тем сильнее демпинг цен. От него даже не спасает ограничение эмиссии старых бананов и выпуск абсолютно новых. А делать ставку на искусственно создаваемый дефицит, который обещают сделать разработчики – это по сути игра в рулетку. Нет никаких гарантий того, что предметы в долгосрочной перспективе подорожают. Ведь они, в отличие от предметов из условного Counter-Strike, не имеют никакой практической ценности. Скины на оружие в CS можно примерять, демонстрировать другим игрокам, а бананы и им подобные коллекционные предметы просто лежат в инвентаре.
Самым же главным недостатком Banana как способа заработка является полная подконтрольность рынка разработчикам игры. Создатели проекта могут легко “наделать” нужное им количество той или иной разновидности банана, вкинуть весь этот объем на торговую площадку и собрать приличную сумму денег с продаж, тогда как рядовые обладатели этого актива пострадают из-за снижения его стоимости. И это событие вполне реально, ведь в числе разработчиков игры были замечены люди, уже проворачивавшие pump-n-dump схемы с другими игровыми проектами. Шаблон был аналогичным:
- Стоимость цифрового актива всеми доступными способами “прокачивается”;
- Люди начинают интересоваться его покупкой для дальнейшего преумножения инвестиционного капитала;
- Держатель крупного объема этого актива выставляет все на продажу и получает крупную сумму на счет;
- Из-за переизбытка актива на рынке начинается демпинг его стоимости, а мелкие инвесторы терпят убытки.
Заключение
Инвестиционный кликер Banana не стоит воспринимать как возможность заработать. Если вы не профессиональный трейдер Steam, который фармит в промышленных масштабах и использует специализированное ПО для спекуляций на торговой площадке, то вам стабильные доходы не светят. Однако и чистым злом данный кликер не является. Само по себе коллекционирование бананов с последующим выставлением особо редких образцов в витрину своего профиля в Steam приносит определенное удовольствие любителям виртуального коллекционирования. И есть все предпосылки к тому, что идея Banana и его клонов в будущем эволюционирует в более интересные проекты.