Как из инди команды вырастить известную студию?
«Сотруднику важно понимать, что работая в проекте, он не время зря потратил, а вырос и стал другим»
19 февраля в Калининграде состоялась первая публичная встреча в рамках Открытой Программы акселератора PlayPort. Эксперты из игровой индустрии обсудили, как из инди команды вырастить известную студию. А именно, какие ресурсы нужны для роста и развития, и как построить эффективную команду и управлять ею.
Забегая вперед, скажем, что главный ресурс, о котором необходимо позаботиться любой начинающей игровой студии — это, собственно, люди. От команды будет зависеть качество создаваемого продукта, рост и развитие, от людей во многом зависит, какие и в каком объеме инвестиции будут привлечены. Поэтому самое главное, в чем должен разбираться владелец студии на старте бизнеса и в дальнейшем — это в людях.
В разговоре приняли участие Сергей Гимельрейх (R&D гейм-дизайн эксперт в Creative Mobile), Роман Малахов (CEO Panzerdog) и Вадим Старыгин (независимый разработчик игр). Публикуем главные выдержки из их дискуссии.
Содержание
С чего начать набирать команду?
Роман Малахов
Делать что-то в одиночестве — это как таскать людей на носилках одному. И тебе неудобно, и людям на носилках мало радости. Вот тогда и возникает понимание, что нужны еще люди в команду. Но если взял одного – хочется взять и третьего, чтобы он шел рядом с вами, и поддержал носилки в случае чего.
Вадим Старыгин
Для того, чтобы инди-проект начал свою работу, достаточно одного человека. Иногда даже этого много, когда начинается внутренний конфликт. Люди часто недооценивают то, что каждая игра — это произведение искусства, с этим связано много нюансов. Одного человека на старте вполне достаточно, особенно сегодня, когда делать игры достаточно просто, и на это даже не нужно финансирование.
Нужна команда? Начните с себя. Помимо soft skills важны hard skills. Нужно самому быть офигенным молодцом, чтобы искать классных сотрудников в команду. И уметь что-то, и быть хорошим коммуникатором.
Сергей Гимельрейх
Подчас одиночке сделать игру проще, чем если людей больше одного. А вот когда в проекте два или три человека, возникают конфликты, и проекты умирают, потому что если проект тебя не кормит, довольно сложно поддерживать мотивацию других людей. Ведь их ничего не связывает, и обязательств нет.
На самом деле, в очень маленьких командах очень широкие компетенции у всех. Вам приходится залезать на территорию друг друга, чтобы уметь поддержать в нужный момент. Когда команда растет, у людей появляются более узкие компетенции, а иерархия усложняется. На высоком уровне, когда команда разрослась, с наймом легче — ты более конкретно знаешь, что тебе нужно. В инди команду же нужны генералисты, которые знают много всего.
Как понять, что специалист вам подойдет?
Роман Малахов
Мне всегда было очень просто программистов нанимать — потому что есть опыт общения и самостоятельной работы. Но это приводит к тому, что на любую позицию ты ищешь человека, который похож на тебя. Даже если ищешь дизайнера, и он не очень хороший дизайнер, но умеет неплохо программировать —кажется, что он идеальный человек!
В какой-то момент вы должны перестать принимать все решения по найму самостоятельно, вам нужны в команде руководители и эксперты в своих областях – чтобы они нанимали людей.
Вадим Старыгин
У меня все обычно начинается с первого таска. Если человек справился и ему понравилось — начинаем думать о сотрудничестве. В маленьких командах вообще все имеет значение, в том числе общение — и важно, чтобы не было “красных флагов” в самом начале.
Сергей Гимельрейх
Важнее всего на старте — коммуникативные способности специалиста. С человеком должно быть комфортно общаться, он должен уметь самостоятельно контролировать себя. Когда команда маленькая, больше работает мотивация людей, а не какие-то приказы извне. Поэтому хорошо, если ты смог зажечь человека своим проектом, он самодисциплинирован и горит им.
Не должно быть ощущения, что контролируешь человека, ему должно быть интересно. Это равноправие ответственности.
Вадим Старыгин
Большинство людей предпочитают получать команды и выполнять их. В маленькой команде больше свободы, но и больше ответственности у каждого из участников. Вы не сможете работать с человеком, которому нужен начальник.
Где искать специалистов?
Сергей Гимельрейх
У меня оффлайн-знакомства на конференциях и джемы работают лучше, чем онлайн. Но в онлайне мы цепляемся за конкретные идеи и концепции, и это тоже хорошо.
При этом я знаю профессиональных людей, которые не умеют рассказывать о своих проектах на конференциях. В этом очень помогают стримы, потому что когда камеру ставишь и рассказываешь — гораздо легче научиться быстро наговаривать. Смотришь просто в камеру, и тебя не пугает аудитория.
Роман Малахов
Но пусть не складывается впечатление, что главное — производить впечатление. Важно не казаться, а быть: классным художником, за которым пойдут программисты, например. Если вы чего-то добились и в чем-то крутой, вас облепят, и вы будете думать — брать или не брать?
Площадки для профессионального нетворкинга
Как мотивировать сотрудников?
Сергей Гимельрейх
Существуют три мотивации: деньги, крутые задачи и знания. Например, знания очень важный для студентов. В некоторых компаниях есть интернатура, студенты приходят работать, получают стипендию. Они получают знания и возможность общаться с экспертами. Участвуют в по-настоящему крутых проектах.
А деньги — очень плохой мотиватор. Существует ряд специализаций, которые без денег не работают. Но если человек чисто формально выполняет работу за деньги, у него всегда получается хуже, чем у того, кому проект нравится. Даже если он крутой профессионал.
Роман Малахов
Хотел бы я оказаться в ситуации, в которой все решают деньги. В реальности это не так. В Кремниевой долине как-то обнаружили, что есть специалисты, способные решать задачи на совершенно недостижимом уровне — и их единицы. Если у вас маленькая команда, вам нужны люди, которые способны работать за десятерых. Если у вас много денег — вы просто наймете больше людей.
Как удержать людей?
Сергей Гимельрейх
Если у вас инди команда, в которой вы не платите зарплату, способов удержать кого-то не так много. Но любая визуализация продлевает жизнь разработчиков в проекте. Кидайте в рабочие чаты картинки, они должны видеть, что проект развивается.
С людьми надо говорить, они не должны чувствовать себя забытыми. Организуйте совместные мероприятия: например, можно поехать на какую-то конференцию продвигать ваш продукт.
Еще очень важен фидбек. Как только у вас появляется ранний прототип игры, ее надо закидывать всюду. Социальный капитал удерживает людей.
Роман Малахов
Человеку нужно показывать, что он растет. Он должен понимать, что работая в вашем проекте, он не время зря потратил, а стал другим.
Приём заявок в акселератор PlayPort продолжается до 10 апреля. Подробности ищите на https://playport.org/accelerator