Смута. “Спалившийся” пиарщик и новые подробности об игре

С момента анонса исторической Action/RPG Смута, создаваемой ранее ничем выдающимся не отличившимся коллективом Cyberia Nova, прошло уже немало времени. И хайп по проекту, которого никто не ждал, и в который никто не верил, уже успел поутихнуть. Да и откуда было взяться пользовательскому интересу, когда не было никаких оснований полагать, что анонсировали не очередной попил бюджетных денег (напомним, разработчики получили 260 миллионов рублей от Института развития интернета), а вполне реальную игру. Показанные еще в прошлом году концепты уж точно людей не убедили.

Но прошло некоторое время, и Смута снова всплыла в интернет-пространстве, причем в формате “утекшей в сеть” альфа-версии. Почему “утекшей” в кавычках? Да потому что сама история так называемого слива выглядит максимально нереалистично. 17-го мая в популярной соцсети для геймеров DTF.ru была размещена публикация, в которой некий GoodWin (он же Sergey Fedorcov) похвастался, что стал обладателем свежего дев билда Смуты для инвесторов. И теперь может поделиться подробностями о грядущем проекте. Само собой, автор темы не смог подтвердить источник информации, и в конце концов совсем запутался в показаниях – то ему диск на голову свалился, то игра оказалась установленной на купленном б/у ноутбуке с Авито.

Бдительные постояльцы бело-голубого сайта быстро разобрались, что их пытаются водить за нос, и начали свое расследование в отношении GoodWin. Сначала они обратили внимание на молодой возраст аккаунта и отсутствие на нем активности, связанной с другими обсуждениями на сайте. Затем у Сергея (если это его настоящее имя) вообще стали требовать подтверждения своих слов и размещения билда в открытом доступе, но тот делиться с другими пользователями интернета отказался, как и предоставлять другие “пруфы” существования слитого билда.

Смута. Она реально существует
Несмотря на то, что сама история со сливом выглядит сомнительно, есть в ней и позитивные моменты. К примеру, мы действительно можем посмотреть на черновой вариант геймплея (а его в показанном видео аж целых 18-ть минут) и в общих чертах представить себе качество готового продукта. А еще вы гарантированно поднимете себе настроение, если послушаете местные диалоги, которые пока еще не озвучены профессиональными актерами, а начитываются кем-то из разработчиков – пиратские переводы из 90-х и начала нулевых нервно курят в сторонке. На текущей момент о ситуации с разработкой известно следующее:
- Игра разрабатывается на Unreal Engine 5. Разработчики стараются создать аутентичное окружение, соответствующее реалиям смутного времени. Бревенчатые избы, белокаменные церквушки с золотыми куполами и прочие древнерусские ассеты прилагаются – красота то какая, лепота;
- Мир в Смуте будет не камерным, но и не слишком большим – скорее, полуоткрытым. В данный момент в игре есть множество заданий, которые можно пройти от начала и до конца, и даже квестовые цепочки. Но из-за того, что сюжетного контента сейчас добавлено лишь около 30-ти процентов, мир кажется пустоватым (возможно, к релизу это изменится);
- Механик в игре планируется большое количество, но в показанном билде мы можем только понаблюдать за визуальной составляющей, диалогами и посмотреть на местный недоделанный стелс. Боевая система, судя по всему, еще не готова быть выставленной на суд общественности. Разве что на одном из показанных скриншотов можно увидеть классическое древо навыков с тремя ветвями – атака, защита и ярость. Чтобы получить очки прокачки, придется сражаться с врагами, делать квесты и повышать репутацию у различных фракций;
- В Смуте не будет авторегенерации здоровья. Вместо этого князь Милославский (главный герой) будет отпиваться из фляжки с живой водой. Впрочем, вряд ли разработчики решили пойти по пути хардкора и делать очередной клон Dark Souls.

Если и сравнивать игру с какими-то знаковыми для игровой индустрии проектами, то здесь скорее напрашивается ассоциация с Assassins Creed: Valhalla и Kingdom Come: Deliverance. Стилистически Смута очень их напоминает. Разве что теперь события будут происходить на просторах древнерусского государства, а за ориентир для сценария возьмут книгу “Юрий Милославский, или русские в 1612 году”. Даже сам автор “слива” подтверждает, что пролог еще хоть как-то пересекается с первоисточником, а затем уже начинается художественный вымысел. Тут мы и людей спасаем, и по мелким поручениям имеем возможность вдоволь набегаться. Все в этом плане достаточно стандартно, и каких-либо инноваций ждать не стоит.
О производительности сейчас говорить смысла нет – все-таки проект находится на зачаточной стадии. Однако GoodWin все-таки поделился подробностями об оптимизации. Проект умудряется нагружать в честном 4К разрешении даже топовую видеокарту RTX 4090, выдавая на ней чуть больше 20-ти кадров. Разумеется, если вы не из тех геймеров, кто запускает все на максимальных настройках или не играет вообще, можно будет просто прикрутить те или иные параметры, в конце концов, подключить DLSS. Он здесь имеется и должен хорошо работать. Другие настройки показаны на скриншоте ниже.

Подведем итоги. Когда ждать релиза?
Как бы кто не относился к отечественным ура-патриотическим играм, но нет смысла отрицать – людям наверняка захочется посмотреть, что может выйти у никому не известной студии, если ей дать 260 миллионов рублей грантов + еще несколько сотен миллионов денег инвесторов (общий бюджет, согласно некоторым источникам, переваливает за полмиллиарда). Показанное пиарщиками дает понять, что разработка действительно идет – есть общая задумка, ресурсы для создания не самой плохой визуальной составляющей, какой-никакой сюжет. Некоторые моменты приятны глазу и заставляют немножко поверить в наш игропром, другие же вызывают кринж и ассоциируются с трэш-играми нулевых.

О том, когда выйдет долгожданный хит (и выйдет ли вообще), можно только догадываться. Но одно ясно точно – конец 2023 года, это слишком оптимистичный прогноз, не имеющий с реальностью ничего общего. Судя по показанному, слишком многое еще придется доводить до ума, переделывать и оптимизировать, чтобы показать игру, за которую не стыдно. Так что ждем Смуту где-то во второй половине 2024 года.
Подробная информация об игре в базе