Какие проекты спонсировал ИРИ в 2021 году и что будет дальше
Игровая индустрия заметно эволюционировала за последние годы. Это уже не нишевое развлечение, а многомиллиардный рынок, который в будущем обещает разрастись еще больше. Поэтому ни у кого не вызывает удивления тот факт, что российское правительство выразило свою заинтересованность в развитии отечественной игровой индустрии и спонсировании за государственный счет различных проектов от отечественных разработчиков. Сейчас за это ответственен так называемый “Институт развития интернета”, созданный по поручению президента Владимира Путина как координационный центр по производству контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Нетрудно догадаться, что подобные формулировки и наличие негативного примера в виде спонсируемых Министерством культуры Российской Федерации фильмов, редко когда находящих положительный отклик у зрителей, заставили общественность скептически отнестись к данной инициативе. Однако к реализации программы приступили в сравнительно короткие сроки, а ИРИ уже в 2020-2021 годах начал активно заваливать интернет-деятелей бюджетными средствами.
Кого спонсировал Институт развития интернета в 2021 году и сколько ушло денег
Если верить официальным данным, всего за 2020-2021 годы ИРИ выделил 13 миллиардов рублей на развитие рынка интернет-контента (3 миллиарда в 2020 году и 10 миллиардов в 2021-ом). Распределились они между пятью категориями проектов, среди которых, например, значатся видеоблогеры с патриотическим контентом и различные онлайн-ресурсы – нетрудно догадаться, что именно они поглотили большую часть финансирования. А вот до категории “программное обеспечение и игры” дошло всего лишь 123 миллиона рублей. Сколько всего конкурсантов разделили эту сумму, никто точно не знает. Известно только о трех вышедших в релиз проектах.
№1. Объемная история
“Объемная история” за авторством студии VRT представляет собой образовательную визуализацию на тему истории России, демонстрирующую различные памятные события в формате мини-игр и панорамных видео с возможностью обзора в 360 градусов. Тут есть и освобождение Москвы от поляков в 1612 году, и первый полет в космос, и водружение красного знамени на вершину берлинского Рейхстага. Звучит достаточно интересно, однако ввиду минимальной интерактивности на полноценную игру данная разработка совсем не тянет. Уже одна только графика удерживает потенциальную аудиторию от нажатия на кнопку “Установить”.
Проект предназначается исключительно для шлемов виртуальной реальности HTC Vive и является абсолютно бесплатным – его можно свободно загрузить на платформе Steam. И вот этот факт эксклюзивности является особенно забавным. Ведь чтобы образовательный проект мог образовывать, ему нужно как минимум быть доступным. А так как ни одна из сорока тысяч школ в РФ не укомплектована устройствами виртуальной реальности, никто результата вливания бюджетных денег так и не увидел. С 9 октября 2020 года проект получил всего 7 отзывов в Steam, три из которых были оставлены мимо проходившими иностранцами.
Основатель студии VRT Константин Негачев не стал разглашать точное количество средств, затраченных на создание Объемной истории, аргументируя это заключенным с Институтом развития интернета договором о неразглашении. Однако если ознакомиться с особенностями выделения грантов ИРИ, можно не без оснований предположить, что полученная разработчиками сумма находилась в диапазоне 20-30 миллионов рублей, а может даже и превысила этот порог. Даже если учесть, что финансирование было выделено не только на разработку, но и на маркетинг и сопутствующие расходы, то качество итогового продукта явно не тянет на такие деньги.
№2. Космос наш
В этом увлекательном мобильном приложении, где задействуются функции AR (дополненной реальности), вы сможете в ненавязчивой игровой форме изучить историю российской космонавтики – от советских времен до прекрасного настоящего.
В отличие от предыдущего проекта, здесь создатели уже попытались развлечь аудиторию несколькими мини-играми. Здесь геймеры и на Марсе смогут побывать, и спасти Землю от космического хлама. Помимо режима с озвучиванием диктором исторических событий и набора забавных фактов о космосе, здесь есть целых три мини-игры:
- Полет на Марс – здесь мы должны будем собирать разные полезные ископаемые с помощью марсохода, после чего он погрузится на космический корабль и улетит;
- Дальний Космос – своеобразная версия гоночек в Тетрисе, только теперь мы должны будем уклоняться от летящих на нас астероидов. Со временем скорость возрастает, но никакой сложности игра все рано не представляет (все медленно, а запаса жизней хватает);
- Защити планету – режим предлагает стать космическим мусорщиком и убирать обломки спутников, непонятно откуда взявшиеся на орбите автомобили и прочий хлам, втягивая его гравипушкой. В финале появляется метеорит, который нужно этим мусором расстрелять.
“Космос наш” доступен в качестве бесплатного приложения для iPhone и iPad, а также в формате браузерной игры для пользователей социальной сети ВКонтакте. Что примечательно, со временем добавили поддержку устройств без AR, так что теперь сыграть в проект могут все. Проблема только в том, что контента здесь максимум на 15 минут игрового времени. Все мини-игры легко проходятся с первого раза, а в разделах с интересными фактами и историческими событиями очень мало информации. Очень сложно при таких вводных поверить, что оценка в 4.3 балла из 5 реальна, а не накручена при помощи заказных отзывов на специализированных биржах.
Такого мнения придерживаются и аналитики из Российской ассоциации электронных коммуникаций. По словам главного аналитика Карена Казаряна, несколько сотен положительных отзывов в течение всего 10-ти дней после релиза – это один из косвенных признаков накрутки. Да, аудитория у AppStore и Google Play огромная, но и разработчиков тоже приличное количество – без правильного маркетинга добиться популярности будет непросто. А вразумительной рекламной кампании, как нетрудно догадаться, у “Космос наш” не было.
№3. Москва 41
Эта игра и по совместительству образовательное приложение посвящена одному из самых значимых периодов истории России – Великой отечественной войне. А именно – событиям 1941 года, включая битву под Москвой. В разделе “Хронология Второй Мировой” можно посмотреть временную линию и изменения на карте Европы в период с 1939 по 1945 год. Все это сопровождается комментариями с озвучкой русскоговорящего диктора. А в меню “Интересные факты” рассказывается о распорядке дня солдат Красной армии, чистке оружия, рационе питания и многом другом, о чем современная молодежь, возможно, захочет узнать.
Игровая составляющая проекта Москва 41 сводится к мини-игре в формате викторины с выбором вариантов ответов. Она должна проверить знания геймера о различных сражениях и операциях ВОВ. Вам придется из числа доступных опций выбирать ту, которая, на ваш взгляд, является правильным решением – например, идти в наступление, удерживать оборону или сдать позиции. Контента у проекта ужасающе мало, однако это не помешало ему в кратчайшие сроки получить внушительное количество пятизвездочных отзывов (и немного четырехзвездочных – для убедительности). В целом, идея приложения неплохая, однако ему трудно удерживать игроков более получаса.
Смутное время российского геймдева
Так, а игры где? – наверняка спросите вы. Ведь всё, представленное ранее, особо не тянет на мечту российского школьника. Домики строить нельзя, караваны грабить тоже. В основе нет увлекательного геймплея и красивой картинки, способной привлечь молодых людей и заставить их заинтересоваться историей своей страны. Особенно учитывая тот факт, что на расстоянии вытянутой руки от них находятся проекты уже давно зарекомендовавших себя зарубежных компаний. Взять хотя бы серию Assassin’s Creed от французов из Ubisoft, которая предлагает передовую графику, интересный игровой процесс, а в некоторых частях присутствует и образовательный режим, в котором можно осматривать исторические объекты и слушать комментарии виртуального гида.
Можно ли соперничать с такими крупными конкурентами за внимание аудитории? Только при наличии серьезного финансирования. Поэтому до конца 2022 года все тот же Институт развития интернета пообещал выделить на субсидирование отечественных проектов миллиард рублей. Это обещают быть уже не просто местечковые образовательные проекты, подобные рассмотренной ранее тройке – речь идет о полноценных релизах, которые будут продаваться как на территории России, так и в дружественных или относительно дружественных странах (судя по заявлениям Алексея Гореславского на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме, о западном рынке сейчас речи не идет).
Самым амбициозным и вместе с тем широко обсуждаемым проектом стала Смута – масштабная Action/RPG о событиях Смутного времени, получившая впечатляющую по меркам отечественного геймдева сумму. Разработчикам из новосибирской студии Cyberia Limited выделила 260 миллионов рублей (правда, сама студия утверждает, что грант пока не получила), и далеко не факт, что финансовые вливания не продолжатся. Читайте также: «Смута. Достаточна ли смета?».
Общий бюджет проекта, учитывая, что ИРИ финансирует обычно от 50 до 70%, может превышать 500 миллионов. Такой размах, с одной стороны, очень радует. С другой – вызывает определенные вопросы. Например, как коллектив, ранее лишь помогавший другим разработчикам клепать мобильные игры на Unity, может к 2024 году выдать качественную АА-игру в стиле Ghost of Tsushima (именно её назвали в качестве ориентира сами девелоперы).
Заключение
В настоящее время не представляется возможным дать точную оценку всей этой затеей с государственным финансированием разработки игр. С одной стороны, людей пугает возможный риск попила бюджетных денег и попадания выделенных средств к студиям, которые ранее себя никак не зарекомендовали. Да и в целом уже дошедшие до релиза проекты не вызывают абсолютно никаких положительных впечатлений. Во многом это объясняется тем, что ИРИ установил для получателей финансирования слишком сжатые временные рамки, обязав сдать итоговый результат до конца 2021 года. И получилось что получилось.
Однако выводы были сделаны, а условия конкурса изменены. Теперь финансирование будет растягиваться на более длительный период времени, причем деньги разработчики начнут получать дозировано, по факту проделанной работы. В будущем – в период со второй половины 2022 года по 2024 год – мы сможем наблюдать за выпуском уже полноценных игровых проектов (или хотя бы получать новости о ходе разработки, лицезреть скриншоты и трейлеры). И вполне возможно, что какие-то из этих кирпичиков заложат основу для появления в будущем отечественного ААА-гейминга.
Подробная информация об игре в базе
ИРИ спонсировал-спонсировал, да не вынаспонсировал, получились какие-то поделки.